СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Урок фортепиано как этап становления личности ребенка»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Урок фортепиано как этап становления личности ребенка»»









МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

«УРОК ФОРТЕПИАНО КАК ЭТАП СТАНОВЛЕНИЯ

ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА»







РАЗРАБОТЧИК

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

ОТДЕЛЕНИЯ ФОРТЕПИАНО

КУРИСТ СВЕТЛАНА ЮРЬЕВНА










I. ВВЕДЕНИЕ

В наше время образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию. Формирование личности ребенка – первый шаг в его подготовке к взрослой жизни. Это важная задача родителей и общества, и она не ограничивается лишь обучением определенным навыкам. Чтобы воспитать зрелую личность, необходимо не только рассказать ему о дисциплине, уходе за собой и тому подобном, но и привить морально-этические нормы, духовные ценности.

Поэтому процесс обучения должен быть направлен не только на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и на разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека. Формирование личности – сложный процесс, не прерывающийся ни на одном этапе человеческой жизни. Попросту говоря, он бесконечен. Само понятие «личность» весьма многогранно, и существует два популярных профессиональных взгляда на это явление. Один из них гласит, что формирование личности ребенка зависит от природных врожденных данных. Второе мнение указывает на то, что личность – социальное явление, и лишь социум оказывает влияние на ее формирование.

К сожалению, сегодняшние данные социологического исследования констатируют вытеснение эстетических потребностей, ценностей на последние места в иерархии основных содержательных компонентов подрастающего поколения. Причины подобного явления отмечают многие педагоги – практики на страницах педагогических журналов. Это - выгодные сегодня: прагматизм, рассудочность и бездушие, невнимание к ближнему и вообще к человеку, пренебрежение к нравственным ценностям. Часто можно слышать сетования учителей на отсутствие у детей познавательных потребностей, их пассивность в учебной деятельности, нежелание читать и т.д. К этому можно добавить еще целый ряд социальных и психологических проблем: отсутствие навыков и умений игровой деятельности, а также тех, что необходимы для установления и поддержания социально-позитивных взаимоотношений в детской среде, дефицит разновозрастного общения. По сути, весь период жизни человека, от рождения и до зрелого возраста – это и есть процесс личностного роста либо деградации. Считается, что развитие происходит в деятельности, значимой для личности. Движущей силой можно назвать внутренние противоречия между потребностями взрослеющего ребенка и реальной возможностью их реализации. Деятельность ребенка практически всегда определяется родителями, в той или иной мере направлена ними. Вывод: процесс воспитания – ведущий фактор в формировании личности ребенка.

Особенность музыкального воспитания (обучения) заключается в том, что его методика нацелена на стимулирование всестороннего развития ребенка, расширение представлений о неограниченности его способностей, поддержание интереса к избранному виду творческой деятельности. Обучение музыке - одно из важнейших элементов воспитания человека. Главной целью всей музыкальной работы с детьми постоянно остается выявление и развитие творческих способностей. Мы не можем учить только тому, что надо играть на фортепиано. Преподаватель должен быть воспитателем. Музыка тесно связана со всеми переживаниями человека, в ней раскрывается его духовный мир, и механически учить этому нельзя. Если ты не любишь ученика, то не будешь хорошим преподавателем. Прежде чем воспитывать детей, мы должны воспитывать сами себя. Каждый ученик – живая, растущая и, притом, изменяющаяся личность. Чтобы что - то двигать, нельзя самому стоять на месте. Сегодня твой ученик таков, а завтра он другой. И ты, преподаватель, не имеешь права проглядеть эту перемену.

С начала 2000-х, когда в нашу жизнь вошли компьютеры, смартфоны и другие цифровые устройства, мир стремительно стал меняться. Мы всё больше времени стали проводить за компьютерами, в молчаливой сосредоточенности замирая перед мониторами, вследствие чего живое человеческое общение резко сократилось в нынешнем обществе. Это не могло не отразиться и на детях, которые тоже стали меньше уделять времени процессу говорения. Как известно, что устная речь играет важную роль в развитии мышления маленького ребенка, логики, внутреннего мира человека и многих других процессов в формировании личности.

Молодое поколение как носитель будущего в развитии человечества активно адаптируется к стремительному темпу современности, где порой уже нет места дружескому диалогу, спокойному созерцанию, неторопливому размышлению, то есть всему тому, что присуще музыке. В этой связи актуальность работы преподавателей музыкальных школ и школ искусств, на наш взгляд, заключается в том, чтобы:

- сохранить лучшие традиции русской музыкальной школы;

- обогатить мировой опыт в области музыкального образования самыми передовыми методическими разработками, используя возможности цифровизации;

- осуществить преемственность поколений в деле освоения музыкального искусства.


II. Обучение игре на фортепиано – как этап становления личности ребенка.

Известно, что формирование личности ребенка состоит из нескольких фаз:

1.Адаптация. Длится с рождения и до подросткового возраста.  Индивидом усваивается социальный опыт – он адаптируется, подражает, приспосабливается. При адаптации происходит активное перенимание общественных норм и овладение различными формами деятельности. Показав в группе собственную индивидуальность, ребенок не может проявить себя как личность до того, как освоит имеющиеся в группе нормы. Он чувствует необходимость быть таким, как другие, максимально адаптируясь в обществе. Речь может идти о детском садике или школе. Групповая деятельность может спровоцировать возникновение благоприятных условий для формирования личности ребенка и тех черт, ранее не присущие индивиду, но которые характерны для прочих представителей группы.

2. Индивидуализация. У ребенка появляется желание противопоставить себя другим, выделиться. Формируется критическое отношение к нормам общества и установленным социальным правилам. Толчком к индивидуализации становятся противоречия между полученным итогом адаптации и не удовлетворенной на начальном этапе потребности в персонализации. Начинается поиск методов, помогающих в обретении индивидуальности, ее фиксации. Это может проявляться в поведении, одежде, речи и так далее. Если при формировании личности ребенка он успешно справился с адаптацией, то постепенно он начинает понимать, что индивидуальность теряется. Индивид мобилизует внутренние ресурсы, начинает поиск общества, способного обеспечить необходимую персонализацию.

3.Интеграция. У ребенка появляется желание отыскать свое место в социуме, вписаться в общество. Интеграция проходит легко, если общество принимает человека. Возможны и иные результаты. Человек всячески пытается сохранить свою непохожесть, что ведет к агрессивному взаимодействию с обществом и людьми. Интеграция характеризуется противоречиями между желанием субъекта продемонстрировать собственную индивидуальность и желание общности культивировать и одобрять только те индивидуальные качества субъекта, которые имеют соответствие с ее предпочтениями.

Существует мнение, что одним из важных направлений формирования личности на первом этапе является адаптация через «мир искусства». Почти все виды музыкальной деятельности в самых первоначальных основах доступны детям и обеспечивают разносторонность их музыкального и общего развития. Через воспитание эстетического отношения к окружающей жизни, через развитие способностей эмоционально воспринимать строй чувств и мыслей, выраженных в произведениях, ребенок входит в образ, верит и сам действует в воображаемой ситуации. Влияние музыки побуждает его к «дивной способности радоваться за других, переживать за чужую судьбу, как за свою». Посредством обучения в ребенке могут раскрываться и другие способности, которых ранее не замечали. Приобретение дополнительных навыков позволяет ребенку выделяться среди других детей, привлекать их заинтересованное внимание, а значит, чувствовать интерес к себе со стороны окружающих, достигать успехов и получать признание, что также является значительным стимулом в личностном развитии и преодолении сложностей и трудностей, которые могут возникнуть на жизненном пути.

«Игра на фортепиано - движение пальцев; исполнение на фортепиано - движение души. Обычно мы слышим только первое», писал А. Рубинштейн. Познание мира через звуки музыки особенно в раннем возрасте позволяет раскрыть еще неограниченные социальными рамками творческие способности ребенка, помогает сформировать его эстетические пристрастия. Освоение фортепианной техники не требует от начинающего пианиста значительных усилий, во многом обучение представляется ему как новая, интересная игра. Между тем, обучение фортепианной игре – сложный и многогранный процесс. Он включает в себя не только пианистическое развитие ученика. Необходимым элементом развития является также и расширенная воспитательная работа. Ее основные направления:

- воспитание мировоззрения и моральных качеств личности учащегося;

- воспитание воли и характера, эстетических вкусов и любви к музыке;

- раскрытие интереса к труду и умение работать.

В своей практической деятельности преподаватели по классу фортепиано сталкиваются с таким явлением, как снижение мотивации к домашним занятиям у большинства учащихся и, как следствие, к снижению скорости прохождения музыкального материала в классе. Проблема заключается в том, что нам, преподавателям по фортепиано, не всегда удается отойти от модели музыкального образования, принятой ранее, и на которой воспитывались многие из нас. А именно, от той модели, когда признаком успешной работы преподавателя считалось умение пройти как можно больше музыкального материала за короткий период времени, что иногда имело и свои отрицательные последствия. В настоящее же время, чтобы достичь положительных результатов, необходимо уделять гораздо больше внимания развитию личности учащегося, используя при этом широкий спектр средств и форм педагогической деятельности. Музыкальный опыт детей еще очень прост, но он может быть достаточно разнообразным.

Преподаватель фортепиано, воспитывая ученика, стремится к его художественному и техническому совершенствованию в пределах возможного, не допуская небрежности ни в предварительной работе, ни в исполнении. Одна из первоочередных задач на уроке фортепиано – это развитие внутреннего слуха, которому способствуют мыслительные практики. Начинать работать в этом направлении надо с первых уроков, самых простых пьес. Если работать от простого к сложному, то ученик по-другому и не мыслит. Материал усложняется, но принцип остаётся прежним. Остановимся на некоторых из них. Игра на столе по памяти выученную пьесу с правильной аппликатурой. Ребёнок представляет внутренним слухом, как звучит пьеса и старается точно «исполнить» её на столе. Ещё один приём, при помощи которого укрепляется связь зрения со слухом - это слушать запись пьесы в хорошем исполнении и смотреть в ноты. При разборе пьесы можно разбить её на удобные части (предложения или фразы в зависимости от произведения) и сделать подробный гармонический анализ произведения, записав его цифровкой. Эта запись может служить подсказкой при начальном исполнении наизусть.

Более сложный вид работы- это смотреть в ноты и играть на столе, а затем закрыть ноты и играть по памяти пьесу по предложениям. Когда пьеса уже выучена, можно предложить играть с преподавателем наизусть: ученик левую руку, преподаватель- правую и наоборот. А также играть одну руку на фортепиано, а вторую - мысленно (на крышке инструмента, на коленях и т.д.), менять руки. Ещё один вид работы - записать по памяти ноты простых песенок, хорошо известных с детства. Можно предложить ребёнку написать свою фактуру, сочинённую к данной пьесе. Это надо делать не за инструментом, а по памяти, предложив ребёнку игру «в настоящего композитора».

Техническая работа, начальный период разучивания произведений, когда непосредственные художественные задачи временно отодвигаются на второй план и требуется настойчивая, часто утомительная работа, над отдельными частями произведения, концентрация усилий воли и дисциплина приобретают особо важное значение. Развивая целенаправленную волю ученика, педагог помогает формированию его личности, прививает терпение, любовь к труду. Все эти качества необходимы в сложном, но прекрасном труде музыканта. Проявление воли в работе может рассматриваться не только как условие труда, но и как качество исполнения. Волевое начало в исполнении рождает яркость, ритмическую организованность. На сцене у одних учеников малейшие неприятности вызывают панику, которую они не в состоянии побороть. Волевой ученик, наоборот, проявляет в таких случаях отличное самообладание. Далеко не всем педагогам удаётся решить проблемы, связанные с воспитанием воли и трудолюбия ученика. Нередко от педагогов можно услышать, что большинство их учеников мало занимаются, ленятся, аморфны, у них отсутствует воля и инициатива. Причины этого могут быть различными. Ведь для шести-семилетнего ребёнка освоение фортепиано – чрезвычайно сложная задача. Ноты надо не только читать, как букварь, но и находить их на клавиатуре, знать и чувствовать их временную организацию, управляя при этом сложнейшими двигательными процессами. Такая психофизическая и интеллектуальная нагрузка может быстро отбить у ученика желание заниматься музыкой. Поэтому столь важным, особенно в начальный период обучения, является фактор мотивации занятия музыкой.

Современная педагогика предъявляет высокие требования к профессии преподавателя. Чуткий преподаватель - это, прежде всего, прекрасный знаток сложной психологии ребенка. Именно он закладывает фундамент всему тому, что в личности ребенка будет определяющим, какую позицию он займет по отношению к музыке. Сила воздействия преподавателя на ребенка является чрезвычайно важным фактором обучения. Преподавателю, как уже сложившейся личности, отводится ответственная роль, так как очень часто это первый учитель в жизни ребенка. Преподаватель по классу фортепиано должен обладать высокой культурой общения, богатым воображением, находить слова и методы воздействия, которые поддерживали бы интерес учащегося к труду и игре на фортепиано, желание преодолеть трудности и достичь поставленной цели.

Главная установка современного преподавателя: «Мои ученики - очень талантливые дети! Я их люблю, и вместе мы достигнем всего, чего пожелаем!». И первоочередным становиться - находить и устранять те причины, которые мешают в полной мере развиваться способностям и талантам ребёнка, которые тормозят и не позволяют ему успешно и легко, и следовательно, с радостью и возрастающим желанием заниматься выбранным делом. Когда точно сформулирована конкретная цель в работе с учеником, каждое действие преподавателя начинает работать на достижение этой цели. Проблемы следующего этапа - это развитие различных видов внимания (например, многоаспектного), развитие различных видов памяти (слуховая, эмоциональная, словесно-логическая и другие), а также развитие чувств, интеллекта, креативности - той триады, которая определяет степень талантливости человека.

Третье направление в работе - это формирование личностных качеств, обеспечивающих ребёнку развитие своих талантов и способностей. К этим качествам относятся стремление к совершенству, трудолюбие, самоуважение, самостоятельность, самосознание и многие другие.

Суть воспитания пианиста - развитие волевых качеств ребёнка. Ученик должен развиваться быстро, эффективно, уметь работать самостоятельно дома. Осознанность и воспитание самостоятельности в работе ребёнка тянет за собой интерес к обучению. Если ребёнок убеждён, что какой-то вид работы ему нужен, то он будет им заниматься дома, если ребёнок не пришёл к этому убеждению, то он скорее всего дома этим заниматься не будет. Поэтому надо как можно подробнее и доступнее объяснять ребёнку смысл всех заданий: для чего нужно играть правильной аппликатурой, почему в этом месте надо снять руку и т.д.

Перед ребёнком надо постоянно ставить цели, главная из которых- это развитие его мышления. Убеждать на примерах из жизни, что нет ни одного действия, которое не было бы сначала мыслью в голове, а лишь затем - действием в реальности. Это работает во всех сферах жизни. Каждое действие имеет определённые последовательные этапы, без соблюдения которых нельзя достигнуть даже совсем простую цель. Преподаватель должен правильно настроить ребёнка: ни одного задания на уроке без объяснения, зачем это необходимо, как это важно. Примеры, которые приводит педагог не касаются непосредственно фортепиано, они касаются жизни (аппликатура- руководитель своих пальцев, каждому из них - конкретный план).

В основе обучения и общения на уроках фортепиано лежит индивидуальный подход. Иногда нужно больше уделить внимание ребёнку, нежели разучиванию пьесы, чтобы в перспективе зазвучала пьеса. Несмотря на то, что преподаватель ограничен во времени на уроке, развитию личностных качеств ученика надо уделить должное внимание. Ребёнка можно привести к какой-либо идее через серию вопросов, которые становятся его идеей, его пониманием, его мыслью. В дальнейшем ученик пользуется этой мыслью, как своей собственной и действует, сообразно ей. Важно, чтоб на уроке ни одно слово преподавателем не было сказано просто так, без цели. Ученики все разные, но к каждому нужно подобрать слова, которые вызовут отклик в душе именно этого ребёнка. Всегда надо идти от конкретного ребёнка, его возможностей.

Для маленьких детей самый доступный вид деятельности - это игра. Игры могут быть разными: имитационные, ролевые. Рассмотрим некоторые, которые полезны при занятиях фортепиано. Игра для маленьких «Научи маму». Ребёнок дома объясняет маме, как исполнить произведение, выученное на уроке. Он берёт на себя роль преподавателя, тем самым ещё раз повторяя и продумывая план работы над произведением. После такого «обучения» пьеса понятна ребёнку, практически выучена в голове. Остаётся только сесть за инструмент и повторить самому. В дальнейшем эта игра перерастает в другую: «Научился сам - научи другого». Суть этой игры та же, только теперь нужно научить своего друга, который тоже обучается на фортепиано. Следующим этапом будет игра «Сам себе учитель». Это работа со своей видеозаписью. Ребёнок записывает свою пьесу на видео и при просмотре анализирует игру: где он замедляет, где останавливается и т.д. В процессе этой игры ребёнку хорошо взять на себя роль учителя, а замечания делать как бы другому человеку. Получается ролевая игра, где замечания делаются не себе, а своему воображаемому «ученику». Часто это сделать проще, таких замечаний становится больше, что способствует развитию внутреннего слуха и не понижает самооценку ребёнка. Что касается внутреннего слуха, то можно привести слова Р.Шумана: «Музыка должна начинаться в голове, как и любое дело. А пианист должен «уговорить фортепиано» произвести то, что он хочет. Это и есть мысленная игра - заставить свои пальцы, своё тело сделать нужное ему исполнение. Что правильно для уха и мозга, то правильно для механизма игры. Пальцы должны создавать на рояле то, чего хочет голова, а не наоборот.»

Самостоятельность мышления – еще один важный компонент в обучении детей. Когда ребенок что-то мастерит своими руками, результат своего труда он видит сразу. В музыкальной школе он сталкивается с тем, что результаты будут иметь отдаленные последствия: пока он выучит пьесу и, может быть, выступит с ней в концерте или на конкурсе, то есть здесь предмет труда для него имеет абстрактные очертания. По этим причинам ребенка следует подводить к самостоятельному мышлению. Обычно, чем талантливее ученик, тем отчетливее проявляются его пристрастия в музыке. Ученикам менее способным нужно помочь выработать свое отношение к музыке. Для этого важно создать условия, благоприятные для более широкого выбора понравившихся ему произведений. Поощрение самостоятельности в этой области стимулирует живое отношение к музыке и к работе над выбранным произведением. Не нужно запрещать ребенку сыграть понравившееся произведение, даже если оно не соответствует уровню его музыкального развития. Если он хочет его сыграть, значит, оно отвечает его психологическому состоянию или эмоциональным переживаниям.

С воспитанием самостоятельности мышления связано еще одно требование: учащийся должен самокритично оценить свою игру, предложить способы устранения ошибок. Этот способ окажется весьма продуктивным в домашних занятиях. Одновременно с этим педагог подводит ребенка к точности в выполнении заданий. Если ученик понимает свою задачу и знает способы ее выполнения, он избежит излишней траты времени на переучивание неверно закрепленных навыков. На каждом этапе возникают новые задачи, заставляющие мыслить, фантазировать, творить.

При новом подходе к процессу обучения следует помнить, что центральной фигурой в нем является ученик, а не музыка, потому что ее ценности уже давно определены. Если поменять эти ориентиры местами, то произойдет перекос, и личность ученика окажется вне поля нашего зрения. И тогда цель - «гармоничное развитие личности ученика через музыку» - останется в стороне. Педагогу нужно помнить, что субъектом, на который направлен процесс обучения, является ребенок. В начале обучения игре на фортепиано перед нами еще не оформившаяся личность. Задача педагога состоит в том, чтобы создать оптимальные условия для развития всех врожденных способностей ребенка. Конечной целью этого процесса должно быть воспитание творческой личности, способной проявить себя в любой сфере деятельности.

Личностные качества учащегося при обучении игре на фортепиано – это воля, внимание, самостоятельность и критичность мышления, точность в выполнении поставленной цели или задачи, систематичность в работе. Эти качества стимулируют планомерное развитие необходимых навыков. Предпосылками развития воли является заинтересованность, вызывающая потребность в деятельности. Это достигается различными методами, обогащающими урок, на котором учащийся чувствует себя соучастником происходящего и ощущает радость творчества, что оказывает благоприятное воздействие на его волю. Педагогу следует обратить внимание на привитие умения трудиться. Ведь для того, чтобы провести один час за инструментом, нужно сделать усилие над собой. Ребенок должен устоять против соблазна посидеть за компьютером или посмотреть любимый сериал. Отказ от этого требует определенного напряжения воли.

III.Заключение

Таким образом, урок фортепиано, шире обучение игре на фортепиано, формирует личность ребенка многогранной, оптимизирует его творческие способности, развивает фантазию и воображение, артистичность, интеллект, т. е. универсальные способности, важные для любой сферы деятельности. Можно привести цитату Г. Нейгауза: «Считаю, что одна из главных задач педагога - сделать как можно скорее и основательнее так, чтобы быть ненужным ученику, устранить себя, вовремя сойти со сцены, то есть привить ему ту самостоятельность мышления методов работы, самопознания и умения добиваться цели, которые называются зрелостью, порогом, за которым начинается мастерство. Стремясь сознательно к этому, я в то же время не хочу свести себя к нулю как человека, как личность; хочу только перестать быть милиционером, гувернёром, тренером и хочу остаться одним из многих жизненных двигателей ученика, одним из впечатлений этого бытия наряд с другими, пусть более сильными или более слабыми».



Список использованной литературы

  1. Алексеев А.Д. "Методика обучения игре на фортепиано” – М., 1978.

  2. Бочкарев "Психология музыкальной деятельности” – М., 1978.

  3. Ветлугина Н.А. "Музыкальное развитие ребенка” – М., 1978.

  4. Милич Б. "Воспитание ученика - пианиста” - К., 1997.

  5. Нейгауз Г.Г. "Об искусстве фортепианной игры” - М.,1987.

  6. Смирнова Т.И. Интенсивный курс по фортепиано. Учебное пособие ALLEGRO. Методические рекомендации. М. 2003.

  7. Смирнова Т.И. Интерпретация. Из серии бесед Воспитание искусством или искусство воспитания. М. 2001.

  8. Теплов Б.М. "Психология музыкальных способностей” - М., 1978.

  9. Шуман Р. Жизненные правила для музыкантов. М. 1959.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!