СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок географии по теме " Гидрология Южной Америки". 7 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок географии для обучающихся 7 класса по теме " "Гидрология  Южной Америки"

Просмотр содержимого документа
«Урок географии по теме " Гидрология Южной Америки". 7 класс»

Кравченко Светлана Ивановна

г.Зерноград, МБОУ СОШ (военвед) г.Зернограда,

учитель географии








Тема: «Гидрология Южной Америки»









Аннотация:

Материал к уроку географии в 7 классе по разделу «Южная Америка»

Основные ресурсы:

-Учебник для 7 класса «География.»

-Атлас
-Контурная карта.

-Кроссенс

Интернет-ресурсы: слайд-шоу, развивающий мультфильм.

Методы ведения урока: репродуктивный, частично-поисковый, практический, игровой(кроссенс)

Технология разработки урока: развитие критического мышления.

Ключевые слова: реки: Амазонка, Парана, Ориноко;

озера: Титикака, Маракайбо;

водопады: Анхель, Игуасу

















Технологическая карта урока.


Цели урока:

а)формирование учебно-познавательных компетенций через усвоение учащимися знаний о свойствах, характере течения, источниках питания и режиме рек Южной Америки, распределении их по территории материка, зависимости от рельефа и климата; особенностях озёр.

б) формирование компетенций личностного самосовершенствования через освоение способов интеллектуального саморазвития, способствовать воспитанию эмоционально-ценностного отношения к природе;

в) способствовать развитию географического мышления, познавательного интереса учащихся, умений применять теоретические знания к конкретной территории, умений работать с картографическим материалом и учебником, развитие умений совместного анализа текста, коммуникативных умений и навыков.

Основные ресурсы:

Учебник для 7 класса «География.»

Атлас

Контурная карта.

Кроссенс

Интернет-ресурсы: слайд-шоу, развивающий мультфильм.

Методы ведения урока:  репродуктивный, частично-поисковый, практический, игровой(кроссенс)

Технология разработки урока: развитие критического мышления.

Геономенклатура: реки: Амазонка, Парана, Ориноко;

                                  озера: Титикака, Маракайбо;

                                  водопады: Анхель, Игуасу

Тип урока: комбинированный

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор,




Структура урока:

1.Организационный момент.

-Целеполагание и мотивация учебной деятельности.

2. Проверка домашнего задания.

3.Изучение нового материала:

- Постановка задач учебной деятельности.

4 Закрепление материала..Обмен результатами учебной деятельности.

5.Рефлексия. Подведение итогов.

Ход урока.


1.Организационный момент.

-Целеполагание и мотивация учебной деятельности.


Учитель : - Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас гости. Подарим им улыбку, которая согреет в холодный февральский день.

Учитель : - Садитесь.

Слайд 1

Учитель : « Мир– это книга, и тот, кто не путешествует, читает лишь одну ее страницу.» Святой Августин. Ребята,я предлагаю вам продолжить увлекательное путешествие по мате-рикам. Мы все сегодня туристы, которые хотят узнать всё самое-самое о посещаемом континенте. Для этого нам будет необходим набор знаний и умений, полученных на прошлых уроках ,которые вам пригодятся в буду-щем при изучении других материков и в дальнейшем в жизни. Где бы вы ни были, вам пригодятся навыки работы с картой, с учебной литературой.

Слайд 2

Учитель: Посмотрите на кроссенс и скажите по какому материку мы продолжим с вами удивительное путешествие ? Почему вы так решили ? ( Разгадывание кроссенса)

Слайд 3 Путешествие по Южной Амкпике.

2 Проверка домашнего задания:

Слайд:4

Учитель: Но прежде, чем мы продолжим путешествие , нам необходимо выяснить, как мы к нему готовы и проверить наши опорные знания.
Возьмите все пульты системы тестирования и настройтесь на работу. Готовы?

Тест – опрос. (5 мин.)( работа с пультами)

1. Южная Америка – это:
А.) материк, Б) часть света, В) группа островов.
2.История открытия и освоения территории Южной Америки оказала влияние прежде всего на:
А) этнические особенности, Б) культуру и образ жизни людей, В) язык и религию народа.

3. Высочайшей вершиной Анд является гора
А) Чимборасо, Б) Котопахи, В) Аконкагуа.

4. В Южной Америке находится величайшая равнина земного шара:
А) Ла – Платская низменность, Б) Бразильское плоскогорье, В) Амазонская низменность.
5. Африку, мы говорили, что это самый жаркий материк; изучая Австралию, что это самый сухой материк, а вот Южная Америка – самый «? » материк.
А.)Холодный; Б) Влажный; В) Большой.

Учитель: анализирует результаты проверки.

Учитель : Молодцы. Результаты тестирования нам говорят о том, что мы можем продолжить наше путешествие.
3. Изучение нового материала:

Слайд5

(Видеосюжет )

Учитель: (Вопросы к сюжету)

  1. Ребята, что из сюжета о Южной Америке , вы уже изучили на предыдущих уроках ? ( учащиеся отвечают)

  2. А что вы услышали новое для себя ?(учащиеся отвечают)

Учитель : Итак , о чём пойдёт сегодня речь ? ( учащиеся отвечают).

Правильно, о внутренних водах Южной Америки.

Слайд 6

Учитель: Давайте вспомним, какие воды относятся к внутренним водам?

(учащиеся отвечают)

Учитель: Цель нашего путешествия : показать особенности и своеобразие рек и озер Южной Америки.

Учитель : Южная Америка удивляет не только своим климатом, но и внутренними водами.

Учитель : Ребята, давайте обратимся к физической карте материка в атлас(стр.30) и назовём реки и озёра Южной Америки.

?-К бассейну каких океанов относятся внутренние воды Южной Америки ( учащиеся отвечают)

?- Какие формы рельефа преобладают на материке? По характеру течения какие это реки будут : горные или равнинные ?

?- Как вы думаете, что будет главным источником питания внутренних вод материка ?


Учитель :- Сейчас мыс вами совершим путешествие по величайшей реке планеты Амазонке.

Слайд 7

Рассказ учителя :

Амазонка до недавнего времени была известна в основном как самая полноводная река на Земле. Действительно, почему бы ей и не быть полноводной, когда в южноамериканских тропических дебрях круглый год практически 100%-ная влажность, а сезон дождей растягивается на долгие месяцы? Беря свое начало на вершинах заснеженных Анд в Перу, Амазонка пересекает континент в самой широкой его части и вливается в Атлантический океан у бразильских берегов. Объем пресной воды, несомый полноводной рекой, настолько велик, что влияет на химический состав океана на много квадратных километров от устья.

Буквально несколько лет назад, благодаря спутниковым снимкам и последним наземным исследованиям, выяснилось, что длина Амазонки вместе с притоками на несколько километров превышает длину прежнего лидера планеты – африканского Нила. И хотя факт этот до сих пор не стал общепризнанным, большинство ученых склоняется к мысли, что Амазонка удостоится чести считаться самой длинной рекой на Земле.
Горделивая южноамериканская красавица, протекающая по самым диким и таинственным местам Бразилии, Чили и Перу, хранит множество секретов и до ныне неразгаданных загадок.

Учитель : Ребята, может кто знает, откуда появилось название реки « АМА-ЗОНКА»? (ученики отвечают)

Хотите узнать ? Тогда слушайте.

Слайд 8

У греков бытовали легенды о женщинах-воительницах — амазонках; с дав-них пор исследователи неведомых земель опасались их. Женщины- воины попадались им крайне редко, да и то среди варварских племен; однако упо-минания о женщинах, которые вели войны с мужчинами, завораживали, и о них не забывали.

Например, в 1541 г. испанский путешественник Франсиско де Орельяна исследовал на всем протяжении длинную реку в Южной Америке, которая берет начало в Андах, протекает на протяжении около 6400 километров на восток по территории современной Бразилии и впадает в Атлантический океан. Де Орельяно начал свою экспедицию в Перу и плыл вниз по течению, то и дело натыкаясь на враждебно настроенных туземцев. Однажды де Оре-льяне показалось, что в стычке участвовали женщины. Этого было достаточ-но; он тут же окрестил реку Амазонкой (то есть, буквально, Рекой амазонок). Другие называли реку Де-Орельяна в честь ее исследователя, но победило более классическое и романтическое название.


Слайд 9

Амазонка- Река-рекордсменка, хранительница одной пятой части всех запа-сов пресной воды в мире, стала победительницей и в других интересных категориях.
6 чудес Амазонки

Чудо номер один.

Именно в бассейне Амазонки, на территории Бразилии, находится самый крупный остров мира, омываемый пресными водами. Это Маражо – обладатель 40 тысяч квадратных километров и всего 250 тысяч жителей. Удивительный остров, если верить историкам, некогда был очагом древней цивилизации. Здесь вольготно располагалось целое государство размером с Нидерланды. Сегодня Маражо в основном обслуживает туристов, которые приезжают воочию познакомиться с чудесами великой Амазонки.

Чудо номер два.

Виктория-регия – один из интереснейших представителей растительного царства. Это самая крупная в мире кувшинка, диаметр листьев которой достигает 2-х метров. Словно огромные плоские сковороды для блинов, листья амазонской Виктории красуются на воде. Такая естественная платформа выдерживает 8-килограммовый груз на своей поверхности без всякого ущерба для растения.

Чудо номер три также имеет растительное происхождение. Это уникальная пальма рафия –представительница своего семейства с самыми большими листьями. По высоте рафия, растущая по берегам Амазонки, лишь немного уступает стандартной девятиэтажке, а ее огромные зеленые «опахала» имеют ширину до 12 метров. Такой листик, упавший на землю, вполне может послужить для заблудившегося туриста в качестве палатке, полностью укрыв от дождя или палящего солнца.

Четвертое и пятое, шестое амазонские чудеса представляют подводные обитатели реки.

Рыба апараима достигающие 4-х метров длины и почти полутора центнеров веса, водятся в Амазонке с незапамятных времен. Раньше они были еще крупнее, но браконьеры немало позаботились об истреблении этих живых раритетов, и сегодня они встречаются все реже.

Местная хищница- рыба пиранья с сильными челюстями, которые снабжены острыми, как бритва зубами. Купаться в тех местах, где водится эта рыбка,не рекомендуется.
Амазонский розовый дельфин, которого местные жители называют боуто, самый крупный представитель речных дельфинов. 2,5 метра для обитателя океана не слишком большой размер, но для речного животного боуто – настоящий гигант. Молодые амазонские дельфины имеют типичный серовато-голубой окрас, но с возрастом он меняется на нежно-розовый. Так и живут веселые розовые существа в водах чудесной Амазонки – на радость местным жителям, на диво редким туристам, которые забредают в эти дикие края в поисках приключений.

Слайд 10,11

Учитель : Настолько грандиозна Амазонка , что другие реки ,например Парана и Ориноко и озёра Титикака и Маракайбо, выглядят скромно.

Учитель: Ребята, давайте обратимся к тексту учебника параграф 38 стр. 46,47,48 и познакомимся с другими водными объектами Южной Америки. Работа самостоятельная на 3 минутки.

1_ ряд – ищет информацию о реке Парана.

2-й ряд – о реке –Ориноко.

3-й ряд – о озёрах Титикака ,Маракайбо.

Затем вы должны донести полученную информацию, всей аудитории.


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ


- Рассказ на фоне Слайда
Учитель: Молодцы.

Слайды12-19

-Учитель: Ребята, а вы знаете, что материк Южная Америка является мировым рекордсменом в географии, давайте узнаем в чём.
Слайд 20
4. Закрепление.
Учитель: А сейчас мы выполним практическую работу на закрепление ваших знаний по сегодняшней теме: откройте контурные карты на стр. _____ и внимание на экран.
Задание : Подпишите на контурной карте водные объекты Южной Америки. ( работа 3 минуты) : реки Амазонка, Парана, Ориноко;

Озёра : Титикака , Маракайбо: водопады : Анхель и Игуасу.

Учитель: Критерии оценки :

7- «5»

6-5-«4»

3 « 3»

2-«2»
Учитель. Обменяйтесь картами и произведите взаимопроверку .Контурные карты положите на край стола, в конце урока дежурный соберёт их. Слайд21

Учитель: Ребята давайте сделаем вывод по сегодняшнему уроку,вставим пропущенные слова, я начинаю, а вы продолжаете Материк Южная Америка (богат) водными ресурсами - Большинство рек по характеру течения – ( равнинные) . Преобладание в рельефе равнин (в том числе низменностей и плоскогорий) и экваториально-субэкваториальных типов климата, обуславливают господство (дождевого )источника питания.
- В верховьях рек образуются крупные (пороги и водопады.)Реки и озера люди используют в (хозяйственной деятельности)
Слайд22

5.Рефлексия. Подведение итогов. Домашнее задание.

Учитель. Ребята, наше путешествие по Материку Южная Америка ещё не окончено на следующем уроке вы узнаете многого нового о природе материка.

 ( Д/З на слайде)

Параграф 38

- Дома составьте памятку туристам, отбывающим в Южную Америку для посещения интересных водных объектов. Не забудьте предостеречь их от опасностей и опасных явлений природы, случающихся на водоемах этого материка. (Например: Путешествуя по полноводной Амазонке, помни о пираньях!)

Слайд 23

Учитель : Ребята ,на партах у вас находятся карточки разного цвета, прошу поднять ту карточку, которой вы оценивают урок.


Красный цвет – урок понравился;

Синий цвет – урок понравился, но возникли дополнительные вопросы;

Зеленый цвет – урок не понравился, показался слишком сложным или скучным .

Слайд 24

Путешествия учат больше, чем что бы то ни было. Иногда один день, проведенный в других местах, дает больше, чем десять лет жизни дома.
А. Франса

Спасибо всем за урок.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!