5 класс
География
Тема «Пояса освещённости. Часовые пояса. Календарь – как система измерения больших промежутков времени, основанная на периодичности таких явлений природы, как смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена времен года. Осевое вращение Земли. Смена дня и ночи, сутки, календарный год. Практическая работа «Определение зенитального положения Солнца в разные периоды года».
Программа. УМК «Полярная звезда»
9 урок
Цель урока: выяснить, какие явления происходят на Земле во время движения по орбите; раскрыть, как распределяются свет и тепло Солнца на поверхности Земли.
Задачи:
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: глобус, теллурий, атлас, учебник параграф 6-7.
Научно-методическое содержание урока.
Ведущие понятия:
Геономенклатура:
Технологическая карта урока
Личностные УУД | Метапредметные УУД | Предметные УУД | Продуктивная деятельность |
оценить значение знаний о смене дня и ночи, а также о смене сезонов года для себя лично и для жизни на планете. | комментированное чтение и работа с рисунками учебника. | зенит, тропики, полярные круги; полярный день, полярная ночь, дни равноденствий, солнцестояний. | определить причинно-следственные связи осевого движения Земли; выявить причинно-следственные связи орбитального движения Земли. |
Этап урока | Организационно-технологический блок | Деятельность учителя | Деятельность учащихся. |
Проверка домашнего задания | Задает вопросы учащимся | -
Какое движение Земли называется осевым, а какое — орбитальным? Покажите на глобусе и с помощью теллурия. -
Где располагаются Северный и Южный полюсы? Покажите на карте. -
Один раз в четыре года на Земле наступает: а) новый год; б) високосный год; в) полярный год. -
В точках, где земная ось пересекается с земной поверхностью, располагается: а) экватор; б) полюса; в) полярный круг. -
Нарисуйте на доске окружность. Нанесите экватор, тропики, полюсы, полярные круги. -
Докажите, что движение Земли вокруг своей оси и Солнца влияет на вашу жизнь. -
Что было бы, если бы Земля перестала вращаться вокруг своей оси? | Отвечают на вопросы |
Изучение нового материала | Важно, чтобы учащиеся усвоили, Для этого учитель вместе с учащимися устанавливает причинно-следственные связи. Учитель обращает внимание на то, Следующий проблемный вопрос урока: | Мы с вами усвоили особенности движения Земли вокруг своей оси и Солнца. Как вы думаете, а как распределяется свет и тепло от Солнца по поверхности Земли? Для понимания этого сложного вопроса необходимо использовать рис. 16, 17, 18 учебника. что разные участки земной поверхности получают разное количество тепла и что смена сезонов (времён) года происходит в результате комплекса причин. где Земля получает самое большое количество тепла и света, а где меньше всего. что происходит на Земле в дни солнцестояний и равноденствий? Устанавливая, что происходит на Земле 22 июня, 23 сентября, 22 декабря и 21 марта, учащиеся вновь обращаются к таблице, которую они начали заполнять на предыдущем уроке, и заполняют две последние графы. Учащиеся работают с рис. 14 учебника, обращая внимание на положение Земли в дни солнцестояний и равноденствий. Выясняют продолжительность дня и ночи на разных широтах и в разное время года. | Ответы детей Далее учащиеся выясняют, что такое зенит. По рис. 17 учебника учащиеся выделяют пояса освещённости, объясняя, почему их пять. Затем школьники изучают фрагмент § 8 «Как распределяется свет и тепло по поверхности Земли?» путём комментированного чтения, обращая внимание на главный вывод. Заполняют таблицу приложение 1. |
Практическая работа | | Выдает тексты практических работ | Выполняют практическую работу |
Завершение урока | В завершение урока | | учащиеся выясняют, как смена дня и ночи, времён года сказывается на жизни людей и планеты в целом. Учащиеся приводят примеры из собственной жизни, высказывают свои взгляды, обобщают мнения товарищей. |
Экспресс-контроль | | Выдаются листы вопросники | Дети отвечают на вопросы. Сдают работы |
Домашнее задание | | Изучить § 6-7. Ответить на вопросы. Выполнить задания. | |
На заметку учителя (дополнительные сведения)
Приложение 1.
Дата | Какое время года в вашем крае | Как называется этот день | Где Солнце находится в зените |
22 июня | Лето | Летнего солнцестояния | Северный тропик |
23 сентября | Осень | Осеннего равноденствия | Экватор |
22 декабря | Зима | Зимнего солнцестояния | Южный тропик |
21 марта | Весна | Весеннего равноденствия | Экватор |
В завершении урока проводится практическая работа, которую можно выполнять в два этапа
- Обучающиеся дают характеристику событий, происходящих на экваторе, тропиках, полярных кругах и полюсах Земли в дни равноденствия и солнцестояния, в таблице, содержание которой разрабатывают вместе с учителем.
- Обучающиеся выявляют закономерности изменения продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтом в зависимости от времени года в своей местности. При выполнении этой работы ученики используют данные о высоте Солнца и продолжительности дня календарей и Интернета. Материалы практической работы оформляются в виде таблицы.
дата | Высота Солнца над горизонтом | Продолжительность дня | Сезон года | Сезонные изменения в природе | выводы |
| | | | | |
Экспресс-контроль
-
Выберите верные утверждения:
-
Солнце — это одна из звёзд Вселенной.
-
Земля — одна из планет Солнечной системы.
-
Площадь земной поверхности 149 млн км2.
-
Земля совершает один оборот вокруг Солнца за 365 суток.
-
В високосном году 365 дней.
-
Земля вращается вокруг своей оси с востока на запад.
-
Вставьте пропущенные слова:
-
Земля — планета … .
-
Солнечная система — часть … .
-
Галактика — часть … .
-
Чем материк отличается от части света?
-
Закончите предложения:
-
Самый большой материк — это … .
-
Самый маленький материк — это … .
-
Я живу на материке … .
-
По рис. 15 учебника объясните, как распределяются солнечные лучи по поверхности Земли в дни равноденствий.
-
Кто, по-вашему, прав — Коперник или Птолемей (см. фрагмент стихотворения М. В. Ломоносова, помещённый на шмуцтитуле темы)?
-
Как смена времён года влияет на жизнь и хозяйственную деятельность человека?
-
Приведите доказательства тезиса «Земля — уникальная планета Солнечной системы».
-
Почему в древности люди поклонялись Солнцу? С помощью схемы-кластера, образных высказываний подберите эпитеты, раскрывающие роль Солнца.
-
Подпишите на контурной карте материки и части света.
Дополнительно
Работа 12 Тепловые пояса Земли
-
Июнь, июль, август – летние месяцы
А) только в Северном полушарии
Б) только в Южном полушарии
В) и в Северном, и в Южном полушариях.
Ответ: а
-
Декабрь, январь, февраль – летние месяцы
А) только в Северном полушарии
Б) только в Южном полушарии
В) и в Северном, и в Южном полушариях.
Ответ: б
3. С июня по август длится полярная ночь за
А) Северным полярным кругом
Б) Южным полярным кругом
В) пределами Северного и Южного полярных кругов
Ответ: б
4. С декабря по февраль длится полярный день за
А) Северным полярным кругом
Б) Южным полярным кругом
В) пределами Северного и Южного полярных кругов
Ответ: б
5. Какими цифрами на схеме обозначены теплые пояса Земли?
Ответ: 132
Работа 8. Форма, размеры и движения Земли
-
Планета Земля образовалась … назад.
А) 400 лет; Б) 4,6 млрд лет; В) 6,4 млрд лет; Г) 10 млрд лет.
2. Земля вращается вокруг своей оси
А) с запада на восток; Б) с востока на запад.
3. Один оборот вокруг оси Земля совершает за
А) один час; Б) одни сутки; В) один год.
4. Вращение Земли вокруг Солнца называется
А) орбитальное; Б) суточное; В) високосным; Г) осевым.
5. Подпиши на схеме осевое и орбитальное вращение Земли. Укажи стрелками их направление.
-
Выберите верные утверждения:
-
Солнце — это одна из звёзд Вселенной.
-
Земля — одна из планет Солнечной системы.
-
Площадь земной поверхности 149 млн км2.
-
Земля совершает один оборот вокруг Солнца за 365 суток.
-
В високосном году 365 дней.
-
Земля вращается вокруг своей оси с востока на запад.
-
Вставьте пропущенные слова:
-
Земля — планета … .
-
Солнечная система — часть … .
3. Галактика — часть … .
8. Чем материк отличается от части света?
9. Закончите предложения:
1. Самый большой материк — это … .
2. Самый маленький материк — это … .
3. Я живу на материке … .
10. По рис. 15 учебника объясните, как распределяются солнечные лучи по поверхности Земли в дни равноденствий.
11. Кто, по-вашему, прав — Коперник или Птолемей (см. фрагмент стихотворения М. В. Ломоносова, помещённый на шмуцтитуле темы)?
12. Как смена времён года влияет на жизнь и хозяйственную деятельность человека?
13. Приведите доказательства тезиса «Земля — уникальная планета Солнечной системы».
14. Почему в древности люди поклонялись Солнцу? С помощью схемы-кластера, образных высказываний подберите эпитеты, раскрывающие роль Солнца.
Ответы: 1 – Б; 2 – А; 3 – Б; 4 – А; 5.1 – осевое; 2 – орбитальное.
5 класс. Урок 9. Работа 9. Формы, размеры и движение Земли
1. Один оборот вокруг Солнца Земля совершает за
А) 256 дней и 6 часов в) 256 дней
Б) 365 дней и 6 часов Г) 365 дней
2. Високосный год на Земле бывает один раз в
А) 3 года б) 4 года в) 5 лет г) 12 лет
3. Укажите високосный год
А) 2012 б) 2013 в) 2014 г) 2015
4. Благодаря вращению Земли вокруг своей оси происходит смена
А) времен года Б) дня и ночи
5. Рассмотрите схему и ответьте на вопросы
1) Какой вид вращения Земли изображен на схеме?
_____________________________________________________________________________________
2) Что происходит на Земле в результате данного вращения?
__________________________________________________________________
Ответы: 1 – б, 2 – б, 3 – а, 4 – б, 5.1 – осевое, 5.2 – смена дня и ночи
Работа 10, 11 Формы, размеры, движения Земли |
1.2. Определение поясного времени. Часовые зоны России |