СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок географии в 6 классе по теме "Понятие погоды. Наблюдения и прогноз погоды"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке указаны: цель урока,  задачи урока через планируемые результаты, все этапы урока с конкретными приемами работы  и  предполагаемыми ответами учащихся.  Приведена ссылка на используемый для просмотра мультфильм. Приведено домашнее задание дополнительного характера с конкретными вопросами.   

Просмотр содержимого документа
«Урок географии в 6 классе по теме "Понятие погоды. Наблюдения и прогноз погоды"»

Подготовила учитель географии

Негурица Ирина Анатольевна,

МОУ г. Горловки «Школа № 60»

География, 6 класс. Урок №______ , дата ______.

Тема: Понятие погоды. Наблюдения и прогноз погоды.

Цель: сформировать понятие «погода»

Задачи урока через планируемые результаты:

- предметные: формировать систему знаний об основных характеристиках погоды на основе изученных ранее понятий; обеспечивать понимание причины изменения погоды на примере объяснения понятия «воздушная масса»; обеспечивать понимание понятий «метеорология», «метеостанция»; формировать навыки использования текстовых рисунков и раздаточного материала для решения учебных задач;

- метапредметные: предполагать тему урока; ставить учебные цели и задачи; оценивать правильность выполнения учебных задач; владеть информационно-коммуникационными технологиями получения и обработки информации;

- личностные: развивать навыки самообразования, саморазвития, научное мировоззрение на основе современных достижений науки и техники; развивать слуховую и зрительную память, умение анализировать, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения; воспитывать интерес к географическим знаниям и умениям, их ценности при применении в различных жизненных ситуациях; содействовать профессиональной ориентации на примере профессии метеоролога.

Тип урока: комбинированный.

Методы: частично-поисковый, наглядно-иллюстративный, репродуктивный.

Средства обучения:

Алексеев А. И. География. 5–6 классы. Учеб. для общеобразоват. организаций. (Полярная звезда) / А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина и др. – М.: Просвещение, 2016.; текстовые рисунки; мультимедиа для просмотра мультфильма; настенный типографский календарь погоды; рабочие тетради; раздаточный материал.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

Прием «Верю - не верю» (с выделением основных понятий, изученных на предыдущем уроке).

1. Верите ли вы, что температура воздуха в тропосфере с высотой повышается? (нет)

2. Верите ли вы, что нормальным атмосферным давлением считается 740 мм рт. ст.? (нет)

3. Верите ли вы, что с подъемом на каждые 1000 м температура воздуха понижается на 6 градусов? (да)

4. Верите ли вы, что прибор для измерения атмосферного давления называется гигрометром? (нет)

5. Верите ли вы, что сила ветра зависит от разности атмосферного давления? (да)

6. Верите ли вы, что кучевые облака приносят ливневые дожди с грозами и сильными ветрами? (да)

7. Верите ли вы, что туман – это тоже облака, но у поверхности земли? (да)

8. Верите ли вы, что, чем выше температура воздуха, тем меньше водяного пара он может содержать? (нет)

9. Верите ли вы, что при поднятии на каждые 10,5 м атмосферное давление в тропосфере понижается на 1 мм рт. ст.? (да)

10. Верите ли вы, что тропосфера расположена на высоте от 18 км до 55 км? (нет)

3. Мотивация.

Какие вы смогли выделить основные понятия в упражнении «Верю - не верю»?

Где мы уже встречались с этими понятиями?

Взаимосвязаны ли они? (предполагаемые ответы: эти характеристики мы отмечаем каждый день в календаре погоды еще с 5-го класса; температура, атмосферное давление, влажность, осадки и др. понятия взаимосвязаны).

Чтобы убедиться во взаимосвязи названных понятий на конкретной местности, мы продолжим изучение атмосферы.

4. Подготовка к формулировке темы урока.

О чем сейчас речь: «О ней люди судят не по книгам и учебникам, а по собственному опыту – по тому, как она влияет на их повседневную жизнь».

Каждое утро, все мы (и я тоже!) спешим к окну, чтобы посмотреть… (погоду).

Верно. Сегодня тема нашего урока «Понятие погоды. Наблюдения и прогноз погоды». Записываем тему в тетради.

5. Постановка цели урока: (формулируют учащиеся, например, расширить знания о…, изучить…, продолжить развивать свои умения… и т.д.). Учитель корректирует ответы, учащиеся записывают свою цель в рабочие тетради.

6. Изучение нового материала с поэтапным закреплением.

Понятие погоды. Прием «Создание ситуации успеха»

1. Вспомните, как зависят друг от друга температура, атмосферное давление, ветер, облачность, влажность, осадки. Нарисуйте небольшую схему и объясните ее.

Температура →АД→ ветер

Влажность→облака→ осадки

(Предполагаемое объяснение учащихся: от температуры воздуха зависят атмосферное давление и влажность; от разницы атмосферного давления зависит сила и направление ветра; от влажности зависит образование облаков и выпадение осадков.)

2. Зачитайте свои наблюдения за погодой за сегодняшний день.

3. Сформулируйте высказывание, ответив на вопрос: «Где в атмосфере мы наблюдаем эти понятия в природе?» (в тропосфере).

4. Сформулируйте правило: «Погода – это…» (предполагаемые ответы: наблюдение разных характеристик в тропосфере; когда мы наблюдаем за температурой и др. в тропосфере).

5. Будут ли эти показатели одинаковыми в разное время суток? А в разных местах планеты? Давайте добавим это в наше определение.

Запись скорректированного учителем понятия в тетрадь: «Погода – это состояние тропосферы в данном месте в данный момент времени».

Причина смены погоды.

Объяснение. Главной причиной изменения погоды является постоянное перемещение воздушных масс, которые имеют разные свойства. Запись правила в тетрадь.

Воздушные массы - это огромные объемы воздуха с определенными однородными свойствами (например, какими?): температурой, влажностью, запыленностью.

Работа с таблицей «Воздушные массы» из раздаточного материала. Озвучивание характеристик разных типов ВМ.

Название ВМ

Особенности ВМ

Растительность

Экваториальные

Формируются вдоль экватора, АД – низкое. Жаркие и влажные.

Влажные экваториальные леса

Тропические

В тропиках, АД – высокое.

Жаркие и сухие.

Пустыни

Умеренные

Умеренные широты меняют свои свойства по сезонам года.

Леса, степи

Арктические (Антарктические)

Вокруг Северного полюса (вокруг Южного полюса), АД – высокое. Холодные и сухие.

Скудная, лишайники, мхи.



Запомните: над материками формируются континентальные сухие ВМ, над океанами – морские влажные ВМ!

Наблюдения и прогноз погоды.

В школе вы записываете данные о погоде нашей местности в дневник наблюдений за погодой. А ведутся ли наблюдения взрослыми? Как вы считаете? Где? Зачем? Кто такой «метеоролог»? Что такое «метеорология?», «метеостанция»? Что является «колыбелью погоды»?

Вы ответите на эти вопросы, посмотрев мультфильм «Где рождается погода?»

Ссылка для скачивания https://www.youtube.com/watch?v=OfTg_As7BZ4&t=214s

Прием «Продолжите предложение»

Метеоролог – профессия человека, … который систематически ведет наблюдения за погодой, используя … разные приборы.

Метеорология – наука, … изучающая погоду и явления … природы в атмосфере.

Метеостанция - специальное учреждение, … где ведутся непрерывные  измерения и наблюдения за погодой на стандартных … приборах для передачи данных в Гидрометцентр для систематизации и прогноза. На основе этих наблюдений составляют синоптические карты или карты погоды (работа с образцом синоптической карты, с.146, рис.101).

Прогноз погоды необходим человеку для … хозяйственной деятельности.

«Колыбелью погоды» является… Мировой океан, где водные массы нагреваются по-разному.

Прием «Синквейн». Подведем итог основного понятия, изученного на уроке.

Погода (тема одним существительным).

Капризная, изменчивая (два прилагательных, характеризующих тему).

Информирует, предостерегает, объясняет (три глагола, относящихся к теме).

Требует изучения для жизни (отношение к теме - фраза из четырех слов),

Состояние тропосферы (синоним к слову темы).

7. Рефлексия. Озвучивание выполнения своей цели.

Я смог объяснить…. У меня были затруднения в работе с … Больше всего запомнилось, что… Хочу найти дополнительный материал о …

8. Итог урока. Выставление и аргументация отметок.

9. Домашнее задание.

Прочитать параграф 45, с.146-147, выучить правило.

Продолжить заполнение дневника наблюдений за погодой.

Дополнительное задание в виде краткого сообщения (одно на выбор):

1) Из истории изучения погоды.

2) Народные приметы о погоде.

3) Спутники Земли – помощники в изучении погоды.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!