Урок географии в 6 классе.
Тема: «Географические координаты. Урок – практикум».
Цель: закрепить и систематизировать знания и умение по определению географических координат точек земной поверхности.
Задачи:
Образовательные.
Обобщить и систематизировать знания о градусной сетке на глобусе и географической карте, о различии изображения на них меридианов и параллелей.
Обобщить и систематизировать знания и приемы определения географической широты и географической долготы точек земной поверхности.
Отработать навыки определения географических координат точек земной поверхности по географическим картам.
Развивающие.
Развитие у учащихся познавательного интереса к самостоятельному поиску знаний.
Формирование умения работать с различными картами.
Развитие ответственности, организованности, самостоятельности.
Воспитательные.
Воспитание дисциплинированности, положительного отношения к знаниям.
Прививать чувство прекрасного при изучении материала.
Формирование географической культуры.
Тип урока: комплексное применение знаний.
Вид урока: урок – практикум.
Методы: репродуктивный (беседа); частично-поисковый (работа по карте)
Оборудование:
1. Физическая карта полушарий.
2. Глобус.
3. Атласы.
4. Контурные карты.
5. Презентация.
6. Карточки с заданиями.
Ход урока
Организационный момент на котором учитель устанавливает контакт с учащимися; формирует творческую, комфортную атмосферу, мотивирует учащихся на активную позицию в урочной деятельности.
2. Проверка домашнего задания.
Но прежде чем двигаться дальше, необходимо проверить географические знания, которые необходимы в любом путешествии.
На доске написаны термины – нужно дать определения понятий и показать на карте.
Карта
Параллель что представляет?
Меридиан что представляет?
Градусная сетка
3. Актуализация знаний.
Так вот, на днях я получила такое послание. Само послание испорчено водой, и я принесла вам его копию. Написано оно в двух вариантах. (Приложение 2).
Вот вариант № 1. Кто его прочтет? (текст послания: Тому, кому попадет это послание…… Экипаж шхуны «Вечерняя звезда» потерпел крушение в тихом океане. Капитану и двум матросам удалось спастись на острове. Ищите: 55 градусов северной широты…..)
Ребята, скажите, что интересного и географического есть в этом послании? (ответ: дана географическая широта).
А что такое географическая широта?
Что является началом отсчета всех широт? (ответ: экватор)
Какая бывает широта? (ответ: северная и южная)
А как определить географическую широту?
Итак, мы с вами вспомнили, что такое географическая широта.
Можно ли только по одной географической широте найти нужный остров? (ответ: нет, т.к. данную широту имеют все объекты, находящиеся на данной параллели).
Нам еще чего-то не хватает? Но может нам поможет 2 вариант послания. Давайте посмотрим вариант № 2. Кто его прочтет? (текст послания: тому, кому попадет это послание… Экипаж шхуны «Вечерняя звезда» потерпел крушение в Тихом океане. Капитану и двум матросам удалось спастись… Ищите:…..166 градуса восточной долготы).
Тут тоже послание испорчено водой. Но здесь тоже есть необходимая информация. Какая именно? (ответ: дана географическая долгота).
А что такое географическая долгота?
Что является началом отсчета всех долгот? (ответ: начальный меридиан)
Какая бывает долгота? (ответ: западная и восточная)
А как найти географическую долготу?
Сможем ли мы по этой записке найти нужный остров? (ответ: нет, т. к. данную долготу имеют все объекты, находящиеся на данном меридиане).
А, зная широту и долготу данного острова, сможем ли мы найти нужный остров? (ответ: да, т. к. мы знаем меридиан и параллель, на котором находится нужный нам остров).
Найдите этот остров на карте.
Итак, какой вывод мы можем сделать? Что необходимо знать для того, чтобы определить местоположение объекта? (мы должны знать широту и долготу объекта)
4. Изучение нового материала. (Приложение 2) страничка
На карте – огромная планета Земля.
Реки и горы, равнины, моря.
Точка на карте зовется «объект» -
Такое понятие ввел человек.
Сегодня мы с вами узнаем о том,
Что каждая точка имеет свой дом.
Чтобы ее отыскать в целом мире
Ей указали этаж и квартиру.
Сложно найти этот адрес ребятам
Если не следовать координатам.
Этаж называется широтой,
Номер квартиры – долготой.
Итак, назовите тему сегодняшнего урока. Запишите тему. (Тема урока: Географические координаты)
И, следовательно, что является целью сегодняшнего урока? (цель урока: научиться определять географические координаты).
Для того, чтобы достигнуть цели нашего урока, нам необходимо решить следующие задачи:
закрепить понятия о географической широте и долготе;
совершенствовать умения определять географические координаты;
продолжить формирование умения работать с атласом и контурной картой.
Итак, для того, чтобы найти точку на карте, необходимо знать широту и долготу, т. е. нужно знать географические координаты
Что такое географические координаты? Найдите это определение в учебнике стр. и запишите в тетрадь.
Определите координаты объектов
Москва – 56 с.ш.; 38 в. д.
Санкт- Петербург – 59 с. ш.; 31 в. д.
Владивосток – 42 с.ш.; 132 в.д.
г. Аконкагуа – 33 ю.ш.70 з.д.
вдп. Анхель – 5 с.ш.62 з.д.
Бразилиа – 17 ю.ш. 48 з.д.
Берлин – 52 с.ш. 14 в.д.
6. Физкультминутка после отчета 2 мин
Каждый из нас с вами по талии имеет разную ширину. Слово ширина созвучно со словом широта. Положите руки по талии. Как они у вас лежат? Горизонтально. Значит, широту определяем по параллелям.
Слово длина созвучно со словом долгота. Поднимите правую руку вертикально. Какие линии у нас проводятся на карте вертикально или сверху вниз и наоборот снизу вверх? Меридианы. Значит, долготу определяем по меридианам.
Учащиеся определяют широту и долготу. Если северная широта – руки поднять, южная - присесть; если западная долгота – поворот налево, восточная - направо.
7. Закрепление новой темы.
А теперь мы продолжим с вами наше путешествие по географической карте. Только путешествовать вы будете самостоятельно.
Вам необходимо определить объекты по их географическим координатам.
Работа с карточками (Приложение 3)
Творческое задание Поставить точки на контурной карте, используя координаты и соединить их по порядку
43° с.ш. 78° в.д.
32 ° с.ш. 30 ° в.д.
0° 50° в.д.
10° с.ш. 80° в.д.
33° ю.ш. 116° в.д.
50° ю.ш. 70° в.д.
8. Рефлексия
А что такое географические координаты?
Скажите, пожалуйста, а где в повседневной жизни, мы сталкиваемся с географическими координатами?
Итак, чему мы сегодня на уроке научились? (определять географические координаты и, наоборот, по географическим координатам определять объекты).
Цель нашего урока достигнута. А раз так, значит, наш урок благополучно завершается.
С каким настроением вы уходите с урока?
9. Итог урока
Учитель: Сообщи свои координаты…
Часто говорим мы в обычной жизни.
Географические координаты – определяют положение объекта на земном шаре.
Координаты используются не только в географии:
Математические координаты - задают положение точки на координатной плоскости.
Астрономические координаты - это величины, определяющие положение планет и звезд на небе.
Геодезические координаты - ширина, долгота и высота - задают положение точки на земной поверхности.
Сегодня пользуемся современными технологиями для определения координат: мобильные телефоны, навигаторы GPRS и GPS Учитель: прошло много времени с эпохи Великих географических открытий, но сегодня знания географических координат используется ежедневно людьми разных профессий.
И кто-то из вас свяжет свою судьбу с гражданскими профессиями, с военным делом, но кем бы вы ни стали, я желаю вам, чтобы в жизни вы отличались широтой души и долготой терпенья, как в стихотворении А. Прокопова:
Меня просили: "Русских опиши!"
Я в двух словах о них дал представленье:
Они известны широтой души
И долготой терпенья
(Приложение 1)
Вот вариант № 1. Кто его прочтет? (текст послания: Тому, кому попадет это послание…… Экипаж шхуны «Вечерняя звезда» потерпел крушение в тихом океане. Капитану и двум матросам удалось спастись на острове. Ищите: 55 градусов северной широты…..)
вариант № 2. Кто его прочтет? (текст послания: тому, кому попадет это послание… Экипаж шхуны «Вечерняя звезда» потерпел крушение в Тихом океане. Капитану и двум матросам удалось спастись… Ищите:…..166 градуса восточной долготы).
(Приложение 2)
Карточка № 1.
Определите по географическим координатам природные рекордсмены России?
Вопрос | Географические координаты | Объект |
1. Самая высокая вершина России. | 44 ºс.ш.;43 ºв.д. | |
2. Самое холодное место в России. | 63 ºс.ш.;143 ºв.д. | |
3. Самый высокий действующий вулкан в России. | 56 ºс.ш.;161 ºв.д. | |
4. Самый большой полуостров России. | 75 ºс.ш.;100 ºв.д. | |
5. Самое низкое место в России. | 44 ºс.ш.; 47 ºв.д. | |
Ответы: г. Эльбрус, г. Оймякон, влк. Ключевская Сопка, п-ов Таймыр, Прикаспийская низменность.
Карточка № 2.
Определите по географическим координатам самые необычные объекты в России:
Вопрос | Географические координаты | Объект |
1. Озеро, в которое впадает 330 рек и речек. | 53 ºс.ш.; 107 ºв.д. | |
2. Полуостров, который говорит, что он мал. | 70 ºс.ш.; 70 ºв.д. | |
3. Республика, которую называют «страной тысячи озер». | 63 ºс.ш.; 33 ºв.д. | |
4. Город, где расположен Ипатьевский монастырь. | 58 ºс.ш.; 41 ºв.д. | |
5. Город «птица». | 52 ºс.ш.; 36 ºв.д. | |
Ответы: озеро Байкал, полуостров Ямал, республика Карелия, город Кострома, город Орел.
Карточка № 3.
Определив по географическим координатам объекты, вы получите интересные сведения из истории:
Вопрос | Географические координаты | Объект |
1. Город, который 900 дней был блокирован. | 60º с.ш., 30º в.д. | |
2. Город, в котором проходил парад Победы в 1945 году. | 56º с.ш., 38º в.д. | |
3. Город, который первым подвергся нападению монголо-татар. | 54º с.ш., 39º в.д. | |
4. Озеро, через которое в блокадные дни была проложена «Дорога жизни» | 61º с.ш., 31 º в.д. | |
5. Столица древнерусского государства. | 51º с.ш., 31º в.д. | |
Ответы: Санкт-Петербург (Ленинград), Москва, Рязань, Ладожское, Киев.
Карточка № 4.
Города меняют свои названия, определите по географическим координатам современное название городов:
Вопрос | Географические координаты | Объект |
1. Горький | 56º с.ш., 44º в.д. | |
2. Ленинград | 60º с.ш., 30º в.д. | |
3. Свердловск | 57º с.ш., 61º в.д. | |
4. Сталинград | 48º с.ш., 44º в.д. | |
5.Куйбышев | 53º с.ш., 50º в.д. | |
Ответы: Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Волгоград, Самара.