СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок географии в 6 классе. Тема: «Географические координаты. Урок – практикум».

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок географии в 6 классе.

Тема: «Географические координаты. Урок – практикум».

Просмотр содержимого документа
«Урок географии в 6 классе. Тема: «Географические координаты. Урок – практикум».»

Урок географии в 6 классе.

Тема: «Географические координаты. Урок – практикум».

Цель: закрепить и систематизировать знания и умение по определению географических координат точек земной поверхности.

Задачи:

Образовательные.

  1. Обобщить и систематизировать знания о градусной сетке на глобусе и географической карте, о различии изображения на них меридианов и параллелей.

  2. Обобщить и систематизировать знания и приемы определения географической широты и географической долготы точек земной поверхности.

  3. Отработать навыки определения географических координат точек земной поверхности по географическим картам.

Развивающие.

  1. Развитие у учащихся познавательного интереса к самостоятельному поиску знаний.

  2. Формирование умения работать с различными картами.

  3. Развитие ответственности, организованности, самостоятельности.

Воспитательные.

  1. Воспитание дисциплинированности, положительного отношения к знаниям.

  2. Прививать чувство прекрасного при изучении материала.

  3. Формирование географической культуры.

Тип урока: комплексное применение знаний.

Вид урока: урок – практикум.

Методы: репродуктивный (беседа); частично-поисковый (работа по карте)

Оборудование:

1. Физическая карта полушарий.

2. Глобус.

3. Атласы.

4. Контурные карты.

5. Презентация.

6. Карточки с заданиями.

Ход урока

  1. Организационный момент на котором учитель устанавливает контакт с учащимися; формирует творческую, комфортную атмосферу, мотивирует учащихся на активную позицию в урочной деятельности.

2. Проверка домашнего задания.

Но прежде чем двигаться дальше, необходимо проверить географические знания, которые необходимы в любом путешествии.

На доске написаны термины – нужно дать определения понятий и показать на карте.

  • Карта

  • Параллель что представляет?

  • Меридиан что представляет?

  • Градусная сетка

3. Актуализация знаний.

Так вот, на днях я получила такое послание. Само послание испорчено водой, и я принесла вам его копию. Написано оно в двух вариантах. (Приложение 2).

Вот вариант № 1. Кто его прочтет? (текст послания: Тому, кому попадет это послание…… Экипаж шхуны «Вечерняя звезда» потерпел крушение в тихом океане. Капитану и двум матросам удалось спастись на острове. Ищите: 55 градусов северной широты…..)

Ребята, скажите, что интересного и географического есть в этом послании? (ответ: дана географическая широта).

А что такое географическая широта?

Что является началом отсчета всех широт? (ответ: экватор)

Какая бывает широта? (ответ: северная и южная)

А как определить географическую широту?

Итак, мы с вами вспомнили, что такое географическая широта.

Можно ли только по одной географической широте найти нужный остров? (ответ: нет, т.к. данную широту имеют все объекты, находящиеся на данной параллели).

Нам еще чего-то не хватает? Но может нам поможет 2 вариант послания. Давайте посмотрим вариант № 2. Кто его прочтет? (текст послания: тому, кому попадет это послание… Экипаж шхуны «Вечерняя звезда» потерпел крушение в Тихом океане. Капитану и двум матросам удалось спастись… Ищите:…..166 градуса восточной долготы).

Тут тоже послание испорчено водой. Но здесь тоже есть необходимая информация. Какая именно? (ответ: дана географическая долгота).

А что такое географическая долгота?

Что является началом отсчета всех долгот? (ответ: начальный меридиан)

Какая бывает долгота? (ответ: западная и восточная)

А как найти географическую долготу?

Сможем ли мы по этой записке найти нужный остров? (ответ: нет, т. к. данную долготу имеют все объекты, находящиеся на данном меридиане).

А, зная широту и долготу данного острова, сможем ли мы найти нужный остров? (ответ: да, т. к. мы знаем меридиан и параллель, на котором находится нужный нам остров).

Найдите этот остров на карте.

Итак, какой вывод мы можем сделать? Что необходимо знать для того, чтобы определить местоположение объекта? (мы должны знать широту и долготу объекта)











4. Изучение нового материала. (Приложение 2) страничка

На карте – огромная планета Земля.

Реки и горы, равнины, моря.

Точка на карте зовется «объект» -

Такое понятие ввел человек.

Сегодня мы с вами узнаем о том,

Что каждая точка имеет свой дом.

Чтобы ее отыскать в целом мире

Ей указали этаж и квартиру.

Сложно найти этот адрес ребятам

Если не следовать координатам.

Этаж называется широтой,

Номер квартиры – долготой.

Итак, назовите тему сегодняшнего урока. Запишите тему. (Тема урока: Географические координаты)

И, следовательно, что является целью сегодняшнего урока? (цель урока: научиться определять географические координаты).

Для того, чтобы достигнуть цели нашего урока, нам необходимо решить следующие задачи:

  1. закрепить понятия о географической широте и долготе;

  2. совершенствовать умения определять географические координаты;

  3. продолжить формирование умения работать с атласом и контурной картой.

Итак, для того, чтобы найти точку на карте, необходимо знать широту и долготу, т. е. нужно знать географические координаты


Что такое географические координаты? Найдите это определение в учебнике стр. и запишите в тетрадь.

Определите координаты объектов

Москва – 56 с.ш.; 38 в. д.

Санкт- Петербург – 59 с. ш.; 31 в. д.

Владивосток – 42 с.ш.; 132 в.д.

г. Аконкагуа – 33 ю.ш.70 з.д.

вдп. Анхель – 5 с.ш.62 з.д.

Бразилиа – 17 ю.ш. 48 з.д.

Берлин – 52 с.ш. 14 в.д.

6. Физкультминутка после отчета 2 мин

Каждый из нас с вами по талии имеет разную ширину. Слово ширина созвучно со словом широта. Положите руки по талии. Как они у вас лежат? Горизонтально. Значит, широту определяем по параллелям.

Слово длина созвучно со словом долгота. Поднимите правую руку вертикально. Какие линии у нас проводятся на карте вертикально или сверху вниз и наоборот снизу вверх? Меридианы. Значит, долготу определяем по меридианам.

Учащиеся определяют широту и долготу. Если северная широта – руки поднять, южная - присесть; если западная долгота – поворот налево, восточная - направо.

7. Закрепление новой темы.

А теперь мы продолжим с вами наше путешествие по географической карте. Только путешествовать вы будете самостоятельно.

Вам необходимо определить объекты по их географическим координатам.

Работа с карточками (Приложение 3)

Творческое задание Поставить точки на контурной карте, используя координаты и соединить их по порядку

  1. 43° с.ш. 78° в.д.

  2. 32 ° с.ш. 30 ° в.д.

  3. 0° 50° в.д.

  4. 10° с.ш. 80° в.д.

  5. 33° ю.ш. 116° в.д.

  6. 50° ю.ш. 70° в.д.







8. Рефлексия

А что такое географические координаты?

Скажите, пожалуйста, а где в повседневной жизни, мы сталкиваемся с географическими координатами?

Итак, чему мы сегодня на уроке научились? (определять географические координаты и, наоборот, по географическим координатам определять объекты).

Цель нашего урока достигнута. А раз так, значит, наш урок благополучно завершается.

С каким настроением вы уходите с урока?

9. Итог урока

Учитель: Сообщи свои координаты…

  • Часто говорим мы в обычной жизни.

  • Географические координаты – определяют положение объекта на земном шаре.

Координаты используются не только в географии:

  • Математические координаты - задают положение точки на координатной плоскости.

  • Астрономические координаты - это величины, определяющие положение планет и звезд на небе.

  • Геодезические координаты - ширина, долгота и высота - задают положение точки на земной поверхности.  

  • Сегодня пользуемся современными технологиями для определения координат: мобильные телефоны, навигаторы GPRS и GPS Учитель: прошло много времени с эпохи Великих географических открытий, но сегодня знания географических координат используется ежедневно людьми разных профессий.

И кто-то из вас свяжет свою судьбу с гражданскими профессиями, с военным делом, но кем бы вы ни стали, я желаю вам, чтобы в жизни вы отличались широтой души и долготой терпенья, как в стихотворении А. Прокопова:

Меня просили: "Русских опиши!"
Я в двух словах о них дал представленье:
Они известны широтой души
И долготой терпенья





(Приложение 1)

Вот вариант № 1. Кто его прочтет? (текст послания: Тому, кому попадет это послание…… Экипаж шхуны «Вечерняя звезда» потерпел крушение в тихом океане. Капитану и двум матросам удалось спастись на острове. Ищите: 55 градусов северной широты…..)

вариант № 2. Кто его прочтет? (текст послания: тому, кому попадет это послание… Экипаж шхуны «Вечерняя звезда» потерпел крушение в Тихом океане. Капитану и двум матросам удалось спастись… Ищите:…..166 градуса восточной долготы).



(Приложение 2)


Карточка № 1.

Определите по географическим координатам природные рекордсмены России?

Вопрос

Географические координаты

Объект

1. Самая высокая вершина России.

44 ºс.ш.;43 ºв.д.


2. Самое холодное место в России.

63 ºс.ш.;143 ºв.д.


3. Самый высокий действующий вулкан в России.

56 ºс.ш.;161 ºв.д.


4. Самый большой полуостров России.

75 ºс.ш.;100 ºв.д.


5. Самое низкое место в России.

44 ºс.ш.; 47 ºв.д.



Ответы: г. Эльбрус, г. Оймякон, влк. Ключевская Сопка, п-ов Таймыр, Прикаспийская низменность.


Карточка № 2.

Определите по географическим координатам самые необычные объекты в России:

Вопрос

Географические координаты

Объект

1. Озеро, в которое впадает 330 рек и речек.

53 ºс.ш.; 107 ºв.д.


2. Полуостров, который говорит, что он мал.

70 ºс.ш.; 70 ºв.д.


3. Республика, которую называют «страной тысячи озер».

63 ºс.ш.; 33 ºв.д.


4. Город, где расположен Ипатьевский монастырь.

58 ºс.ш.; 41 ºв.д.


5. Город «птица».

52 ºс.ш.; 36 ºв.д.



Ответы: озеро Байкал, полуостров Ямал, республика Карелия, город Кострома, город Орел.




Карточка № 3.

Определив по географическим координатам объекты, вы получите интересные сведения из истории:

Вопрос

Географические координаты

Объект

1. Город, который 900 дней был блокирован.

60º с.ш., 30º в.д.


2. Город, в котором проходил парад Победы в 1945 году.

56º с.ш., 38º в.д.


3. Город, который первым подвергся нападению монголо-татар.

54º с.ш., 39º в.д.


4. Озеро, через которое в блокадные дни была проложена «Дорога жизни»

61º с.ш., 31 º в.д.


5. Столица древнерусского государства.

51º с.ш., 31º в.д.


Ответы: Санкт-Петербург (Ленинград), Москва, Рязань, Ладожское, Киев.

Карточка № 4.

Города меняют свои названия, определите по географическим координатам современное название городов:

Вопрос

Географические координаты

Объект

1. Горький

56º с.ш., 44º в.д.


2. Ленинград

60º с.ш., 30º в.д.


3. Свердловск

57º с.ш., 61º в.д.


4. Сталинград

48º с.ш., 44º в.д.


5.Куйбышев

53º с.ш., 50º в.д.



Ответы: Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Волгоград, Самара.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!