Урок географии:
«Озёрные котловины»
7 класс
Урок разработала:
Андреева Надежда Викентьевна
БОУ «Чебоксарская ОШ школа для обучающихся с ОВЗ №3»
Цель урока: формирование представлений о типах озёрных котловин.
Задачи урока:
Образовательные:
-
Создать условия для формирования представлений о типах озерных котловин и их происхождении
-
Рассмотреть закономерности размещения озер
-
Совершенствовать навыки работы с географическими терминами, умение применять географические знания
Развивающие:
-
Развивать навыки и умения работы с географической картой, устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы;
-
Развивать внимание, мышление, память, речь учащихся.
-
Развивать познавательные способности неслышащих учащихся
-
Обучать учащихся приёмам самостоятельной работы
-
Развивать умение работать с учебником, задавать друг другу вопросы;
-
Развивать словесную речь учащихся, расширять словарный запас.
Воспитательные:
-
Воспитывать добросовестное отношение к выполняемой работе, чувство взаимопомощи.
-
Воспитывать умение контролировать собственную речь
Оборудование:
-
учебник География. Землеведение. 5-6 класс / учебник В.П. Дронов, Л.Е. Савельева
-
физическая карта мира;
-
атласы по географии 6 класс;
-
компьютер, графопроектор;
-
компьютерная презентация “Озерные котловины”;
-
карточки с заданиями
Тип урока: комбинированный
Планируемые результаты:
Личностные: успешно работать на уроке; принимать обдуманные решения;
эффективно участвовать в совместной деятельности (ученик – ученик, учитель – ученик)
Метапредметные: уметь контролировать и оценивать свои действия; уметь анализировать, делать выводы; выявлять причинно-следственные связи; выявлять главные признаки понятий; классифицировать информацию по заданному признаку (заполнение таблицы).
Предметные: повторят и закрепят полученные знания и умения по теме: «Что такое озеро»;
приобретут новые знания об озерных котловинах мира; научатся использовать полученную информацию при заполнении таблицы, научатся использовать знания при работе с картой и к/к
Регулятивные: умение поставить учебную цель урока; планировать свою деятельность под руководством учителя и одноклассников, оценивать свою работу и работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей
Методы изучения:
-
проблемный (ответы на проблемные вопросы);
-
частично-поисковый (заполнение таблицы с использованием учебника и анимационного ролика);
-
словесный (рассказ, беседа);
-
наглядный (презентация, демонстрация).
Организация деятельности учащихся: групповая, индивидуальная, фронтальная (переводят текстовую информацию в табличную форму, отвечают на вопросы, формулируют цель урока, вывод)
Деятельность учителя: мотивация учащихся (определение темы и цели урока), корректировка знаний (проверка домашнего задания, ответов на вопросы в ходе урока), рассказ о многообразии и разных типах озерных котловин, подготовка к выводу; дифференциация домашнего задания.
Ход урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный | Приветствует учащихся, положительно настраивает на урок Проверка наличия слуховых аппаратов. Вопросы оргмомента даются на слух (за экраном). - Какое сегодня число? - Какой сейчас урок? - Назовите тему прошлого урока | Приветствуют учителя Отвечают на вопросы учителя: - Сегодня 29 ноября. - Сейчас урок географии. - Тема прошлого урока: «Что такое озеро» |
|
2. Актуализация знаний, умений, навыков (проверка домашнего задания) | Организует повторение слов по теме прошлого урока: - озеро - водоём - в природном углублении - глубокое озеро - большое озеро - высокогорное озеро - Байкал - Каспийское море-озеро - Титикака | Учащиеся проговаривают слова и фразы сопряженно и индивидуально. В процессе работы отрабатывается произношение и ударение. |
| Будем писать слуховой диктант. Учитель диктует слова (за экраном) | Учащиеся записывают слова. Затем проверяют работы друг у друга, опираясь на слайд, исправляют ошибки карандашом и ставят оценки |
| Проверка домашнего задания: Учащимся раздаются карточки. Работа с карточками (3 учащихся). Вставьте пропущенные слова: - Озеро – водоём в природном. ……………. - Озер много там, где климат ………………. - Самое глубокое озеро - …………………… - Самое большое озеро - ……………………… - Самое высокогорное озеро - ……………… Двоим учащиеся получают задание – пересказ текста Одному учащемуся дается задание: найти озера в атласе и затем показать на географической карте | Учащиеся выполняют задания индивидуально. При пересказе опираются на слова, записанные на доске Показывает озера на карте: Байкал, Каспийское море-озеро, Титикака Остальные учащиеся оценивают правильность выполненного задания |
3.Мотивационный | Ребята, давайте вспомним, где располагаются озёра? Как называются эти углубления? Что называют озерными котловинами? Вы догадались? О чем мы будем говорить? Какова цель нашего урока? | Учащиеся отвечают: Озера располагаются в углублениях Ответ учащихся: озёрные котловины Читают определение на с. 207. Выяснить, какими бывают озёрные котловины |
4. Целеполагания | Вопрос: Итак, цель нашего урока - Выяснить какие бывают озерные котловины | В каких котловинах какие озера расположены Какие бывают озера по происхождению, как образуются |
5. Основной (изучения нового материала) | Тема урока: «Озёрные котловины» Посмотрим анимационный ролик «Воды суши» (Единая коллекция ЦОР) Будем заполнять таблицу: При затруднении учитель наводящими вопросами направляет работу учащихся. Типы озерных котловин | Причина образования | Примеры озер | Озёра в грабенах (тектонические) | Движения земной коры | Байкал Каспийское | вулканические | в кратерах потухших вулканов | Курильское Кроноцкое | ледниковые | Образованы ледником | Селигер Ладожское | озёра-старицы | в старых руслах рек | на равнинных реках | запрудные | обвал в горах | Сарезское | | Записывают тему в тетрадь. Учащиеся внимательно смотрят ролик Чертят таблицу в тетрадях После просмотра ролика, опираясь на текст учебника (с.207-208) заполняют таблицу. Работают в парах. |
6. Закрепление материала | Работа с картами атласа и физической картой. Учитель показывает на карте озёра из заполненной таблицы | Учащиеся в своих атласах находят озера, помогают друг другу найти их на карте |
7.Заключительный (рефлексия) | - Наш урок завершается. Ответьте на вопросы: что нового вы узнали? Свои ответы начинайте со слов… - Я узнал… | Оценивают работу на уроке, рассказывают о том, что узнали на уроке. |
8. Домашнее задание, выставление оценок | с.207-208 (чит, переск), обозначить на контурной карте озёра (по таблице), из дополнительных источников информации (Интернет, книги) записать в тетрадь названия озёр Чувашии Оценивание работы учащихся | Запись домашнего задания в дневник Выставляют отметки |