Тема: Геологическое летоисчисление и геологическая карта
Цели и задачи урока:
Познакомить учащихся с науками, изучающими земную кору. Сформировать представление о геохронологической таблице, дать знания о геологическом летоисчислении. Познакомить с понятиями: эра, период.
Учить работать с картами(геологической, тектонической), таблицами (геохронологической).
Оборудование:
Физическая, тектоническая, геологическая карты; геохронологическая таблица.
Ход урока
1.Организационный момент
2.Повторение. Проверка домашнего задания
- Работа с картой (Повторить формы рельефа России – работа в парах)
1 вариант: Показать на карте своему соседу крупные равнины:
1)Русская равнина
2)Западно-Сибирская равнина
3)Северо-Сибирская низменность
4)Среднерусская возвышенность
5)Окско-Донская равнина
6)Среднесибирское плоскогорье
7)Валдайская возвышенность
8)Витимское плоскогорье
2 вариант: Показать горы, нагорья, хребты
1)Кавказ
2)Урал
3)Верхоянский хребет
4)хребет Черского
5)Саяны
6)Алтай
7)Кузнецкий Алатау
8)хребты Прибайкалья (Баргузинский хр., хр.Хамар-Дабан)
9)Становой хребет
10)Алданское нагорье
11)Сихотэ-Алинь
12)хребетДжугджур
Повторить устно общие черты рельефа России
1.Рельеф разнообразен: в России есть крупные равнины разной высоты: низменности, возвышенности, плоскогорья и горы- высокие, средневысотные и низкие.
2.Равнины занимают большую площадь и расположены на севере и западе России.
3.Общий уклон поверхности к северу, т.к. направление течения большинства крупных рек России на север.
4.Горы расположены на юге, востоке и северо-востоке России.
3.Новая тема (параграф 11, стр.68- учебник)
-Современный рельеф планеты- это результат длительного геологического развития и влияния современных рельефообразующих процессов: внутренних (эндогенных) и внешних ( экзогенных), в том числе и человека. Для понимания различий современного рельефа надо знать геологическую историю его формирования. Строение и историю развития Земли изучает наука-геология.
Геологическое время- это время, в течение которого формировалась земная кора.
Геология делится на отрасли:
-Историческая геология – изучает закономерности строения земной коры в течение геологического времени.
-Геотектоника-учение о строении земной коры и формировании тектонических структур (складки, сбросы, трещины и др.)
-Минералогия-наука, изучающая минералы.
-Петрография-наука, изучающая горные породы.
-Геохронология-изучает возраст, продолжительность, последовательность формирования горных пород.
Палеонтология? Что это за наука? (Самостоятельно найти определение)
Результатом исследований ученых геологов, палеонтологов, геофизиков и прочих явилась –геохронологическая таблица, в которой отражена геологическая история развития природы Земли (см. учебник, стр70-72, таблица №1)
В таблице указаны эры-промежутки времени, которые соответствуют крупным этапам развития земной коры и органического мира.
Эра- это время, в течение которого накапливалась группа пород с остатками групп животных и растений.
Эры- это очень крупные отрезки времени, включающие миллионы , сотни миллионов и миллиарды лет.
Выделяют пять эр:
-Самая древняя- архейская,
-Ранняя(или ранней жизни)- протерозойская,
-Эра древней жизни-палеозойская,
-Эра средней жизни-мезозойская,
-Эра новой жизни-кайнозойская.
Мы живем в кайнозойскую эру. В кайнозое уже было 4 этапа древнего оледенения, в этой же эре появился человек и прошел все стадии развития общества до современного.
Эры делятся на периоды.
-Назовите периоды палеозойской эры, мезозойской эры, кайнозойской эры.
-В какой период мы живем? (Антропогеновый или четвертичный)
4.Работа с геохронологической таблицей( учебник, стр 70-72)
-Таблица читается снизу вверх.
-Какие события происходили в протерозойскую эру?(Это было время водорослей и бактерий, происходил мощный вулканизм. Началась байкальская складчатость)
-Какая эра была самой продолжительной? (Самая продолжительная эра-протерозойская- 2000 млн.лет, архейская – 1800 млн.лет. Чем ближе к современному отрезку времени, тем короче эры. Наименее продолжительная эра- кайнозойская)
-Какой период самый короткий? (Четвертичный)
-В какой период появились первые наземные растения? (Силурийский)
-В какие периоды на Земле был влажный климат, а в какие-сухой? (Влажный - в каменноугольном, юрском)
-Когда вымерли гигантские пресмыкающиеся- динозавры? (В меловом периоде)
5.Работа с геологической картой и картами атласа
-выполнить задания на стр.74 (учебник)
6.Итог
-Рубрика в учебнике «Повторим главное» , стр. 73-74
-Рубрика «Проверим знания», стр74.
-Рубрика «А теперь более сложные вопросы», стр 74
7.Практическая работа
- стр 74, зад.1 – Опишите особенности геологического строения европейской части России.
-стр.75, зад.2 (заполнить таблицу)
8.Домашнее задание
-Параграф 11,
-доделать практическую работу на стр. 74-зад.1, стр.75 –зад.2