Целеполаание. Проверка домашнего задания | В начале урока учитель сообщает школьникам сведения о целеполагании учебной деятельности и проверяет выполнение домашнего задания. Форма проверки домашнего задания выбирается учителем исходя из специфики ученического коллектива: возможна взаимопроверка, выборочная проверка или фронтальная проверка с обсуждением результатов. | Ставит цель урока. Проверяет домашнее задание. Вспомнить типы лесов России, показать их на карте. Лес издревле воспевался человеком. О нем сложено множество стихов и песен. Но не только лишь красотой леса можно восхищаться. Сейчас я приведу пример стихотворения о лесе. Привет тебе, приют свободы и покоя, Родного севера неприхотливый лес. Ты полон свежести все в тебе живое, И сколько у тебя загадок и чудес. Ты испокон веков сдружился с человеком: Берет он для себя от щедрости твоей Грибы и ягоды по солнечным просекам, И пищу, и жилье, и мачты кораблей. Вот такое описание леса дал замечательный поэт Всеволод Рождественский. А теперь, прослушав это замечательное стихотворение, попытайтесь определить, какова роль леса в жизни человека. | Проверка домашнего задания. Работа с картой. Ответы на вопросы учителя. |
Изучение нового материала | организуется на основе работы с текстом параграфа. Учитель предлагает обучающимся ознакомится с его тематическим содержанием. При этом, школьники могут делать записи и рисунки в тетрадях. Далее учитель организует фронтальный опрос по теме урока, в рамках которого обучающиеся пользуются только своими тетрадями. Вопросы могут касаться как содержания тематического материала, так и его компоновки. Работа направлена на отработку навыков запоминания. | Организует работу с учебником. Использует видеоурок. Работа с рабочими листами. Какие только предметы не производятся из древесины! А) Лес – источник топлива, стройматериалов. Из древесины производятся мебель, лекарства и многое другое. Б) Рекреационная функция В) Санитарно гигиеническая и оздоровительная функции – создание благоприятных микроклиматических условий для здоровья людей в городских поселениях Г) Лес – среда обитания 70% видов растений и животных, источник биологических ресурсов Д) Водоохранная и защитная функции Итак, леса занимают 44, 7% территории России, или, примерно 1/5 всех лесов мира. Это приблизительно 766 млн га. Равномерно ли размещены леса по территории России? – нет Лес – наше богатство. Это мы знаем. Как и любое богатство, его надо беречь и считать. Для того, чтобы разобраться с количеством леса, ученые ввели показатель, называемый ЛЕСИСТОСТЬ. Познакомимся с новым понятием. Лесистость – отношениние площади территории, занятой лесом к общей площади района. Запишите себе, пожалуйста, это определение в рабочий листок. Перед вами карта лесной промышленности. Пользуясь данной картой, выделите, пожалуйста, те регионы, в которых показатель лесистости наиболее велик. Максимальными показателями обладают Иркутская обл., Приморский край, Костромская обл., Пермский край. Помимо лесоизбыточных регионов, которые мы с вами назвали, есть и лесодефицитные районы. Назовите их. (Калмыкия, Ставропольский край, Астраханская обл., Ростовская обл.) Итак, леса в России много, но весь ли этот лес пригоден для промышленного использования? Оказывается, что нет. 25% труднодоступны. 13% приходится на гари и поляны. 15% лесов являются особо ценными, например реликтовыми, поэтому вырубке не подлежат. И что же у нас получилось? Проведя несложный подсчет, мы видим, что всего-то для промышленного использования остается 47% леса. – Cтрашные цифры. А теперь немного статистики. На ваших рабочих листках приведены две диаграммы, одна касается лесозаготовки, а вторая – производства бумаги. Глядя на них, определите, какие регионы России являются лидерами по лесозаготовке и запишите вывод в листок. Перед вами сложная схема лесного комплекса России. Как и любой межотраслевой комплекс, лесной комплекс в общем, состоит из нескольких последовательных стадий, и главными из них являются добыча и переработка. Добыча – лесозаготовка, переработка – множество процессов, начиная с лесопиления и заканчивая производством мебели, бумаги и прочих необходимых нам вещей. Взгляните на карту: предприятия лесного комплекса размещены по всей территории страны, но все же, присмотревшись повнимательнее, мы заметим некоторые закономерности. Давайте вместе с вами вспомним, какие факторы влияют на размещение любого производства. Для этого в легенде на ваших листках даны первые буквы названий этих факторов. Кто может перечислить их? (Сырьевой, потребительский, водный, энергетический, транспортный, экологический.) Задание заключается в следующем: используя карты атласа, учебник, дополнительные материалы и собственный интеллект попытайтесь выделить основные факторы размещения той или иной отрасли промышленности и запишите их в кружочки так, как записано в легенде дополните схему вашей отрасли видами ее продукции используя учебник и атлас, приведите примеры центров данной отрасли обоснуйте правильность размещения любого центра по выбору. Через 5 минут один человек должен будет выйти к доске, обозначить свои центры на контурной карте и обосновать местоположение одного из них. По результатам работы получает оценку. Часто случается так, что в одном месте сочетается сразу несколько факторов размещения, и именно в это месте можно разместить и лесопилку, так как имеются запасы спелой древесины, и рядом порт, то есть выгодное транспортное положение, недалеко находится крупный город, где возможен сбыт, например мебели… получается, что нужно размещать все эти производства. Безусловно, такое встретишь не часто, но бывает. В таком случае, самым выгодным вариантом является строительство ЛПК –лесопромышленного комплекса. Давайте запишем определение: ЛПК – территориальное сочетание всех трех стадий производства: заготовки, механической обработки и химической переработки древесины, предприятия которого имеют тесные производственные связи. Крупнейшие ЛПК: Усть-Илимский, Братский, Архангельский, Сыктывкарский. Проблемы отрасли: истощение запасов древесины, особенно в европейской части; молевой сплав леса; отходы в районах лесозаготовки; вырубка по берегам рек приводит к их обмелению; сброс в реки отходов целлюлозно-бумажных комбинатов; нерациональное использование сырья (из 1 кубометра древесины в Финляндии производится 190 кг бумаги, в США 135, у нас – 29). Как же решить такое множество проблем? Задача не из легких. Давайте рассмотрим некоторые из них. | Работа с учебником, видеоуроком, рабочими листами. Ученики записывают функции леса в рабочий листок. Ученики называют регионы с максимальными показателями лесистости. Называют регионы с различной лесистостью. Проводят подсчеты. Заполняют лист схему. Предлагают решение проблем. |