СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок географии в 9 классе Тема: Южная Сибирь Факторы формирования района.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Изучение  крупного природно-экономического района. Развитие умений и навыков самостоятельной работы с географическими источниками знаний.Обобщение и систематизация изученного материала. Учить выступать перед аудиторией и защищать свою точку зрения.

 

Просмотр содержимого документа
«Урок географии в 9 классе Тема: Южная Сибирь Факторы формирования района.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кулажская средняя общеобразовательная школа

Суражского района Брянской области














Урок географии в 9 классе

Тема: Южная Сибирь Факторы формирования района.







Учитель географии: Баскова Ирина Фёдоровна






















2016




Цель: 

1. Изучить крупный природно-экономический район.


2. Развить умения и навыки самостоятельной работы с географическими источниками знаний.

3. Обобщить и систематизировать изученный материал.

4. Учиться выступать перед аудиторией и защищать свою точку зрения.



Задачи: 

1. Определить состав Южной Сибири ,


2. Определить особенности ГП района,

3. Дать знания об основных факторах формирования района,


4. Выявить сложности географического положения района, представляющего собой

чередование хребтов и межгорных котловин,


5. Продолжить экологическое образование учащихся,

6. Учить мыслить экономически, реально оценивать природные условия и ресурсы,

анализировать и делать выводы, использовать дополнительный материал к уроку,


7. Учить практическим навыкам: чертить картосхемы, схемы, работать с

тематическими картами, учебником.

Оборудование: 

тематические карты, атлас, картины, контурные карты, учебник, дополнительные материалы.





Х о д у р о к а


I. Организационный момент:

Слайд 1 (карта)


Вступительное слово учителя:

Учитель. Ребята, перед вами карта, как вы думаете, о каком экономическом районе сегодня на уроке пойдёт речь?

Учитель. Да, мы продолжаем с вами знакомиться с Сибирью, как самой крупной природной областью на земном шаре.
Сегодня мы с вами будем изучать обширнейшую горную страну – Южную Сибирь, которая отличается от остальной территории азиатской части России своей разнообразной природой.

Слайд 2 (Тема урока)


Изучение нового материала.

Учитель: Как вы думаете, что нам предстоит узнать на уроке?

    1. Состав Южной Сибири.

    2. Географическое положение Южной Сибири.

    3. Природные условия.

    4. Особенности и проблемы Байкала.

Слайд 3 (Что предстоит узнать на уроке)

Учитель предлагает ученикам делать краткие записи в таблице по ходу урока. Для этого лист тетради делится на две части



 Основные пункты плана


Краткий конспект


1. Состав района.

2. Географическое положение Южной Сибири.

3. Природные условия.

4. Особенности и проблемы Байкала.




Учитель:  Южная Сибирь - это горная страна, протянувшаяся с запада на восток от Западно-Сибирской до Зейско-Буреинской равнины более чем на 3 тыс. км. Ширина её от 200 до 800 км. Южную границу региона проводят по государственной границе с Казахстаном, Монголией и Китаем.


(По физической карте России учитель показывает территорию Южной Сибири, ученики находят и показывают территорию в атласе, который лежит на каждой парте).


1 вопрос.


В состав Южной Сибири входят субъекты Российской Федерации:


Состав региона:

1.   Кемеровская область

2.   Республика Хакасия

3.   Республика Тыва

4.   Республика Бурятия

5.   Забайкальский край

6.   Республика Алтай

7.   Алтайский и часть Красноярского края

8. Новосибирская область

9. Иркутская область

10. Читинская область

Слайд 4 (Состав)

Учитель. Запишите в тетрадь площадь, численность населения и состав Южно-Сибирского экономического района.

2 вопрос.

Географическое положение региона.

Учитель. Что является главной чертой географического положения Южной Сибири?

Слайд 5 (ГП)

Запишите в тетрадь.

Учитель. Характер экономико-географического положения? (Выгодное) С чем связано?

Слайд 6 (ЭГП)

Запишите в тетрадь.

Учитель. Характер геополитического положения? (Удачное) С кем граничит регион, каковы отношения между соседями?

Слайд 7 (Геополитическое положение)

Запишите в тетрадь.

Работа в контурных картах.

Учитель. В контурных картах : 1. Границы Южной Сибири;

2. Отметить состав Южной Сибири;

3 вопрос

Природные условия.

Слайд 8 (Коллективная работа)

КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА.

Атлас, 8 класс, с 4-5, 10, 14-22, рис 68, 69 на с 229, 231 учебника.

Определить главные особенности рельефа, климата, внутренних вод, почв, растительного и животного мира Южной Сибири.


Учитель . Южная Сибирь представляет собой чередование хребтов и межгорных котловин.
Начинается эта горная страна на западе Алтайскими горами. Между ними и Западно-Сибирской равниной расположен пояс возвышенных предгорных равнин. Сам Алтай представляет собой систему веерообразно расходящихся хребтов, которые разделяются или узкими долинами рек, или межгорными котловинами вроде Чуйской или Курайской. Наибольших высот Алтай достигает в южной части. Здесь находятся высшие точки Алтая: Белуха (4506 м), Табан-Богдо-Ула, Иикту и другие. Это высокие, типично альпийские горы с острыми вершинами и ледниками. Большинство других горных систем Алтая гораздо ниже — высоты около двух километров.

К северу от Алтая тянутся два хребта — Салаирский кряж и Кузнецкий Алатау. Между ними расположена Кузнецкая котловина. К востоку от Алтая также отходят два хребта — Западный Саян и Танну-Ола. Между ними — Тувинская котловина. Перпендикулярно Западному Саяну простирается Восточный Саян, а между ними и Кузнецким Алатау лежит Минусинская котловина. Восточный Саян переходит в хребты Прибайкалья (Хаммар-Дабан и Баргузинский), а за ними начинается Забайкальская горная страна, состоящая из невысоких хребтов (Яблоновый, Борщовочный, Олекминский) и приподнятых равнин (Витимское плоскогорье).

Горы Южной Сибири — это возрожденные горы. Они возникли на месте холмистых равнин и невысоких хребтов в результате новейших** блоковых движений. Большинство блоков превратилось в горы, а меньшая часть испытала незначительное погружение или осталась стабильной и превратилась в межгорные котловины. Блоки еще сохранили древнюю складчатую структуру, но особились в виде отдельных глыб. Такие горы называют складчато-глыбовыми. Местами вскрываются древние внедрения магмы. Днища котловин сложены осадочными отложениями.

Южная Сибирь богата как рудными, так и нерудными полезными ископаемыми. Первые встречаются в основном в горах, а вторые — в котловинах. Особенно богата Кузнецкая котловина. Здесь расположен знаменитый Кузбасс — Кузнецкий угольный бассейн. К югу от него в горах расположена так называемая Горная Шория — район, богатый железными рудами, а к западу — месторождения полиметаллических руд Салаирского кряжа. Кроме того, здесь добывают ртуть, олово, золото и некоторые другие цветные металлы. Многие разведанные месторождения не разрабатываются из-за нехватки трудовых ресурсов и бездорожья.

 Южная Сибирь удалена от всех океанов, и, хотя она лежит на широтах Центральной России, климат здесь весьма суров. Горы Южной Сибири расположены в зоне западного переноса, но ветры с Атлантики сюда приходят, уже потеряв значительную часть влаги. И несмотря на это, именно они приносят основную часть осадков. В наиболее выгодном положении по отношению к ветрам находится Алтай. Его западные склоны получают до 2000 мм осадков в год. При движении на восток количество осадков падает, среднегодовые температуры понижаются. Котловины, расположенные в кольце гор, получают меньше всего осадков. В них распространены степи, сухие степи и полупустыни. В более выгодном положении находятся хребты, их склоны достаточно увлажнены, иногда даже заболочены. На температуру воздуха Южной Сибири большое влияние оказывает котловинный характер ее рельефа. Зимой в котловины по склонам гор стекает холодный воздух и застаивается там. Это провоцирует общее понижение температур, длительную зиму и медленное прогревание весной. Из-за сильных морозов зимой здесь устанавливается высокое давление с характерной морозной безветреной погодой. Средние январские температуры составляют на западе —12...—16 "С, а на востоке -25...-30 °С. Зимой в горах наблюдается интересное явление — температурная инверсия. При движении вверх по склону температура не понижается, а повышается***. Лето в Южной Сибири короткое, хотя и довольно теплое. Средние июльские температуры при движении с запада на восток, в отличие от зимних, возрастают от +16 °С на Алтае до +22 °С в Забайкалье. Продолжительная морозная зима способствует формированию здесь многолетней мерзлоты.
В целом климат неблагоприятен для сельского хозяйства. Исключение составляют предгорья Алтая и Минусинская котловин 

 Осадков на склонах южносибирских хребтов выпадает больше, чем испаряется. Это создает благоприятные условия для формирования речной сети. Здесь берут начало великие российские реки Сибири: Катунь и Бия, сливаясь, дают начало Оби, Ка-Хем и Бий-Хем — Енисею, Шилка и Аргунь — Амуру. Реки Южной Сибири мощные, со стремительным течением, порогами и водопадами. Много здесь сфагновых болот и небольших озер. На вершинах Алтайских гор есть ледники. На границе между Восточной и Южной Сибирью расположено озеро Байкал — крупнейший пресноводный водоем мира, глубокая тектоническая котловина, а также крупное и красивое озеро Телецкое ?


 Природные зоны, характерные для равнин, не образуют здесь сплошных поясов, а в виде мозаики рассыпаны по отдельным котловинам. В горах же проявляется высотная поясность: в целом преобладает тайга, и лишь на высотах свыше 2000 м ее сменяют высокогорные луга и горные тундры. На востоке, в Забайкалье, появляется также своеобразный пояс кедрового стланника. С ним мы подробно познакомимся при изучении Восточной Сибири. Вершины многих южносибирских гор лишены растительности и называются гольцами. Некоторые наиболее высокие вершины Алтая и Саян несут ледники. Воздух в котловинах более сухой, чем в горах, и лесная растительность для них не характерна. В Кузнецкой и Минусинской котловинах встречаются лесостепные участки, в остальных преобладают степи, а в Тувинской — сухие степи и полупустыни. Южносибирская горная тайга представляет хозяйственный интерес как для лесной промышленности, так и для охотничье-промыслового хозяйства. Здесь обитают ценные пушные зверьки — соболь, белка и др.

 Южная Сибирь — это по большей части слабо освоенный край с редким населением. Горные хребты препятствуют развитию транспорта, поэтому большая часть территории отличается полным бездорожьем. Хозяйственно освоены пока лишь котловины и предгорья. Особенно высока степень хозяйственного освоения Кузнецкой котловины. Здесь созданы мощный
горнодобывающий и металлургический комплексы. В остальных котловинах развивается сельское хозяйство, в основном животноводческого направления. Население концентрируется по долинам рек и вдоль Транссибирской железной дороги. 

Природа Южной Сибири очень сильно подвержена хозяйственной деятельности человека. Особого внимания требует проблема озера Байкал, на берегах которого за последние годы появились промышленные предприятия, протянулись рельсы Байкало - Амурской магистрали. Много воды, загрязненной промышленными и бытовыми стоками, приносят в него реки, на берегах которых сложилась довольно густая сеть городов и промышленных поселков. Очень сильно загрязнена воздушная среда в Юго-Западном Прибайкалье. В связи с тем, что на байкальском побережье создана курортная зона, построено много домов отдыха и туристических баз, сильно увеличилась и рекреационная нагрузка..

Слайд 9 (Карта)

4 вопрос

Особенности и природа Байкала.


Слайд 10 (Байкал)


Учитель: Ребята, об озере Байкал можно очень много говорить, это уникальное природное явление. Поэтому я предлагаю вам послушать и посмотреть презентацию о Байкале подготовленную учащимся ________________.


Презентация.

Слайд 11-22

Учитель. Эндемики Байкала - это чудо природы которое присуще только Байкалу!

Слайд 23-26

 Закрепление изученного материала.

Работа со схемой «Факторы формирования района».

Учитель: 
 Итак, давайте выделим факторы формирования Южной Сибири: 


  • Пояс гор, протянувшихся вдоль южных границ России от Алтая до Приамурья,


  • Это возрожденные горы, возникшие на месте холмистых равнин и невысоких хребтов в результате новейших блоковых движений,


  • Богата как рудными, так нерудными полезными ископаемыми,


  • Удалена от всех океанов с резко-континентальным климатом,


  • Находятся истоки всех крупнейших сибирских рек,


  • Расположен крупнейший пресноводный водоем – озеро Байкал, 


  • Природные зоны в виде мозаики рассыпаны по отдельным котловинам, в горах – высотная поясность,


  • Хозяйственный интерес для лесной промышленности представляет южносибирская горная тайга, а также охотничье - промысловое хозяйство,


  • Слабоосвоенный край с редким населением,


  • Большая территория отличается полным бездорожьем,


  • Развивается сельское хозяйство животноводческого направления


  • Озеро Байкал нуждается в охране.

Итог урока.

Учитель оценивает работу учащихся на уроке.

Д.З. П.55; конспект, схема, работа с контурной картой. 

Учитель: Ребята, прошу обратить ваше внимание на новые географические названия, написанные на листочках. Их нужно запомнить и нанести на контурную карту.

Н О М Е Н К Л А Т У Р А

Алтай, Енисей, Западный Саян, Обь, Восточный Саян, Бия и Катунь, Кузнецкая котловина, Лена, Кузнецкий Алатау, Витим, Минусинская котловина, Амур (Шилка, Аргунь), Тувинская котловина , Байкальский хребет, озеро Байкал, Телецкое, Становое нагорье, Витимское плоскогорье.



Рефлексия


Анкета

 В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был




7.Домашнее задание мне кажется

 

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен

легким / трудным
интересно / не интересно 

 

 

Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений,  учащиеся смогут объективно оценить свою активность и качество работы.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!