СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок геометрии по теме"Понятие о преобразование подобия"

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок геометрии по теме"Понятие о преобразование подобия"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ПРЕДМЕТ: геометрия 9 класс


Тема: «Понятие о преобразовании подобия»

Тип: комбинированный

Цель: дать возможность учащимся самостоятельно приобрести знания преобразовании подобия; сформировать умения применять данные знания при решении задач, продолжить работу над развитием воображения, логического мышления учащихся; продолжить работу над развитием умения сравнивать, обобщать, выделять главное, существенное

Планируемые результаты

Предметные: узнать свойства преобразования подобия, уметь применять эти свойства при решении задач; формировать представление о математике как о необходимой для каждого человека составляющей общих знаний о мире и понимание значимости математических знаний для активного использования человеком в быту, в профессиональной деятельности;

Метапредметные:

развитие логического мышления, математической речи, умение найти закономерности, делать выводы; развивать интерес учащихся к предмету через, использование исторического и познавательного материала;

Личностные: воспитывать взаимоуважение, доброжелательное отношение друг к другу, умение работать в группе; уважение к мнению других людей; расширять и обогащать словарный запас; учить детей давать полный ответ на вопросы учителя и грамотно выражать словами свои мысли



Формы организации учебной деятельности: работа в парах, фронтальная работа, индивидуальная работа

Методы, приемы организации учебной деятельности: наглядный, технология проблемного обучения; технология критического мышления, словесные методы (рассуждение, обоснование своего мнения); исследовательские, самостоятельная работа, самопроверка, взаимопроверка, взаимопомощь, рефлексия, икт

Межпредметные связи: русский язык(правописание), реальная математика

Ресурсы урока: компьютер, экран, проектор. Мультимедийная презентация; рабочие листы

Учебно-методический комплекс: Геометрия 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.С.Атанасян

Опорные понятия, термины: подобие, подобные фигуры, преобразование подобия

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося

Мотивационно-целевой

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

- Доброе день! Улыбнитесь друг другу, садитесь.

Внимание на экран1: Взяли треугольник АВС произвели преобразование его уменьшили в 2 раза затем увеличили в 1,5 раз . Какие треугольники получили

  1. Что мы знаем о подобных треугольниках?

  2. Вспомним признаки подобия треугольников?

  3. Как относятся площади подобных треугольников ?

  4. Выполните решение задач для девочек и мальчиков




Как вы думаете, а кроме треугольников есть ли подобные фигуры?

Для начала выполним следующее задание: начертите у себя в тетрадях, а мы на доске, схематично план класса.

- Почему стол на плане изображен прямоугольником(а не кругом или квадратом)?

- Чем отличаются и что имеют общего стол на планах на доске и в тетрадях?

Презентация 6,7

- В жизни часто встречаются предметы, имеющие одинаковую форму, но различные размеры. Таковы, например, фотографии одного и того же лица, изготовленные с одного негатива в различных размерах, планы здания или целого города, местности, вычерченные в различных масштабах.

Такие фигуры принято называть подобными, а преобразование, переводящее одну фигуру в подобную ей фигуру, называют преобразованием подобия.

Помогает ученикам сформулировать тему и задачи урока.

Преобразование подобия - важная тема в геометрии, имеющая множество практических применений. Давайте разберемся, что это такое и почему эта тема вызывает интерес.

Включаются в деловой ритм урока.





подобные

углы равны, а стороны пропорциональны.

1 пр. по двум равным углам

2 пр. по двум пропорциональным сторонам и углу между ними.

3.По трем пропорциональным сторонам

Коэффициент подобия в квадрате

4.Решают задачи





(отличаются размерами, но имеют одну и ту же форму).

















Проектировочный

Выполним практическую работу






. Какую можно заметить зависимость между расстояниями у подобных фигур? (Все расстояния изменяются в одно и то же число раз, на чертеже в 2 раза). Углы. А как увеличиться периметр фигуры ? А площадь? Какой вывод можно сделать?

Приступают к выполнению задания,





Выдвигают свои предположения. Дают ответ:

Процессуальный

Работа в группах (3 группы) готовят сообщения по теме урока в течение 5 минут (Свойства преобразования подобия, Где применяется преобразование подобия. Подобие 3Д)

Учитель проходит по классу, дает пояснения к заданиям, если это необходимо.

Учитель наблюдает за работой учащихся. Просматривает получившиеся результаты. Корректирует их при необходимости

СООБЩЕНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ГРУПП

Самостоятельная работа






Получают листы с заданиями. Работают в парах. Ученики в группах думают, предполагают, высказывают своё мнение, обсуждают получившиеся результаты. Записывают свои выводы в листах с заданиями.



Рассказывают о полученных результатах и сделанных каждой парой выводах. Обсуждают их. Отвечают на вопросы учителя и одноклассников.





Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.






Отвечают на вопрос учителя. Решают задачи.




Устно объясняют ход решения.



Рефлексивно-оценочный

Подводит итоги работы пар и класса в целом.

Учитель: Молодцы. Давайте подведем итоги урока и оценим свою работу.

Выскажите своё мнение о результатах вашей работы, выбрав фразы:

1) «Я молодец, активно работал, все понял, могу помочь товарищу»

2) «Я работал хорошо, старался, быстро находил свои ошибки, сам исправлял их»

3) «Мне было трудно работать, я еще не все понял, но у меня все получится»

4) «Мне было интересно потому, что…»


  • Домашнее задание Карточка по теме «Подобие», записи в тетради

Учитель: Что заинтересовало вас на уроке, что удивило? Что понравилось больше всего?

  1. Учитель:

  2. Давайте обсудим, кто из вас сегодня за активную работу на уроке заслуживает высокие оценки.

Учитель выставляет оценки.


Учитель: Спасибо за урок, ребята







Заполняют лист самооценки. Оценивают свою работу.


Ребята анализируют свою деятельность и высказываются, сдают листы самооценки.









Записывают домашнее задание.






Обсуждают и оценивают свою работу.















Приложение 1

Карточка для девочек











Карточка для мальчиков





















Приложение 2

Интересные факты о подобии

Преобразование подобия - это вид геометрического преобразования, при котором все углы фигуры сохраняются, а длины сторон меняются пропорционально.

Свойства преобразования подобия

1.Подобие сохраняет порядок точек на прямой, то есть если точка лежит между точками — соответствующие их образы при некотором подобии, то также лежит между точками.

2.Точки, не лежащие на прямой, при любом подобии переходят в точки, не лежащие на одной прямой.

3.Подобие преобразует прямую в прямую, отрезок в отрезок, луч в луч, угол в угол, окружность в окружность.

4.Сохраняются углы между сторонами фигуры

5.Все линейные размеры фигуры (длины сторон) увеличиваются или уменьшаются в одинаковое число раз

6.Площадь фигуры изменяется пропорционально квадрату коэффициента подобия

Где применяется преобразование подобия

Преобразование подобия широко используется в различных областях: В строительстве и архитектуре для масштабирования чертежей и планов зданий. Например, для перехода от эскизного проекта к рабочим чертежам. В изобразительном искусстве художники пользуются подобием для переноса эскиза на холст в нужном масштабе.

В картографии подобие применяется при составлении топографических карт местности в масштабе. Преобразование подобия вокруг нас Мы сталкиваемся с преобразованием подобия в повседневной жизни: Уменьшенные копии (макеты) зданий, самолетов, машин.

Фотографии с разным масштабом. Географические карты. Таким образом, преобразование подобия - это мощный инструмент, позволяющий масштабировать объекты с сохранением их геометрической формы.

Интересные факты о подобии

Национальный шоу-музей «Гранд Макет Россия» в Санкт-Петербурге представляет собой макет, выполненный в масштабе 1:87, площадью 800 м², где объединены собирательные образы регионов Российской Федерации.

Является самым большим макетом в России и вторым по величине в мире Расположен в отдельном двухэтажном здании, построенном в 1953 году. Автор и инвестор проекта — петербургский предприниматель Сергей Морозов.

ТАК ЖЕ в окружающем нас мире мы видим много примеров подобия: в природе.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 4 секунд
Комплекты для работы учителя