Тип урока: | Урок первичного предъявления новых знаний или УУД. |
УМК: | Геометрия, 7: Учебник для общеобразовательных организаций / А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир. Издательский центр «Вентана-Граф», 2015. |
Цели урока: | Формирование и развитие УУД. Изучить и закрепить на практике теорему о сумме углов треугольника, определение и свойство внешнего угла треугольника. |
Задачи: | образовательные (формирование познавательных УУД): создание условий для усвоения учащимися теоремы о сумме углов треугольника, определения и свойства внешнего угла треугольника, включение их в процесс поиска формулировок и доказательств, формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, формирование навыка применения формул на практике; выбор способов решения задач в зависимости от конкретных условий; умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки. воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность, оценивать себя и своих товарищей, умение работать в сотрудничестве с учителем и сверстниками, проявлять критичность мышления. развивающие (формирование регулятивных УУД) развитие зрительной памяти, внимания, смысловой памяти; умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; формирование коммуникативной компетенции учащихся; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; |
Цель деятельности учителя | Создать условия для доказательства теоремы о сумме углов треугольника, следствия из неё; для введения понятия внешнего угла треугольника и его свойства, для введения понятий остроугольного, прямоугольного и тупоугольного треугольников; для рассмотрения задач на применение доказанных утверждений. |
Термины и понятия | Треугольник, противолежащий угол, противолежащая сторона, прилежащий угол и сторона, остроугольный треугольник, тупоугольный треугольник, прямоугольный треугольник. |
Планируемые результаты |
Предметные умения | Универсальные учебные действия |
Владеют базовым понятийным аппаратом по основным разделам изучаемых понятий. Умеют применять теорему о суме углов треугольника и свойство внешнего угла треугольника при решении задач. | Познавательные: осознанно владеют логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев; выбирают наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; умеют отличать гипотезу от факта; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Регулятивные: умеют выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимают необходимость их проверки. Коммуникативные: умеют работать в сотрудничестве с учителем и сверстниками. Личностные: проявляют критичность мышления. |
Метапредметные умения |
Расширение кругозора учащихся. Прививать умение совместно работать. Продолжать развивать умение понимать и использовать математические средства наглядности. |
Личностные умения |
Развитие трудолюбия, дисциплинированности; Формирование интереса к предмету. |
Организация пространства |
Формы работы | Фронтальная (Ф), групповая (Г), индивидуальная (И) |
Образовательные ресурсы | |
I этап. Учебно-познавательная деятельность |
Цель деятельности | Постановка учебной задачи | УУД |
Подготовить к восприятию нового материала | (И) Решение задач по готовым чертежам. Даётся 3-4 минуты на обдумывание, затем идёт обсуждение возможных вариантов решения (слайд 1) (Ф) После решения данных задач, задаётся вопрос, в обсуждении которого участвует весь класс. - Случайно ли сумма углов ABC оказалась равной 1800, или данным свойством обладает любой треугольник? (У любого треугольника сумма углов – 1800.) - Это утверждение носит название теоремы о сумме углов треугольника. Итак, тема сегодняшнего урока – «Сумма углов треугольника» (слайд 2). | Познавательные: осознанно владеют логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев; умеют отличать гипотезу от факта; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Регулятивные: умеют выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимают необходимость их проверки. Коммуникативные: умеют работать в сотрудничестве с учителем и сверстниками. Личностные: проявляют критичность мышления. |
| | |
| | |
Изучение нового материала |
Цель деятельности | Совместная деятельность | УУД |
Доказать теорему о сумме углов треугольника, рассмотреть следствия, ввести понятия остроугольного, тупоугольного, прямоугольного треугольников. | (Ф) Доказательство теоремы о сумме углов треугольника (слайд 10). | Познавательные: осознанно владеют логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев; умеют отличать гипотезу от факта. Регулятивные: умеют выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимают необходимость их проверки. Коммуникативные: умеют работать в сотрудничестве с учителем и сверстниками. Личностные: проявляют критичность мышления. |
II этап. Решение задач на закрепление изученного материала |
Цель деятельности | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
При решении простейших задач отработать применение изученной теоремы | (Ф/Г/И) Организует работу учащихся в группах. | Физминутка (слайды 14-18) Задания для группы с базовым уровнем подготовки: № 357, 360 Задания для группы с продвинутым уровнем подготовки: № 358, 364 Решить задачу № 364 на доске и в тетрадях. | Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. Регулятивные: умеют выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимают необходимость их проверки. Коммуникативные: умеют работать в сотрудничестве с учителем. Личностные: проявляют критичность мышления. |
| | | |
III этап. Итоги урока. Рефлексия. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
(Ф/И ) | (И) Домашнее задание: изучить в учебнике § 16 (теорема 16.1, следствие); ответить на вопросы 1, 2 на с.106 (устно); решить задачи № 359, 361, 365. | Познавательные: рефлексия способов условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, оценивание качества уровня усвоения. Коммуникативные: умеют работать в сотрудничестве с учителем. Личностные: проявляют критичность мышления. |