СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок геометрии в 7 классе по теме " Прямая и отрезок"

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели  урока :

-Познакомить  учащихся  с  тем , что изучает геометрия,  какой раздел геометрии  называется планиметрией,  какие фигуры в планиметрии  называют основными ;  систематизировать  сведения о взаимном расположении  точек и прямых ; - рассмотреть свойство прямой : через любые две точки можно провести прямую, и притом только одну; -научить обозначать   точки и прямые на рисунке ; -ввести  понятие отрезка;   -рассказать  о практическом  проведении  (провешивании) прямых на местности.

Просмотр содержимого документа
«Урок геометрии в 7 классе по теме " Прямая и отрезок"»

Урок геометрии в 7 классе :  « Прямая и отрезок» Учитель математики МБОУ «Выделянская СОШ» Лященко Людмила Егоровна

Урок геометрии в 7 классе : « Прямая и отрезок»

Учитель математики МБОУ «Выделянская СОШ»

Лященко Людмила Егоровна

Цели урока : Познакомить учащихся с тем , что изучает геометрия, какой раздел геометрии называется планиметрией, какие фигуры в планиметрии называют основными ; систематизировать сведения о взаимном расположении точек и прямых ;  рассмотреть свойство прямой : через любые две точки можно провести прямую, и притом только одну; научить обозначать точки и прямые на рисунке ; ввести понятие отрезка;  рассказать о практическом проведении (провешивании) прямых на местности.

Цели урока :

  • Познакомить учащихся с тем , что изучает геометрия, какой раздел геометрии называется планиметрией, какие фигуры в планиметрии называют основными ; систематизировать сведения о взаимном расположении точек и прямых ;
  • рассмотреть свойство прямой : через любые две точки можно провести прямую, и притом только одну;
  • научить обозначать точки и прямые на рисунке ;
  • ввести понятие отрезка;
  • рассказать о практическом проведении (провешивании) прямых на местности.
Возникновение и развитие геометрии.  Геометрия возникла в результате практической деятельности людей : нужно было сооружать жилища, храмы, прокладывать дороги, оросительные каналы, устанавливать границы земельных участков и определять их размеры.

Возникновение и развитие геометрии.

  • Геометрия возникла в результате практической деятельности людей :
  • нужно было сооружать жилища, храмы, прокладывать дороги, оросительные каналы, устанавливать границы земельных участков и определять их размеры.
 В переводе с древнегреческого слово «геометрия» означает «земледелие» ( « гео» -земля , а «метро»- мерить).  Важную роль играли и эстетические потребности людей : желание украсить свои жилища и одежду, рисовать картины окружающей жизни. Все это способствовало формированию и накоплению геометрических сведений.

В переводе с древнегреческого слово «геометрия» означает «земледелие» ( « гео» -земля , а «метро»- мерить).

  • Важную роль играли и эстетические потребности людей : желание украсить свои жилища и одежду, рисовать картины окружающей жизни. Все это способствовало формированию и накоплению геометрических сведений.
Линия – «linum» «льняная нить» Трапеция – «trapezion» «столик»

Линия – «linum» «льняная нить»

Трапеция – «trapezion» «столик»

 За несколько столетий до нашей эры в Вавилоне, Китае, Египте и Греции уже существовали начальные геометрические знания, которые добывались в основном опытным путем, но они не были еще систематизированы и передавались от поколения к поколению в виде правил и рецептов, например, правил нахождения площадей фигур, объемов тел, построения прямых углов и т. д.  Не было еще доказательств этих правил, и их изложение не представляло собой научной теории.
  • За несколько столетий до нашей эры в Вавилоне, Китае, Египте и Греции уже существовали начальные геометрические знания, которые добывались в основном опытным путем, но они не были еще систематизированы и передавались от поколения к поколению в виде правил и рецептов, например, правил нахождения площадей фигур, объемов тел, построения прямых углов и т. д.
  • Не было еще доказательств этих правил, и их изложение не представляло собой научной теории.
 Первым ,кто начал получать геометрические факты при помощи рас -суждений (доказательств), был древнегреческий ма -тематик Фалес (VI в.до н.э.), который в своих исследованиях применял перегибание чертежа, поворот части фигуры и так далее, то есть то, что на современном языке называется движением.
  • Первым ,кто начал получать геометрические факты при помощи рас -суждений (доказательств),
  • был древнегреческий ма -тематик Фалес (VI в.до н.э.), который в своих исследованиях применял перегибание чертежа, поворот части фигуры и так далее, то есть то, что на современном языке называется движением.
 Постепенно геометрия становится наукой, в которой большинство фактов устанавливается путем выводов, рассуждений, доказательств.  Попытки греческих ученых привести геометрические факты в систему начинаются уже в V веке до н.э. Наибольшее влияние на всё последующее развитие геометрии оказали труды греческого ученого Евклида , жившего в Александрии в III веке до н.э.
  • Постепенно геометрия становится наукой, в которой большинство фактов устанавливается путем выводов, рассуждений, доказательств.
  • Попытки греческих ученых привести геометрические факты в систему начинаются уже в V веке до н.э. Наибольшее влияние на всё последующее развитие геометрии оказали труды греческого ученого Евклида , жившего в Александрии в III веке до н.э.
Сочинение Евклида «Начала» почти 2000 лет служило основной книгой , по которой изучали геометрию . В «Началах» были систематизированы известные к тому времени геометрические сведения, и геометрия впервые предстала как математическая наука. Эта книга была переведена на языки многих народов мира , а сама геометрия, изложенная в ней, стала называться евклидовой геометрией .
  • Сочинение Евклида «Начала» почти 2000 лет служило основной книгой , по которой изучали геометрию .
  • В «Началах» были систематизированы известные к тому времени геометрические сведения, и геометрия впервые предстала как математическая наука.
  • Эта книга была переведена на языки многих народов мира , а сама геометрия, изложенная в ней, стала называться евклидовой геометрией .
Что изучает геометрия?  В геометрии изучаются формы, размеры, взаимное расположение предметов независимо от их других свойств : массы, цвета и т.д. Отвлекаясь от этих свойств и беря во внимание только форму и размеры предметов, мы приходим к понятию геометрической фигуры.

Что изучает геометрия?

  • В геометрии изучаются формы, размеры, взаимное расположение предметов независимо от их других свойств : массы, цвета и т.д.
  • Отвлекаясь от этих свойств и беря во внимание только форму и размеры предметов, мы приходим к понятию геометрической фигуры.
 Геометрия не только дает представление о фигурах, их свойствах, взаимном расположении, но и учит рассуждать , ставить вопросы, анализировать , делать выводы , то есть логически мыслить.

Геометрия не только дает представление о фигурах, их свойствах, взаимном расположении, но и учит рассуждать , ставить вопросы, анализировать , делать выводы , то есть логически мыслить.

Школьный курс геометрии делится на : планиметрию стереометрию Планиметрия – это раздел геометрии, изучающий свойства фигур на плоскости ( от латинского слова «платинум» - плоскость и греческого «метрио» - измеряю). Примеры плоских фигур : отрезок , луч , прямая, угол, окружность, круг, треугольник, прямоугольник . Стереометрия – это раздел геометрии, который изучает свойства фигур в пространстве. Примеры объёмных фигур : параллелепипед, шар, цилиндр, пирамида , конус…

Школьный курс геометрии делится на :

планиметрию

стереометрию

  • Планиметрия – это раздел геометрии, изучающий свойства фигур на плоскости
  • ( от латинского слова «платинум» - плоскость и греческого «метрио» - измеряю).
  • Примеры плоских фигур : отрезок , луч , прямая, угол, окружность, круг, треугольник, прямоугольник .
  • Стереометрия – это раздел геометрии, который изучает свойства фигур в пространстве.
  • Примеры объёмных фигур : параллелепипед, шар, цилиндр, пирамида , конус…
Вам уже знакомы некоторые геометрические фигуры  угол  .  точка    прямая    треугольник    отрезок   прямоугольник     луч    круг

Вам уже знакомы некоторые геометрические фигуры

угол

. точка

прямая

треугольник

отрезок

прямоугольник

луч

круг

Примеры объёмных фигур. шар куб пирамида цилиндр конус

Примеры объёмных фигур.

шар

куб

пирамида

цилиндр

конус

Точки, прямые, отрезки «Точка» в русском языке – конец заточенного гусиного пера. C D A B На рисунке изображены точки А , В , С и D. «Точка есть то,  что не имеет частей»   Евклид

Точки, прямые, отрезки

«Точка» в русском языке – конец заточенного гусиного пера.

C

D

A

B

На рисунке изображены точки А , В , С и D.

«Точка есть то, что не имеет частей» Евклид

Точки, прямые, отрезки 5 1 2 15 14 13 12 6 11 10 9 8 3 7 4 Прямая – множество точек, построенных с помощью линейки.

Точки, прямые, отрезки

5

1

2

15

14

13

12

6

11

10

9

8

3

7

4

Прямая – множество точек, построенных с помощью линейки.

 Прямые обозначают так : прямая m m прямая р р прямая АВ В А прямая CD С D

Прямые обозначают так :

прямая m

m

прямая р

р

прямая АВ

В

А

прямая CD

С

D

Точки, прямые, отрезки . . Через любые две точки можно провести прямую,  и притом только одну. a O c b d Две прямые либо имеют только одну общую точку, либо не имеют общих точек.

Точки, прямые, отрезки

.

.

Через любые две точки можно провести прямую, и притом только одну.

a

O

c

b

d

Две прямые либо имеют только одну общую точку, либо не имеют общих точек.

С K а В E D А D А В а С

С

K

а

В

E

D

А

D

А

В

а

С

Точки, прямые, отрезки A B Отрезок – часть прямой, ограниченная двумя точками. Точки A и B – концы отрезка Отрезок с концами А и В обозначают АВ или ВА. Он содержит точки А и В и все точки прямой, лежащие между точками А и В.

Точки, прямые, отрезки

A

B

Отрезок – часть прямой, ограниченная двумя точками. Точки A и B – концы отрезка

Отрезок с концами А и В обозначают АВ или ВА.

Он содержит точки А и В и все точки прямой, лежащие между точками А и В.

Практическое задание. Задания № 1 , 2 , 3 стр. 7

Практическое задание.

Задания № 1 , 2 , 3 стр. 7

Ответьте на вопросы: 1. Можно ли через данную точку провести прямую? 2. Сколько прямых можно провести через данную точку? 3. Сколько прямых можно провести через две данные точки? 4. Сколько общих точек могут иметь две прямые?

Ответьте на вопросы:

  • 1. Можно ли через данную точку провести прямую?
  • 2. Сколько прямых можно провести через данную точку?
  • 3. Сколько прямых можно провести через две данные точки?
  • 4. Сколько общих точек могут иметь две прямые?

Ответьте на вопросы  5. Могут ли прямые ОА и АВ быть различными , если точка О лежит на прямой АВ?  6. Даны две прямые а и в , пересекающиеся в точке С , и точка D , отличная от точки С и лежащая на прямой а. Может ли точка Д лежать на прямой в ?

Ответьте на вопросы

  • 5. Могут ли прямые ОА и АВ быть различными , если точка О лежит на прямой АВ?

  • 6. Даны две прямые а и в , пересекающиеся в точке С , и точка D , отличная от точки С и лежащая на прямой а. Может ли точка Д лежать на прямой в ?
Выполните самостоятельно : Задание № 5 стр. 7

Выполните самостоятельно :

Задание № 5 стр. 7

Самостоятельная работа с учебником . 1. Прочитайте п. 2 стр. 6-7.   2. В чём заключается приём «провешивания прямой» и когда он применяется?

Самостоятельная работа с учебником .

  • 1. Прочитайте п. 2 стр. 6-7.

  • 2. В чём заключается приём «провешивания прямой» и когда он применяется?
Математический диктант. 1.Начертите прямую и обозначьте её буквой в.  а) Отметьте точку М ,лежащую на прямой в.  б) Отметьте точку Д , не лежащую на прямой в.  в) Используя символы , запишите предложение : «Точка М лежит на прямой в , а точка Д не лежит на ней».   2. Начертите прямые а и в , пересекающиеся в точке К. На прямой а отметьте точку С , отличную от точки К.  а) Являются ли прямые КС и а различными прямыми ? Ответ обоснуйте.  б) Может ли прямая в проходить через точку С? Ответ обоснуйте.

Математический диктант.

  • 1.Начертите прямую и обозначьте её буквой в.

а) Отметьте точку М ,лежащую на прямой в.

б) Отметьте точку Д , не лежащую на прямой в.

в) Используя символы , запишите предложение : «Точка М лежит на прямой в , а точка Д не лежит на ней».

2. Начертите прямые а и в , пересекающиеся в точке К. На прямой а отметьте точку С , отличную от точки К.

а) Являются ли прямые КС и а различными прямыми ? Ответ обоснуйте.

б) Может ли прямая в проходить через точку С? Ответ обоснуйте.

Итоги урока.   Задайте вопросы своим одноклассникам по содержанию сегодняшнего урока.

Итоги урока.

Задайте вопросы своим одноклассникам по содержанию сегодняшнего урока.

Есть вопросы… Непонятно! Всё понятно! Пункты 1 и2 ,  ответить на вопросы 1-3 на стр. 25 учебника Задания № 4, 6 , 7. Предлагаю выбрать соответствующий смайлик. 18

Есть вопросы…

Непонятно!

Всё понятно!

Пункты 1 и2 ,

ответить на вопросы

1-3 на стр. 25 учебника

Задания № 4, 6 , 7.

Предлагаю выбрать соответствующий смайлик.

18

ЛУЧ И УГОЛ

ЛУЧ И УГОЛ

Часть1.  РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ПОВТОРЕНИЕ: Каково взаимное расположение двух прямых на плоскости? Сколько общих точек может быть у двух прямых на плоскости? Верно ли, что если прямая а параллельна прямой с и пересекает прямую в , то прямая с также пересекает прямую в

Часть1. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ПОВТОРЕНИЕ:

  • Каково взаимное расположение двух прямых на плоскости?
  • Сколько общих точек может быть у двух прямых на плоскости?
  • Верно ли, что если прямая а параллельна прямой с и пересекает прямую в , то прямая с также пересекает прямую в
Задача 1. Вариант 1 Задача 1. Вариант 2

Задача 1. Вариант 1

Задача 1. Вариант 2

Задача 2. Вариант 1 Задача 2. Вариант 2

Задача 2. Вариант 1

Задача 2. Вариант 2

Задача 3. Варианты 1 – 2

Задача 3. Варианты 1 – 2

Луч Луч Часть 2.  Луч О а

Луч

Луч

Часть 2. Луч

О

а

Луч Луч УГОЛ В А О  О =  АОВ

Луч

Луч

УГОЛ

В

А

О

О = АОВ

Развернутый угол –  обе его стороны лежат на одной прямой О а

Развернутый угол – обе его стороны лежат на одной прямой

О

а

Области угла Внешняя Область  угла Внутренняя область угла

Области угла

Внешняя

Область

угла

Внутренняя

область угла

В презентации использованы: П.3-4 учебника Геометрия 7-9 авторов Л.С. Атанасян и др. Задания из Пособия для учащихся общеобразовательных учреждений «Рабочая тетрадь 7 кл.» авторов Л.С. Атанасян и др.

В презентации использованы:

  • П.3-4 учебника Геометрия 7-9 авторов

Л.С. Атанасян и др.

  • Задания из Пособия для учащихся общеобразовательных учреждений «Рабочая тетрадь 7 кл.» авторов

Л.С. Атанасян и др.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!