Урок № 42
Тема урока: «Политическая карта и субрегионы Зарубежной Европы»
Цель: Сформировать у обучающихся представление о политической карте Зарубежной Европы и дать характеристику ее основным субрегионам.
Задачи:
1. Выявить основные черты географического положения Зарубежной Европы;
2. Познакомить с историей формирования политической карты Европы;
3. Дать краткую характеристику основным субрегионам Европы;
4. Продолжить работу по формированию умений работать с различными источниками информации, а также по развитию интерактивных умений и навыков (работа в группе) и совершенствованию коммуникативных навыков.
Средства обучения:
- интерактивная политическая карта мира
- мультимедийное оборудование
- атласы для 10 класса.
- учебник географии.
Тип урока: урок изучения нового материала
Ведущий метод: частично – поисковый
I этап: Подготовительный.
За 2 недели группа делится на подгруппы по 4 - 5 человек. Каждая подгруппа выбирает регион изучения по зарубежной Европе. Затем подбирает материал и готовит презентацию.
II этап. Проведение урока.
В кабинете столы расставлены для работы в группах, каждый стол оформлен: название субрегиона, ноутбук, план урока, карта-схема урока.
Ход урока:
1. Вводное слово учителя о теме урока:
Сегодня на уроке мы поговорим о регионе, который является одним из очагов мировой цивилизации, родиной Великих географических открытий, промышленных переворотов, городских агломераций, международной экономической интеграции. Мы поговорим о Зарубежной Европе. Зарубежная Европа занимает территории в 5,1 млн. км2 с населением 500 млн. чел. Здесь расположено около 40 суверенных государств, связанных между собой общностью исторических судеб, тесными политическими, экономическими и культурными отношениями. Зарубежная Европа в наши дни занимает очень важное место в мировой политике и экономике. Сегодня мы расширим свои знания о Европе, рассматривая ее как главный туристический регион мира.
(На слайде карта Зарубежной Европы).
2. Постановка цели и задач перед обучающимися.
"Целью урока будет изучение формирования политической карты Зарубежной Европы, и кроме этого необходимо будет дать характеристику ее основным субрегионам.
Каким образом мы могли бы добиться поставленной цели, какие нам необходимо решить задачи?
(обучающиеся отвечают)
План работы таков: в первой половине урока мы познакомимся с ЭГП Зарубежной Европы, далее – выступление одного из докладчиков по истории формирования политической карты Европы, во второй половине – работа в группе. У вас у каждого на столе есть карта урока, которую вам необходимо заполнять по мере изучения темы.
( На слайде цель и задачи урока).
3. Изучение нового материала
1. Первое: необходимо дать характеристику ЭГП Зарубежной Европы
ЭГП стран Зарубежной Европы определяется двумя главными чертами:
соседским положением: малой “глубиной” территорий стран Зарубежной Европы.
В Чехии нет населенного пункта, который был бы удален от государственной границы более чем на 105 км, в Болгарии – на 120 км, Румынии – на 170 км, Польше – 230 км;
приморским положением – большинство стран расположены вблизи от самых оживленных морских путей. В западной части региона нет места, удаленного от моря более чем на 480 км, в восточной – на 600 км.
2. История формирования политической карты Зарубежной Европы.
(Выступление обучающегося и его работа с интерактивной картой).
3. Работа в группах
Каждая группа получили дополнительное задание по подбору материалов по своему региону и используя их создать презентацию. После необходимо защитить свой субрегион. Работа по плану: ЭГП, природные предпосылки для развития хозяйства, хозяйство, проблемы и перспективы развития. Во время выступления остальные участники мини-конференции зафиксируют основную информацию в таблицу в карте-схеме урока.
5. Обсуждение результатов работы в группах
6. Интерактивная разминка (время отдыха):
Необходимо определить, о каких странах идет речь:
А) Эта страна опережает все страны Европы по запасам гидроэнергии. Занимает ведущее место в капиталистическом мире по выплавке алюминия, никеля, ферросплавов, кобальта. Большое значение для хозяйства имеет открытие нефтегазового месторождения в море, омывающем ее берега. Здесь живут судостроители и мореходы, рыболовы и путешественники. (Норвегия)
Б) Мягкий климат, горный воздух, озера с прозрачной водой и живописными берегами привлекает сюда массу туристов со всего мира. Станки, часы, медикаменты, витамины, шоколад, детское питание и лучшие сорта сыра – вот чем славится это государство. (Швейцария)
В) Это высокоразвитое индустриальное государство широко известно в современном мире своей банковской, страховой и другой коммерческой деятельностью. Страна расположена на самом обширном из европейских архипелагов. (Англия)
Г) Одна из развитых стран Западной Европы, по европейским меркам богата разнообразными природными ресурсами, ее роль заметно в производстве и экспорте автомобилей, авиационно-ракетной техники, парфюмерно-косметической продукции, вина и сыра. (Франция)
(Все вопросы даны на слайдах презентации, желающие ответить, выходят к доске и записывают название страны).
Далее проверка того, насколько обучающиеся запомнили состав субрегионов:
(Вопрос задан на слайде, обучающиеся по желанию выходят и сопоставляют страны и субрегионы.)
7. Итоги работы. Рефлексия
Преподаватель: Вернемся к цели и задачам нашего сегодняшнего урока. Все ли нами было сделано, достигли ли мы поставленной цели? (На слайде цель и задачи урока).
8. Домашнее задание
Спасибо за работу на уроке, вашим домашним заданием будет создание и защита презентаций на тему:
Группа №1 – Мегалополисы Европы
Группа №2 – Страны – карлики Европы
Группа №3 – Старопромышленные районы Европы
Группа №4 – Районы нового освоения Европы
Приложения
Субрегионы Европы (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({}); Провести границы европейских субрегионов непросто, общепризнанного регионального деления Европы нет. Это отражает условность региональных границ в сложнейшем европейском клубке экономических, цивилизационных и других пространственных взаимосвязей. Существует много вариантов регионализации Зарубежной Европы. До развала социалистического лагеря ее чаще всего делили на Западную (капиталистическую) и Восточную (социалистическую). В экономической литературе до сих пор термином «Западная Европа» принято обозначать субрегион, включающий все европейские страны, которые в послевоенный период продолжили капиталистическое развитие.
Географы обычно отдельно выделяли Северную Европу, куда включали Скандинавские страны, Исландию, иногда Данию, Великобританию и Ирландию, и Южную, где «числились» Италия, Испания, Португалия и Греция. Теперь все сложнее.
В обиход входит название Центрально-Восточная (или Центральная и Восточная) Европа (ЦВЕ), объединяющая большинство стран бывшего социалистического лагеря. Прибалтийские республики относят как к странам ЦВЕ, так и к Северной Европе. Республики бывшей Югославии, а также Болгарию, Румынию и Албанию можно относить как к ЦВЕ, так и к Южной Европе. Некоторые географы отдельно выделяют Юго-Восточную Европу.
Под Восточной Европой теперь иногда понимают Белоруссию, Украину, Молдавию, Россию и даже новые государства Кавказа. Субрегионы Европы (по классификации Всемирной туристической организации) Западная ЕвропаСеверная ЕвропаЮжная ЕвропаЦентрально-Восточная Европа Австрия Андорра Бельгия Германия Великобритания Ирландия Люксембург Лихтенштейн Монако Нидерланды Франция ШвейцарияДания Исландия Норвегия Финляндия ШвецияАлбания Гибралтар Греция Испания Италия Мальта Португалия Сан-МариноБолгария Венгрия Македония Польша Сербия и Черногория Словакия Словения Румыния Чехия Хорватия Литва Латвия Эстония Источник: сайт ВТО. Еще один новый фактор, влияющий на изменение подходов к регионализации Европы, — процесс так называемой федерализации в рамках Европейского союза. Идея сторонников федерализации ЕС заключается в том, что на смену союзу государств приходит союз регионов. В рамках ЕС национальные государства сознательно лишают себя значительной части самостоятельности, решив делить суверенитет с Союзом. При этом ряд конкретных функций государственного управления передается составным частям государств — землям, автономным областям, регионам. В таком ракурсе уже не выглядит фантастичным, например, «растворение» Германии и Франции в единой «Франкогермании», получение статуса самостоятельных субъектов ЕС Каталонией, Страной Басков, Корсикой или Валлонией. А станет это реальностью или окажется иллюзией — покажет время.
Источник: http://geographyofrussia.com/subregiony-evropy/