СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок географии с использованием ИКТ Тема: "Почвы Казахстана"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект к уроку географии "Почва Казахстана" 8 класс

Цель урока:

создать условия, обеспечивающие успешность творческой деятельности. 

 Задачи урока:                                                                              

 1. ознакомить  учащихся  с почвообразующими факторами и классификацией почв, закрепить материал на примере состава почвы Костанайской области;

2. сформировать представление о различных типах почве, принципах смены, рассмотреть причины, определяющие эти особенности.

2.продолжать формировать умения устанавливать причинно-следственные связи между различными природными компонентами, работать с климатическими картами

Учебно-наглядный       карта природных зон Казахстана, физическая   комплекс:                  карта, климатическая  карта Казахстана, карты              

                                                              атласа.

Тип урока:                     комбинированный

План урока:          1.Организационный момент.

                               2.Изучение нового материала.

                               3.Рефлексия

                               4.Домашнее задание.   

   

Ход урока:           1.Организационный момент. При входе в класс учащимся предлагается вытащить жетон из сундучка и разделится на группы.( на жетонах изображены – глобус, компас и  карта.

             Игра «Учим текст наизусть»

Каждому участнику раздается распечатанный текст. Предлагается всем посмотреть текст, чтобы потом воспроизвести его наизусть. На работу с текстом дается 2 минуты.

Далее каждой команде необходимо выделить всех желающих посоревноваться. Сначала выходит 1-ый участник из команды №1. Пересказывает текст наизусть до первой ошибки. «Стоп». Затем выходит 1-ый участник из команды №2 и т.д. Определяют игрока с самой лучшей памятью. ( на изучение текста 2 минуты)

Текст: Моя Родина – Республика Казахстан. Это большая, красивая, гостеприимная, дружная, молодая страна. Она лежит в самом «сердце» Азии. Казахстан занимает 9 место в мире по площади. Более половины территории Казахстана занимают равнины. На севере страны раскинулись разнотравные злаковые степи с островками сосновых боров и березовых колков. На западе среди огромного пространства степей и песков расположена Прикаспийская низменность. На юге и востоке Республики возвышаются заснеженные горные вершины, которые, кажется, достают до небес. Природа у нас тоже особенная. Суровые зимы с обилием пушистого снега, укладывающегося в пышные сугробы, сменяются жарким летом. Казахстан также богат внутренними сокровищами. Республика является одним из мировых лидеров по добыче нефти, газа, угля. 2. Изучение нового материала.

Учитель: Отгадайте загадку: «Меня бьют, колотят, ворочают, режут, я все терплю и всем добром плачу»

 Ответ учащихся – почва.

Учитель: Обратите внимание на доску на перевод данного термина в рамках полиязычия. (топырақ.  soil)

Учащиеся: записывают термины в тетрадь.

Учитель: Что такое почва?

Почва - верхний тонкий слой Земли,   обладающий плодородием

Почвы появились более 500 млн. лет в кембрийский период,

когда растительные организмы вышли из океана на сушу

и поселились в рыхлых горных породах,

которые были способны накапливать влагу и

снабжали растения водой и минеральными веществам

Опережающее задание. Первым исследователем почв в России был М. В. Ломоносов. В 1763 году вышел его знаменитый трактат «О слоях земных», где он ставил вопрос: «Что есть почва?» - и отвечал: «Сие не первообразная и не первозданная материя, а тело из горных скал, ветром и натуральным царством животных и растений образованное». Самое важное заключается в том, что М. В. Ломоносов первым поставил вопрос о происхождении почвы и сделал вывод, что почва «...происхождения не минерального, а из двух прочих царств натуры, животного и растительного».

К середине XIX века в России были уже описаны многие земли и начали составляться почвенные карты. В 1875 году В. В. Докучаеву было поручено составить почвенную карту и дать описание русского чернозема. Докучаев проделал титаническую работу. Он научно объяснил историю происхождения, возраст, строение и свойства чернозема, доказал, что почва - особое естественно-историческое тело, результат взаимодействия природных факторов: климата, материнской породы, растительности и животных, а также рельефа.

В. В. Докучаев - выдающийся русский ученый-почвовед, основатель научного почвоведения. Год выхода его книги «Русский чернозем» (1883) принято считать началом научного почвоведения.

Учитель-Какой вывод можно сделать о вкладе В.В.Докучаева в науку почвоведения?

Конспект к уроку географии "Почва Казахстана" 8 класс

Цель урока:

создать условия, обеспечивающие успешность творческой деятельности. 

 Задачи урока:                                                                              

 1. ознакомить  учащихся  с почвообразующими факторами и классификацией почв, закрепить материал на примере состава почвы Костанайской области;

2. сформировать представление о различных типах почве, принципах смены, рассмотреть причины, определяющие эти особенности.

2.продолжать формировать умения устанавливать причинно-следственные связи между различными природными компонентами, работать с климатическими картами

Учебно-наглядный       карта природных зон Казахстана, физическая   комплекс:                  карта, климатическая  карта Казахстана, карты              

                                                              атласа.

Тип урока:                     комбинированный

План урока:          1.Организационный момент.

                               2.Изучение нового материала.

                               3.Рефлексия

                               4.Домашнее задание.   

   

Ход урока:           1.Организационный момент. При входе в класс учащимся предлагается вытащить жетон из сундучка и разделится на группы.( на жетонах изображены – глобус, компас и  карта.

             Игра «Учим текст наизусть»

Каждому участнику раздается распечатанный текст. Предлагается всем посмотреть текст, чтобы потом воспроизвести его наизусть. На работу с текстом дается 2 минуты.

Далее каждой команде необходимо выделить всех желающих посоревноваться. Сначала выходит 1-ый участник из команды №1. Пересказывает текст наизусть до первой ошибки. «Стоп». Затем выходит 1-ый участник из команды №2 и т.д. Определяют игрока с самой лучшей памятью. ( на изучение текста 2 минуты)

Текст: Моя Родина – Республика Казахстан. Это большая, красивая, гостеприимная, дружная, молодая страна. Она лежит в самом «сердце» Азии. Казахстан занимает 9 место в мире по площади. Более половины территории Казахстана занимают равнины. На севере страны раскинулись разнотравные злаковые степи с островками сосновых боров и березовых колков. На западе среди огромного пространства степей и песков расположена Прикаспийская низменность. На юге и востоке Республики возвышаются заснеженные горные вершины, которые, кажется, достают до небес. Природа у нас тоже особенная. Суровые зимы с обилием пушистого снега, укладывающегося в пышные сугробы, сменяются жарким летом. Казахстан также богат внутренними сокровищами. Республика является одним из мировых лидеров по добыче нефти, газа, угля. 2. Изучение нового материала.

Учитель: Отгадайте загадку: «Меня бьют, колотят, ворочают, режут, я все терплю и всем добром плачу»

 Ответ учащихся – почва.

Учитель: Обратите внимание на доску на перевод данного термина в рамках полиязычия. (топырақ.  soil)

Учащиеся: записывают термины в тетрадь.

Учитель: Что такое почва?

Почва - верхний тонкий слой Земли,   обладающий плодородием

Почвы появились более 500 млн. лет в кембрийский период,

когда растительные организмы вышли из океана на сушу

и поселились в рыхлых горных породах,

которые были способны накапливать влагу и

снабжали растения водой и минеральными веществам

Опережающее задание. Первым исследователем почв в России был М. В. Ломоносов. В 1763 году вышел его знаменитый трактат «О слоях земных», где он ставил вопрос: «Что есть почва?» - и отвечал: «Сие не первообразная и не первозданная материя, а тело из горных скал, ветром и натуральным царством животных и растений образованное». Самое важное заключается в том, что М. В. Ломоносов первым поставил вопрос о происхождении почвы и сделал вывод, что почва «...происхождения не минерального, а из двух прочих царств натуры, животного и растительного».

К середине XIX века в России были уже описаны многие земли и начали составляться почвенные карты. В 1875 году В. В. Докучаеву было поручено составить почвенную карту и дать описание русского чернозема. Докучаев проделал титаническую работу. Он научно объяснил историю происхождения, возраст, строение и свойства чернозема, доказал, что почва - особое естественно-историческое тело, результат взаимодействия природных факторов: климата, материнской породы, растительности и животных, а также рельефа.

В. В. Докучаев - выдающийся русский ученый-почвовед, основатель научного почвоведения. Год выхода его книги «Русский чернозем» (1883) принято считать началом научного почвоведения.

Учитель-Какой вывод можно сделать о вкладе В.В.Докучаева в науку почвоведения?

Просмотр содержимого документа
«Урок географии с использованием ИКТ Тема: "Почвы Казахстана"»

Конспект к уроку географии "Почва Казахстана" 8 класс

Цель урока:

создать условия, обеспечивающие успешность творческой деятельности. 

 Задачи урока:                                                                              

 1. ознакомить  учащихся  с почвообразующими факторами и классификацией почв, закрепить материал на примере состава почвы Костанайской области;

2. сформировать представление о различных типах почве, принципах смены, рассмотреть причины, определяющие эти особенности.

2.продолжать формировать умения устанавливать причинно-следственные связи между различными природными компонентами, работать с климатическими картами

Учебно-наглядный       карта природных зон Казахстана, физическая   комплекс:                  карта, климатическая  карта Казахстана, карты              

                                                              атласа.

Тип урока:                     комбинированный

План урока:          1.Организационный момент.

                               2.Изучение нового материала.

                               3.Рефлексия

                               4.Домашнее задание.   

   

Ход урока:           1.Организационный момент. При входе в класс учащимся предлагается вытащить жетон из сундучка и разделится на группы.( на жетонах изображены – глобус, компас и карта.

             Игра «Учим текст наизусть»

Каждому участнику раздается распечатанный текст. Предлагается всем посмотреть текст, чтобы потом воспроизвести его наизусть. На работу с текстом дается 2 минуты.

Далее каждой команде необходимо выделить всех желающих посоревноваться. Сначала выходит 1-ый участник из команды №1. Пересказывает текст наизусть до первой ошибки. «Стоп». Затем выходит 1-ый участник из команды №2 и т.д. Определяют игрока с самой лучшей памятью. ( на изучение текста 2 минуты)

Текст: Моя Родина – Республика Казахстан. Это большая, красивая, гостеприимная, дружная, молодая страна. Она лежит в самом «сердце» Азии. Казахстан занимает 9 место в мире по площади. Более половины территории Казахстана занимают равнины. На севере страны раскинулись разнотравные злаковые степи с островками сосновых боров и березовых колков. На западе среди огромного пространства степей и песков расположена Прикаспийская низменность. На юге и востоке Республики возвышаются заснеженные горные вершины, которые, кажется, достают до небес. Природа у нас тоже особенная. Суровые зимы с обилием пушистого снега, укладывающегося в пышные сугробы, сменяются жарким летом. Казахстан также богат внутренними сокровищами. Республика является одним из мировых лидеров по добыче нефти, газа, угля.

2. Изучение нового материала.

Учитель: Отгадайте загадку: «Меня бьют, колотят, ворочают, режут, я все терплю и всем добром плачу»

 Ответ учащихся – почва.

Учитель: Обратите внимание на доску на перевод данного термина в рамках полиязычия. (топырақ. soil)

Учащиеся: записывают термины в тетрадь.

Учитель: Что такое почва?

Почва - верхний тонкий слой Земли, обладающий плодородием

Почвы появились более 500 млн. лет в кембрийский период,

когда растительные организмы вышли из океана на сушу

и поселились в рыхлых горных породах,

которые были способны накапливать влагу и

снабжали растения водой и минеральными веществам

Опережающее задание. Первым исследователем почв в России был М. В. Ломоносов. В 1763 году вышел его знаменитый трактат «О слоях земных», где он ставил вопрос: «Что есть почва?» - и отвечал: «Сие не первообразная и не первозданная материя, а тело из горных скал, ветром и натуральным царством животных и растений образованное».
Самое важное заключается в том, что М. В. Ломоносов первым поставил вопрос о происхождении почвы и сделал вывод, что почва «...происхождения не минерального, а из двух прочих царств натуры, животного и растительного».

К середине XIX века в России были уже описаны многие земли и начали составляться почвенные карты. В 1875 году В. В. Докучаеву было поручено составить почвенную карту и дать описание русского чернозема. Докучаев проделал титаническую работу. Он научно объяснил историю происхождения, возраст, строение и свойства чернозема, доказал, что почва - особое естественно-историческое тело, результат взаимодействия природных факторов: климата, материнской породы, растительности и животных, а также рельефа.

В. В. Докучаев - выдающийся русский ученый-почвовед, основатель научного почвоведения. Год выхода его книги «Русский чернозем» (1883) принято считать началом научного почвоведения.

Учитель-Какой вывод можно сделать о вкладе В.В.Докучаева в науку почвоведения?

Ученик В. В. Докучаев доказал, что:

почвы распределяются закономерно

определил почвообразующие факторы

почва обладает свойствами живой и неживой природы

почва обладает плодородием

 Распределение обязанностей (спикер, таймсспикер, секретарь)

Проработайте материал на стр. Заполните таблицу. Каждая из групп заполняет свою таблицу и презентует ее. (5 минут)

I. Состав почвы. (запись в тетрадь)

Твердая часть

Жидкая часть

Газообразная часть

Живые организмы

Минеральные вещества

Вода с растворенными веществами

воздух

Микроорганизмы.

Части растений.

II. Строение почвы

А 1

Гумусовый горизонт

А 2

В

Переходная часть почвенного профиля

Fe, Ca, Na, Si

С

Почво-образуюшая порода

III. Почвообразующие факторы.

Факторы

Их влияние на формирование почв

материнская горная порода

Является основой для образования почв, источником минеральной части почвы, влияющей на ее состав

Микроорганизмы

Обеспечивают образование перегноя, т.е. органических веществ, дающих почве плодородие

живые организмы:

- растения

- животные, обитающие в почве

Источник органических веществ

Улучшают физические свойства почв:  тепло- и водопроницаемость

Климат

Влияет на скорость почвообразования, на тип и качество почв

Рельеф

Определяет распространение климатических почвообразующих элементов

время (возраст)

Определяет мощность почвенного слоя

подземные воды

Обеспечивают почву влагой, химическими веществами, солями.

Человек

Улучшает или ухудшает качество почв

Учитель: я предлагаю вам просмотреть небольшой видеофрагмент «Почва – особое природное тело». сайт Инфоурок.

Учитель: Почвенный покров нашей области представлен множеством разных типов почв – от лесостепных и степных черноземов, каштановых, бурых и засоленных почв полупустынь.

Наша Костанайская область – это прежде всего сельскохозяйственный регион.

С севера на юг распологается несколько почвенных зон и подзон.

Черноземы занимают плоские равнины на севере и полностью распаханы. Гумус 45-60 см. к югу плодородие уменьшается (ухудшаются агроклиматические условия, ветровая эрозия, требуется на южных черноземах проведение мелиоративных предприятий). Уменьшается количество питательных веществ.

Высокоплодородные темнокаштановые почвы, гумус 35-40 см. в сухих степях области почвы имеют мягкий механический состав, подвергаются ветровой эрозии и образуются выборочно.

Меры, которые проводятся человеком-полосное земледелие, обработка безотвальными орудиями, стерня и кулисы зимой, лесополосы.

Каштановые – меньше питательных веществ и более солонцеваты (коэффициент увлажнения – 0,5 , осадки 200 мм). Урожай зависит от влаги в почве.

Светло-каштановые и бурые – на юге, часто вперемежку с солонцами, необходим полив.

По поймам рек – аллювиальные и луговые, в местах, где близко подходят грунтовые воды – засоленные.

Почвенный покров Костанайской области испытывает высокую техногенную нагрузку, связанную с функционированием промышленных объектов и транспорта.

В результате техногенного воздействия на природную среду в Костанайской области

образовалось 29,6 тыс. га нарушенных земель, из которых отработанные

земли составляют 13,9 %. В 2005 г. при строительстве различных

объектов 14 предприятий осуществили снятие и складирование в отвалы плодородного слоя почвы со 129 га объемом 129 тыс. м3

, а всего в области заскладировано 8 615 тыс. м3

плодородного слоя почвы. В

2005 г. снятым плодородным слоем почвы улучшен 31 га

малопродуктивных угодий. Природная предрасположенность к

засолению почв, особенно в центральной и южной частях Костанайской

области (Торгайский прогиб), предопределяется литологическим

составом почвообразующих неоген-четвертичных морских и озерных

отложений. В условиях сложного микрорельефа и биогенной

аккумуляции солей создаются благоприятные предпосылки для развития

засоления. На территории Костанайской области имеется 2 894,2 тыс. га

засоленных угодий (15,96 %), причем на пашню приходится

542,2 тыс. га, или 2,99 % территории сельскохозяйственных угодий.

Солонцеватых угодий – 7 096,2 тыс. га (39,14 %), из которых на долю

пашни приходится 728,7 тыс. га, или 4 % площади

сельскохозяйственных угодий.

Учитель: Сейчас я предлагаю вам поработать с интернет -ресурсами и выполнить проект «Что нужно сделать, чтобы сохранить почву?» ( найденную информацию вы должны оформить на макетах лежащих перед вами и презентовать их).



Ученики: презентуют проекты

Учитель: Берегите землю!


Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!
(М. Дудин)

4. Домашнее задание: §



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!