СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок географии в 6 классе на тему: "Температура воздуха" или "Почему не всегда бывает тепло?"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока географии в 6 классе на тему "Температура воздуха". Урок составлен согласно требованиям ФГОС к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевского. В конспекте урока представлены все основные этапы: 1)Организационный этап, 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.3) Актуализация знаний. 4) Первичное усвоение новых знаний. 5) Первичная проверка понимания 6) Первичное закрепление. 7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 8) Рефлексия (подведение итогов занятия). 9) Физминутка

Просмотр содержимого документа
«раздатка температура»

Часы наблюдений

1-й день

2-й день

3-й день

01.00

3

3

-3

07.00

2

1

-4

13.00

10

5

0

19.00

15

3

-1

Амплитуда температуры




Средняя температура




Климат Ставрополя

Показатель

Янв.

Фев.

Март

Апр.

Май

Июнь

Июль

Авг.

Сен.

Окт.

Нояб.

Дек.

Год

Средняя температура, °C

2

2

2

10

15

20

22

22

16

10

3

1






























При помощи раздаточных картинок со смайликами, оцените как прошел урок:



урок прошел хорошо, мне было интересно, я справился со всеми заданиями



.

.

урок был интересный, но у меня возникли сложности







урок был неинтересный, я ничего не понял



Просмотр содержимого документа
«Урок Температура воздуха»

Учитель географии МБОУ лицея №10 г.Ставрополя

Ханова Екатерина Сергеевна

Урок географии в 6 классе

на тему: «Температура воздуха»

Планируемые результаты:

предметные: объясняют изменение температуры воздуха, причины образования тепловых поясов, от чего зависит нагрев воздуха, как связаны географическая широта и температура воздуха, как изменяется температура воздуха во времени; дают определение понятию амплитуда температур; рассчитывают среднее значение температуры.

метапредметные: ставят учебную задачу под руководством учителя; планируют свою деятельность под руководством учителя; выявляют причинно-следственные связи; определяют критерии для сравнения фактов, явлений; выслушивают и объективно оценивают другого; умеют вести диалог, вырабатывая общее решение.

личностные: формулируют свое отношение к актуальным проблемным ситуациям.

Тип урока: усвоения новых знаний.

Оборудование: термометр, учебник, атлас.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Изучение нового материала:

Целепологание: Сегодня мы продолжаем изучение атмосферы. Как мы уже сказали, атмосфера состоит из воздуха. Скажите, пожалуйста, а какими показателями мы можем характеризовать воздух?

Тема нашего урока «Температура воздуха».

Ребята, а что вы хотите узнать о температуре воздуха? Скажите, остается ли температура воздуха неизменной? А от чего зависит ее изменение? Пока что вы не можете ответить на этот вопрос, но выяснить это будет целью нашего сегодняшнего урока.

Давайте вспомним:

  1. Что является источником тепла и света на Земле?

  2. Почему происходит смена дня и ночи?

  3. Каким прибором измеряется температура воздуха? Давайте вспомним правила использования термометра.

  4. Вспомните летние каникулы, вы на пляже. День. Одинаково ли нагреты песок и вода?

  5. А сейчас представьте, что вы пришли на пляж вечером. Что изменилось? Вы купались когда-нибудь в море ночью?

  6. Давайте делаем вывод о нагреве суши и воды. Давайте запишем: Вода и суша нагреваются неравно, суша – быстро, а вода – медленно.

  7. Луч солнца попадает в окно. Что он нагревает подоконник или стекло? Давайте проверим.

  8. Сделайте вывод какие предметы нагреваются солнечными лучами? Запишем это: Солнечные лучи нагревают не атмосферу, а поверхность Земли.

  9. От чего нагревается воздух на Земле? (от поверхности Земли)

В 1862 году два англичанина, Глешер и Коксвель, решили подняться на воздушном шаре выше облаков. Шар полетел вверх очень быстро, и, чем выше он поднимался, тем становилось холоднее. На высоте 3 км англичане достигли облаков. Когда шар летел сквозь облака, исследователи дрожали от холода и сырости. То, что мы называем облаками, есть густой, холодный туман, в котором ничего не видно. Выше облаков было еще холоднее - на высоте 5 км замерзла вода. Дышать стало трудно, в ушах шумело, сердце сильно билось. На высоте 8 км один из них почувствовал слабость и упал без памяти. Обоим угрожала смерть. На высоте 11 км было -24 °С мороза, а на земле в это время деревья были покрыты зеленью и трава пестрела цветами. Потерявший сознание весь посинел и лежал, как мертвец. Его товарищ, едва дыша, из последних сил дернул шнурок. Клапан открылся – шар начал спускаться. Через некоторое время оба англичанина спустились на землю.

  1. Как изменяется температура воздуха с высотой? Вывод: с высотой температура воздуха понижается. Причем есть определенное правило. Запишем и запомним: В тропосфере при подъеме на каждые 1000 м температура понижается на 60.



Зная это правило попробуем решить несколько задач.

Задача 1. Какова температура воздуха на вершине горы высотой 3 км, если температура у ее подножия +200С?

Решение: 1) узнаем на сколько изменилась температура воздуха, для этого нам нужно 3*6=18, 2) 20-18=20

Задача 2Самолет летит на высоте 9 км. Какова температура воздуха за бортом самолета, если в это время у поверхности Земли температура +200С.

Решение: 1) 6*9=54, 2) 20-54=-340

Задача 3На воздушном шаре поднимаются два воздухоплавателя. На какой высоте вода в канистре превратится в лед, если температура у поверхности Земли +120С? (Ответ 2 км)

Задача 4Самолет летит на высоте 7 км, температура за бортом -200С. Самолет собирается идти на посадку. Нужно ли будет пассажирам одевать шубы и шапки по прибытии в аэропорт? (нет, +220С)

Задача 5Лежит ли снег на вершине Эльбруса, если температура у подножия +250С? (Высота Эльбруса 5642м) Ответ да, -80С.



Географическая физминутка

Приветствуем друг друга как жители разных стран.

Россия: пожимают  друг другу руки.

Италия: горячо обнимаются.

Бразилия: хлопают друг другу по плечу.

Зимбабве: трутся спинами.

Македония: здороваются локтями.

Никарагуа: касаются плечами.



  1. Давайте вспомним как изменяется температура воздуха на поверхности Земли в зависимости от географической широты?

  2. Какие области Земли получают наибольшее количество тепла и света? А какие наименьшее?

Опыт с фонариком. Когда солнечные лучи падают прямо, земная поверхность получает наибольшее количество тепла и света.

Запишем вывод в тетрадь: количество света и тепла, получаемое земной поверхностью, постепенно убывает в направлении от экватора к полюсам из-за изменения угла падения солнечных лучей.

  1. Будет ли меняться температура воздуха, если мы будем находиться в одном и том же месте?

  2. Как изменяется температура воздуха в течении суток?

  3. Почему днем температура воздуха выше, чем ночью?

  4. В какое время суток температура воздуха наибольшая? А в какое время наименьшая? (Дети отвечают в полдень и в полночь. Это самые распространенные ответы, но на самом деле теплее всего в 14 часов, а холоднее всего перед рассветом. Может быть уже кто-то догадался почему? Днем в 12 часов солнце поднимается над горизонтом и освещает землю прямыми солнечными лучами, но необходимо время чтобы воздух нагрелся от поверхности земли, аналогично – ночью.)

  5. Почему зимой холоднее чем летом? (Во-первых зимой Солнце не встает так высоко над горизонтом, а во-вторых зимой солнце меньше времени находится над горизонтом )

Для того чтобы продолжить наш разговор, нужно ввести два новых определения – это амплитуда температур и средние температуры. Запишем в тетрадь: Амплитуда – это разница между самой высокой и самой низкой температурой. Амплитуда может быть суточной и годовой.

Часы наблюдений

1-й день

2-й день

3-й день

01.00

3

3

-3

07.00

2

1

-4

13.00

10

5

0

19.00

15

3

-1

Амплитуда температуры

13

4

4

Средняя температура

7,5

3

-2





  1. Как рассчитываются средние величины в математике? (например среднее арифметическое)

  2. А если это правило применить в географии к изменению температуры в течение суток? (Для того чтобы узнать среднесуточную температуру нужно сложить результаты всех измерений за сутки и разделить на количество измерений )

  3. Как рассчитать среднемесячную температуру?

  4. А можно ли рассчитать среднегодовую температуру? (Среднегодовая температура не отражает изменение температуры в течение года, для того чтобы получить представление о годовом ходе температуры строят график)

Предлагаю вам рассчитать среднегодовую температуру и построить график годового хода температуры в Ставрополе.

Климат Ставрополя

Показатель

Янв.

Фев.

Март

Апр.

Май

Июнь

Июль

Авг.

Сен.

Окт.

Нояб.

Дек.

Год

Средняя температура, °C

2

2

2

10

15

20

22

22

16

10

3

1

9,5



  1. Закрепление

    1. Как нагревается воздух атмосферы?

    2. Как изменяется температура воздуха с высотой?

    3. Как узнать суточную амплитуду температуры воздуха?

    4. Почему в тропиках теплее, чем на полюсах?

    5. Почему утром и вечером холоднее, чем днем?

  2. Домашнее задание.

§16, ответить на вопросы после параграфа, построить график хода температур за прошедший месяц

  1. Рефлексия

При помощи раздаточных картинок со смайликами, оцените как прошел урок:

урок прошел хорошо, мне было интересно, я справился со всеми заданиями



.

.

урок был интересный, но у меня возникли сложности







урок был неинтересный, я ничего не понял






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!