СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок географии в 8 классе "Расселение и урбанизация, города России"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный проект адресован учащимся 8 класса в курсе географии при изучении раздела «Население России» по теме «Где и как живут люди?» (уроки: расселение и урбанизация, города России) или в элективном курсе 9 класса «География городов России».

Цель данного проекта – расширение знаний учащихся о роли и географии городов через организацию самостоятельной исследовательской работы учащихся, развитие их творческих способностей, приобретение навыков коллективной деятельности, ориентация на профессии экскурсовод, медик, эколог и т.п.

Просмотр содержимого документа
«Урок географии в 8 классе "Расселение и урбанизация, города России"»

УЧИТЕЛЬ: ЗЫРЯНОВА НАДЕЖДА АНАТОЛЬЕВНА

МОУ «Логовская СОШ» Первомайского района


ПРОЕКТ

«Что ни город, то норов»


Паспорт проекта


Данный проект адресован учащимся 8 класса в курсе географии при изучении раздела «Население России» по теме «Где и как живут люди?» (уроки: расселение и урбанизация, города России) или в элективном курсе 9 класса «География городов России».

Цель данного проекта – расширение знаний учащихся о роли и географии городов через организацию самостоятельной исследовательской работы учащихся, развитие их творческих способностей, приобретение навыков коллективной деятельности, ориентация на профессии экскурсовод, медик, эколог и т.п.


Этапы работы над проектом


I. Ценностно-ориентационный.

1.1. Осознание мотива и целей деятельности.


Раскройте географический атлас, разверните карту городов России.

На Вас глянут города, один другого интереснее. Города – с давних пор цель путешествия. Они привлекали неутомимых исследователей, манили алчных завоевателей, предприимчивых купцов, фанатиков-пилигримов, жаждущих честолюбцев. В путешествиях по городам полезны знания: какие?

С каждым годом растет число городов: причины роста?

Города многолики и многогранны. Своеобразие городов безгранично, потому что оно определено многими обстоятельствами: какими?

История, люди, природа делают города своеобразными. Именно отличительные особенности, индивидуальность города и пробуждают интерес и любовь к нему. «Нельзя любить безликий город. Как бы ни были правильны черты лица, чтобы полюбить его, в нем должна быть какая-то характерность – неповторимость, необщее выражение» (Д.Лихачев. Новгородские письма. – «Литературная газета», 14 сентября 1965 г.).


1.2.Определение замысла проекта.


Формулировка учителем и учащимися исследовательской проблемы.

За короткий срок времени нам нужно ознакомиться как можно с большим количеством городов, запомнив их по характерным только для них особенностям. Ваши предложения по выбору темы проекта (Например: «Своеобразие городов», «Что ни город, то норов»).


Задание. Разделите перечисленные города России на разные группы.

Сочи, Москва, Тольятти, Новосибирск, Владивосток, Суздаль, Дербент, Белокуриха, Нижний Новгород, Новоалтайск, Обнинск, Горняк, Горно-Алтайск, Гусь-Хрустальный, Иваново, Тула, Заринск, Мурманск, Кисловодск, Пятигорск, Пермь, Норильск, Магас, Жуковский, Арзамас, Нефтеюганск, Казань, Челябинск, Новгород, Сергиев Посад, Королев, Барнаул. (При затруднении выполнения используйте учебник для 9 класса).


Выбор «индивидуальных мини-проектов (это могут быть «города - порты», «города - курорты», «города - туристические центры», «города науки», «города миллионеры», «транспортные узлы», «административные центры», «промышленные центры» и т.д.).


1.3. Коллективное обсуждение проекта и организация его выполнения (построение модели деятельности, определение источников необходимой информации, планирование будущей деятельности).


Рекомендуемые источники информации:

География России: Учеб. Для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. А.И.Алексеева. – М., 2005.

Города России. Энциклопедия / Под ред. Г.М.Лаппо. – М., 1994.

Лаппо Г.М. География городов. – М., 1997.

http://www.mojgorod.ru/ - народная энциклопедия городов России;

http://ru.wikipedia.org/wiki/ - Википедия – свободная энциклопедия.


II. Конструктивный.

Объединение учащихся в группы; консультация учащихся; стимулирование поисковой деятельности учащихся; подготовка памяток и алгоритмов по организации самостоятельной работы, выбор формы реализации проекта.


Задания для стимулирования поисковой деятельности учащихся


Задание 1. Города способны вызвать сплошную гамму впечатлений: восторг и отвращение, оптимизм и уныние. У каждого человека есть город, который ему интересен.. Это может быть город, в котором Вы живете, или город, в котором побывали, о котором читали, смотрели фильм. Попробуйте передать мысли об этом городе в любом жанре: стихах, очерке, рассказе и т.д.


Задание 2. Чтобы город предстал как личность, нужно обрисовать то главное, чем он живет, чем заслужил известность, выделяется среди своих собратьев, что определяет весь строй его нынешней жизни и дальнейшее развитие. Внимание должно сосредоточиться на самых характерных, самых ярких сторонах жизни города. Назовите факторы, которые Вы считаете важными при описании города.


Памятка «Примерный план описания города»

  • географическое положение города;

  • природные условия;

  • численность населения, преобладающий вид деятельности, традиции;

  • интересные страницы исторического прошлого;

  • современный облик города.


Формами реализации проекта могут быть: альбомы, стенды, доклады, рефераты, компьютерные презентации, веб-страницы.


III. Оценочно-рефлексивный.

Стимулирование и консультирование учащихся. Разработка критериев оценки и самооценки деятельности учащихся.


IV. Презентативный.

Защита проекта проводится в форме «круглого стола».


Вступление учителя.

Удивительное свойство городов! Будучи наделенными общими обязанностями, обладая несомненными чертами сходства, образуя типологические группы – города вырабатывают своеобразие и не утрачивают его, сохраняют свое «я». Какие факторы влияют на формирование особенных черт города? (природа - курорты, туристические города; история и время – туристические города; географическое положение – порты, транспортные узлы, «профессия» города – города с одним градообразующим предприятием, города науки, административные города и т.д.).

Идет защита индивидуальных проектов с использованием приготовленных работ учащихся (альбомов, докладов и компьютерных презентаций).


Выполнение заданий для проверки достижения целей.

Задание 1. Найдите соответствие между городом и его образным названием, встречающимися, например, в поговорках, литературе, разговорной речи.

1) Нижний Новгород

2) Ростов-на Дону

3) Москва

4) Сергиев Посад

5) Санкт-Петербург

6) Екатеринбург

а) Северная Пальмира

б) «столица Урала»

в) «карман России»

г) «ворота Кавказа»

е) духовный центр русского православия

ж) «третий Рим»


Задание 2. В каких городах находятся следующие достопримечательности:

а) собор Василия Блаженного

б) Эрмитаж

в) статуя «Родина-мать»

г) Исаакиевский собор

д) Третьяковская галерея

е) памятник «Тысячелетие России»


Самооценка учащимися собственной деятельности в соответствии с выработанными коллективными критериями.


В заключении хочется сказать словами Максима Горького. «… Люблю местные особенности. Из них, как бы из густых красок, на полотне рисуется Россия.»


Города должны выражать и приумножать местные особенности. Своеобразие города – это национальное богатство, всенародное достояние. Ваша задача – знать эти богатства и сохранить их.


Литература:

1. Лаппо Г.М. Рассказы о городах. Изд. 2, доп. и перераб. М., «Мысль», 1976.

2. Олимпиадные задания по географии. 9 класс / авт.-сост. А.Б.Моргунова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 85 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!