УЧИТЕЛЬ: ЗЫРЯНОВА НАДЕЖДА АНАТОЛЬЕВНА
МОУ «Логовская СОШ» Первомайского района
ПРОЕКТ
«Что ни город, то норов»
Паспорт проекта
Данный проект адресован учащимся 8 класса в курсе географии при изучении раздела «Население России» по теме «Где и как живут люди?» (уроки: расселение и урбанизация, города России) или в элективном курсе 9 класса «География городов России».
Цель данного проекта – расширение знаний учащихся о роли и географии городов через организацию самостоятельной исследовательской работы учащихся, развитие их творческих способностей, приобретение навыков коллективной деятельности, ориентация на профессии экскурсовод, медик, эколог и т.п.
Этапы работы над проектом
I. Ценностно-ориентационный.
1.1. Осознание мотива и целей деятельности.
Раскройте географический атлас, разверните карту городов России.
На Вас глянут города, один другого интереснее. Города – с давних пор цель путешествия. Они привлекали неутомимых исследователей, манили алчных завоевателей, предприимчивых купцов, фанатиков-пилигримов, жаждущих честолюбцев. В путешествиях по городам полезны знания: какие?
С каждым годом растет число городов: причины роста?
Города многолики и многогранны. Своеобразие городов безгранично, потому что оно определено многими обстоятельствами: какими?
История, люди, природа делают города своеобразными. Именно отличительные особенности, индивидуальность города и пробуждают интерес и любовь к нему. «Нельзя любить безликий город. Как бы ни были правильны черты лица, чтобы полюбить его, в нем должна быть какая-то характерность – неповторимость, необщее выражение» (Д.Лихачев. Новгородские письма. – «Литературная газета», 14 сентября 1965 г.).
1.2.Определение замысла проекта.
Формулировка учителем и учащимися исследовательской проблемы.
За короткий срок времени нам нужно ознакомиться как можно с большим количеством городов, запомнив их по характерным только для них особенностям. Ваши предложения по выбору темы проекта (Например: «Своеобразие городов», «Что ни город, то норов»).
Задание. Разделите перечисленные города России на разные группы.
Сочи, Москва, Тольятти, Новосибирск, Владивосток, Суздаль, Дербент, Белокуриха, Нижний Новгород, Новоалтайск, Обнинск, Горняк, Горно-Алтайск, Гусь-Хрустальный, Иваново, Тула, Заринск, Мурманск, Кисловодск, Пятигорск, Пермь, Норильск, Магас, Жуковский, Арзамас, Нефтеюганск, Казань, Челябинск, Новгород, Сергиев Посад, Королев, Барнаул. (При затруднении выполнения используйте учебник для 9 класса).
Выбор «индивидуальных мини-проектов (это могут быть «города - порты», «города - курорты», «города - туристические центры», «города науки», «города миллионеры», «транспортные узлы», «административные центры», «промышленные центры» и т.д.).
1.3. Коллективное обсуждение проекта и организация его выполнения (построение модели деятельности, определение источников необходимой информации, планирование будущей деятельности).
Рекомендуемые источники информации:
География России: Учеб. Для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. А.И.Алексеева. – М., 2005.
Города России. Энциклопедия / Под ред. Г.М.Лаппо. – М., 1994.
Лаппо Г.М. География городов. – М., 1997.
http://www.mojgorod.ru/ - народная энциклопедия городов России;
http://ru.wikipedia.org/wiki/ - Википедия – свободная энциклопедия.
II. Конструктивный.
Объединение учащихся в группы; консультация учащихся; стимулирование поисковой деятельности учащихся; подготовка памяток и алгоритмов по организации самостоятельной работы, выбор формы реализации проекта.
Задания для стимулирования поисковой деятельности учащихся
Задание 1. Города способны вызвать сплошную гамму впечатлений: восторг и отвращение, оптимизм и уныние. У каждого человека есть город, который ему интересен.. Это может быть город, в котором Вы живете, или город, в котором побывали, о котором читали, смотрели фильм. Попробуйте передать мысли об этом городе в любом жанре: стихах, очерке, рассказе и т.д.
Задание 2. Чтобы город предстал как личность, нужно обрисовать то главное, чем он живет, чем заслужил известность, выделяется среди своих собратьев, что определяет весь строй его нынешней жизни и дальнейшее развитие. Внимание должно сосредоточиться на самых характерных, самых ярких сторонах жизни города. Назовите факторы, которые Вы считаете важными при описании города.
Памятка «Примерный план описания города»
географическое положение города;
природные условия;
численность населения, преобладающий вид деятельности, традиции;
интересные страницы исторического прошлого;
современный облик города.
Формами реализации проекта могут быть: альбомы, стенды, доклады, рефераты, компьютерные презентации, веб-страницы.
III. Оценочно-рефлексивный.
Стимулирование и консультирование учащихся. Разработка критериев оценки и самооценки деятельности учащихся.
IV. Презентативный.
Защита проекта проводится в форме «круглого стола».
Вступление учителя.
Удивительное свойство городов! Будучи наделенными общими обязанностями, обладая несомненными чертами сходства, образуя типологические группы – города вырабатывают своеобразие и не утрачивают его, сохраняют свое «я». Какие факторы влияют на формирование особенных черт города? (природа - курорты, туристические города; история и время – туристические города; географическое положение – порты, транспортные узлы, «профессия» города – города с одним градообразующим предприятием, города науки, административные города и т.д.).
Идет защита индивидуальных проектов с использованием приготовленных работ учащихся (альбомов, докладов и компьютерных презентаций).
Выполнение заданий для проверки достижения целей.
Задание 1. Найдите соответствие между городом и его образным названием, встречающимися, например, в поговорках, литературе, разговорной речи.
1) Нижний Новгород 2) Ростов-на Дону 3) Москва 4) Сергиев Посад 5) Санкт-Петербург 6) Екатеринбург | а) Северная Пальмира б) «столица Урала» в) «карман России» г) «ворота Кавказа» е) духовный центр русского православия ж) «третий Рим» |
Задание 2. В каких городах находятся следующие достопримечательности:
а) собор Василия Блаженного
б) Эрмитаж
в) статуя «Родина-мать»
г) Исаакиевский собор
д) Третьяковская галерея
е) памятник «Тысячелетие России»
Самооценка учащимися собственной деятельности в соответствии с выработанными коллективными критериями.
В заключении хочется сказать словами Максима Горького. «… Люблю местные особенности. Из них, как бы из густых красок, на полотне рисуется Россия.»
Города должны выражать и приумножать местные особенности. Своеобразие города – это национальное богатство, всенародное достояние. Ваша задача – знать эти богатства и сохранить их.
Литература:
1. Лаппо Г.М. Рассказы о городах. Изд. 2, доп. и перераб. М., «Мысль», 1976.
2. Олимпиадные задания по географии. 9 класс / авт.-сост. А.Б.Моргунова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 85 с.