СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок геометрии в 7 классе по теме «Построение треугольника по трем сторонам. Неравенство треугольника»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материала по теме "Построение треугольника по трем сторонам. Неравенство треугольника" предназначен для обучающихся 7 класса изучающих геометрию по УМК Атанасяна Л.С.

Просмотр содержимого документа
«Урок геометрии в 7 классе по теме «Построение треугольника по трем сторонам. Неравенство треугольника»»

Урок геометрии в 7 классе по теме «Построение треугольника по трем сторонам. Неравенство треугольника»

Учитель: Демчук Ирина Викторовна МАОУ СОШ №36 г. Томск

УМК «Геометрия 7-9 класс», автор Л.С. Атанасян и др.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Форма обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная

Форма урока: проблемно-поисковая

Методы обучения: беседа, фронтальный опрос, исследовательская практическая работа.

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, циркули и линейки у каждого обучающегося и для работы у доски, листы формата А-4, карандаши, магниты

Цели урока:

  • Образовательные – изучение нового материала по теме: “Построение треугольника с данными сторонами. Неравенство треугольника”; выработка основных навыков.

  • Развивающие – способствовать индивидуализации и дифференциации обучения с помощью учебно-исследовательской технологии; развивать у учащихся логическое мышление, внимание, формировать потребность в приобретении знаний, развить внимание учащихся, усидчивость, настойчивость, математическую речь.

  • Воспитательные - добиться изменения роли ученика в учебном процессе от пассивного наблюдателя до активного исследователя, создавать условия для воспитания интереса к изучаемой теме, воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям, воспитания дисциплинированности, обеспечивать условия успешной работы в коллективе, посредством урока воспитывать внимательное отношение друг к другу, прививать умение слушать товарищей, взаимовыручке, самостоятельность.

Задачи урока:

  • Воспитание устойчивого интереса к изучению предмета геометрии, понимания роли геометрии в решении практических задач, возникающих в окружающем нас мире.

  • Формировать навыки в построении треугольника с данными сторонами с помощью масштабной линейки и циркуля.

  • Проверить умение учащихся решать задачи.

  • Воспитание у учащихся общеучебных умений и навыков: работы с дополнительной литературой по математике; поиска, выбора и анализа нужной информации по заданной теме и составления исчерпывающего сообщения в краткой форме; оформления наглядности и защиты своего выступления.

Структура урока:

  1. Организационный момент

  2. Актуализация ранее изученного материала. Фронтальный опрос

  3. Объяснение нового материала.

  4. Практическая работа с элементами исследования

  5. Обсуждение результатов практической работы, выдвижение гипотез

  6. Вычислительная работа по проверке гипотезы

  7. Доказательство теоремы о неравенстве треугольника

  8. Решение задач

  9. Запись и обсуждение домашнего задания

  10. Подведение итогов урока. Рефлексия своей деятельности

Ход урока

  1. Организационный момент: приветствие обучающихся, проверка готовности к уроку, объявление темы и цели урока

  2. Актуализация ранее изученного материала. Фронтальный опрос

На прошлом уроке мы с вами приступили к изучению темы «Построение треугольника по трем элементам».

  • Давайте вспомним, какая геометрическая фигура называется треугольником?

  • Из каких элементов состоит треугольник?

  • Какие виды треугольников вам известны?

  • Дайте определение каждого вида треугольников?

  • Какие треугольники называются равными?

  • Сформулируйте признаки равенства треугольников

Мы научились строить треугольник по двум сторонам и углу между ними и по стороне и двум прилежащим к ней углам. Сегодня нам предстоит научиться строить треугольник по трем известным сторонам.

  1. Объяснение нового материала

Построить треугольник с данными сторонами a=7см, b=6,5см, c=5см



Построение

Шаг 1

С помощью линейки проводим произвольную прямую и отмечаем на ней точку B.

Шаг 2

Раствором циркуля, равным a, описываем окружность с центром B и радиусом a. Пусть С точка пересечения окружности с прямой

Шаг 3

Теперь раствором циркуля, равным с, описываем окружность из центра B

Шаг 4

Теперь раствором циркуля, равным b, описываем окружность из центра С. Пусть A – точка пресечения этих окружностей.

Шаг5

Проведем отрезки CA и BA. Полученный Δ ABC имеет стороны, равные a, b и с.

Уверены ли вы, ребята, что это именно тот треугольник, который мы планировали построить, с заданными нами сторонами (обучающиеся дают ответ на основе признаков равенства треугольников)

  1. Практическая работа с элементами исследования

Сейчас я предлагаю вам выполнить небольшую практическую работу в малых группах (ребята объединяются в группы по 3-4 человека сидящие за двумя соседними партами). Вам необходимо построить три треугольника с заданными сторонами

1 треугольник

АВ=3см, ВС= 4см, АС=5см

2 треугольник

АВ=8,3см, ВС=3.1см,АС=7,2см

3 треугольник

АВ=2,2см, ВС=5.4см,АС=9,7см

В течение 10 минут обучающиеся выполняют построение на листах формата А-3, затем несколько человек прикрепляют чертежи на доску магнитиками.

  1. Обсуждение результатов практической работы, выдвижение гипотез

Ребята, что вы можете сказать о треугольниках, которые у вас получились?

В первом случае это прямоугольный треугольник, во втором тупоугольный. А вот в третьем случае треугольник построить не удалось. Почему? Случайно ли это? Весь класс не смог построить треугольник? (Дети выдвигают предположение, что это не случайно и все дело в числах, которые обозначают длины сторон треугольника)

Какими должны быть на ваш взгляд длины сторон треугольника, чтобы его можно было построить? Как, не выполняя построения, заранее предсказать, сможем ли мы построить треугольник с заданными сторонами или нет? (Дети выдвигают различные гипотезы, среди которых есть и предложение, что «Каждая сторона треугольника должна быть меньше суммы двух других сторон»).

Давайте попробуем записать это предположение для АBC символьной записью и проверить для выше рассмотренных случаев.

АВ˂ АС+ВС

ВС˂ АС+АВ

АС˂ АВ +ВС

  1. Вычислительная работа по проверке гипотезы

1 случай АВ=3см, ВС= 4см, АС=5см

АВ˂ АС+ВС

ВС˂ АС+АВ


АС˂ АВ +ВС


3 ˂4+5

4˂3+5

5˂3+4

3˂9

4˂8

5˂7

верно

верно

верно



Вывод: данный треугольник существует

2случай АВ=8,3см, ВС=3.1см,АС=7,2см

АВ˂ АС+ВС

ВС˂ АС+АВ


АС˂ АВ +ВС


8,3 ˂3,1+7,2

3,1˂8,3+7,2

7,2˂8,3+3,1

8,3˂10,3

3,1˂15,5

7,2˂11,4

верно

верно

верно



Вывод: данный треугольник существует

3случай АВ=2,2см, ВС=5.4см,АС=9,7см

АВ˂ АС+ВС

ВС˂ АС+АВ


АС˂ АВ +ВС


2,2 ˂5,4+9,7

5,4˂9,7+2,2

9,7˂5,4+2,2

2,2˂15,1

5,4˂11,9

9,7˂7,6

верно

верно

Не верно



Вывод: данный треугольник не существует

  1. Доказательство теоремы о неравенстве треугольника

Рассмотрим доказательство теоремы:

Теорема. Каждая сторона треугольника меньше суммы двух других сторон.

Дано: Δ АВС.
Доказать: АВДоказательство:
Строим отрезок СМ равный отрезку СВ на продолжении стороны АС.
В равнобедренном  Δ ВСМ ∟1 =∟2
(по свойству углов в равнобедренном треугольнике).
∟1Рассмотрим треугольник АВМ.
– Каким соотношением в треугольнике связаны стороны и углы? (В треугольнике против большего угла лежит большая сторона.)
– Какая сторона лежит против угла АВМ? (Сторона АМ.)
– Какая сторона лежит против угла 2? (Сторона АВ.)
– Сравните стороны АВ и АМ? (АВ
АВ АВ АВ Аналогично доказывается, что ВС  Целесообразно сначала провести доказательство теоремы устно, а потом записать доказательство на доске и в рабочих тетрадях.

  1. Решение задач

Задача №1

Выясните, какие треугольники, представленные на чертеже, не существуют. Объясните свой выбор.



Задание №2

Найдите все треугольники, длины сторон которых выражены натуральными числами и а) не превосходят 2; б) периметр треугольника равен 5.

  1. Запись и обсуждение домашнего задания



  1. Подведение итогов урока, рефлексия

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1. Сегодня я узнал…

  2. Было интересно…

  3. Было трудно…

  4. Я выполнял задания…

  5. Я понял, что…

  6. Теперь я могу…

  7. Я почувствовал, что…

  8. Я приобрел…

  9. Я научился…

  10. У меня получилось…

  11. Я смог…

  12. Я попробую…

  13. Меня удивило

  14. Мне захотелось…







Список литературы

  1. Геометрия. Тематические тесты. 7 класс Т. М. Мищенко, А. Д. Блинков, 2011.

  2. Геометрия. Дидактические материалы /А.Е.Зив и др., 2010.

  3. Учебник для общеобразовательных учреждений «Геометрия 7-9». Авторы: Л.С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев, Э.Г. Позняк, И.И. Юдина. Москва «Просвещение» 2003.

  4. Поурочные разработки по геометрии. Автор: Н.Ф. Гаврилова. Москва «Вако» 2004.

  5. Е.М. Рабинович «Задачи и упражнения на готовых чертежах.7-9 классы. Геометрия. – М.: Илекса, 2001.






























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!