СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Генетическая связь между углеводородами и кислородсодержащими органическими соединениями"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок составлен с использованием таксономии Блума.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Генетическая связь между углеводородами и кислородсодержащими органическими соединениями"»

ПЛАН УРОКА

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

КАТАЛОГ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМА:


1

Базовая компетенция:

Генетическая связь между углеводородами и кислородсодержащими органическими соединениями. Расчетные задачи: Упражнения на генетическую связь кислородсодержащих органических соединений.


УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ

Дисциплина:

1.1

Составляющая компетенция:


химия


Представлять информацию в виде опорных сигналов и схем – опорного конспекта.

Класс:

11

1.1.1

Метод, прием, операция, средство/цикл

Преподаватель:




Данилко Е.И.

Дидактическая степень/категория:

I

Социализация цели

Учебное заведение:

CШИОСД

Базовый учебник:

« 1



«Природа»

ХИМИЯ Р.Г. Жумадилова, С.К. Алимжанова учебник для 11 классов общественно-гуманитарного направления общеобразовательных школ. Алматы «Мектеп» 2007г.

Обеспечение устойчивого развития


Содержание урока:

2


«Общество»


1. Превращение неорганических веществ в органические и наоборот.

2. Генетическая связь между углеводородами и кислородсодержащими органическими соединениями

3. Упражнения на генетическую связь кислородсодержащих органических соединений.


Проявление индивидуального интеллектуального потенциала


3

«Я»


Навык представлять информацию в виде опорных сигналов и схем – опорного конспекта.










КЛАССИФИКАТОР

ОРГАНИЗАЦИЯ

Учебное задание

Таксономия учебных задач по БЛЮМУ (уровень)

Время в мин.

Организационная форма/форма оценивания

Общее время урока:

40

1

1. Решить кроссворд.

2. Повторить генетическую связь углеводородов

R – OH – спирты; - альдегиды; - кетоны; карбоновые кислоты

- сложные эфиры


Даны структурные формулы органических веществ:

А) б) в) CH3 – CH – CH2 - OH

CH3

г) HCOOH д) CH3–CH2–CH2 – COOH

е)

ж) з)

и)

Выпишите отдельно, под какими буквами находятся формулы

  • Спиртов - в, з

  • Альдегидов – е, ж

  • карбоновых кислот – а, г, д

  • сложных эфиров - б

  • не относится ни к одной группе - и (кетон).

Назовите формулы веществ

    1. 2-метилпропановая кислота (2-метилпропионовая кислота)

    2. Этилэтаноат (этиловый эфир уксусной кислоты, этилацетат)

    3. 2-метилпропанол -1

    4. Метановая кислота (муравьиная кислота)

    5. Бутановая кислота (масляная кислота)

    6. Бутаналь (масляный альдегид)

    7. 2-метилпропаналь (2-метилпропионовый альдегид)

    8. 2-метилпропанол-2

    9. Бутанон-2

Знание конкретных данных

5 минут






5 мин


















5 минут


Индивидуальная/ фронтальная проверка

















Индивидуальная/ взаимопроверка

2

Какие вещества называются изомерами? – вещества, имеющие одинаковый качественный и количественный состав, но разное строение.

Какие классы кислородсодержащих веществ будут изомерны друг другу? – альдегиды и кетоны, карбоновые кислоты и сложные эфиры, одноатомные спирты и простые эфиры.

Сосчитаем количество атомов в формуле под а); в) и е). Будут ли они являться изомерами?

3. Найдите среди них изомеры по формулам веществ (С4Н8О2, С4Н10О, С4Н8О) под какими буквами они скрываются?:

  • Изомеры под буквами а) б) д) – С4Н8О2

  • Изомеры под буквами в) з) – С4Н10О

  • Изомеры под буквами е) ж) и) – С4Н8О


Понимание

5 мин


3

Посмотрите внимательно на общие формулы (записаны на доске во время повторения), и какую закономерность вы видите? – происходит усложнение. Ставим стрелки между формулами и подписываем над ними условия для превращения этих реакций.

данная цепочка превращений показывает взаимосвязь между кислородсодержащими веществами. Однако мы с вами знаем, что и между углеводородами и кислородсодержащими существует генетическое родство:

Применение

4 мин


4

Запишите уравнения реакций по цепочке превращений:

Анализ

6 мин


5

Решите задачи:

1. При анализе вещества определили, что в состав его входят: С – 40%; Н – 6,66%; О – 53,34%. Найдите его молекулярную формулу, если известно, что относительная плотность его по воздуху равна 2,07.

n=

Мr(Вещества)=29* Dв

2. Найдите молекулярную формулу углеводорода, содержащего по массе 85,7% углерода; плотность этого вещества по водороду равна 28.

Синтез

5мин






5 мин


6

Домашнее задание:

Напишите уравнения реакций, назовите вещества X1 и X2.


Оценивание





1

Общие формулы веществ: ROH – спирты; - альдегиды; - кетоны; карбоновые кислоты

- сложные эфиры


Даны структурные формулы органических веществ:

А) б) в) CH3 – CH – CH2 - OH

CH3

г) HCOOH д) CH3–CH2–CH2 – COOH

е)

ж) з)

и)

Выпишите отдельно, под какими буквами находятся формулы

  • спиртов

  • альдегидов

  • карбоновых кислот

  • сложных эфиров

  • не относится ни к одной группе.

Назовите формулы веществ.




















5 минут



10 минут

2

Какие вещества называются изомерами?

Какие классы кислородсодержащих веществ будут изомерны друг другу?

Сосчитаем количество атомов в формуле под а); в) и е). Будут ли они являться изомерами?

Найдите среди них изомеры по формулам веществ (С4Н8О2, С4Н10О, С4Н8О) под какими буквами они скрываются?:

5 мин

3

Посмотрите внимательно на общие формулы, какую закономерность вы видите?

Ставим стрелки между формулами и подписываем над ними условия для превращения этих реакций.

ежду углеводородами и кислородсодержащими существует генетическое родство:

4 мин

4

Запишите уравнения реакций по цепочке превращений:

6 мин

5

Решите задачи:

1. При анализе вещества определили, что в состав его входят: С – 40%; Н – 6,66%; О – 53,34%. Найдите его молекулярную формулу, если известно, что относительная плотность его по воздуху равна 2,07.

n=

Мr(Вещества)=29* Dв

2. Найдите молекулярную формулу углеводорода, содержащего по массе 85,7% углерода; плотность этого вещества по водороду равна 28.


5мин






5 мин

6

Домашнее задание:

Напишите уравнения реакций, назовите вещества X1 и X2.


10 мин

















Тест по теме «Взаимосвязь углеводородов и кислородсодержащих органических соединений»

1. НАИБОЛЕЕ ХАРАКТЕРНЫМИ ПРОДУКТАМИ ДЛЯ РЕАКЦИИ

Н-ГЕКСАН   ЯВЛЯЮТСЯ

1) С4Н10 и С2Н4

2) С3Н8 и С3Н6

3) циклогексан, бензол, водород

4) смесь изомеров гексана

 2. НАИБОЛЕЕ ВЕРОЯТНЫМИ ПРОДУКТАМИ ДЛЯ РЕАКЦИИ ЯВЛЯЮТСЯ

1) смесь изомеров по положению двойной связи

2) алканы – изомеры по углеродной цепи

3) карбоциклические углеводороды – арены

4) алканы и алкены с более короткими углеродными цепями, чем исходное вещество 

 

3. ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ИЗОБУТАНА СПЛАВЛЕНИЕМ СО ЩЕЛОЧЬЮ НЕЛЬЗЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ СОЛЬ, ФОРМУЛА КОТОРОЙ

  

4. ВЕЩЕСТВО, ОБЕСЦВЕЧИВАЮЩЕЕ РАСТВОР KMnO4

1) циклогексан

3) бутен-2

  

 

5. CH4 X1 X2 X3

 

Конечный продукт в цепочке превращений (Х3) – это:

1)    нитрометан

2)    хлорид метиламмония

3)    хлорид фениламмония

4)    хлороформ

 

6. ИЗ 1,1-ДИБРОМБУТАНА МОЖНО ПОЛУЧИТЬ НЕПРЕДЕЛЬНЫЙ УГЛЕВОДОРОД

1) бутин-1                                      3) бутадиен-1,3

2) пентин-1                                 4) бутин-2

 

7. В ЦЕПОЧКЕ ПРЕВРАЩЕНИЙ

Al4C3 X1X2X3 КОНЕЧНЫЙ ПРОДУКТ X3, - ЭТО

1) этилат натрия                          3) метилат натрия

2) этан                                          4) метан

 

8.  В схеме превращений

C2H5Cl С2H5OH C2H5ONa

  веществами "Х" и "Y" являются

                                

1)

Х – KOH,  Y – NaCl

2)

Х – HOH,  Y – NaOH

3)

Х – KOH,  Y – Na

4)

Х – HOH,  Y – Na

  

9. В результате реакции пропена с водой образуется

1) пропаналь

2) пропанол-1

3) пропанол-2

4) ацетон

  

10. Осуществите превращения:
ацетилен X1 X2 X3

Конечный продукт в цепочке превращений (Х3):

1)    нитрометан       2) нитробензол

3)    анилин             4) тринитротолуол

  

11. С ПЕРМАНГАНАТОМ КАЛИЯ В РАСТВОРЕ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ

1) пропин, пропен, пропан             3) 2-бутин,  2-бутен,  1,3-бутадиен

2) этан, этен, ацетилен                    4)  этин,  1-пентен, пентан

 

12. С ПОМОЩЬЮ БРОМНОЙ ВОДЫ МОЖНО ОТЛИЧИТЬ

1) пропан от бутана                                    3) бензол от стирола

2) этен от этина                                           4)бутадиен от бутена

  

13. 1-БУТЕН НЕ ВЗАИМОДЕЙСТВУЕТ С

1) хлором                         3) бромной водой

2) водородом                   4) аммиачным раствором оксида серебра

 

14. С ПОМОЩЬЮ РАСТВОРА ПЕРМАНГАНАТА КАЛИЯ МОЖНО РАСПОЗНАТЬ

1) пропен и пропан                         3) пропан и бутан

2) ацетилен и бутадиен                  4) пропен и пропин

 

15. 1-ПЕНТЕН И 1-ПЕНТИН МОЖНО РАЗЛИЧИТЬ ДЕЙСТВИЕМ

1) бромной воды                    3) аммиачного раствора оксида серебра

2) фенолфталеина                  4) раствора перманганата калия

 

16. С АММИАЧНЫМ РАСТВОРОМ ОКСИДА СЕРЕБРА  ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ

1) 1-бутин и этин                                         3) 1-бутин и 2-бутин

2) 2-бутин и этин                                         4) 2-бутин и пропин

 

17. 2-БУТЕН И БУТАН МОЖНО РАСПОЗНАТЬ ДЕЙСТВИЕМ

1) бромной воды            

2) аммиачного раствора оксида серебра

3) спиртового раствора гидроксида калия           

4) водного раствора гидроксида натрия

 

18. В схеме превращений

C2H5OH --X --СН3СООН веществом Х является

I) метаналь 2) бутаналь 3) этаналь 4) пропаналь

 

19. Бензол вступает в реакцию замещения с

1) бромом и азотной кислотой

2) кислородом и серной кислотой

3) хлором н водородом

4) азотной кислотой и водородом

 

20. Основным продуктом реакции хлорэтана с избытком водного раствора гидроксида калия является

1) этилен

2) этан

3) этиловый спирт

4) этилат калия

 

21. Обесцвечивание бромной воды не произойдет при действии на нее

 1) гексена 2) гексана 3) бутена 4) пропина

 

22. В отличие от уксусной, муравьиная кислота

1) вступает в реакцию нейтрализации

2) образует соли при реакции с основными оксидами

3) вступает в реакцию «серебряного зеркала»

4) образует сложные эфиры со спиртами

 

23. Мономером для получения поливинилхлорнда является

1) хлорэтан

2) хлорэтен

3) хлорпропан

4) 1,2-дихлорэтан

 

24. Реакция гидрирования невозможна для

1) цис-бутена-2

2) транс – бутена – 2

3) бутена-1

4) бутана

 

25. При нагревании метанола с кислородом на медном катализаторе образуется

I) формальдегид

2) ацетальдегид

3) метан

4) диметиловый  эфир



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!