МБОУ «Дульдургинская СОШ»
Учитель русского языка и литературы
Шведова Жанна Михайловна
Myzginaz @ mail.ru
Урок литературы в 10 классе
Тема: « Как не «потерять» себя?»
(По рассказу Людмилы Куликовой «Свиделись»)
Слайд1
Цель: в исследовательской, групповой творческой деятельности
осмыслить образ главного героя и определить своё отношение к нему, к жизни на основе анализа содержания рассказа;
Задачи урока:
1. На основе исследовательской работы с текстом рассказа выявить жизненные ценности героев;
2. Развивать мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения; кругозор; совершенствовать исследовательские навыки работы с текстом; реализация личностного потенциала каждого ученика
3. Формировать ключевые компетенции, воспитывать ценностное отношение к жизни, к творчеству Л. Куликовой;
Учебно-методическое обеспечение:
Авторский медиапродукт – презентация слайдов /Среда: программа для создания презентаций Microsoft Power Point, текстовый редактор Microsoft Word
Время: 45 минут
Технология: эвристическая образовательная ситуация
Тип урока: личноcтно - ориентированный, проблемно- эвристический урок.
Методы: исследовательский , эвристическая беседа;
Формы организации учебной деятельности: групповая, коллективная, индивидуальная
Средства: схема, слово, запись песни Любэ «Мама…», медиапрезентация;
Открытое задание: (выполняется учащимися к уроку индивидуально или в группах): Создать заставку (музыкальную, художественную, графическую, символическую) к рассказу Л. Куликовой «Свиделись», которая
отражает идею произведения;
Вводно - мотивационный этап урока:
Учитель:
Сегодня мы будем говорить о рассказе современной писательницы Людмилы Куликовой «Свиделись». Мне хотелось бы узнать ваши впечатления. Демонстрация индивидуальных образовательных продуктов учеников.
Учитель:
Ваши работы показывают, что наибольшее число вопросов вызывает, конечно же, главный герой : каков он? Что ценит? Почему он потерял связь с матерью? Почему не повинился перед ней? В чём ценность человеческой жизни?
Итак, ваши вопросы определили тему нашего урока:
«Как не «потерять» себя?»
Слайд 2 ( по рассказу Л. Куликовой «Свиделись»)
Учебная задача:
Осмыслить образ героя, определить своё отношение к жизненным ценностям героя, к вопросу: «Как не потерять себя»?
Операционно-содержательный этап:
Учитель: Что, по-вашему, составляет ценность человеческой жизни, запишите её составляющие:
Слайд 4
Авторская позиция
ЖИЗНЬ | Я | Мать | Толик |
Любовь | | |
Искренность | | |
Долг | | |
Духовность | | |
Учитель: А есть ли всё это у героя? Обратимся к тексту, поработаем в группах:
Слайд 6 музыка
работа в группах
( 10 минут).
Задания (раздаточный материал):
1 группа
Обращая внимание на авторские ремарки, ключевые слова, проанализируйте эпизоды:
воспоминания
героя об армии, о жизни после армии ,
письмо матери;
диалог сына и матери после разлуки;
.
Сделайте вывод:
1)Какой представлена мать героя в его воспоминаниях?
2)В каких словах выражается её отношение ? (любовь, искренность, долг, духовность)
к сыну?
3) Почему мать не «признала» сына?
Выводы 1 группы:
Авторская позиция
ЖИЗНЬ | Я | Мать | Толик |
Любовь | Любовь | |
Искренность | Искренность | |
Долг | Долг | |
Духовность | Духовность | |
Мать Ольга Герасимовна одна воспитывала сына, без мужа ,который ни разу не вспомнил о нём. Ольга-олицетворение материнской любви.
Ключевые слова: «пестовала, думами была с ним, сынок…Толенька»
Слайд7
2 группа
Обращая внимание на авторские ремарки, ключевые слова, проанализируйте эпизоды:
воспоминания героя об армии
о жизни после армии
письмо матери,
ночные размышления Толика
диалог сына и матери после разлуки;
.
Сделайте выводы:
1)Каким представлен герой в воспоминаниях?
2)В каких словах выражается его отношение к матери?
3)Можно ли сказать, что Толик проявляет любовь, искренность, долг, духовность в отношении к матери? Во что превратились эти качества у героя?
4)Почему он не повинился перед матерью?
Ключевые слова: «письма раздражали, рвал, выбрасывал…прошло 24 года, не чувствовал вины перед матерью….»
Слайд8
Авторская позиция
ЖИЗНЬ | Я | Мать | Толик |
Любовь | Любовь | равнодушие |
Искренность | Искренность | ложь |
Долг | Долг | безответственность |
Духовность | Духовность | бездуховность |
Выводы ребят:
В жизни героя любовь переходит в равнодушие , искренность – в ложь, долг -в безответственность. Перед нами человек, лишённый духовного начала, чувства ответственности за свои поступки, причиняющий боль матери, человек, который позволил, чтобы первые названия перешли во вторые. Он потерял себя.
Ключевые слова: «письма раздражали, рвал, выбрасывал…прошло 24 года, не чувствовал вины перед матерью….»
Мать он не воспринимает как родного человека. Его семья-это жена и дети.
Обратимся к третьей группе:
3 группа:
Обращая внимание на авторские ремарки, ключевые слова, проанализируйте эпизоды:
новоселье;
диалог с женой;
ночлег в доме матери;
прощание с матерью;
уход из родного дома;
Сделайте выводы:
1)Каковы отношения в семье героя?
2)Какие ценности являются главными в этой семье?
Ключевые слова: «горбился на тяжёлых работах, денег поднакопил, на кооператив откладывал, сберкнижка на образование, квартиру купил…»
Вывод: в семье героя на первом месте материальные ценности; жена равнодушна к желанию мужа навестить мать, счастье героя связано с материальным достатком прежде всего. Между Толиком и женой нет духовной связи, и если предположить, что герой вдруг перестанет приносить деньги в дом или попадёт в трудную ситуацию, то от своих близких он не получит поддержки.
Обратимся к финалу: читает учитель:
«Толик проснулся с больной головой. Не думал, что так повидается с матерью. Ожидал чуть ли не праздничной суеты, слёз радости, ахов и охов. А оно, вишь, как получилось. Не признала мать сына своего. Ехал сюда с тяжёлым сердцем, а уезжает с глыбой на душе. Что-то подсказывало ему: повиниться надо перед матерью, но не чувствовал сын вины своей перед нею, значит, и каяться было не в чем. От чая, предложенного матерью, отказался. Закинул рюкзак на плечо, подошёл к ней, не решаясь обнять на прощанье. Всматривался в морщинистое лицо и чувствовал, как слёзы наворачиваются на глаза.
– Поехал я.
– Доброго пути.
Ступил на подворье, оглянулся. В окне увидел мать. Лицо её казалось печальным. Отворил калитку и зашагал широким шагом по улице в сторону околицы. Чем дальше уходил от деревни, тем легче становилось. Чикнул воображаемым ножом, отрезал широкий ломоть жизненного хлеба, бросил его на дорогу и сразу же успокоился. "У каждого своя судьба. А мне семью поднимать надо", – сказал сам себе Толик и зашагал ещё быстрее, мысленно отправляясь туда, где был его дом, жена и дети. Ольга Герасимовна долго сидела на своём посту у окна. Ни разу не шелохнулась. Наконец, произнесла:
– Вот и свиделись, сынок. Успел-таки.»
Попробуйте в символической форме ответить на вопрос: будущее героя? раскается ли он? (3 минуты)
Слайд 9 Раскается ли герой?
Итоги работы (образовательные продукты фиксируются в таблице).
Рефлексивно-оценочный этап:
К каким размышлениям подтолкнул рассказ? Что вы почерпнули для себя? Как не потерять себя? (Быть ответственным, внимательным к людям, уважать родителей, заботиться о них)
Пожалуйста, прикрепите на ватман своё «Я» (буква вырезана для каждого) к той ценности, которая, по-вашему мнению, поможет сохранить почву под ногами , не потерять себя.
Домашнее задание:
1.Написать статью о рассказе для электронной версии энциклопедии.
2.Эссэ: «Автор, герой и я»
3. Составьте вариант психологического тренинга «Как не потерять себя»
Раздаточный материал:
1 группа
Обращая внимание на авторские ремарки, ключевые слова, проанализируйте эпизоды:
воспоминания
героя об армии, о жизни после армии ,
письмо матери;
диалог сына и матери после разлуки;
.
Сделайте вывод:
1)Какой представлена мать героя в его воспоминаниях?
2)В каких словах выражается её отношение ?(любовь, искренность, долг, духовность)
к сыну?
3) Почему мать не «признала» сына?
2 группа
Обращая внимание на авторские ремарки, ключевые слова, проанализируйте эпизоды:
воспоминания героя об армии,
о жизни после армии ,
письмо матери,
ночные размышления Толика ,
диалог сына и матери после разлуки;
.
Сделайте выводы:
1)Каким представлен герой в воспоминаниях?
2)В каких словах выражается его отношение к матери?
3)Можно ли сказать, что Толик проявляет любовь, искренность, долг, духовность в отношении к матери? Во что превратились эти качества у героя?
4)Почему он не повинился перед матерью?
3 группа:
Обращая внимание на авторские ремарки, ключевые слова, проанализируйте эпизоды:
новоселье,
диалог с женой,
ночлег в доме матери,
прощание с матерью
уход из родного дома;
Сделайте выводы:
1)Каковы отношения в семье героя ?
2)Какие ценности являются главными в этой семье?
Людмила Куликова
Людмила Куликова – прозаик, автор трёх книг (Швейцария, издательство "KaMeRu"), многочисленных рассказов и повести. Публикуется в периодике и антологиях России, Украины, Казахстана. Карелии. Германии, Филадельфии, Австрии и Швейцарии.
Лонг-лист национальной "Русской премии" в номинации "Малая проза" (2008); победитель нескольких международных сетевых конкурсов.
Свиделись
В новой квартире пахло влажными обоями. Запах был приятен. Он связывался с уверенностью в завтрашнем дне, надёжностью и чувством владения семьюдесятью квадратными метрами жилой площади. Впервые за долгие годы скитания по съёмным квартирам отпустил Толика подспудный страх быть выселенным по прихоти хозяев. Даже многодневная нервотрепка при подготовке к переезду не смогла испортить приподнятого настроения. С обретением квартиры показалось Толику, что он застолбил место на земном шаре и теперь никогда не умрёт.
По случаю новоселья Анюта испекла рыбный пирог с яйцом и зелёным лучком. Поставила его на середину стола, за которым собралась семья Титовых: отец, мать да четверо ребятишек. Анюта раскраснелась, хозяйничая; разливала чай, нарезала куски, шутила с детьми. Дети звенели ложками о чашки, размешивая сахар, и с нетерпением поглядывали на поблескивающий коричневой коркой рыбник. Толик смотрел на семью и был счастлив. "Как в детстве у мамы", – неожиданно подумал он и почувствовал, как только что переживаемое счастье затуманилось и потеряло лоск, будто червячок поселился в совершенном яблоке. Начал вспоминать, когда последний раз писал матери. Кажется, в год рождения первенца. Сейчас Алёшке тринадцать. Виделся с матерью сразу после армии, потом уехал за тридевять земель на стройку. С их последнего свидания прошло двадцать четыре года.
– Налетай! – задорно призвала Анюта, села на стул и отхлебнула несколько глотков чая.
Сынишки зачавкали, озорно переглядываясь и перемигиваясь, захлюпали ртами, втягивая горячий янтарный напиток, и заёрзали на стульях. Оживление за столом немного расслабило Толика, он с благодарностью принял у жены большой кусок пирога и стал неспеша есть.
– Анют, а где синяя папка с письмами?
– Я ещё три картонных коробки не разобрала. Наверное, в одной из них.
– Найди мне её.
– Срочно надо или подождёшь?
– Срочно.
Ребятишки уминали по второму куску, Анюта подливала в чашки, улыбкой откликаясь на весёлый детский гомон. Титовы дружно доели и допили. Первая трапеза в новой квартире оказалась неимоверно вкусной и укрепила ощущение счастья.
Спустя час сидел Толик за кухонным столом и просматривал содержимое папки. В ней хранились несколько писем от сослуживцев, штук двадцать армейских фотографий и весточка от мамы. Когда он уходил в армию, матери исполнилось пятьдесят. Она писала ему длинные послания, перечисляя деревенские новости и какие-то мировые сенсации, шутила по-простому, по-бабьему, и неизменно заканчивала своим обычным: "Сыночку Толеньке от мамы Оленьки". Молодого солдата раздражали эти письма, он их прочитывал бегло, рвал на мелкие куски и выбрасывал в урну. Интересней читать письма от девчонок, которые сотнями доставляла армейская почта на имя "самого красивого" или "самого весёлого" солдата. Толик пожалел сейчас о тех уничтоженных письмах. Сердце будто в размерах уменьшилось – до чего неприятное чувство сжало его. Он взял в руки единственное сохранённое письмо матери, оставшееся с давних времён. Развернул. "Здравствуй, дорогой сынок Толик. Дошла до меня весть, что твой отец, от которого ты родился, помер. Уж и не помнишь его, поди. Малой ты был, когда он нас оставил. Так папаня твой и не удосужился сынка увидать, а ведь ты ему кровный. И я тебя уж столько лет не вижу. Не знаю, свидимся ли ещё". А внизу добавлено: "Сыну Толе от мамы Оли". Присказку поменяла, – отметил про себя Титов.
– Анют, отпустишь меня? Мать надо навестить.
– Как не вовремя! Столько работы в квартире и денег на поездку нет – всё переезд сожрал.
– Что, совсем нет?
– Нет. Я зарплату получу через две недели, твои отпускные на ремонт квартиры ушли, получка у тебя только через месяц. Едва на еду до моей зарплаты хватит.
– Значит, у Симоновых надо в долг брать.
– Что ж так приспичило? Столько лет словом не вспоминал и вдруг – "поеду"! А мне одной с четырьмя бойцами по детсадам-школам мотаться и на работу успевать бегать.
– Чувство у меня нехорошее, Анют. Отпусти! С детьми попрошу Любу Симонову пособить. Если уж брать в долг, то – по полной. А, Анют?
– Да езжай уж, горемыка! – Анюта обняла мужа, прижалась щекой к его щеке, постояла так немного и пошла в комнаты, тешась мыслями об улучшении семейного быта.
Дорога заняла три тягучих дня. Толику странно было думать, что он едет домой, к маме. Столько лет не был в этих краях! Добирался сначала поездом, потом автобусом, на попутке и пешком. Он преодолевал последние сотни метров, ведущие к родной избе. Шёл странной походкой – на ватных ногах, часто вздыхал полной грудью, пытаясь уменьшить волнение, и внимательно смотрел окрест. Деревня изменилась. Обветшали и вросли в землю избы. Все постройки были одного цвета – серого. Кое-где ровными грядками зеленели огороды, но в основном – запустенье, безрадостное, вымороченное отчаяньем. С трудом узнал родительский двор, подошёл к выгнутому дугой штакетнику, толкнул калитку, сделал несколько шагов и остановился посреди небольшого подворья. Огляделся, вздохнул ешё раз, прошагал к избе и ступил на порог. Дверь оказалась незапертой. Пересёк сени, торкнул ещё одну дверь и вошёл в сумрак горницы.
– Есть кто живой? – спросил тихо.
– А как же! Я живая, – раздался голос из чернеющего угла.
Глаза Толика скоро привыкли к темноте, и он различил фигуру старушки, примостившуюся на краю кровати.
Толик опустил рюкзак на пол и присел на скамью.
– Из собеса будете? – спросила мать.
– Нет.
– Летом привезли чурки и уж месяц, поди, жду, когда кого-нибудь пришлют дров наколоть и в сени перенесть. В прошлом году зима была суровая, еле дотянула, думала, заиндевею в ледяной избе. Эту зиму ожидаем слабую, но без дров и мягкая зима жёстко постелит.
– Давайте я вам дров наколю! – вскочил Толик, неожиданно для себя назвав мать на "вы".
– Сиди. Успеется. Чай, по другому делу пришёл. Чует моё сердце, что снова про пенсию новость плохую принёс. Мародёрствуют начальники. Зачем у бабки последнее отбирать? Ить той пенсии с гулькин нос.
– А на что вы живёте?
– Из собеса шефствуют надо мной. Раз в неделю приезжают, хлеба и молока привозят. А когда и крупы с маргарином. Мало, конечно. Да я экономная, тяну до следующего раза.
– А чем вы занимаетесь?
– Что?
– Что делаете?
– Сижу.
– Нет, я не про то, что вы сейчас делаете. Я про то, чем вы каждый день занимаетесь?
– Сижу. Что ещё делать? А ты по какому делу, мил человек?
На чьём-то дворе залаяла собака, кудахтнула курица, а с неба донёсся гул летящего над облаками самолёта.
– Сын я ваш, Ольга Герасимовна.
– Сы-ы-ын? – недоверчиво протянула старушка. – Нету у меня сына. Пропал он.
– Как пропал?! Вот он я! Неужто не узнаёте? Посмотрите внимательно.
– А мне теперь смотри-не смотри – всё одно. Ослепла я.
– Как – ослепли?!
– А вот так. Не вижу ничего. В темноте живу. Уж приноровилась, да и экономия опять же – электричество не трачу. Другие копеечку за свет отдают, а у меня копеечек нету. Правильно Господь рассудил: чем государству за электричество задалживать, лучше пусть бабка ослепнет.
– Я выйду на минутку?
– А чего ж, выходь.
Серо, неприглядно и бесприютно выглядело подворье. Подул ветер и охолодил слёзы на щеках взрослого сына. Завыл бы мужик, да постеснялся чувства оголить. Скрипнул зубами, вытер слёзы рукавом, высморкался в сторону и пошёл к сараю. Там увидел гору берёзовых чурок. В сарае отыскал топор, выбрал чурку покрупнее и начал колоть на ней дрова.
С работой Толик справился к вечеру. Дрова ровнехонько уложил по обе стороны просторных сеней, взял несколько поленьев и затопил печь.
– А кто вам печь растапливает? – так и не решаясь назвать старушку мамой, поинтересовался Толик.
– Сама. У меня на пальцах за столько лет короста от ожогов образовалась, так что если суну руку в пламя, то уже не больно.
Разогрели еду в кастрюльке, на раскалённые круги печной плиты поставили чайник. Ольга Герасимовна стояла у стола и накладывала в тарелки кашу. Толик окинул взглядом её фигуру и поразился изменениям. Худенькая, седая, беззубая старая женщина небольшого росточка с невидящими глазами, улыбающимся лицом и обожжёнными пальцами была его мамой. Он спинным мозгом ощутил течение времени, а взглядом успел уловить, как начинают блекнуть очертания фигуры матери, истекая в небытие. Толик мотнул головой, прогоняя видение, и спросил:
– Я переночую у вас?
– А чего ж, ночуй.
После ужина отправился Толик в боковую комнатёнку на старый диван. Лампу не стал зажигать, нашарил в потёмках одеяло, лёг не раздеваясь, укрылся по самый подбородок и крепко задумался. Не затем он сюда приехал, чтоб каши отведать. Рассказать бы ей про все его заботы, про то, как гробился на тяжёлых работах – себя не жалел, чтоб лишнюю копейку иметь. Как прежде, чем жениться, денег поднакопил на шикарную свадьбу и на машину – завидным женихом был. Пахал по две-три смены, хватало и на оплату съёмных квартир, и на шубу молодой жене, и на кооператив откладывал. На море семью возил, и не раз. Четверых сыновей родил, и у каждого – своя сберкнижка на образование. Квартиру купил, наконец. Большую, просторную. Не просто так всё далось, ох не просто! Толик долго ворочался с боку на бок, вздыхал, кашлял, потом поднялся рывком и пошёл наощупь в горницу. На фоне светлеющего окошка увидел чёрный силуэт матери, сидящей в своей извечной позе на краю кровати.
– Не спите?
– Не сплю.
Он набрал воздух в лёгкие, чтоб одним махом выложить матери историю своей трудной жизни, как вдруг услышал:
– Я ить не знаю, кто ты такой. Помирать не боюся, смерти каждый день жду. Господь не торопится меня забирать, и ты Его не торопи.
– Зря вы так. Ничего плохого я вам не сделаю... Как мне доказать, что я ваш сын?
– Зачем доказывать? Сыновья – они о родителях пекутся, так же, как родители о них когда-то пеклись. Я своего до самой армии пестовала. В девятнадцать призвали его. Пока был в армии, письма писала, думами была с ним. А после армии приехал на два дня, и с тех пор не видела его. Знаю, что сынок у него родился.
– Теперь уже четверо.
– Воон как! А ты откуда знаешь?
– Ольга Герасимовна, я, я – сын ваш. Помните, когда мне пять лет исполнилось, вы щенка подарили? Я его вечером с собой в постель брал, а вы ругались.
– Нет, не помню.
– А вот шрам на локте. Потрогайте! Вы обед готовили, а я под руками вертелся и нечаянно прислонился к раскалённой кочерге. Вы мне несколько дней маслом подсолнечным ожог смазывали.
– Не помню.
– А друга моего Ваську Петренко помните? Он тоже безотцовщиной был. С матерью его, правда, вы не ладили.
– Не помню, мил человек.
– Да как же так! Я и лицом на вас похож. Я – сын ваш, а вы – мать моя.
У старушки дрогнули веки. Толик не видел этого – темнота надёжно скрывала выражение лица матери.
– Однажды я влюбился. Мне было четырнадцать, а ей двенадцать. Я привёл "невесту" домой и сказал, что теперь она будет жить с нами. Вы прогнали "невесту" и отлупили меня. Помните?... Неужели ничего не помните? Как же так – забыть такое!... Я заберу вас к себе.
– Нет, мил человек, мне здесь привычнее. Я хоть и слепа, но каждый уголок знаю, каждую стеночку. Ты иди спать, не тревожься. Утром поедешь.
Толик проснулся с больной головой. Не думал, что так повидается с матерью. Ожидал чуть ли не праздничной суеты, слёз радости, ахов и охов. А оно, вишь, как получилось. Не признала мать сына своего. Ехал сюда с тяжёлым сердцем, а уезжает с глыбой на душе. Что-то подсказывало ему: повиниться надо перед матерью, но не чувствовал сын вины своей перед нею, значит, и каяться было не в чем. От чая, предложенного матерью, отказался. Закинул рюкзак на плечо, подошёл к ней, не решаясь обнять на прощанье. Всматривался в морщинистое лицо и чувствовал, как слёзы наворачиваются на глаза.
– Поехал я.
– Доброго пути.
Ступил на подворье, оглянулся. В окне увидел мать. Лицо её казалось печальным. Отворил калитку и зашагал широким шагом по улице в сторону околицы. Чем дальше уходил от деревни, тем легче становилось. Чикнул воображаемым ножом, отрезал широкий ломоть жизненного хлеба, бросил его на дорогу и сразу же успокоился. "У каждого своя судьба. А мне семью поднимать надо", – сказал сам себе Толик и зашагал ещё быстрее, мысленно отправляясь туда, где был его дом, жена и дети. Ольга Герасимовна долго сидела на своём посту у окна. Ни разу не шелохнулась. Наконец, произнесла:
– Вот и свиделись, сынок. Успел-таки.
.
21 ноября 2007