СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок и презентация к уроку по рассказу Л.Куликовой "Свиделись"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по рассказу Л.Куликовой "Свиделись"

Просмотр содержимого документа
«Заявка»

Заявка

участника конкурса «Современный урок в условиях реализации ФГОС»

Фио участника конкурса

Шведова Жанна Михайловна

должность


Полное наименование ОО, в котором работает участник Конкурса

МБОУ «Дульдургинская СОШ»

Адрес образовательной организации и телефон

687200 С. Дульдурга

Ул. Комсомольская,34

Сайт учреждения


Е-mail


Перечень представленных на конкурс материалов

1. Урок на тему« Как не «потерять» себя?»

(По рассказу Людмилы Куликовой «Свиделись»)

2. Презентация к уроку

Контактный телефон

8(30256)2-19-47

Адрес электронной почты

[email protected]

Согласие на размещение материалов на сайте

согласна

Указание источника из которого узнали о проведении конкурса

Сайт ИРО



























Краткая пояснительная записка

Автор разработки

Шведова Жанна Михайловна

Тема урока

« Как не «потерять» себя?»

(По рассказу Людмилы Куликовой «Свиделись»)


Основной учебник

Под редакцией Лебедева

Класс

10

Технические средства и материалы

Авторский медиапродукт – презентация слайдов /Среда: программа для создания презентаций Microsoft Power Point, текстовый редактор Microsoft Word


Самоанализ представленного урока

В основе урока- технология эвристической образовательной ситуации Хуторского;

Тип урока: личноcтно- ориентированный, проблемно- эвристический урок.

Методы: исследовательский , эвристическая беседа;

Формы организации учебной деятельности: групповая, коллективная, индивидуальная


Цель: в исследовательской, групповой творческой деятельности

осмыслить образ главного героя и определить своё отношение к нему, к жизни на основе анализа содержания рассказа;

Задачи урока:

1. На основе исследовательской работы с текстом рассказа выявить жизненные ценности героев;

2. Развивать мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения; кругозор; совершенствовать исследовательские навыки работы с текстом; реализация личностного потенциала каждого ученика

3. Формировать ключевые компетенции, воспитывать ценностное отношение к жизни, к творчеству Л. Куликовой;






31 марта 2016

Шведова Ж.М.

Просмотр содержимого документа
«Урок»

МБОУ «Дульдургинская СОШ»

Учитель русского языка и литературы

Шведова Жанна Михайловна

Myzginaz @ mail.ru

Урок литературы в 10 классе

Тема: « Как не «потерять» себя?»

(По рассказу Людмилы Куликовой «Свиделись»)

Слайд1

Цель: в исследовательской, групповой творческой деятельности

осмыслить образ главного героя и определить своё отношение к нему, к жизни на основе анализа содержания рассказа;

Задачи урока:

1. На основе исследовательской работы с текстом рассказа выявить жизненные ценности героев;

2. Развивать мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения; кругозор; совершенствовать исследовательские навыки работы с текстом; реализация личностного потенциала каждого ученика

3. Формировать ключевые компетенции, воспитывать ценностное отношение к жизни, к творчеству Л. Куликовой;

Учебно-методическое обеспечение:

Авторский медиапродукт – презентация слайдов /Среда: программа для создания презентаций Microsoft Power Point, текстовый редактор Microsoft Word

Время: 45 минут

Технология: эвристическая образовательная ситуация

Тип урока: личноcтно - ориентированный, проблемно- эвристический урок.

Методы: исследовательский , эвристическая беседа;

Формы организации учебной деятельности: групповая, коллективная, индивидуальная

Средства: схема, слово, запись песни Любэ «Мама…», медиапрезентация;

Открытое задание: (выполняется учащимися к уроку индивидуально или в группах): Создать заставку (музыкальную, художественную, графическую, символическую) к рассказу Л. Куликовой «Свиделись», которая

отражает идею произведения;





Вводно - мотивационный этап урока:

Учитель:

Сегодня мы будем говорить о рассказе современной писательницы Людмилы Куликовой «Свиделись». Мне хотелось бы узнать ваши впечатления. Демонстрация индивидуальных образовательных продуктов учеников.

Учитель:

Ваши работы показывают, что наибольшее число вопросов вызывает, конечно же, главный герой : каков он? Что ценит? Почему он потерял связь с матерью? Почему не повинился перед ней? В чём ценность человеческой жизни?

Итак, ваши вопросы определили тему нашего урока:

«Как не «потерять» себя?»

Слайд 2 ( по рассказу Л. Куликовой «Свиделись»)

Учебная задача:

Осмыслить образ героя, определить своё отношение к жизненным ценностям героя, к вопросу: «Как не потерять себя»?

Операционно-содержательный этап:

Учитель: Что, по-вашему, составляет ценность человеческой жизни, запишите её составляющие:

Слайд 4

Авторская позиция

ЖИЗНЬ

Я

Мать

Толик

Любовь



Искренность



Долг



Духовность



Учитель: А есть ли всё это у героя? Обратимся к тексту, поработаем в группах:

Слайд 6 музыка

работа в группах

( 10 минут).

Задания (раздаточный материал):

1 группа

Обращая внимание на авторские ремарки, ключевые слова, проанализируйте эпизоды:

  • воспоминания

  • героя об армии, о жизни после армии ,

  • письмо матери;

  • диалог сына и матери после разлуки;

.

Сделайте вывод:

1)Какой представлена мать героя в его воспоминаниях?

2)В каких словах выражается её отношение ? (любовь, искренность, долг, духовность)

к сыну?

3) Почему мать не «признала» сына?

Выводы 1 группы:



Авторская позиция

ЖИЗНЬ

Я

Мать

Толик

Любовь

Любовь


Искренность

Искренность


Долг

Долг


Духовность

Духовность




Мать Ольга Герасимовна одна воспитывала сына, без мужа ,который ни разу не вспомнил о нём. Ольга-олицетворение материнской любви.

Ключевые слова: «пестовала, думами была с ним, сынок…Толенька»

Слайд7

2 группа

Обращая внимание на авторские ремарки, ключевые слова, проанализируйте эпизоды:



  • воспоминания героя об армии

  • о жизни после армии

  • письмо матери,

  • ночные размышления Толика

  • диалог сына и матери после разлуки;

.

Сделайте выводы:

1)Каким представлен герой в воспоминаниях?

2)В каких словах выражается его отношение к матери?

3)Можно ли сказать, что Толик проявляет любовь, искренность, долг, духовность в отношении к матери? Во что превратились эти качества у героя?

4)Почему он не повинился перед матерью?



Ключевые слова: «письма раздражали, рвал, выбрасывал…прошло 24 года, не чувствовал вины перед матерью….»



Слайд8





Авторская позиция

ЖИЗНЬ

Я

Мать

Толик

Любовь

Любовь

равнодушие

Искренность

Искренность

ложь

Долг

Долг

безответственность

Духовность

Духовность

бездуховность

Выводы ребят:

В жизни героя любовь переходит в равнодушие , искренность – в ложь, долг -в безответственность. Перед нами человек, лишённый духовного начала, чувства ответственности за свои поступки, причиняющий боль матери, человек, который позволил, чтобы первые названия перешли во вторые. Он потерял себя.

Ключевые слова: «письма раздражали, рвал, выбрасывал…прошло 24 года, не чувствовал вины перед матерью….»

Мать он не воспринимает как родного человека. Его семья-это жена и дети.

Обратимся к третьей группе:

3 группа:

Обращая внимание на авторские ремарки, ключевые слова, проанализируйте эпизоды:

  • новоселье;

  • диалог с женой;

  • ночлег в доме матери;

  • прощание с матерью;

  • уход из родного дома;

Сделайте выводы:

1)Каковы отношения в семье героя?

2)Какие ценности являются главными в этой семье?



Ключевые слова: «горбился на тяжёлых работах, денег поднакопил, на кооператив откладывал, сберкнижка на образование, квартиру купил…»

Вывод: в семье героя на первом месте материальные ценности; жена равнодушна к желанию мужа навестить мать, счастье героя связано с материальным достатком прежде всего. Между Толиком и женой нет духовной связи, и если предположить, что герой вдруг перестанет приносить деньги в дом или попадёт в трудную ситуацию, то от своих близких он не получит поддержки.

Обратимся к финалу: читает учитель:

«Толик проснулся с больной головой. Не думал, что так повидается с матерью. Ожидал чуть ли не праздничной суеты, слёз радости, ахов и охов. А оно, вишь, как получилось. Не признала мать сына своего. Ехал сюда с тяжёлым сердцем, а уезжает с глыбой на душе. Что-то подсказывало ему: повиниться надо перед матерью, но не чувствовал сын вины своей перед нею, значит, и каяться было не в чем. От чая, предложенного матерью, отказался. Закинул рюкзак на плечо, подошёл к ней, не решаясь обнять на прощанье. Всматривался в морщинистое лицо и чувствовал, как слёзы наворачиваются на глаза.

– Поехал я.

– Доброго пути.

Ступил на подворье, оглянулся. В окне увидел мать. Лицо её казалось печальным. Отворил калитку и зашагал широким шагом по улице в сторону околицы. Чем дальше уходил от деревни, тем легче становилось. Чикнул воображаемым ножом, отрезал широкий ломоть жизненного хлеба, бросил его на дорогу и сразу же успокоился. "У каждого своя судьба. А мне семью поднимать надо", – сказал сам себе Толик и зашагал ещё быстрее, мысленно отправляясь туда, где был его дом, жена и дети. Ольга Герасимовна долго сидела на своём посту у окна. Ни разу не шелохнулась. Наконец, произнесла:

– Вот и свиделись, сынок. Успел-таки.»



Попробуйте в символической форме ответить на вопрос: будущее героя? раскается ли он? (3 минуты)

Слайд 9 Раскается ли герой?



Итоги работы (образовательные продукты фиксируются в таблице).

Рефлексивно-оценочный этап:

К каким размышлениям подтолкнул рассказ? Что вы почерпнули для себя? Как не потерять себя? (Быть ответственным, внимательным к людям, уважать родителей, заботиться о них)

Пожалуйста, прикрепите на ватман своё «Я» (буква вырезана для каждого) к той ценности, которая, по-вашему мнению, поможет сохранить почву под ногами , не потерять себя.

Домашнее задание:

1.Написать статью о рассказе для электронной версии энциклопедии.

2.Эссэ: «Автор, герой и я»

3. Составьте вариант психологического тренинга «Как не потерять себя»



Раздаточный материал:

1 группа

Обращая внимание на авторские ремарки, ключевые слова, проанализируйте эпизоды:

  • воспоминания

  • героя об армии, о жизни после армии ,

  • письмо матери;

  • диалог сына и матери после разлуки;

.

Сделайте вывод:

1)Какой представлена мать героя в его воспоминаниях?

2)В каких словах выражается её отношение ?(любовь, искренность, долг, духовность)

к сыну?

3) Почему мать не «признала» сына?

2 группа

Обращая внимание на авторские ремарки, ключевые слова, проанализируйте эпизоды:



  • воспоминания героя об армии,

  • о жизни после армии ,

  • письмо матери,

  • ночные размышления Толика ,

  • диалог сына и матери после разлуки;

.

Сделайте выводы:

1)Каким представлен герой в воспоминаниях?

2)В каких словах выражается его отношение к матери?

3)Можно ли сказать, что Толик проявляет любовь, искренность, долг, духовность в отношении к матери? Во что превратились эти качества у героя?

4)Почему он не повинился перед матерью?



3 группа:

Обращая внимание на авторские ремарки, ключевые слова, проанализируйте эпизоды:

  • новоселье,

  • диалог с женой,

  • ночлег в доме матери,

  • прощание с матерью

  • уход из родного дома;

Сделайте выводы:

1)Каковы отношения в семье героя ?

2)Какие ценности являются главными в этой семье?







Людмила Куликова

 

Людмила Куликова – прозаик, автор трёх книг (Швейцария, издательство "KaMeRu"), многочисленных рассказов и повести. Публикуется в периодике и антологиях России, Украины, Казахстана. Карелии. Германии, Филадельфии, Австрии и Швейцарии.

Лонг-лист национальной "Русской премии" в номинации "Малая проза" (2008); победитель нескольких международных сетевых конкурсов.

 



Свиделись

В новой квартире пахло влажными обоями. Запах был приятен. Он связывался с уверенностью в завтрашнем дне, надёжностью и чувством владения семьюдесятью квадратными метрами жилой площади. Впервые за долгие годы скитания по съёмным квартирам отпустил Толика подспудный страх быть выселенным по прихоти хозяев. Даже многодневная нервотрепка при подготовке к переезду не смогла испортить приподнятого настроения. С обретением квартиры показалось Толику, что он застолбил место на земном шаре и теперь никогда не умрёт.

По случаю новоселья Анюта испекла рыбный пирог с яйцом и зелёным лучком. Поставила его на середину стола, за которым собралась семья Титовых: отец, мать да четверо ребятишек. Анюта раскраснелась, хозяйничая; разливала чай, нарезала куски, шутила с детьми. Дети звенели ложками о чашки, размешивая сахар, и с нетерпением поглядывали на поблескивающий коричневой коркой рыбник. Толик смотрел на семью и был счастлив. "Как в детстве у мамы", – неожиданно подумал он и почувствовал, как только что переживаемое счастье затуманилось и потеряло лоск, будто червячок поселился в совершенном яблоке. Начал вспоминать, когда последний раз писал матери. Кажется, в год рождения первенца. Сейчас Алёшке тринадцать. Виделся с матерью сразу после армии, потом уехал за тридевять земель на стройку. С их последнего свидания прошло двадцать четыре года.

– Налетай! – задорно призвала Анюта, села на стул и отхлебнула несколько глотков чая.

Сынишки зачавкали, озорно переглядываясь и перемигиваясь, захлюпали ртами, втягивая горячий янтарный напиток, и заёрзали на стульях. Оживление за столом немного расслабило Толика, он с благодарностью принял у жены большой кусок пирога и стал неспеша есть.

– Анют, а где синяя папка с письмами?

– Я ещё три картонных коробки не разобрала. Наверное, в одной из них.

– Найди мне её.

– Срочно надо или подождёшь?

– Срочно.

Ребятишки уминали по второму куску, Анюта подливала в чашки, улыбкой откликаясь на весёлый детский гомон. Титовы дружно доели и допили. Первая трапеза в новой квартире оказалась неимоверно вкусной и укрепила ощущение счастья.

Спустя час сидел Толик за кухонным столом и просматривал содержимое папки. В ней хранились несколько писем от сослуживцев, штук двадцать армейских фотографий и весточка от мамы. Когда он уходил в армию, матери исполнилось пятьдесят. Она писала ему длинные послания, перечисляя деревенские новости и какие-то мировые сенсации, шутила по-простому, по-бабьему, и неизменно заканчивала своим обычным: "Сыночку Толеньке от мамы Оленьки". Молодого солдата раздражали эти письма, он их прочитывал бегло, рвал на мелкие куски и выбрасывал в урну. Интересней читать письма от девчонок, которые сотнями доставляла армейская почта на имя "самого красивого" или "самого весёлого" солдата. Толик пожалел сейчас о тех уничтоженных письмах. Сердце будто в размерах уменьшилось – до чего неприятное чувство сжало его. Он взял в руки единственное сохранённое письмо матери, оставшееся с давних времён. Развернул. "Здравствуй, дорогой сынок Толик. Дошла до меня весть, что твой отец, от которого ты родился, помер. Уж и не помнишь его, поди. Малой ты был, когда он нас оставил. Так папаня твой и не удосужился сынка увидать, а ведь ты ему кровный. И я тебя уж столько лет не вижу. Не знаю, свидимся ли ещё". А внизу добавлено: "Сыну Толе от мамы Оли". Присказку поменяла, – отметил про себя Титов.

– Анют, отпустишь меня? Мать надо навестить.

– Как не вовремя! Столько работы в квартире и денег на поездку нет – всё переезд сожрал.

– Что, совсем нет?

– Нет. Я зарплату получу через две недели, твои отпускные на ремонт квартиры ушли, получка у тебя только через месяц. Едва на еду до моей зарплаты хватит.

– Значит, у Симоновых надо в долг брать.

– Что ж так приспичило? Столько лет словом не вспоминал и вдруг – "поеду"! А мне одной с четырьмя бойцами по детсадам-школам мотаться и на работу успевать бегать.

– Чувство у меня нехорошее, Анют. Отпусти! С детьми попрошу Любу Симонову пособить. Если уж брать в долг, то – по полной. А, Анют?

– Да езжай уж, горемыка! – Анюта обняла мужа, прижалась щекой к его щеке, постояла так немного и пошла в комнаты, тешась мыслями об улучшении семейного быта.

Дорога заняла три тягучих дня. Толику странно было думать, что он едет домой, к маме. Столько лет не был в этих краях! Добирался сначала поездом, потом автобусом, на попутке и пешком. Он преодолевал последние сотни метров, ведущие к родной избе. Шёл странной походкой – на ватных ногах, часто вздыхал полной грудью, пытаясь уменьшить волнение, и внимательно смотрел окрест. Деревня изменилась. Обветшали и вросли в землю избы. Все постройки были одного цвета – серого. Кое-где ровными грядками зеленели огороды, но в основном – запустенье, безрадостное, вымороченное отчаяньем. С трудом узнал родительский двор, подошёл к выгнутому дугой штакетнику, толкнул калитку, сделал несколько шагов и остановился посреди небольшого подворья. Огляделся, вздохнул ешё раз, прошагал к избе и ступил на порог. Дверь оказалась незапертой. Пересёк сени, торкнул ещё одну дверь и вошёл в сумрак горницы.

– Есть кто живой? – спросил тихо.

– А как же! Я живая, – раздался голос из чернеющего угла.

Глаза Толика скоро привыкли к темноте, и он различил фигуру старушки, примостившуюся на краю кровати.

Толик опустил рюкзак на пол и присел на скамью.

– Из собеса будете? – спросила мать.

– Нет.

– Летом привезли чурки и уж месяц, поди, жду, когда кого-нибудь пришлют дров наколоть и в сени перенесть. В прошлом году зима была суровая, еле дотянула, думала, заиндевею в ледяной избе. Эту зиму ожидаем слабую, но без дров и мягкая зима жёстко постелит.

– Давайте я вам дров наколю! – вскочил Толик, неожиданно для себя назвав мать на "вы".

– Сиди. Успеется. Чай, по другому делу пришёл. Чует моё сердце, что снова про пенсию новость плохую принёс. Мародёрствуют начальники. Зачем у бабки последнее отбирать? Ить той пенсии с гулькин нос.

– А на что вы живёте?

– Из собеса шефствуют надо мной. Раз в неделю приезжают, хлеба и молока привозят. А когда и крупы с маргарином. Мало, конечно. Да я экономная, тяну до следующего раза.

– А чем вы занимаетесь?

– Что?

– Что делаете?

– Сижу.

– Нет, я не про то, что вы сейчас делаете. Я про то, чем вы каждый день занимаетесь?

– Сижу. Что ещё делать? А ты по какому делу, мил человек?

На чьём-то дворе залаяла собака, кудахтнула курица, а с неба донёсся гул летящего над облаками самолёта.

– Сын я ваш, Ольга Герасимовна.

– Сы-ы-ын? – недоверчиво протянула старушка. – Нету у меня сына. Пропал он.

– Как пропал?! Вот он я! Неужто не узнаёте? Посмотрите внимательно.

– А мне теперь смотри-не смотри – всё одно. Ослепла я.

– Как – ослепли?!

– А вот так. Не вижу ничего. В темноте живу. Уж приноровилась, да и экономия опять же – электричество не трачу. Другие копеечку за свет отдают, а у меня копеечек нету. Правильно Господь рассудил: чем государству за электричество задалживать, лучше пусть бабка ослепнет.

– Я выйду на минутку?

– А чего ж, выходь.

Серо, неприглядно и бесприютно выглядело подворье. Подул ветер и охолодил слёзы на щеках взрослого сына. Завыл бы мужик, да постеснялся чувства оголить. Скрипнул зубами, вытер слёзы рукавом, высморкался в сторону и пошёл к сараю. Там увидел гору берёзовых чурок. В сарае отыскал топор, выбрал чурку покрупнее и начал колоть на ней дрова.

С работой Толик справился к вечеру. Дрова ровнехонько уложил по обе стороны просторных сеней, взял несколько поленьев и затопил печь.

– А кто вам печь растапливает? – так и не решаясь назвать старушку мамой, поинтересовался Толик.

– Сама. У меня на пальцах за столько лет короста от ожогов образовалась, так что если суну руку в пламя, то уже не больно.

Разогрели еду в кастрюльке, на раскалённые круги печной плиты поставили чайник. Ольга Герасимовна стояла у стола и накладывала в тарелки кашу. Толик окинул взглядом её фигуру и поразился изменениям. Худенькая, седая, беззубая старая женщина небольшого росточка с невидящими глазами, улыбающимся лицом и обожжёнными пальцами была его мамой. Он спинным мозгом ощутил течение времени, а взглядом успел уловить, как начинают блекнуть очертания фигуры матери, истекая в небытие. Толик мотнул головой, прогоняя видение, и спросил:

– Я переночую у вас?

– А чего ж, ночуй.

После ужина отправился Толик в боковую комнатёнку на старый диван. Лампу не стал зажигать, нашарил в потёмках одеяло, лёг не раздеваясь, укрылся по самый подбородок и крепко задумался. Не затем он сюда приехал, чтоб каши отведать. Рассказать бы ей про все его заботы, про то, как гробился на тяжёлых работах – себя не жалел, чтоб лишнюю копейку иметь. Как прежде, чем жениться, денег поднакопил на шикарную свадьбу и на машину – завидным женихом был. Пахал по две-три смены, хватало и на оплату съёмных квартир, и на шубу молодой жене, и на кооператив откладывал. На море семью возил, и не раз. Четверых сыновей родил, и у каждого – своя сберкнижка на образование. Квартиру купил, наконец. Большую, просторную. Не просто так всё далось, ох не просто! Толик долго ворочался с боку на бок, вздыхал, кашлял, потом поднялся рывком и пошёл наощупь в горницу. На фоне светлеющего окошка увидел чёрный силуэт матери, сидящей в своей извечной позе на краю кровати.

– Не спите?

– Не сплю.

Он набрал воздух в лёгкие, чтоб одним махом выложить матери историю своей трудной жизни, как вдруг услышал:

– Я ить не знаю, кто ты такой. Помирать не боюся, смерти каждый день жду. Господь не торопится меня забирать, и ты Его не торопи.

– Зря вы так. Ничего плохого я вам не сделаю... Как мне доказать, что я ваш сын?

– Зачем доказывать? Сыновья – они о родителях пекутся, так же, как родители о них когда-то пеклись. Я своего до самой армии пестовала. В девятнадцать призвали его. Пока был в армии, письма писала, думами была с ним. А после армии приехал на два дня, и с тех пор не видела его. Знаю, что сынок у него родился.

– Теперь уже четверо.

– Воон как! А ты откуда знаешь?

– Ольга Герасимовна, я, я – сын ваш. Помните, когда мне пять лет исполнилось, вы щенка подарили? Я его вечером с собой в постель брал, а вы ругались.

– Нет, не помню.

– А вот шрам на локте. Потрогайте! Вы обед готовили, а я под руками вертелся и нечаянно прислонился к раскалённой кочерге. Вы мне несколько дней маслом подсолнечным ожог смазывали.

– Не помню.

– А друга моего Ваську Петренко помните? Он тоже безотцовщиной был. С матерью его, правда, вы не ладили.

– Не помню, мил человек.

– Да как же так! Я и лицом на вас похож. Я – сын ваш, а вы – мать моя.

У старушки дрогнули веки. Толик не видел этого – темнота надёжно скрывала выражение лица матери.

– Однажды я влюбился. Мне было четырнадцать, а ей двенадцать. Я привёл "невесту" домой и сказал, что теперь она будет жить с нами. Вы прогнали "невесту" и отлупили меня. Помните?... Неужели ничего не помните? Как же так – забыть такое!... Я заберу вас к себе.

– Нет, мил человек, мне здесь привычнее. Я хоть и слепа, но каждый уголок знаю, каждую стеночку. Ты иди спать, не тревожься. Утром поедешь.

Толик проснулся с больной головой. Не думал, что так повидается с матерью. Ожидал чуть ли не праздничной суеты, слёз радости, ахов и охов. А оно, вишь, как получилось. Не признала мать сына своего. Ехал сюда с тяжёлым сердцем, а уезжает с глыбой на душе. Что-то подсказывало ему: повиниться надо перед матерью, но не чувствовал сын вины своей перед нею, значит, и каяться было не в чем. От чая, предложенного матерью, отказался. Закинул рюкзак на плечо, подошёл к ней, не решаясь обнять на прощанье. Всматривался в морщинистое лицо и чувствовал, как слёзы наворачиваются на глаза.

– Поехал я.

– Доброго пути.

Ступил на подворье, оглянулся. В окне увидел мать. Лицо её казалось печальным. Отворил калитку и зашагал широким шагом по улице в сторону околицы. Чем дальше уходил от деревни, тем легче становилось. Чикнул воображаемым ножом, отрезал широкий ломоть жизненного хлеба, бросил его на дорогу и сразу же успокоился. "У каждого своя судьба. А мне семью поднимать надо", – сказал сам себе Толик и зашагал ещё быстрее, мысленно отправляясь туда, где был его дом, жена и дети. Ольга Герасимовна долго сидела на своём посту у окна. Ни разу не шелохнулась. Наконец, произнесла:

– Вот и свиделись, сынок. Успел-таки.

.

21 ноября 2007



Просмотр содержимого презентации
«Урок литературы в 10 классе»

Урок литературы в 11 классе  Тема:  «Как не потерять себя» ?    По рассказу Людмилы Куликовой «Свиделись»

Урок литературы в 11 классе Тема: «Как не потерять себя» ?

По рассказу

Людмилы Куликовой «Свиделись»

Открытое задание: Создать заставку к рассказу (музыкальную,художественную,графическую,символическую),которая отражает идею

Открытое задание:

Создать заставку к рассказу

(музыкальную,художественную,графическую,символическую),которая

отражает идею

Авторская позиция  ЖИЗНЬ Я Любовь Мать Толик Искренность Долг Духовность

Авторская позиция

ЖИЗНЬ

Я

Любовь

Мать

Толик

Искренность

Долг

Духовность

Учебная задача:   Осмыслить образ героя, определить своё отношение к жизненным ценностям героя, к вопросу: «Как сохранить в себе человека»?

Учебная задача:

Осмыслить образ героя, определить своё отношение к жизненным ценностям героя, к вопросу: «Как сохранить в себе человека»?

1 группа   Проанализируйте воспоминания героя об армии, о жизни после армии ,письмо матери; диалог сына и матери после разлуки; Обратите внимание на авторские ремарки, ключевые слова. Сделайте вывод: 1)Какой представлена мать героя в его воспоминаниях?  2)В каких словах выражается её отношение (любовь, искренность, долг, духовность) к сыну? 3) Почему мать не «признала» сына?

1 группа

Проанализируйте воспоминания героя об армии, о жизни после армии ,письмо матери; диалог сына и матери после разлуки;

Обратите внимание на авторские ремарки, ключевые слова.

Сделайте вывод:

1)Какой представлена мать героя в его воспоминаниях?

2)В каких словах выражается её отношение (любовь, искренность, долг, духовность)

к сыну?

3) Почему мать не «признала» сына?

Ключевые слова «пестовала, думами была с ним, сынок…Толенька»

Ключевые слова

«пестовала, думами была с ним, сынок…Толенька»

Авторская позиция  Я ЖИЗНЬ Любовь Мать Толик Любовь Искренность Долг Искренность Долг Духовность Семья Духовность

Авторская позиция

Я

ЖИЗНЬ

Любовь

Мать

Толик

Любовь

Искренность

Долг

Искренность

Долг

Духовность

Семья

Духовность

Вывод: 1.Ольга-олицетворение материнской любви. Мать не «признала» сына, потому что он не повинился перед ней;

Вывод:

1.Ольга-олицетворение материнской любви. Мать не «признала» сына, потому что он не повинился перед ней;

2 группа    2 группа   Проанализируйте воспоминания героя об армии, о жизни после армии ,письмо матери, ночные размышления Толика ,диалог сына и матери после разлуки;  Обратите внимание на авторские ремарки, ключевые слова. Сделайте вывод:  1)Каким представлен герой в воспоминаниях?  2)В каких словах выражается его отношение к матери?  3)Можно ли сказать, что Толик проявляет любовь, искренность, долг, духовность в отношении к матери? Во что превратились эти качества у героя?  4)Почему он не повинился перед матерью?

2 группа

2 группа Проанализируйте воспоминания героя об армии, о жизни после армии ,письмо матери, ночные размышления Толика ,диалог сына и матери после разлуки; Обратите внимание на авторские ремарки, ключевые слова. Сделайте вывод: 1)Каким представлен герой в воспоминаниях? 2)В каких словах выражается его отношение к матери? 3)Можно ли сказать, что Толик проявляет любовь, искренность, долг, духовность в отношении к матери? Во что превратились эти качества у героя? 4)Почему он не повинился перед матерью?

Ключевые слова: «письма раздражали, рвал, выбрасывал…прошло 24 года, не чувствовал вины перед матерью….»

Ключевые слова:

«письма раздражали, рвал, выбрасывал…прошло 24 года, не чувствовал вины перед матерью….»

Авторская позиция  Я ЖИЗНЬ Мать Любовь Толик Искренность Любовь Искренность равнодушие Долг Долг Духовность ложь безответственность Духовность бездуховность

Авторская позиция

Я

ЖИЗНЬ

Мать

Любовь

Толик

Искренность

Любовь

Искренность

равнодушие

Долг

Долг

Духовность

ложь

безответственность

Духовность

бездуховность

Выводы: 1. Не смог повиниться, потому что «потерял» себя: утратил духовную связь с матерью;

Выводы:

1. Не смог повиниться, потому что «потерял» себя: утратил духовную связь с матерью;

3 группа:   Проанализируйте эпизоды: новоселье, диалог с женой, ночлег в доме матери, прощание с матерью, уход из родного дома;   Сделайте вывод: 1)Каковы отношения в семье героя ? 2)Какие ценности являются главными в этой семье?

3 группа:

Проанализируйте эпизоды: новоселье, диалог с женой, ночлег в доме матери,

прощание с матерью, уход из родного дома;

  Сделайте вывод:

1)Каковы отношения в семье героя ?

2)Какие ценности являются главными в этой семье?

Ключевые слова: «горбился на тяжёлых работах, денег поднакопил, на кооператив откладывал, сберкнижка на образование, квартиру купил…»

Ключевые слова:

«горбился на тяжёлых работах, денег поднакопил, на кооператив откладывал, сберкнижка на образование, квартиру купил…»

В семье героя главная ценность –материальный достаток

В семье героя главная ценность –материальный достаток

Будущее? Раскается ли герой?

Будущее?

Раскается ли герой?

Домашнее задание:  1.Написать статью о рассказе для электронной версии энциклопедии. 2.Эссэ: «Автор, герой и я» 3. Составьте вариант психологического тренинга «Как не потерять себя»  

Домашнее задание:

1.Написать статью о рассказе для электронной версии энциклопедии.

2.Эссэ: «Автор, герой и я»

3. Составьте вариант психологического тренинга «Как не потерять себя»

 

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!