СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "И. С. ТУРГЕНЕВ. КРАТКИЙ РАССКАЗ О ПИСАТЕЛЕ. «БЕЖИН ЛУГ». СОЧУВСТВЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ К КРЕСТЬЯНСКИМ ДЕТЯМ"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок из методического пособия

Просмотр содержимого документа
«Урок "И. С. ТУРГЕНЕВ. КРАТКИЙ РАССКАЗ О ПИСАТЕЛЕ. «БЕЖИН ЛУГ». СОЧУВСТВЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ К КРЕСТЬЯНСКИМ ДЕТЯМ"»

И. С. ТУРГЕНЕВ. КРАТКИЙ РАССКАЗ О ПИСАТЕЛЕ.
«БЕЖИН ЛУГ». СОЧУВСТВЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ
К КРЕСТЬЯНСКИМ ДЕТЯМ

Задачи деятельности учителя: способствовать формированию представления об И. С. Тургеневе как великом русском писателе, его жизненном и творческом пути, о круге друзей и современников поэта; пробудить интерес к творчеству и художественному миру писателя.

Тип урока: постановка и решение учебных задач.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: 

познавательная сфера: иметь представления о жизни и творчестве И. С. Тургенева как великого русского писателя, автора «Записок охотника»; находить в художественном тексте изобразительно-выразительные средства языка; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы; уметь создавать словесный портрет на основе полученных знаний и представлений;

ценностно-ориентационная сфера: уметь давать оценку выразительного чтения одноклассников; формулировать собственное отношение к произведениям И. С. Тургенева;

коммуникативная сфера: уметь строить устный ответ с использованием цитирования; закрепить навыки выразительного чтения;

эстетическая сфера: определять роль изобразительно-выразительных языковых средств в произведении.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;

регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; демонстрировать уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.

Методы и формы обучения: фронтальная (рассказ, беседа), индивидуальная (сообщение).

Интернет-ресурсы:

1. БСЭ. Тургенев. – Режим доступа : http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/171636/Тургенев

2. Вехи писательской судьбы. И. С. Тургенев (биография, жизнь и творчество). Рассказ «Хорь и Калиныч». – Режим доступа : http://www.licey.net/lit/clas19/turgenevHor

3. Куделько, Н. А. «Охота питала и литературу». И. С. Тургенев и его литературные последователи об особенностях национальной охоты / Н. А. Куделько. – Режим доступа : www.turgenev.org.ru/e-book/vestnik-10-2003/ohota_i_literatura.htm

4. Лебеденко, Н. П. И. С. Тургенев в оценке Д. С. Мережковского / Н. П. Лебеденко. – Режим доступа : www.turgenev.org.ru/e-book/vestnik-12-2005/lebedenko.htm

5. Музей-заповедник И. С. Тургенева «Спасское-Лутовиново». – Режим доступа : http://www.turgenev.org.ru/museum/spasskoe.htm

6. «Спасское-Лутовиново». Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И. С. Тургенева. – Режим доступа : http://www.spasskoye-lutovinovo.ru/exhibitions.php?id=138

Оборудование: портрет И. С. Тургенева; выставка книг «И. С. Тургенев – мастер художественного слова»; плакат – эпиграф к уроку: «В деревенских детях отчетливо прослеживаются лучшие черты национального характера» (В. Г. Белинский).

Основные понятия и термины: духовная красота, национальный характер, суеверия.

Сценарий урока

В деревенских детях отчетливо прослеживаются лучшие черты национального характера.

В. Г. Белинский

I. Постановка целей и задач урока.

– Имя великого русского писателя И. С. Тургенева всем хорошо знакомо. Вы узнаете писателя на портрете. Знаете, что среди современников И. С. Тургенева много известных имен: Н. А. Некрасов, Л. Н. Толстой, В. Г. Белинский, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. А. Фет, И. А. Гончаров, Д. И. Писарев и др. На книжной выставке вы видите многие произведения писателя. Надо сказать, что полное собрание сочинений И. С. Тургенева составляет 30 томов.

Перед нами книга «Записки охотника». В ней более 20 очерков. Мнения о том, что она представляет, высказывались разные. Например, Мопассан назвал «Записки охотника» «серией коротких рассказов», Флобер – «сценами из русской жизни». Исследователь творчества Тургенева Ю. В. Лебедев говорит о художественном единстве книги, о том, что в ней можно увидеть множество сцеплений, которые соединяют все очерки в единое целое. А образ охотника – рассказчика помогает этому. «Очень часто судьба одного из героев, кажущаяся загадочной, недосказанной, проясняется судьбою другого», – пишет Ю. В. Лебедев в своей книге «У истоков эпоса». Это книга о России. Она открывает 1860-е годы в истории русской литературы. Книга о русском национальном характере.

Есть такое словосочетание «тропа к Тургеневу». Мне бы хотелось, чтобы в свои 12 лет вы уже встали на эту «тропу», для того чтобы ближе познакомиться с обаятельной личностью И. С. Тургенева, с его книгами. Чтобы вы, читая Тургенева, размышляли о родной природе, о силе и красоте художественного слова, о своей стране.

II. Изучение нового материала.

Учащиеся записывают дату, тему урока, ведут в ходе урока краткие записи.

1. Рассказ о писателе И. С. Тургеневе (заочная экскурсия в Спасское-Лутовиново).

2. Рассказ учащегося о выставке книг «И. С. Тургенев – мастер художественного слова».

3. Рассказ учителя «История появления “Бежина луга” и оценка произведения критикой». (См. Ресурсный материал.)

4. Сообщение ученика «В. Г. Белинский об И. С. Тургеневе».

5. Сообщение ученика «Д. Мережковский об И. С. Тургеневе».

6. Чтение первых страниц рассказа учителем (до слов «Я сказал мальчикам, что заблудился, и подсел к ним»).

– Бывало ли с вами такое, что вы вдруг заблудились?

– Какие чувства вы испытывали в тот момент?

7. Беседа о произведении в целом и о роли рассказчика.

Вопросы:

– Какое впечатление произвел на вас рассказ И. С. Тургенева «Бежин луг»?

– Есть ли в рассказе такие страницы, которые вам хотелось бы перечитать? Прочитайте любимые страницы рассказа.

– Кто из мальчишек произвел на вас большее впечатление, почему?

– Что о жизни крестьянских детей вы узнали именно из этого рассказа? Как вы понимаете, что стоит за словами Павлуши «Вишь ты – фабричные!» (с. 174)?

– Каким вы увидели рассказчика?

– Найдите, в тексте доказательства того, что перед нами настоящий охотник. (Это человек, хорошо знающий лес, уверенно себя чувствующий в нем. «Быстрыми шагами прошел я длинную площадь кустов, взобрался на холм..». «Я узнал, наконец, куда я зашел». «Этот луг славился в наших околотках под названием Бежина луга...». Человек наблюдательный, зоркий и осторожный. «Мне попалась какая-то неторная, заросшая дорожка, я отправился по ней». «Что я было принял за рощу, оказалось темным и круглым бугром». Знаток занятий деревенских крестьянских детей, смог хорошо объяснить, что значит быть «в ночном».)

Чтение отрывка «Это просто были крестьянские ребятишки… с репейниками в спутанной гриве».

– Расскажите, пожалуйста, что вы знаете об И. С. Тургеневе как охотнике?

III. Рассказ учителя «И. С. Тургенев – заядлый охотник».

IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.

– Сегодня получился необычный и очень содержательный урок. И вы показали себя настоящими тургениеведами. Много интересного прозвучало в ходе заочной экскурсии в Спасское-Лутовиново, из материалов презентации книжной выставки, из беседы о любимых героях и любимых страницах рассказа «Бежин луг». Отрадно то, что вам небезразлична дальнейшая судьба героев рассказа. Заметно, что тема охоты вызвала интерес. Было верно отмечено выступающими, что «подлинная история охотничьей темы в русской литературе начинается именно с “Записок охотника” И. С. Тургенева». В вашей речи появились новые слова и выражения. Видимо, Тургенев как мастер художественного слова разбудил ваше воображение, произвел необычайное впечатление, заставил задуматься. Разговор о духовной красоте человека, о национальном характере будет продолжен на следующем уроке.

– Чем интересен для вас был этот урок? (Высказывания учащихся.)

– Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться со своими друзьями, с родными? (Высказывания учащихся.)

Домашнее задание.

1. Подготовить выразительное чтение или пересказ «Рассказа мальчика...».

2. Подготовиться к чтению по ролям. Начало отрывка «Костя вздрогнул» до слов «Настало опять молчание».

3. Сделать иллюстрацию к рассказу «Бежин луг».

4. Индивидуальное задание: подготовить сообщение «Иллюстрации А. Ф. Пахомова к рассказу И. С. Тургенева “Бежин луг”».

Ресурсный материал

История написания рассказа «Бежин луг». Оценка критики*

Известно, что мысль написать рассказ о крестьянских мальчиках пришла к Тургеневу в августе – сентябре 1850 года в связи с заключительным эпизодом рассказа «Певцы», где эта тема затронута только вскользь: один мальчик монотонно, тоскливо, надсадно и безрезультатно зовет другого, «Антропку», чем создается особое настроение грусти и отчаяния, соответствующее общему настроению книги Тургенева. Писателю захотелось развить эту тему, и тут же, в черновом автографе рассказа «Певцы», после своей подписи Тургенев приписал: «Описать, как мальчики гоняют лошадей в пустыри на ночь. – Огни». И на полях против этого места: «Бежин луг»...

Рассказ «Бежин луг» неслучайно создавался вслед за появившимися до него «Певцами». Оба эти произведения означали новый поворот и расширение темы: русский крестьянский мир в детских его представителях показан одаренным и духовной прекрасным, но в то же время обнажен трагизм положения.

Непривычность такого изображения получила отражение в первых же отзывах петербургской прессы. В рецензии «Отечественных записок», напечатанной анонимно, «Бежин луг» хотя и был отнесен к лучшим рассказам Тургенева и было придано большое значение содержащейся в нем «истинно описательной поэзии», в то же время отмечалось, что портреты выведенных в рассказе мальчиков «несколько польщены». Феоктистов сообщал, что «Бежин луг» «произвел в Москве огромный эффект на публику», отмечал «бездну удивительных подробностей», которых «нет даже у Гоголя» (Тургенев И. С. Записки охотника. М., 1991. (Сер. «Литературные памятники»)).

Итак, рассказ «Бежин луг», появившийся впервые в журнале «Современник» в 1851 году, произвел необычайное впечатление на читающую публику, и вместе с тем многие рецензенты отмечали «ложное идеализирование характеров» мальчиков, в особенности Павлуши, упрекали автора в излишней детализации, считали, что «утонченная живопись “Бежина луга” утомляет», что народные поверья, рассказываемые мальчиками, почему-то постоянно прерываются автором.

Как изменилось и изменилось ли отношение к «Бежину лугу» у специалистов и всей читающей публики?

Например, в книге С. Е. Шаталова «Проблемы поэтики И. С. Тургенева» читаем: «В “Записках охотника” Тургенев постепенно довел до уровня высокого мастерства косвенный психологизм. Он стремится к отбору таких деталей портрета, поведения героя и обстановки, которые как бы опредмечивают в себе определенные движения души; психологический анализ предстает в этом цикле Тургенева преимущественно как предметное, внешнее выражение отдельных процессов внутренней жизни – в мимике, жестикуляции, в портретной палитре (покраснел, побледнел и т. п.)» (М.: Просвещение, 1969). И там же о пейзаже: «В пейзажах Тургенева многоцветье, переливы красок и света являются непосредственным выражением эстетического богатства природы и средством поэтизации ее. Тургеневские пейзажи в подавляющем большинстве представляют воплощение авторского, собственно тургеневского восприятия природы, либо восприятия его героев, которые в этом отношении ему близки и выступают в произведении как бы его представителями».

А. Н. Бенуа, находясь в эмиграции в Париже, пишет о «Записках охотника»: «это в своем роде какая-то печальная, но и очень полная, глубоко взволновывающая энциклопедия о русском человеке, о русской жизни, о русской земле, книга, уже пропитанная той ностальгией, которой болел всю жизнь добровольно оторвавшийся от России Тургенев и горечь которой нам теперь пришлось отведать».

Литературовед Г. Бялый в книге «Тургенев и русский реализм» (М., 1962) пишет: «сами по себе “Записки охотника” сыграли выдающуюся роль в развитии русской литературы и общественной мысли».

Н. И. Якушин пишет: «С любовью и нежностью рисует Тургенев в рассказе “Бежин луг” крестьянских детей, их богатый духовный мир, их умение тонко чувствовать красоту природы. Писатель не только стремился пробудить в читателе чувство любви и уважения к деревенским ребятишкам, но и заставлял задуматься над их дальнейшей судьбой».

* Литература. 7 класс. Методические советы. Литература XIX века. И. С. Тургенев. Режим доступа : www.prosv.ru/metod/korovina7/11.html




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!