СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Ярослав Мудрый"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка на тему "Ярослав Мудрый" содержит все необходимые материалы для проведения полноценного урока истории. 

Просмотр содержимого документа
«Урок_Ярослав Мудрый»

9


Дата__________________

Учитель: Воробьёва Т.Л.


Древнерусское государство и Донецкий край

в X–начале XII вв.

УРОК №10


ТЕМА: Ярослав Мудрый.

ЦЕЛЬ:

Образовательная: Охарактеризовать основные направления политики Ярослава Мудрого, определить, почему правление этого князя характеризуется как начало расцвета древнерусского государства.

Развивающая: Развивать навыки работы с картой, умение выделить главное, содействовать дальнейшему развитию умений и навыков самостоятельной работы с текстом.

Воспитывающая: воспитывать чувство любви к своей родине, прививать интерес к ее прошлому.

Тип урока: комбинированный

ОБОРУДОВАНИЕ:

Учебники:

История России. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2-х частях. Ч.1 и Ч. 2. Н.М. Арсентьев, Данилов А.А., Стефанович П.С. и др.; под ред. Торкунова А.В. -- М. : Просвещение. 2016. - ил., карт.

Ход урока

1 Организационный момент

2.Проверка домашнего задания.


Работа с карточками (6 учащихся)

Задание: Свяжите термины, события, даты, имена.

Рюрик, прибил щит к вратам Константинополя, Святослав, погост, 862-879, Ольга, «греческий огонь», первый человек из княжеского рода приял крещение, «Змиевы валы», 912-945, Олег, 957, призвание варягов, крещение Руси, урок, Владимир 1, древлянская земля (Искоростень), Новгород, 988, Игорь, 945-972, Преслав, 882, «Иду на Вы…».


Имена.







Даты.







Термины.







События, города








Фронтальная беседа.

- Правление, какого князя мы изучали на прошлом уроке?

- Назовите основные направления внешней политики Владимира Великого?

- Назовите основные направления внутренней политик Владимира Великого?

- Каковы были причины Крещения Руси?




3. Актуализация и сообщение темы урока.

На прошлых уроках мы с вами говорили о том как и при каких условиях сформировалось Древнерусское государство, рассмотрели деятельность первых русских князей. Закончили рассмотрением деятельности Владимира Великого.

- Сегодня мы познакомимся еще с одним князем Древней Руси. Познакомьтесь с эпиграфом нашего урока.

(Слайд 1)

«Правление сына Владимира Крестителя великого князя Ярослава Мудрого историки связывают с расцветом Древнерусского государства»

- Каким в эпиграфе назван князь Ярослав? (Мудрым).

- С чем связывают время правления Ярослава? (С расцветом)

- Как вы понимаете значение слова «Расцвет»?

 

«Расцвет» - лучшая пора в развитии чего-либо, подъём.


(Слайд 2)

Тема нашего урока «Расцвет Древнерусского государства во время правления Ярослава Мудрого» (Записать)

На уроке нам нужно доказать, что именно при Ярославе был расцвет Древней Руси, объяснить, почему князя Ярослава называют Мудрым. 

- Что нам необходимо выяснить, что бы ответить на эти вопросы?

Задачи (щелчок)

- Что он сделал для государства?

- Как складывались взаимоотношения с другими государствами?

По ходу нашего урока мы должны охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику.


(Слайд 3)

В результате работы на уроке, мыс вами должны заполнить таблицу, которая лежит у вас на парте. Подпишите свои таблицы.


4. Изучение нового материала.

- Правление какого князя мы изучали на прошлом уроке? (Владимир).

Владимир не только крестил Русскую землю, он установил новый порядок правления: своих сыновей посадил в русских городах.  (Слайд 4)

У него было 12 сыновей. Каждый правил там, куда отправил его отец. Изучив документ, отметьте на карте места правления сыновей Владимира.

Работа с историческим документом и заполнение карты: 

«Повесть временных лет»

«Было у него (Владимира) 12 сыновей: Вышеслав, Изяслав, Ярослав, Святополк, Всеволод, Святослав, Мстислав, Борис, Глеб, Станислав, Позвизд, Судислав. И посадил после смерти Вышеслава в Новгороде Ярослава, Изяслава в Полоцке, Святополка в Турове, Бориса в Ростове, Глеба – в Муроме, Святослава в Древлянской земле, Всеволода во Владимире, Мстислава в Тмуторокани».

Вопрос и задание:

Покажите на карте города, в которых правили сыновья Владимира.


Рассказ учителя.

(Слайд 5)

Изучение какого-либо правителя мы всегда начинаем с того, что называем годы жизни и годы правления. Но сегодня я вам предлагаю, выяснить это самим не заглядывая в учебник. Посмотрите на экран, там вы видите условие. Ваша задача, ответить на вопросы.


(щелчок)

Условие: Князь Ярослав родился за 10 лет до введения его отцом Владимиром Великим христианства; Великим князем стал, когда ему исполнилось 41год; умер в возрасте 76 лет.

Задания:

1. Вычислите и запишите в таблицу годы правления Ярослава Мудрого. (1019 - 1054)

2. Сколько лет продолжалось его правление (35)


(щелчок)

Кто не записал, запишите в свою таблицу, годы правления Ярослава Мудрого (1019 - 1054)


- В каком году умер Владимир Великий?

- Через сколько лет Ярослав стал Великим Князем?

- Предположите, что происходило в течении этих четырёх лет? Начался период усобиц.

- Что такое усобицы? (внутренняя вражда между лидерами или группами за власть внутри государства)


(Слайд 6)


Русское государство при Ярославе Мудром превратилось в одно из самых сильных в Европе.

Работаем по намеченному плану, разберемся, на что же были направлены усилия в деле процветания и укрепления государства князем Ярославом.  

В ходе моего рассказа, ваша задача, определить, что мы запишем в нашу таблицу и в какую колонку. Мысль нужно изложить в 1 предложение.


Укрепление единства Руси, усиление власти киевских князей - всегда было целью политики Рюриковичей.


- Каким образом Владимир стремился укрепить княжескую власть? (с помощью религии и силы).


Но после смерти Владимира Красного Солнышка на Руси вновь наступили тяжёлые времена, потому, что сыновья Владимира начали борьбу за власть.

Для укрепления государственной власти наряду с религией и силой были необходимы и законы.

Ярослав Мудрый, стремясь установить порядок в государстве, написал «Русскую правду». Что же такое «Русская правда».

(Слайд 7)

Это первый письменный свод законов, составленный Ярославом Мудрым, написанный в 11 веке.

До этого на Руси существовал устный «Закон русский».

В этом законодательном сборнике Ярослав постарался предельно четко структурировать те законы и обычаи, которые были в тот момент в Киевской Руси. Всего правда Ярослава состояла из 35 (тридцати пяти) глав.

Русская правда Ярослава является первым письменным законодательным сборником, статьи которого являлись обязательными для всех жителей Киевской Руси. Это означало создание единых правил поведения, что способствовало лучшему сплочению славянских племён в единое государство. Так же «Русская правда» регулировала отношениях между жителями Руси.


Работа с документом

Отрывок из «Русской Правды»

«Кто убьет человека, тому родственники убитого мстят за смерть смертью; а когда не будет мстителей, то с убийцы взыскивать деньгами в казну: за голову боярина или граждан именитых – 80 гривен; за повара, конюха, купца, за всякого свободного человека  – 40 гривен».

«… А за убитого холопа (раб, зависимый человек) 5 гривен…»

«…если холоп ударит свободного человека…штраф 12 гривен.., а свободный имеет право побить холопа»

Вопросы:

- Какое наказание по «Русской Правде» Ярослава Мудрого полагается убийце за его преступление, если у убитого не было родственников?

-Все ли равны перед законом в «Русской Правде»?

- Можно ли назвать такой закон справедливым для современности?

(Никто не имеет право отнимать жизнь у другого человека.)


(Щелчок)

Запись в таблицу.

«Русская правда – первый писаный свод законов»


Сообщение учащегося:

- Во время выступления, вы должны подумать, как можно одним предложением сделать запись в нашу таблицу.


«Золотым веком древнерусской культуры киевского периода является время княжения Ярослава Мудрого.

Ярослав Мудрый развивал русскую культуру.

Процветающая страна и мирная торговля приносили Ярославу огромные богатства, которые он тратил на украшение Киева. По всей Руси он строил великолепные храмы. Для ведения работ приглашаются лучшие константинопольские мастера.  В Киеве возводится величественный Софийский собор. Название такое было выбрано не случайно – главный городской храм Константинополя тоже Софийский. Храмы украшались мозаиками и фресками. При Ярославе возник Киево-Печерский монастырь.

В Киеве, помимо храмов, строятся новые городские стены с башнями, одна из которых, носившая название «Золотые ворота» (опять же по примеру Константинополя), служила торжественным въездом в город. По преданию, в Золотые ворота въедет Спаситель во время второго пришествия».


Заочная экскурсия по Киеву. Рассказ учителя.

(Слайд 9)

СОБОР СВЯТОЙ СОФИИ — СОФИЯ КИЕВСКАЯ ИЛИ СОФИЕВСКИЙ СОБОР - в центре Киева, один из немногих уцелевших сооружений времен Киевской Руси. Внутри собор украшен фресками и мозайкой.


(Слайд 10)

Наиболее величественной и завораживающей, является мозайка Богородицы – защитницы - «Оранта».

По легенде, она является хранительницей города. Издревле существует поверье: “Пока будет стоять Оранта, будет стоять и Киев”. Ее называют «нерушимой стеной». И это не случайно, так как в переводе с греческого Оранта означает «Та, которая молится». История подтверждает могущество Оранты. София Киевская могла быть уничтожена неоднократно, но до сих пор стоит целая и невредимая. Мозайка выполненииа из смальты 177 цветов.

Где находится: Киев, улица Владимирская, 24.


(Слайд 11)

КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА - одна из крупнейших православных святынь. Аналогов в мире больше нет. Монастырь возник в месте, где втайне молился будущий митрополит Руси Илларион. Именно здесь создавалась летопись «Повесть временных лет».


(Слайд 12)

Золотые ворота - главные ворота старинного Киева. Свое название получили от схожести с константинопольскими Золотыми воротами. Золотые ворота в Киеве одно из немногих сооружений Киевской Руси, дошедших до наших дней. Киев тех дней окружали высокие земляные валы и оборонительные стены. Золотые Ворота были частью этого оборонного сооружения и служили парадным въездом в город. 

Где находится: Киев, улица Владимирская, 40а.

Все три памятника включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.


(Слайд 13)

Запись в таблицу

Строил храмы и городские стены.


(щелчок)

Сообщение учащегося:

- Во время выступления, вы должны подумать, как можно одним предложением сделать запись в нашу таблицу.


«Ярослав Мудрый во внутренней политике уделял большое внимание просветительству на Руси и распространению христианства. Открыл первые на Руси школы (в Киеве и Новгороде). Построил училище, где одновременно обучались грамоте 300 мальчиков.

Организовал перевод и переписку книг на славянский язык. Центром становится София Киевская. Здесь же была создана первая русская библиотека. Пригласил из Европы деятелей культуры.  

Князь поставил в Киеве первого русского митрополита Иллариона. Этим шагом Ярослав подчеркнул могущество Руси и равенство с Византией.

Ярослав прославился образованностью и любовью к книгам, заботился о летописании».

(щелчок)


Запись в таблицу.

Открыл первые школы, библиотеку, заботился о летописании. (щелчок)


- За что князь мог получить прозвище «Мудрый»?

Масштабное строительство было призвано поднять авторитет государства, православной веры, княжеской власти. Уравнять Русь с Византией, свидетельствовать о богатстве страны. Книгописание, появление школ и библиотек способствовало культурному развитию Руси, ее международному авторитету. При  Ярославе Мудром митрополитом впервые стал русский монах Илларион, что подчеркивало могущество Руси и равенство с Византией.     


Физкультминутка.

«Узнай меня получше»

1. Покрутили головой, посмотрели направо, налево и продолжили это делать те, кто очень любопытный.

2. Поставили руки на пояс и остались в таком положении те, кто часто злиться.

3.Подняли руки вверх, помахали всем присутствующим и продолжили это делать те, кто всегда веселый и позитивный.

4. Присели те, кто считает себя умным,…очень умным,…и красивым.


(Слайд 14)

Самостоятельная работа с учебником стр. 59 – 60 п. 4.

Кратко, самостоятельно выпишите основную деятельность Ярослава Мудрого во внешней политике. У вас должно получиться не менее 5 предложений, раскрывающих взаимоотношения с другими государствами.


Внешняя политика.

Предполагаемые ответы:

1. Укреплял южные рубежи.

2. Разбил печенегов

3. Расширял границы

4. Построил город Юрьев

5. Последнее военное столкновение с Византией.

3. Династические браки

- У кого есть позиция – Династические браки?

- Как вы понимаете, этот термин?

(слайд 15)

Кому тяжело сформулировать мысль, посмотрите на стр. 63, в словаре есть определение этого понятия.

Обратите внимание на тему урока, и запишите вывод по таблице.

(дети сдают свои таблицы)

5. Подведение итогов. Закрепление изученного материала.

Теперь мы можем ответить на вопрос:

 - Почему расцвет Киевской Руси приходится на правление Ярослава Мудрого?

  • Киевская Русь при правлении Ярослава Мудрого достигла наивысшего расцвета. В годы его правления, Киевская Русь стала одним из сильнейших государств Европы, быстро догоняющим и обходящим передовые

  • государства, во всех отношениях. Ярослав получил прозвище "Мудрый" за свою многогранную деятельность первого русского просветителя.

(слайд 16)

Составление синквейна.

(щелчок)

Для закрепления изученной темы напишем синквейн: 

  • Ярослав Мудрый

  • Великий, просвещенный

  • Воевал, княжил, строил

  • Города строил, закон написал!

  • Князь 


(Слайд 17)

6. Домашнее задание: параграф 7, отвечать на вопросы стр. 61.

оставить схему управления «Древнерусским государством» на основании пункта 3.

7. Выставление оценок.

8. Рефлексия:

1.« Незаконченное предложение»

  1. сегодня я узнал…

  2. было интересно…

  3. было трудно…

  4. я выполнял задания…

  5. я научился…

  6. у меня получилось …

  7. я попробую…


Работа с картой и историческим документом

Задание. Необходимо отметить на карте города, в которых правили сыновья Владимира.

«Повесть временных лет»

«Было у него (Владимира) 12 сыновей: Вышеслав, Изяслав, Ярослав, Святополк, Всеволод, Святослав, Мстислав, Борис, Глеб, Станислав, Позвизд, Судислав. И посадил после смерти Вышеслава в Новгороде Ярослава, Изяслава в Полоцке, Святополка в Турове, Бориса в Ростове, Глеба – в Муроме, Святослава в Древлянской земле, Всеволода во Владимире, Мстислава в Тмуторокани».


РАБОЧАЯ КАРТА


Фамилия Имя_____________________________________________________________

Тема______________________________________________________________________


Правитель,

годы правления

Внутренняя политика

Внешняя политика





Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Просмотр содержимого презентации
«yamudryy_презентация_Открытый урок»

«Правление  сына  Владимира  Великого  князя Ярослава  Мудрого историки  связывают с расцветом Древнерусского государства»

«Правление сына Владимира Великого князя Ярослава Мудрого историки связывают с расцветом Древнерусского государства»

Тема:  «Расцвет Древнерусского государства во время правления Ярослава Мудрого»

Тема: «Расцвет Древнерусского государства во время правления Ярослава Мудрого»

  • Рассмотреть внутреннюю политику
  • Рассмотреть внешнюю политику
Расцвет Древнерусского государства во время правления Ярослава Мудрого.  Годы правления Внутренняя политика Внешняя политика Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Расцвет Древнерусского государства во время правления Ярослава Мудрого.

Годы правления

Внутренняя политика

Внешняя политика

Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ярослав  Борис Изяслав Глеб Святополк Всеволод Святослав Мстислав

Ярослав

Борис

Изяслав

Глеб

Святополк

Всеволод

Святослав

Мстислав

Ярослав Владимирович Мудрый  Годы правления: 1019 - 1054  Задача. Условие: Князь Ярослав родился за 10 лет до введения его отцом Владимиром Великим христианства; Великим князем стал, когда ему исполнилось 41год; умер в возрасте 76 лет. Задания : 1. Вычислите и запишите в таблицу годы правления Ярослава Мудрого. 2. Сколько лет продолжалось его правление.

Ярослав Владимирович Мудрый

Годы правления:

1019 - 1054

Задача.

Условие: Князь Ярослав родился за 10 лет до введения его отцом Владимиром Великим христианства; Великим князем стал, когда ему исполнилось 41год; умер в возрасте 76 лет.

Задания :

1. Вычислите и запишите в таблицу годы правления Ярослава Мудрого.

2. Сколько лет продолжалось его правление.

Усобица - внутренняя вражда между лидерами или группами за власть внутри государства

Усобица - внутренняя вражда между лидерами или группами за власть внутри государства

Русская правда – первый писаный свод законов

Русская правда –

первый писаный свод законов

СОФИЯ КИЕВСКАЯ

СОФИЯ КИЕВСКАЯ

КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА 

КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА 

ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА

ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА

Расцвет Древнерусского государства во время правления Ярослава Мудрого.  Годы правления Внутренняя политика Ярослав Мудрый (1019 - 1054)  Внешняя политика 1. Русская правда – первый писаный свод законов . 2. Строил храмы и городские стены.  3.  Открыл первые школы, библиотеку, заботился о летописании. Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Расцвет Древнерусского государства во время правления Ярослава Мудрого.

Годы правления

Внутренняя политика

Ярослав Мудрый (1019 - 1054)

Внешняя политика

1. Русская правда – первый писаный свод законов .

2. Строил храмы и городские стены.

3. Открыл первые школы, библиотеку, заботился о летописании.

Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Внешняя политика Ярослава Мудрого Работа с учебником стр. 59-60 пункт 4

Внешняя политика Ярослава Мудрого

Работа с учебником стр. 59-60 пункт 4

Династический брак – брак между представителями правящих династий разных государств

Династический брак – брак между представителями правящих династий разных государств

Синквейн Первая строчка   — тема (1 слово - существиетльное) Вторая строка   - 2 слова – прилагательные или причастие. Третья строчка – 3 слова – глагол или деепричастие, описывающие действия темы. Четвертая строка  — фраза, отношение к теме. Может быть как предложение, составленное самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм. Пятая строчка  — итог (1 слово – синоним темы).

Синквейн

Первая строчка   — тема (1 слово - существиетльное)

Вторая строка   - 2 слова – прилагательные или причастие.

Третья строчка – 3 слова – глагол или деепричастие, описывающие действия темы.

Четвертая строка  — фраза, отношение к теме. Может быть как предложение, составленное самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм.

Пятая строчка  — итог (1 слово – синоним темы).

Домашнее задание : § 7, отвечать на вопросы стр. 61. Составить схему «Управление Древнерусским государством» на основании пункта 3 стр.59

Домашнее задание :

§ 7, отвечать на вопросы стр. 61.

Составить схему «Управление Древнерусским государством» на основании пункта 3 стр.59


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!