(К, Г) - Прежде чем мы начнем сегодняшнее исследование, я хочу чтобы вы собрали пазлы, наклеили их на бумагу и повесили на доску. - Как можно это всё назвать одним словом? Электроприборы. Проблемный вопрос. - Почему эти приборы называются электрическими? Будут ли они работать сами по себе? - Что же это такое невидимое сидит в розетке и заставляет домашние машины трудиться? - К дальним селам, городам Кто идет по проводам? Светлое величество… Это … (электричество) - О чем мы будем говорить на данном уроке? - Чему должны научиться? Что должны узнать? - Определите тему нашего урока. Важность электричества Этапы исследования в жизни людей - Что такое электричество? - Почему оно нам необходимо? - Как и где оно нам нужно? Вспомни, как электричество помогает нам? (К) Работа с учебником. - Рассмотрите приборы. - Какие еще электроприборы вы знаете? - Для чего они нужны? Проблемный вопрос: - Что помогает нам разогреть утюг? У костра. Предложите детям вспомнить, в каких условиях жили древние люди, как они согревали свои жилища. Подведите к выводу о том, что для обогрева древние люди разжигали костер. Предложите школьникам рассмотреть иллюстрации в учебнике и описать первый рисунок. Спросите: "Как еще использовали огонь костра люди в древности?" (Готовили еду, сушили одежду, при помощи огня отгоняли диких животных; для освещения жилища.) Без света. Организуя работу по выполнению данного задания, предложите ученикам сравнить рисунки, найти сходства и различия. В парах они смогут составить рассказ или диалог по второму рисунку. Далее попросите детей представить, что вечером дома отключили электроэнергию. Спросите, что можно будет делать, а что не получится выполнить при отсутствии электроэнергии. Дайте время на размышление и обсуждение в парах. Организуйте оформление записи вариантов ответов на доске. Первоклассники смогут понять, что раньше люди читали и писали при свечах, свете очага. Все это негативно отражалось на их зрении. Сейчас для освещения и обогрева жилища, приготовления еды мы используем различные электроприборы: электрическую плиту, электрический чайник, холодильник, лампы. Продемонстрируйте розетки и выключатели. Сообщите, что в розетку включают компьютер, телевизор. Расскажите, что все фабрики, заводы, многие медицинские приборы работают при помощи электричества. Техника безопасности! Не забудьте рассказать и об опасности электрического тока. Главное —соблюдать правила техники безопасности. Без взрослых не включать электрические приборы и электрическое оборудование. На уроке также можно продемонстрировать видео о том, что было бы, если бы электричества не было и все приборы работали от паровых двигателей. После этого предложите учащимся сравнить и выбрать, что им понравилось больше: электрические или паровые приборы. (Э, Д) Эксперименты. Повторяются все этапы исследования: тема, цель, гипотеза, работа с источниками, представление результатов. • Эксперимент с воздушными шариками. Надуты два шарика. Один прилип к стене, второй падает. - Почему этот шарик висит, а ваши падают? (Предположения детей.) - Давайте и наши шарики превратим в волшебные, а я вам покажу, как это надо сделать. Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Вот и ваши шарики висят, стали волшебными. Есть в воздушном шарике электричество? (Ответы детей.) Вывод: в волосах живет электричество, и мы его поймали, когда стали шарик тереть о волосы. Он стал электрическим, поэтому притянулся к стенке. • Эксперимент с пластмассовой расческой. - А когда еще можно увидеть электричество в волосах? (Когда расчесываемся.) - Что тогда происходит с волосами? (Они электризуются, становятся не- послушными, торчат в разные стороны.) Вывод: в волосах тоже живет электричество. Исследуй. Разделите школьников на небольшие группы. Для организации работы будут необходимы игрушечные машинки, самолеты, вертолеты, управляемые с помощью пульта, а также батарейки от пульта, сотовый телефон, отдельные розетки, выключатели (не соединенные с помощью проводов),электрический чайник. Можно использовать любые электрические приборы, которые включаются в розетку, или их изображения. Учащиеся в группе смогут выбрать любые из этих предметов (или их изображения) и обсудить, как этот прибор включается и работает. Далее ученики продемонстрируют или покажут с помощью пантомимы, как включать прибор и как им управлять. В ходе исследования спросите: (Без батарейки.) (Зарядить ее.) Учащиеся смогут понять, что есть много приборов, работающих при помощи батареек. Есть такие батарейки, которые можно использовать только до тех пор, пока не кончится заряд. А некоторые (аккумуляторы) можно заряжать многократно. Такие приборы, как магнитофон, могут получать электричество и от аккумуляторов, и от розетки. |