Государственное учреждение образования
«Средняя школа №18 г. Борисова»
Открытый урок литературного чтения
в 4 «Г» классе
Тема:
«Сельма Лагерлеф. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
Учитель начальныхклассов
Лялюк Е. В.
2013 г.
Тема:"С. Лагерлеф.Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями".
Цель: создание условий для углубленного осмысления художественного произведения, закрепления представлений о произведении.
Задачи: способствовать развитию творческого мышления, познавательных интересов учащихся; содействовать формированию сплоченного ученического коллектива; учить работать в группах.
Оборудование: карточки с заданиями; табличка со словом "Ответ"; листы бумаги, карандаши, фломастеры; мультимедийная презентация.
Форма: игра с элементами викторины.
Предварительная работа: ученики готовят рисунки к книге С. Лагерлеф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями".
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся. Организация рабочего места.
Улыбнитесь друг другу и нашим гостям. (слайд 1)
II. Проверка домашнего задания.
Организуется выставка детских рисунков к книге С. Лагерлеф "Чудесное приключение Нильса с дикими гусями".
III.Сообщение темы и задач.
Учитель. Ребята, на прошлом занятии мы проанализировали характеры героев книги С. Лагерлеф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями". Сегодня же мы попробуем "услышать" автора, понять, о чем он хотел нам рассказать. Наша задача – узнать, чему нас учит сказочная повесть "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями". (слайд 2)
Выставка книг С. Лагерлеф «Заколдованный мальчик или Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». (слайд 3)
IV. Игра.
Класс делится на команды, выбираются их названия, капитаны. (слайд 4)
"Восстановите рассказ" (слайд 5)
Каждой команде раздаются карточки с заданием. Участники команд по очереди называют недостающие слова. Если слово вставлено правильно, дети обводят его красным фломастером.
В маленькой … (шведской) деревушке Вестменхег жил когда-то мальчик по имени … (Нильс). С виду мальчик как мальчик, а сладу с ним не было никакого. На уроках он считал … (ворон) и ловил … (двойки), в лесу разорял птичьи … (гнезда), гусей во дворе дразнил, кур гонял, в коров бросал камни, а … (кота) дергал за … (хвост), будто хвост – это веревка от дверного … (колокольчика). Так прожил он до … (двенадцати) лет. И тут случилось с ним необыкновенное … (происшествие).
"Блиц-опрос" (слайд 6)
Учитель задает командам вопросы по произведению. Право ответа получает команда, капитан которой первым поднимет табличку со словом "Ответ".
1. Кто автор сказочной повести "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями"? (Сельма Лагерлеф.)
2. Как автор описывает Нильса, его поведение? (Был хулиганом, обижал животных.)
3. Куда собирались родители мальчика в воскресенье? (На ярмарку в соседнее село.)
4. Что хотел сделать мальчик после ухода родителей? (Взять отцовское ружье.)
5. Что приказал отец делать Нильсу? (Открывать учебник и браться за ум.)
6. Мальчик не хотел учить уроки. О чем он больше всего мечтал?(Петь, кричать, шлепать по лужам.)
7. Что увидел Нильс в зеркале? (В зеркале отражалась комната, а потом кто-то открыл крышку сундука.)
8. Кто открыл крышку сундука? Опишите его. (Маленький человечек, на голове – широкополая шляпа, черный кафтанчик украшен кружевным воротником и манжетами, чулки у колен завязаны пышными бантами, а на сафьяновых башмачках поблескивают серебряные пряжки.)
9. Как гном наказал Нильса? (Превратил его в маленькогочеловечка.)
10. Как звали лучшегомаминогогуся? (Мартин.)
11. Почему Нильс хотел задержать Мартина? (Мартин решил улететь с дикими гусями.)
12.Куда летела стая диких гусей?(В Лапландию.)
Учитель. Лапландия – это северная часть Скандинавского полуострова. Море в этом месте не замерзает, поэтому гуси прилетают сюда зимовать.
Музыкальная физкультминутка. (слайд 7)
"Описание замка" (слайд 8-9)
Команды читают описание Глиммингенского замка, затем первая команда рисует его, вторая команда составляет вопросы к описанию замка, а третья команда пересказывает его. В конце проводится отчет команд.
Совсех сторон Глиммингенский замок окруженгорами. И даже сторожевые башни замка кажутся вершинами гор.
Нигде невидно ни входов, ни выходов. Толщу каменных стен прорезают лишь узкие, как щели, окошки, которые едва пропускают дневной свет в мрачные, холодные залы.
В далекие незапамятные времена эти стены надежно защищали обитателей замка от набегов воинственных соседей.
Но в те дни, когда Нильс Хольгерсон путешествовал в компании диких гусей, люди больше не жили в Глиммингенском замке и в его заброшенных покоях хранили только зерно.
Правда, это вовсе не значит, что замок был необитаем. Под его сводами поселились совы и филин, в старом развалившемся очаге приютилась дикая кошка, летучие мыши были угловыми жильцами, а на крыше построили себе гнездо аисты.
"Буриме" (слайд 10)
Командам раздаются карточки с заданием. Дети сочиняют стихотворение на заданные рифмы.
……………… возьмет,
……………… пойдет.
……………… творить,
……………… уводить.
- А сейчас послушайте, что получилось у меня: (слайд 11)
Нильс в руки дудочку возьмёт,
Навстречу к крысам он пойдёт.
Станет музыку творить,
И за собою уводить.
"Пословица" (слайд 12)
Команды получают карточку с заданием. Задача учащихся – собрать "рассыпанные" слова в пословицу.
Тому, чего, научиться, не, умеешь, поздно, не, когда. (Научиться тому, чего не умеешь, никогда не поздно.) (слайд 13)
Учитель. Заключена ли в пословице главная мысль произведения? Что хочет сказать нам автор? Что бы произошло в жизни Нильса, если бы его не заколдовали? (Ответы детей.)
V. Подведение итогов.
Беседа по вопросам: Чему же учит нас сказочная повесть? Как бы вы себя чувствовали, оказавшись на месте героя?
Учитель подводит итоги, учитывая активность команд, их сплоченность, правильность ответов.
VI. Рефлексия. (слайд 14)
Продолжи фразу:
Сказочная повесть «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» мне понравилось тем, что …
Мне понравилось, как работал(а) на уроке …, потому что …
Учитель.
Вам спасибо за внимание,
За задор и звонкий смех,
За азарт соревнования,
Обеспечивший успех.
Вот настал момент прощания,
Будет краткой наша речь.
Говорим мы: "До свидания!
До счастливых новых встреч!"
VII. Домашнее задание. (слайд 15)
Придумать свое продолжение повести.