СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-игра литературного чтения "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями" (4 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:"С. Лагерлеф.Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями".

Цель: создание условий для углубленного осмысления художественного произведения, закрепления представлений о произведении.

Задачи: способствовать развитию творческого мышления, познавательных интересов учащихся; содействовать формированию сплоченного ученического коллектива; учить работать в группах.

Оборудование: карточки с заданиями; табличка со словом "Ответ"; листы бумаги, карандаши, фломастеры; мультимедийная презентация.

Форма: игра с элементами викторины.

Предварительная работа: ученики готовят рисунки к книге С. Лагерлеф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями".

Просмотр содержимого документа
«Самоанализ открытого урока»

Самоанализ открытого урока

Проведенный урок является четвертым по теме «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», в разделе «Не меркнет в столетьях строка. Великие сказочники мира» курса литературное чтение. Урок связан с предыдущим, так как является закреплением и обобщением темы. Тема следующего урока «Повторяю и творю», где будут проверяться знания детей по разделу, в том числе и по этому произведению. На уроке использовалась ИКТ, групповая работа.

У учащихся страдает внимание на уроках, поэтому использовались задания на развитие внимания.

Целью моего урока было:

  • Создание условий для углубленного осмысления художественного произведения, для закрепления представлений о сказочной повести.

Перед собой я ставила следующие задачи:

  • Способствовать развитию творческого мышления, памяти, внимания, познавательных интересов учащихся;

  • Содействовать формированию сплоченного ученического коллектива;

  • Учить работать в группах.

Развитие творческого мышления прослеживается в задании «Буриме», памяти – в заданиях «Восстановите рассказ» и «Блиц-опрос», внимание – в заданиях «Восстановите рассказ» и «Описание замка».

Все этапы урока направлены на закрепление изученного.

Главный акцент делается на работу в группах. Весь материал подобран для того, чтобы дети смогли выделить главное, обсудить в группах.

На уроке использовались и словесные, и наглядные методы обучения.

Дифференцированный подход был использован при подборе содержания текста и объема информации в задании «Описание замка».

Контроль усвоения знаний, умений, навыков был организован в виде самоконтроля.

В учебном кабинете была организована выставка детских рисунков к произведению «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

Высокая работоспособность учащихся на протяжении всего урока обеспечивалась за счет постоянной смены видов деятельности, а так же поддерживалась положительная психологическая атмосфера урока.

Рациональное использование времени на уроке обеспечивалась четким регламентом на выполнение каждого задания.

Мне удалось полностью реализовать поставленные задачи, так как это было видно при подведении итогов урока. Учащиеся остались довольны своей работой в группах, так же они справились со всеми заданиями.

Просмотр содержимого документа
«Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

Государственное учреждение образования
«Средняя школа №18 г. Борисова»





Открытый урок литературного чтения

в 4 «Г» классе





Тема:

«Сельма Лагерлеф. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»









Учитель начальныхклассов

Лялюк Е. В.







2013 г.

Тема:"С. Лагерлеф.Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями".

Цель: создание условий для углубленного осмысления художественного произведения, закрепления представлений о произведении.

Задачи: способствовать развитию творческого мышления, познавательных интересов учащихся; содействовать формированию сплоченного ученического коллектива; учить работать в группах.

Оборудование: карточки с заданиями; табличка со словом "Ответ"; листы бумаги, карандаши, фломастеры; мультимедийная презентация.

Форма: игра с элементами викторины.

Предварительная работа: ученики готовят рисунки к книге С. Лагерлеф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями".

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся. Организация рабочего места.

Улыбнитесь друг другу и нашим гостям. (слайд 1)

II. Проверка домашнего задания.

Организуется выставка детских рисунков к книге С. Лагерлеф "Чудесное приключение Нильса с дикими гусями".

III.Сообщение темы и задач.

Учитель. Ребята, на прошлом занятии мы проанализировали характеры героев книги С. Лагерлеф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями". Сегодня же мы попробуем "услышать" автора, понять, о чем он хотел нам рассказать. Наша задача – узнать, чему нас учит сказочная повесть "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями". (слайд 2)

Выставка книг С. Лагерлеф «Заколдованный мальчик или Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». (слайд 3)

IV. Игра.

Класс делится на команды, выбираются их названия, капитаны. (слайд 4)

"Восстановите рассказ" (слайд 5)

Каждой команде раздаются карточки с заданием. Участники команд по очереди называют недостающие слова. Если слово вставлено правильно, дети обводят его красным фломастером.

В маленькой … (шведской) деревушке Вестменхег жил когда-то мальчик по имени … (Нильс). С виду мальчик как мальчик, а сладу с ним не было никакого. На уроках он считал … (ворон) и ловил … (двойки), в лесу разорял птичьи … (гнезда), гусей во дворе дразнил, кур гонял, в коров бросал камни, а … (кота) дергал за … (хвост), будто хвост – это веревка от дверного … (колокольчика). Так прожил он до … (двенадцати) лет. И тут случилось с ним необыкновенное … (происшествие).

"Блиц-опрос" (слайд 6)

Учитель задает командам вопросы по произведению. Право ответа получает команда, капитан которой первым поднимет табличку со словом "Ответ".

1. Кто автор сказочной повести "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями"? (Сельма Лагерлеф.)

2. Как автор описывает Нильса, его поведение? (Был хулиганом, обижал животных.)

3. Куда собирались родители мальчика в воскресенье? (На ярмарку в соседнее село.)

4. Что хотел сделать мальчик после ухода родителей? (Взять отцовское ружье.)

5. Что приказал отец делать Нильсу? (Открывать учебник и браться за ум.)

6. Мальчик не хотел учить уроки. О чем он больше всего мечтал?(Петь, кричать, шлепать по лужам.)

7. Что увидел Нильс в зеркале? (В зеркале отражалась комната, а потом кто-то открыл крышку сундука.)

8. Кто открыл крышку сундука? Опишите его. (Маленький человечек, на голове – широкополая шляпа, черный кафтанчик украшен кружевным воротником и манжетами, чулки у колен завязаны пышными бантами, а на сафьяновых башмачках поблескивают серебряные пряжки.)

9. Как гном наказал Нильса? (Превратил его в маленькогочеловечка.)

10. Как звали лучшегомаминогогуся? (Мартин.)

11. Почему Нильс хотел задержать Мартина? (Мартин решил улететь с дикими гусями.)

12.Куда летела стая диких гусей?(В Лапландию.)

Учитель. Лапландия – это северная часть Скандинавского полуострова. Море в этом месте не замерзает, поэтому гуси прилетают сюда зимовать.

Музыкальная физкультминутка. (слайд 7)

"Описание замка" (слайд 8-9)

Команды читают описание Глиммингенского замка, затем первая команда рисует его, вторая команда составляет вопросы к описанию замка, а третья команда пересказывает его. В конце проводится отчет команд.

Совсех сторон Глиммингенский замок окруженгорами. И даже сторожевые башни замка кажутся вершинами гор.

Нигде невидно ни входов, ни выходов. Толщу каменных стен прорезают лишь узкие, как щели, окошки, которые едва пропускают дневной свет в мрачные, холодные залы.

В далекие незапамятные времена эти стены надежно защищали обитателей замка от набегов воинственных соседей.

Но в те дни, когда Нильс Хольгерсон путешествовал в компании диких гусей, люди больше не жили в Глиммингенском замке и в его заброшенных покоях хранили только зерно.

Правда, это вовсе не значит, что замок был необитаем. Под его сводами поселились совы и филин, в старом развалившемся очаге приютилась дикая кошка, летучие мыши были угловыми жильцами, а на крыше построили себе гнездо аисты.

"Буриме" (слайд 10)

Командам раздаются карточки с заданием. Дети сочиняют стихотворение на заданные рифмы.

……………… возьмет,

……………… пойдет.

……………… творить,

……………… уводить.

- А сейчас послушайте, что получилось у меня: (слайд 11)

Нильс в руки дудочку возьмёт,

Навстречу к крысам он пойдёт.

Станет музыку творить,

И за собою уводить.

"Пословица" (слайд 12)

Команды получают карточку с заданием. Задача учащихся – собрать "рассыпанные" слова в пословицу.

Тому, чего, научиться, не, умеешь, поздно, не, когда. (Научиться тому, чего не умеешь, никогда не поздно.) (слайд 13)

Учитель. Заключена ли в пословице главная мысль произведения? Что хочет сказать нам автор? Что бы произошло в жизни Нильса, если бы его не заколдовали? (Ответы детей.)

V. Подведение итогов.

Беседа по вопросам: Чему же учит нас сказочная повесть? Как бы вы себя чувствовали, оказавшись на месте героя?

Учитель подводит итоги, учитывая активность команд, их сплоченность, правильность ответов.

VI. Рефлексия. (слайд 14)

Продолжи фразу:

Сказочная повесть «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» мне понравилось тем, что …

Мне понравилось, как работал(а) на уроке …, потому что …

Учитель.

Вам спасибо за внимание,

За задор и звонкий смех,

За азарт соревнования,

Обеспечивший успех.

Вот настал момент прощания,

Будет краткой наша речь.

Говорим мы: "До свидания!

До счастливых новых встреч!"

VII. Домашнее задание. (слайд 15)

Придумать свое продолжение повести.

Просмотр содержимого документа
«приложение»

В маленькой ………………… деревушке Вестменхег жил когда-то мальчик по имени ………………… . С виду мальчик как мальчик, а сладу с ним не было никакого. На уроках он считал ………………… и ловил ………………… , в лесу разорял птичьи ………………… , гусей во дворе дразнил, кур гонял, в коров бросал камни, а ………………… дергал за ………………… , будто хвост – это веревка от дверного ………………… . Так прожил он до ………………… лет. И тут случилось с ним необыкновенное ………………… .




В маленькой ………………… деревушке Вестменхег жил когда-то мальчик по имени ………………… . С виду мальчик как мальчик, а сладу с ним не было никакого. На уроках он считал ………………… и ловил ………………… , в лесу разорял птичьи ………………… , гусей во дворе дразнил, кур гонял, в коров бросал камни, а ………………… дергал за ………………… , будто хвост – это веревка от дверного ………………… . Так прожил он до ………………… лет. И тут случилось с ним необыкновенное ………………… .




В маленькой ………………… деревушке Вестменхег жил когда-то мальчик по имени ………………… . С виду мальчик как мальчик, а сладу с ним не было никакого. На уроках он считал ………………… и ловил ………………… , в лесу разорял птичьи ………………… , гусей во дворе дразнил, кур гонял, в коров бросал камни, а ………………… дергал за ………………… , будто хвост – это веревка от дверного ………………… . Так прожил он до ………………… лет. И тут случилось с ним необыкновенное ………………… .


Со всех сторон Глиммингенский замок окружен горами. И даже сторожевые башни замка кажутся вершинами гор.

Нигде не видно ни входов, ни выходов. Толщу каменных стен прорезают лишь узкие, как щели, окошки, которые едва пропускают дневной свет в мрачные, холодные залы.

В далекие незапамятные времена эти стены надежно защищали обитателей замка от набегов воинственных соседей.

Но в те дни, когда Нильс Хольгерсон путешествовал в компании диких гусей, люди больше не жили в Глиммингенском замке и в его заброшенных покоях хранили только зерно.

Правда, это вовсе не значит, что замок был необитаем. Под его сводами поселились совы и филин, в старом развалившемся очаге приютилась дикая кошка, летучие мыши были угловыми жильцами, а на крыше построили себе гнездо аисты.

Нарисовать рисунок.


Со всех сторон Глиммингенский замок окружен горами. И даже сторожевые башни замка кажутся вершинами гор.

Нигде не видно ни входов, ни выходов. Толщу каменных стен прорезают лишь узкие, как щели, окошки, которые едва пропускают дневной свет в мрачные, холодные залы.

В далекие незапамятные времена эти стены надежно защищали обитателей замка от набегов воинственных соседей.

Но в те дни, когда Нильс Хольгерсон путешествовал в компании диких гусей, люди больше не жили в Глиммингенском замке и в его заброшенных покоях хранили только зерно.

Правда, это вовсе не значит, что замок был необитаем. Под его сводами поселились совы и филин, в старом развалившемся очаге приютилась дикая кошка, летучие мыши были угловыми жильцами, а на крыше построили себе гнездо аисты.

Пересказать описание замка.


Со всех сторон Глиммингенский замок окружен горами. И даже сторожевые башни замка кажутся вершинами гор.

Нигде не видно ни входов, ни выходов. Толщу каменных стен прорезают лишь узкие, как щели, окошки, которые едва пропускают дневной свет в мрачные, холодные залы.

В далекие незапамятные времена эти стены надежно защищали обитателей замка от набегов воинственных соседей.

Но в те дни, когда Нильс Хольгерсон путешествовал в компании диких гусей, люди больше не жили в Глиммингенском замке и в его заброшенных покоях хранили только зерно.

Правда, это вовсе не значит, что замок был необитаем. Под его сводами поселились совы и филин, в старом развалившемся очаге приютилась дикая кошка, летучие мыши были угловыми жильцами, а на крыше построили себе гнездо аисты.

Составить 3-5 вопросов к описанию замка.



"Буриме"

Сочините стихотворение на заданные рифмы.

……………………………… возьмет,

……………………………… пойдет.

……………………………… творить,

……………………………… уводить.




"Буриме"

Сочините стихотворение на заданные рифмы.

……………………………… возьмет,

……………………………… пойдет.

……………………………… творить,

……………………………… уводить.



"Буриме"

Сочините стихотворение на заданные рифмы.

……………………………… возьмет,

……………………………… пойдет.

……………………………… творить,

……………………………… уводить.





"Пословица"

Собрать "рассыпанные" слова в пословицу.


тому,

чего

Научиться

не

умеешь,

поздно

не

когда



тому,

чего

Научиться

не

умеешь,

поздно

не

когда



тому,

чего

Научиться

не

умеешь,

поздно

не

когда




Просмотр содержимого презентации
«Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

Литературное чтение

Литературное

чтение

Сельма Оттилия Лувиса Лагерлёф

Сельма Оттилия

Лувиса Лагерлёф

Команда «Чтецы» Команда «Победа» Команда «Всезнайки»

Команда «Чтецы»

Команда

«Победа»

Команда

«Всезнайки»

Восстановите рассказ В маленькой ………… деревушке Вестменхег жил когда-то мальчик по имени …….... . С виду мальчик как мальчик, а сладу с ним не было никакого. На уроках он считал ……… и ловил ……… , в лесу разорял птичьи ……… , гусей во дворе дразнил, кур гонял, в коров бросал камни, а …….. дергал за ……… , будто хвост – это верёвка от дверного ………………. . Так прожил он до …………….. лет. И тут случилось с ним необыкновенное ………………… . шведской  Нильс ворон  двойки гнёзда хвост кота  колокольчика двенадцати  происшествие

Восстановите рассказ

В маленькой ………… деревушке Вестменхег жил когда-то мальчик по имени …….... . С виду мальчик как мальчик, а сладу с ним не было никакого. На уроках он считал ……… и ловил ……… , в лесу разорял птичьи ……… , гусей во дворе дразнил, кур гонял, в коров бросал камни, а …….. дергал за ……… , будто хвост – это верёвка от дверного ………………. . Так прожил он до …………….. лет. И тут случилось с ним необыкновенное ………………… .

шведской

Нильс

ворон

двойки

гнёзда

хвост

кота

колокольчика

двенадцати

происшествие

Блиц-опрос 1. Сельма Лагерлёф 2. Был хулиганом, обижал животных 3. На ярмарку в соседское село 4. Взять отцовское ружьё 5. Открыть учебник и браться за ум 6. Петь, кричать, шлёпать по лужам 7. В зеркале отражалась комната, а потом кто-то открыл крышку сундука 8. Маленький человечек, на голове – широкополая шляпа, черный кафтанчик украшен кружевными воротником и манжетами, чулки у колен завязаны пышными бантами, а на сафьяновых башмачках поблёскивают серебрянные пряжки 9. Превратил его в маленького человечка 10. Мартин 11. Мартин решил улететь с дикими гусями 12. В Лапландию

Блиц-опрос

1. Сельма Лагерлёф

2. Был хулиганом, обижал животных

3. На ярмарку в соседское село

4. Взять отцовское ружьё

5. Открыть учебник и браться за ум

6. Петь, кричать, шлёпать по лужам

7. В зеркале отражалась комната, а потом кто-то открыл крышку сундука

8. Маленький человечек, на голове – широкополая шляпа, черный кафтанчик украшен кружевными воротником и манжетами, чулки у колен завязаны пышными бантами, а на сафьяновых башмачках поблёскивают серебрянные пряжки

9. Превратил его в маленького человечка

10. Мартин

11. Мартин решил улететь с дикими гусями

12. В Лапландию

Музыкальная физкультминутка

Музыкальная физкультминутка

Описание замка

Описание замка

Глиммингенский замок

Глиммингенский замок

«Буриме» …………… возьмёт, …………… пойдёт. …………… творить, …………… уводить.

«Буриме»

…………… возьмёт,

…………… пойдёт.

…………… творить,

…………… уводить.

Нильс в руки дудочку возьмёт , Навстречу к крысам он пойдёт . Станет музыку творить , И за собою уводить .

Нильс в руки дудочку возьмёт ,

Навстречу к крысам он пойдёт .

Станет музыку творить ,

И за собою уводить .

Пословица

Пословица

«Научиться тому, чего не умеешь, никогда не поздно»

«Научиться тому, чего не умеешь, никогда не поздно»

Рефлексия Продолжите фразу: Сказочная повесть «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» мне понравилось тем, что …. Мне понравилось, как работал(а) на уроке …, потому что ….

Рефлексия

Продолжите фразу:

Сказочная повесть «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» мне понравилось тем, что ….

Мне понравилось, как работал(а) на уроке …, потому что ….

Домашнее задание : Придумать свое продолжение повести

Домашнее задание :

Придумать свое продолжение повести


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!