Конспект урока-игры «Занимательная кулинария» ( 5 класс)
Цель: обобщить полученные знания, умения и навыки.
Задачи:
научить применять знания, умения, полученные на уроках
развивать коммуникативные способности, умение работать в группах
прививать трудолюбие, самостоятельность, ответственность за свою работу; формировать эстетический вкус.
Методы обучения:
словесный
наглядный
практический
Методическое оснащение:
Материально-техническая база: кабинет обслуживающего труда, мультимедийная установка, экран, набор посуды и столовых приборов, скатерти, салфетки, овощи свежие, овощи отварные, разделочные доски, корзины.
Дидактическое обеспечение: презентация (Приложение 1), жетончики, карточки
Список литературы:
1. Использование программных ресурсов для создания учебных пособий с помощью программ Microsoft Power Point
План урока:
Организационный момент: сообщение темы и цели урока; деление на команды, правила поведения во время игры
Обобщение и систематизация знаний
Подведение итогов игры
Выполнение практической работы
Подведение итогов практической работы
Уборка рабочих мест
Межпредметные связи: история – история чая, бутербродов, картофеля; география – название стран; литература – загадки, стихотворения, высказывания; химия – опыт с яйцами.
ХОД УРОКА
– Здравствуйте, садитесь. Мы закончили первый раздел программы КУЛИНАРИЯ. (Приложение 1. Слайд 1)
На уроке мы сегодня вспомним: (содержание работы – слайд 2)
Сегодня итоговый урок, пройдет он в форме игры (слайд 3), которая называется «Занимательная кулинария» и практической работы по приготовлению винегрета и бутербродов.
I часть
Французский писатель Антуан де Сэнто Экзюпери сказал: «Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения».
– Предлагаю разделиться на две команды «СУДАРИ» и «СУДАРУШКИ», и побороться за звание «ЛУЧШИЙ КУЛИНАР». За правильный ответ команде выдается фишка, чем больше фишек – тем ближе победа. Для разминки предлагается отгадать загадки. (Читаю загадки, дети отвечают)
(Слайд 4)
1. Она быва6ет глубока,
Она бывает мелкая,
Однако это не река,
Зовут ее… (тарелка).
2. Чистопородный, боярин дородный
Всему народу отпускает воду. (Самовар)
3. В брюхе – баня, в носу – решето,
На голове – пупок, всего одна рука,
И та – на спине. (Чайник)
4. Бывает десертной, столовой и чайной,
Сама не ест, а людей кормит. (Ложка)
5. Он бывает с толокном, рисом, мясом и пшеном,
с вишней сладкою бывает,
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он от туда, то его кладут на блюдо. (Пирог)
6. Носит чай, какао, воду все хозяину в угоду,
При нем живет, пока не упадет. (Чашка)
– О чем будет дальше речь, мы узнаем, если отгадаем ключевое слово в кроссворде.
КРОССВОРД (Слайд 5)
Вопросы:
1. Повар на корабле? (Кок)
2. Он бывает сложным и простым,
Открытым и закрытым. (Бутерброд)
3. Пирог с яблоками. (Шарлотка)
4. К предлогу «ПО» две ноты прибавьте,
Согласную букву приставьте,
А целое знаем мы точно и мягко,
И красно, и сочно. (Помидор)
5. Документ, где записывают приготовление блюд. (Меню)
6. Горячий, тонизирующий напиток. (Чай)
7. Его, обычно, кладут в чай. (Сахар)
8. Оборудование кухни. (Плита)
9. Основа для омлета. (Яйцо)
Ключевое слово – курс на уроке технологии. (КУЛИНАРИЯ)
– Рассмотрим одну из тем: «Горячие напитки». Что к ним относится? (Ответы детей). А мы будем говорить о чае.
Чай (Слайд 6)
(Рассказывает ребенок)
Чай один из древних напитков, употребляемых человеком. (Слайд 7)
Следующее задание: прочитайте типы чая и найдите лишнее (Слайд 8) (Лишнее: светлый, коричневый)
Раз прислал мне барин чая
И велел его сварить
А я отроду не знаю,
Как мне этот чай варить.
Взял тогда, налил водички,
Всыпал чай я весь в горшок
И приправил луку, перца
И петрушки корешок.
Разлил варево по плошкам,
Хорошенько размешал,
Остудил его немножко,
На господский стол подал.
(Слайд 9)
– А вы знаете технологию заваривания чая? Вставьте слова с схеме заваривания чая.
(Ребята добавляют пропущенные слова)
– Да, часто к чаю подают бутерброд. (Слайд 10)
– А кто скажет, что такое бутерброд?
(Рассказывает ученик) (Слайд 11)
«Бутерброд» – немецкое Butterbrot – «хлеб с маслом» – ломтик хлеба или булки с маслом, сыром, колбасой и т. д.
Основа бутербродов – хлеб – наш добрый и постоянный друг, даже когда зачерствеет. Ведь недаром говорят: «Хлеб наш насущный, хоть чёрствый, а вкусный».
Из хлеба можно приготовить различные бутерброды, гренки и другие вкусные изделия.
Ни один стол не обходится без закусочных бутербродов. Для них используют всевозможные продукты: копчёную рыбу, сельдь, мясо, сыр, брынзу, плавленые сырки, варёное яйцо, колбасу, различные паштеты, пасты, масло, свежие и варёные овощи, зелень.
– Давайте вспомним классификацию бутербродов. Какие бутерброды бывают. по способу приготовления,
(Слайд 12) – Посмотрите внимательно, какое слово здесь лишнее? (Ответы детей)
(Слайд 13) – картинки бутербродов
Следующее задание кроется в кроссворде «Поговорим об овощах» (Слайд 14)
1. Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла
Крупна, кругла, сладка на вкус
Скажите, как же я зовусь? (Свекла)
2. Сидит девица в темнице
А коса на улице.
А у снеговика – морковка.
3. Он лечит от семи недуг,
Хоть плакать заставляет
Всех вокруг. (Лук)
4. Этот овощ называют огородной барыней. Путешественник Кук писал, что заквашенный этот овощ изгоняет болезнь из тела и спасает жизнь моряка. (Капуста)
5. А этот овощ завес в Россию Петр I.
Неказиста, шишковата,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
Ну, рассыпчата, вкусна. (Картошка)
– Вы догадались, какое ключевое слово кроется в кроссворде? (Салат)
– Назовите разновидности салата, в состав которых входит свекла. (Ответы детей)
(Слайд 15)
– Мы «готовим» сегодня винегрет. Из каждой команды необходимо отправить на рынок по одному представителю, чтобы закупить овощи для винегрета. (Раздать атрибуты)
Пока представители команд делают закупки, остальные вспомнят последовательность приготовления винегрета из вареных овощей.
(Слайд 16 – пронумеруйте порядок)
Проверка купленных овощей. Все ли эти овощи входят в состав винегрета? (ответы)
Выберем способ нарезки овощей для винегрета (Слайды 17-19)
Рецепт приготовления винегрета. (Слайд 20)
– С этим заданием мы справились. А вот этот диетический продукт может быть как отдельным блюдом или являться составляющей частью
(Слайд 21) ЯЙЦО
– Что можно приготовить из яиц?
(Слайд 22)
– Сколько времени нужно затратить, чтобы сварить яйцо всмятку, вкрутую, мешочек?
– Перед приготовлением необходимо определить свежесть яиц. Как это можно сделать? (С помощью соленой воды – слайд 23, а в промышленности с помощью прибора ОВОСКОП.)
– Все блюда готовы, и мы приступаем к следующему заданию.
– Как называется подготовка, и оформление стола к приему пищи?
– Она создает не только приятную обстановку, но и порядок на столе, вызывает приятные чувства, повышает аппетит. (Сервировка) (Слайд 24)
– Что такое сервировка? (Слайд 25)
– Установленный порядок поведения, где либо, гостеприимство, вежливость, аккуратность является частью его требования. О чем идет речь? (Этикет) (Cлайд 26)
Вставьте слова в следующее задание. (Cлайд 27)
Из каждой команды приглашаются по два человека. Им предлагается накрыть стол согласно меню. (Cлайд 28 )
А пока официанты сервируют стол, вы должны сложить салфетки для сервировки стола.
Столы накрыты, просим представителей выбрать лучшую салфетку для своего стола. (Проверка сервировки)
– Подошел к концу наш урок-игра, мы вспомнили разделы кулинарии, процессы приготовления некоторых блюд и правила сервировки стола.
Подведем итог: подсчитайте количество заработанных фишек, награждаем лучших кулинаров команду …
II урок – практическая работа
– повторение техники безопасной работы;
– приготовление винегрета и бутербродов ;
– сервировка стола;
– оценка практической работы.
Рефлексия урока.