Урок-игра по русскому языку в 5 классе
«Лингвистические головоломки»
Подготовила учитель русского языка и литературы Чернышева О.М.
Цель урока: обобщение и систематизация материала, изученного в 5 классе.
Задачи урока:
Образовательная: проверка уровня овладения программным материалом учащимися 5-х классов.
Развивающая: развитие познавательного интереса к русскому языку; развитие памяти, логического мышления; расширение кругозора.
Воспитательная: воспитание любви к русскому языку; воспитание навыка работы в группе (команде).
Методы и приемы:
Оборудование: раздаточный материал (Приложение 1), мультимедийный проектор, презентация для мультимедийного проектора (Приложение 2).
Примечание: в качестве ведущего-учитель. Эксперты - родители.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
УЧИТЕЛЬ: Ребята, сегодня нас ждёт урок-викторина. Мы совершим путешествие по всем областям страны под названием Лингвистика,
Правила викторины: не шуметь, не выкрикивать с места (такие ответы не засчитываются), чтобы ответить на вопрос, нужно поднять руку. Право последнего слова остаётся за капитаном. Участники команды, одержавшей победу, получают за урок «5».
Учащиеся делятся на 2 команды, выбирают капитана и придумывают название.
Ведущий-учитель и 2 эксперта – родители. Ведущий проводит викторину, эксперты подсчитывают набранные командами баллы.
УЧИТЕЛЬ: чтобы определить, какая команда будет первой получать задания, ответим на вопрос: что изучает лингвистика? (Ответ: наука о языке)
II. Выполнение заданий викторины
1. Разминка.
За каждый правильный ответ – 1 балл.
Участникам викторины предлагаются загадки-шутки.
Ведущий по очереди задают вопросы каждой команде.
1) В каком слове сорок гласных? (Ответ: сорока.)
2) В каком слове 100 раз повторяется «нет»? (Ответ: стонет)
3) За чем (зачем) во рту язык? (Ответ: за зубами)
4) За что ученика выгнали из класса? (Ответ: за дверь)
5) Может ли страус назвать себя птицей? (Ответ: нет, он не умеет говорить)
6) На каких полях трава не растет? (Ответ: на полях шляпы, тетради)
7) Назовите пять дней, не называя чисел и названий дней. (Ответ: позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
8) В каких словах по сто согласных? (Ответ: стол, стог, стон, сток, стоп)
9) Кто ходит сидя? (Ответ: шахматист)
10) Что можно приготовить, а съесть нельзя? (Ответ: уроки)
11) Чем заканчивается лето и начинается осень? (Ответ: буквой «О»)
12) Чем оканчивается день и ночь? (Ответ: мягким знаком)
2. Фонетика.
УЧИТЕЛЬ: первая область, которую мы посетим сегодня, называется Фонетика. Вспомним, что изучает этот раздел языкознания (за правильное определение 1 балл).
Задание 1. «Отгадайте загадки. Скажите, сколько букв и звуков в словах-отгадках»
За каждый правильный ответ – 1 балл.
Ведущий по очереди читает командам загадки.
Загадка команде 1.
• Закружится на острой ножке,
Жужжит, как будто бы жучок.
Захочет - вскачь пройдет немножко,
Захочет - ляжет на бочок.
• Команда 1. Юла. В этом слове 3 буквы, 4 звука
Загадка команде 1.
• Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая - для лета,
Для зимы - другого цвета
Команда 1. Заяц. В слове 4буквы, 5 звуков
Загадка для команды 2.
• Льется речка -
Мы лежим.
Лед на речке -
Мы бежим.
• Команда 2. Это коньки. В слове 6 букв, 5 звуков.
Загадка команде 2.
• Ее всегда в лесу найдешь -
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем
• Команда 2. Это ель. В слове 3 буквы, 3 звука
Задание 2. «Анаграммы и шарады».
Задание открывается на мультимедийном проекторе.
За каждый правильный ответ – 1 балл.
Команды записывают ответы на листках.
УЧИТЕЛЬ: теперь вас ждет непростое испытание – нужно разгадать анаграммы и шарады.
ВЕДУЩИЙ: анаграммами называют новые слова, которые получаются путём перестановки букв или слогов какого-нибудь слова. Шарада – загадка, в которой загаданное слово делится на части, причем каждая из них составляет самостоятельное слово, подлежащее отгадыванию по указанному значению.
1)
Я – дерево. В родной стране
Найдешь в лесах меня повсюду.
Но слоги переставь во мне –
И воду подавать я буду.
(Ответ: сосна – насос)
2)
Легко дыша в моей тени,
Меня ты летом часто хвалишь.
Но буквы переставь мои –
И целый лес ты мною свалишь.
(Ответ: липа – пила)
3)
Мой первый слог – предлог,
А во втором мы проживем всё лето,
А целое от нас и вас
Давно уж ждет ответа.
(Ответ: за-дача)
4)
Мой первый слог – в линейных нотах,
Два остальных – защита у животных,
А целое соединит всегда
Деревни, села, города.
(Ответ: до-рога)
5)
Три буквы облаками реют,
Две видны на лице мужском,
А целое порой белеет
В тумане моря голубом.
(Ответ: пар-ус)
6)
Первый слог – нота, второй – тоже,
А целое – на боб похоже.
(Ответ: фа-соль)
3. Орфоэпия.
УЧИТЕЛЬ: следующая остановка в области Орфоэпия. Что изучается в этом разделе лингвистики? (за правильное определение 1 балл).
Задание 1. «Прочти, что здесь написано».
За безошибочно прочитанные слова – 4 балла (за каждую ошибку команда теряет 1 балл).
Команды получают от ведущего листок со словами, которые нужно прочесть вслух, соблюдая орфоэпические нормы.
Торты, краны, кухонный, красивее, километр, звонит, позвонишь, алфавит, мельком, новорожденный, откупорить; горчичный, скворечник.
(Ответы: торты, краны, кухонный, красивее, километр, звонит, позвонишь, алфавит, мельком, новорождённый, откупорить; горчи[шн]ый, скворе[шн]ник).
Шарфы, банты, средства, свекла, красивейший, начал, столяр, баловать, звонят, созвонимся, черпать; яичница, прачечная.
(Ответы: шарфы, банты, средства, свёкла, красивейший, начал, столяр, баловать, звонят, созвонимся, черпать; яи[шн]ица, праче[шн]ая).
4. Морфемика и словообразование.
УЧИТЕЛЬ: следующие области, которые мы посетим сегодня, называются Морфемика и Словообразование. Вспомним, что изучают эти разделы языкознания (за правильное определение 1 балл).
Задание 1. «Собери слова».
За каждое правильно «собранное» слово – 1 балл.
Команды получают задание и записывают ответы на листках.
ВЕДУЩИЙ: соберите слова, морфемы которых спрятались в других словах.
1) приставка – в слове подсказка, корень – в слове снежный, суффикс – в слове ученик, окончание – в слове утки (ответ: подснежники);
2) корень – в слове молодой, суффикс – в слове пальцы, окончание – в слове коты (ответ: молодцы);
3) приставка в слове переход, корень – в слове городок, суффикс – в слове учить, окончание – в слове копать (ответ: перегородить);
4) корень – в слове ельник, суффикс – в слове багровый, окончание – в слове красный (ответ: еловый).
Задание 2. «Где слова родные, однокоренные? Зачеркни лишнее слово».
За безошибочно выполненное задание – 2 балла.
Команды получают задание и записывают ответы на листках.
ВЕДУЩИЙ: зачеркните «лишнее», не являющееся однокоренным, слово в каждой строчке.
Гора, горевать, горный, горец (ответ: горевать);
Вода, водный, водитель, водопровод (ответ: водитель);
Нос, переносица, носик, носить (ответ: носить);
Вдруг, друг, подружиться, друзья (ответ: вдруг);
Море, морковь, морской, приморский (ответ: морковь);
Белить, побелка, белка, белый (ответ: белка).
5. Лексика.
УЧИТЕЛЬ: A теперь наш путь лежит в обширную область Лексики. Что изучает этот раздел языкознания? Расскажите, что мы называем синонимами, антонимами? Какие слова называются омонимами? Что вы знаете о неполных омонимах? (за каждое правильное определение по 1 баллу).
Задание 1. «Синонимы».
За каждый правильный ответ – 1 балл.
Задание открывается на мультимедийном проекторе.
Команды записывают ответы на листках.
ВЕДУЩИЙ: из данного текста выпишите синонимы.
На картине была изображена девушка. Она смотрела на воду канала и, казалось, созерцала что-то. Она не замечала ни прохожих, которые с любопытством взирали на неё, ни дворников, которые лениво глазели у ворот. (Б.Лавренёв)
(Ответ: смотрела, созерцала, взирали, глазели).
Задание 2. «Антонимы»
За каждый правильный ответ – 0,5 балла.
Задание открывается на мультимедийном проекторе.
Команды записывают ответы на листках.
ВЕДУЩИЙ: подберите к словам антонимы.
Радость, начало, друг, зло, тьма, земля, длинный, чистый, смелый, горький, горячий, узкий, больной, найти, говорить, любить, много, вверху.
(Ответы: радость – горе, начало – конец, друг – враг, зло – добро, тьма – свет, земля – небо,длинный – короткий, чистый – грязный, смелый – трусливый, горький – сладкий, горячий – холодный, узкий – широкий, больной – здоровый, найти – потерять, говорить – молчать, любить – ненавидеть, много – мало, вверху - внизу).
Задание 3. «Вспомни слова».
За 3 минуты нужно подобрать как можно больше слов.
Команда, вспомнившая большее количество слов, получает 3 балла.
На этой картинке десять шаров. На каждом - буква. Здесь и гласные, и согласные. Составьте из этих букв разные слова, но так, чтобы в каждом было не меньше двух гласных.
С А М Е Н Л Р О П Т
Задание 4. «Отгадай пословицу»
За каждый правильный ответ – 1 балл.
ВЕДУЩИЙ Пословицы обогащают наш язык, придают ему выразительность, точность. Ваше задание отгадать пословицу по двум словам
ВЕДУЩИЙ Команда 1, слушайте:
(Ответ: Ученье - свет, а неученье – тьма).
• «труд», «лень».
Ответ. Труд кормит, а лень портит,
ВЕДУЩИЙ: Слова для команды 2:
«встречают», «провожают».
(Ответ: По одежке встречают, по уму провожают).
• «погибай», «выручай».
Ответ. Сам погибай, а товарища выручай.
III. Подведение итогов
Победу одерживает команда, набравшая большее количество баллов. Все участники команды получают оценку «5», которая выставляется в журнал.