СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-игра "Лингвистические головоломки" 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок- игра на повторение изученного в 5 классе

Просмотр содержимого документа
«Урок-игра "Лингвистические головоломки" 5 класс»

Урок-игра по русскому языку в 5 классе

«Лингвистические головоломки»



Подготовила учитель русского языка и литературы Чернышева О.М.



Цель урока: обобщение и систематизация материала, изученного в 5 классе.

Задачи урока:

  • Образовательная: проверка уровня овладения программным материалом учащимися 5-х классов.

  • Развивающая: развитие познавательного интереса к русскому языку; развитие памяти, логического мышления; расширение кругозора.

  • Воспитательная: воспитание любви к русскому языку; воспитание навыка работы в группе (команде).

Методы и приемы:

  • слово учителя;

  • выразительное чтение;

  • задания исследовательского характера.

Оборудование: раздаточный материал (Приложение 1), мультимедийный проектор, презентация для мультимедийного проектора (Приложение 2).

Примечание: в качестве ведущего-учитель. Эксперты - родители.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

УЧИТЕЛЬ: Ребята, сегодня нас ждёт урок-викторина. Мы совершим путешествие по всем областям страны под названием Лингвистика,

Правила викторины: не шуметь, не выкрикивать с места (такие ответы не засчитываются), чтобы ответить на вопрос, нужно поднять руку. Право последнего слова остаётся за капитаном. Участники команды, одержавшей победу, получают за урок «5».

Учащиеся делятся на 2 команды, выбирают капитана и придумывают название.

Ведущий-учитель и 2 эксперта – родители. Ведущий проводит викторину, эксперты подсчитывают набранные командами баллы.

УЧИТЕЛЬ: чтобы определить, какая команда будет первой получать задания, ответим на вопрос: что изучает лингвистика? (Ответ: наука о языке)

II. Выполнение заданий викторины

1. Разминка.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Участникам викторины предлагаются загадки-шутки.

Ведущий по очереди задают вопросы каждой команде.

1) В каком слове сорок гласных? (Ответ: сорока.)

2) В каком слове 100 раз повторяется «нет»? (Ответ: стонет)

3) За чем (зачем) во рту язык? (Ответ: за зубами)

4) За что ученика выгнали из класса? (Ответ: за дверь)

5) Может ли страус назвать себя птицей? (Ответ: нет, он не умеет говорить)

6) На каких полях трава не растет? (Ответ: на полях шляпы, тетради)

7) Назовите пять дней, не называя чисел и названий дней. (Ответ: позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

8) В каких словах по сто согласных? (Ответ: стол, стог, стон, сток, стоп)

9) Кто ходит сидя? (Ответ: шахматист)

10) Что можно приготовить, а съесть нельзя? (Ответ: уроки)

11) Чем заканчивается лето и начинается осень? (Ответ: буквой «О»)

12) Чем оканчивается день и ночь? (Ответ: мягким знаком)

2. Фонетика.

УЧИТЕЛЬ: первая область, которую мы посетим сегодня, называется Фонетика. Вспомним, что изучает этот раздел языкознания (за правильное определение 1 балл).

Задание 1. «Отгадайте загадки. Скажите, сколько букв и звуков в словах-отгадках»

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Ведущий по очереди читает командам загадки.



Загадка команде 1.

• Закружится на острой ножке,

Жужжит, как будто бы жучок.

Захочет - вскачь пройдет немножко,

Захочет - ляжет на бочок.

• Команда 1. Юла. В этом слове 3 буквы, 4 звука

Загадка команде 1.

• Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая - для лета,

Для зимы - другого цвета

Команда 1. Заяц. В слове 4буквы, 5 звуков

Загадка для команды 2.

• Льется речка -

Мы лежим.

Лед на речке -

Мы бежим.

• Команда 2. Это коньки. В слове 6 букв, 5 звуков.

Загадка команде 2.

• Ее всегда в лесу найдешь -

Пойдем гулять и встретим.

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем

• Команда 2. Это ель. В слове 3 буквы, 3 звука



Задание 2. «Анаграммы и шарады».

Задание открывается на мультимедийном проекторе.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Команды записывают ответы на листках.

УЧИТЕЛЬ: теперь вас ждет непростое испытание – нужно разгадать анаграммы и шарады.

ВЕДУЩИЙ: анаграммами называют новые слова, которые получаются путём перестановки букв или слогов какого-нибудь слова. Шарада – загадка, в которой загаданное слово делится на части, причем каждая из них составляет самостоятельное слово, подлежащее отгадыванию по указанному значению.

1)

Я – дерево. В родной стране
Найдешь в лесах меня повсюду.
Но слоги переставь во мне – 
И воду подавать я буду.

(Ответ: сосна – насос)

2)

Легко дыша в моей тени,
Меня ты летом часто хвалишь.
Но буквы переставь мои – 
И целый лес ты мною свалишь.

(Ответ: липа – пила)

3)

Мой первый слог – предлог,
А во втором мы проживем всё лето,
А целое от нас и вас
Давно уж ждет ответа.

(Ответ: за-дача)

4)

Мой первый слог – в линейных нотах,
Два остальных – защита у животных,
А целое соединит всегда
Деревни, села, города.

(Ответ: до-рога)

5)

Три буквы облаками реют,
Две видны на лице мужском,
А целое порой белеет
В тумане моря голубом.

(Ответ: пар-ус)

6)

Первый слог – нота, второй – тоже,
А целое – на боб похоже.

(Ответ: фа-соль)

3. Орфоэпия.

УЧИТЕЛЬ: следующая остановка в области Орфоэпия. Что изучается в этом разделе лингвистики? (за правильное определение 1 балл).

Задание 1. «Прочти, что здесь написано».

За безошибочно прочитанные слова – 4 балла (за каждую ошибку команда теряет 1 балл).

Команды получают от ведущего листок со словами, которые нужно прочесть вслух, соблюдая орфоэпические нормы.

Торты, краны, кухонный, красивее, километр, звонит, позвонишь, алфавит, мельком, новорожденный, откупорить; горчичный, скворечник.

(Ответы: торты, краны, кухонный, красивее, километр, звонит, позвонишь, алфавит, мельком, новорождённый, откупорить; горчи[шн]ый, скворе[шн]ник).

Шарфы, банты, средства, свекла, красивейший, начал, столяр, баловать, звонят, созвонимся, черпать; яичница, прачечная.

(Ответы: шарфы, банты, средства, свёкла, красивейший, начал, столяр, баловать, звонят, созвонимся, черпать; яи[шн]ица, праче[шн]ая).

4. Морфемика и словообразование.

УЧИТЕЛЬ: следующие области, которые мы посетим сегодня, называются Морфемика и Словообразование. Вспомним, что изучают эти разделы языкознания (за правильное определение 1 балл).

Задание 1. «Собери слова».

За каждое правильно «собранное» слово – 1 балл.

Команды получают задание и записывают ответы на листках.

ВЕДУЩИЙ: соберите слова, морфемы которых спрятались в других словах.

1) приставка – в слове подсказка, корень – в слове снежный, суффикс – в слове ученик, окончание – в слове утки (ответ: подснежники);

2) корень –  в слове молодой, суффикс – в слове пальцы, окончание – в слове коты (ответ: молодцы);

3) приставка в слове переход, корень – в слове городок, суффикс – в слове учить, окончание – в слове копать (ответ: перегородить);

4) корень – в слове ельник, суффикс – в слове багровый, окончание – в слове красный (ответ: еловый).

Задание 2.  «Где слова родные, однокоренные? Зачеркни лишнее слово».

За безошибочно выполненное задание – 2 балла.

Команды получают задание и записывают ответы на листках.

ВЕДУЩИЙ: зачеркните «лишнее», не являющееся однокоренным, слово в каждой строчке.

Гора, горевать, горный, горец (ответ: горевать);

Вода, водный, водитель, водопровод (ответ: водитель);

Нос, переносица, носик, носить (ответ: носить);

Вдруг, друг, подружиться, друзья (ответ: вдруг);

Море, морковь, морской, приморский (ответ: морковь);

Белить, побелка, белка, белый (ответ: белка).

5. Лексика.


УЧИТЕЛЬ: A теперь наш путь лежит в обширную область Лексики. Что изучает этот раздел языкознания? Расскажите, что мы называем синонимами, антонимами? Какие слова называются омонимами? Что вы знаете о неполных омонимах? (за каждое правильное определение по 1 баллу).

Задание 1. «Синонимы».

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Задание открывается на мультимедийном проекторе.

Команды записывают ответы на листках.

ВЕДУЩИЙ: из данного текста выпишите синонимы. 

На картине была изображена девушка. Она смотрела на воду канала и, казалось, созерцала что-то. Она не замечала ни прохожих, которые с любопытством взирали на неё, ни дворников, которые лениво глазели у ворот. (Б.Лавренёв)

(Ответ: смотрела, созерцала, взирали, глазели).

Задание 2. «Антонимы»

За каждый правильный ответ – 0,5 балла.

Задание открывается на мультимедийном проекторе.

Команды записывают ответы на листках.

ВЕДУЩИЙ: подберите к словам антонимы.

Радость, начало, друг, зло, тьма, земля, длинный, чистый, смелый, горький, горячий, узкий, больной, найти, говорить, любить, много, вверху.

(Ответы: радость – горе, начало – конец, друг – враг, зло – добро, тьма – свет, земля – небо,длинный – короткий, чистый – грязный, смелый – трусливый, горький – сладкий, горячий – холодный, узкий – широкий, больной – здоровый, найти – потерять, говорить – молчать, любить – ненавидеть, много – мало, вверху - внизу).

Задание 3. «Вспомни слова».

За 3 минуты нужно подобрать как можно больше слов.

Команда, вспомнившая большее количество слов, получает 3 балла.

На этой картинке десять шаров. На каждом - буква. Здесь и гласные, и согласные. Составьте из этих букв разные слова, но так, чтобы в каждом было не меньше двух гласных.

С А М Е Н Л Р О П Т

Задание 4. «Отгадай пословицу»

За каждый правильный ответ – 1 балл.

ВЕДУЩИЙ Пословицы обогащают наш язык, придают ему выразительность, точность. Ваше задание отгадать пословицу по двум словам

ВЕДУЩИЙ Команда 1, слушайте:

  • «свет», «тьма».

(Ответ: Ученье - свет, а неученье – тьма).

• «труд», «лень».

Ответ. Труд кормит, а лень портит,

ВЕДУЩИЙ: Слова для команды 2:

  • «встречают», «провожают».

(Ответ: По одежке встречают, по уму провожают).

• «погибай», «выручай».

Ответ. Сам погибай, а товарища выручай.

III. Подведение итогов

Победу одерживает команда, набравшая большее количество баллов. Все участники команды получают оценку «5», которая выставляется в журнал.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!