МКОУ «Хореджская СОШ»
Открытый урок-игра по математике для учащихся
5 класса
«Морской бой»
Подготовил
Учитель математики высшей категории
Фаталиев Р.Г.
Тема урока: Повторение и обобщение материала до п.19 (Единицы измерения площадей).
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, урок-игра.
Цель урока: систематизировать материал, изученный до п.19
Задачи урока:
1. Образовательная: повторение и обобщение знаний по материалу курса математики 5 класса, изученному до п.19; закрепление умений в решении задач.
2. Воспитательная: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; готовности и способности вести диалог с другими людьми.
3. Развивающая: развитие логического мышления, математической речи и грамотности обучающихся; способности обобщать и систематизировать знания; повышение познавательного интереса к предмету.
Формируемые УУД:
Коммуникативные:
– формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме;
– формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;
– организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
– уметь выслушивать мнение членов команды, не перебивая; принимать коллективные решения;
– учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
– определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
Регулятивные:
– формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательности необходимых операций (алгоритм действий);
– удерживать цель деятельности до получения ее результата;
– корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения.
Познавательные:
– уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий;
– владеть общим приемом решения учебных задач;
– воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.
Личностные:
– формирование познавательного интереса;
– формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования;
– формирование навыка осознанного выбора наиболее эффективного способа решения.
Цель игры: Побуждение каждого обучающегося к творческому поиску и размышлениям, раскрытию своего творческого потенциала.
Оборудование: экран, проектор (или интерактивная доска), мультимедийная презентация.
Ход урока
1. Организационный момент. Определение темы урока.
Постановка цели урока (5 мин)
эпиграф «МАТЕМАТИКА - ЭТО СЛОЖНО, НО ИНТЕРЕСНО И УВЛЕКАТЕЛЬНО»
Математика, друзья, наука всем известная.
Очень сложная она, но очень интересная!
Сегодня на уроке мы с вами поиграем,
Ведь многое умеем и многое мы знаем,
Умеем мы решать задачи, а также уравнения,
Находить значение любого выражения,
На любой вопрос ответ непременно знаем,
Поэтому легко в «Морской бой» сыграем!
– Как вы поняли, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (повторять материал до п.19 с помощью игры «Морской бой»)
– Для участия в игре вы были поделены на 2 команды (состав команды заранее определяет учитель в соответствии со способностями обучающихся так, чтобы команды были примерно равными по своим возможностям)
Обучающимся объясняются правила игры «Морской бой».
Правила игры
В отличие от привычной нам с детства игры «Морской бой» в нашей игре только одно игровое поле – квадрат, состоящий из 8 строк, обозначенных числами от 1 до 8, и 8 столбцов, обозначенных буквами от А до З. Координаты цели определяются именем столбца и строки.
На поле спрятаны 8 кораблей (1 – однопалубный, 2 – двухпалубных, 3 –трёхпалубных, 2 - четырёхпалубных) таким образом, четырехпалубный корабль занимал 4 клетки, трехпалубный – 3 клетки, двухпалубный – 2 клетки, однопалубный – 1 клетку. Расположены корабли могут быть любым образом, но между кораблями должна быть свободна хотя бы одна клетка. Команды по очереди «стреляют», называя клетки, например, В5. Кроме кораблей на поле есть 10 клеток, означающих переход хода, при попадании по которым команда передает право хода соперникам, и 32 клеток с различными заданиями (по 3 заданий каждого вида (2 задачи - комбинаторные):
С – сложение натуральных чисел
В – вычитание натуральных чисел
З – текстовая задача
Г – геометрическая задача
К – комбинаторная задача
Т – вопрос по теории
Б – значение буквенного выражения
У – умножение натуральных чисел
Д – деление натуральных чисел
Z – уравнение.
Л – логическая задача
Главная цель каждой команды – набрать как можно большее количество баллов, «потопив» корабли путем прямого попадания в корабль или правильно решив выпавшие задачи. Если команда попадает в корабль, то она получает 1 балл и право следующего хода. При попадании в клетку с заданием команда выполняет его и, в случае правильного ответа, также получает 1 балл и право очередного хода. При неправильном ответе задание передается 2 команде. За правильный ответ 2 команда получает 1 балл и право хода. Если правильный ответ не получен, то ни одна из команд не получает за него балл, но право хода остается за 2 командой. На обдумывание ответа команде дается 1 минута.
Игра завершается после того, как участники «потопят» все корабли. Если до конца урока в игровом поле останутся еще «спрятанные» корабли, то побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков. Участники команды-победителя получают за игру награду в виде отметки «5».
Игровое поле
| | Д1 | | | Z1 | | |
А1 | | В3 | Т1 | Б2 | З2 | У3 | |
З1 | | Л2 | | | Б3 | С3 | |
Т3 | | У1 | Д3 | | Г3 | | Z3 |
| | | С2 | | У2 | | В2 |
Л3 | Г2 | | Б1 | | | | Т2 |
| С1 | Z2 | К1 | В1 | Д2 | | |
Г1 | | | | | К2 | | З3 |
А Б В Г Д Е Ж З
Обозначения:
– корабли
– переход хода
С1 – задание
-
Обобщение и систематизация знаний через игру (35 мин)
Игра «Морской бой». С помощью жребия определяется команда, начинающая игру. Игра проводится в соответствии с установленными правилами.
Задания для игры
С – сложение натуральных чисел:
С1. Найдите сумму: 8 311 907 777 + 39 888 445 = (8 351 796 222)
С2. Найдите сумму: 35 675 97 + 17 654 098= (21221695)
С3. Найдите сумму: 123 456 789 + 987 654 321= (1 111 111 110)
В – вычитание натуральных чисел:
В1. Найдите разность: 23 987 675 208 – 4 768 345 217= (19 219 329 991)
В2. Найдите разность: 80 765 211 305 – 6 314 098 506= (74 451 112 799)
В3. Найдите разность: 574 230 760 – 213 765 398 = (360 465 362)
З – текстовая задача:
З1. В одной школе 846 учеников, а в другой – на 284 ученика меньше. Сколько учеников в двух школах? (1 408 учеников)
З2. Лыжник за 5 ч прошел 75 км. Сколько времени ему потребуется, чтобы с той же скоростью пройти 60 км? (4 часа)
З3. Сережа старше своей сестры на 5 лет, но моложе отца в 3 раза. Сколько лет Сереже и сколько лет его отцу, если Сережиной сестре 8 лет?
(13 лет Сереже и 39 лет отцу)
Г – геометрическая задача:
Г1. Найдите периметр прямоугольника со сторонами 2м и 73 см. (546 см)
Г2. Найдите площадь прямоугольника со сторонами 36 и 45 см. (1 620 см2)
Г3. Периметр треугольника 36 см, а периметр прямоугольника в 3 раза меньше. На сколько сантиметров периметр треугольника больше периметра прямоугольника? (На 24 см)
К – комбинаторная задача:
К1. Найдите сумму всех двузначных чисел, записанных с помощью цифр
1 и 2. Ответ (11+22+12+21=66)
К2. Сколькими способами можно прочитать слово пять? (8 способов)
Т – вопрос по теории:
Т1. Как формулируется распределительное свойство умножения относительно сложения?
Т2. Что значит решить уравнение? (Это значит найти все его корни или убедиться, что уравнение не имеет ни одного корня)
Т3. Как формулируется свойство вычитания числа из суммы? (Чтобы из суммы вычесть число, можно вычесть его из одного слагаемого, а к полученной разности прибавить другое слагаемое)
Б – значение буквенного выражения:
Б1. Найдите значение буквенного выражения: (а + 88) + 32, при а = 43
ответ (163)
Б2. Найдите значение буквенного выражения: 184 – (а + 54), при а = 92 ответ (38)
Б3. Найдите значение буквенного выражения: а ∙ 47 + а ∙ 53, при а = 9
ответ (900)
У – умножение натуральных чисел:
У1. Найдите произведение: 24 279 · 405= (9832995)
У2. Найдите произведение: 6907 · 601= (4151107)
У3. Найдите произведение: 754 · 89 000 =(67 106 000)
Д – деление натуральных чисел:
Д1. Найдите частное: 28 085 : 137 =(205)
Д2. Найдите частное: 11 172 : 98 =(114)
Д3. Найдите частное: 4 410 : 126= (35)
Z – уравнение:
Z1. Решите уравнение: 74-(у+35)=26 (у=13)
Z2. Решите уравнение: х+27х=1204 ( х=43)
Z3. Решите уравнение: 8а+7а+15=420 (а=27)
Л- логическая задача
Л1. Мельник пришел на мельницу. В каждом из четырех углов он увидел по 3 мешка, на каждом мешке сидело по 3 кошки, а каждая кошка имела при себе троих котят. Спрашивается, много ли ног было на мельнице?
Ответ: Две ноги мельника, так как у кошек и котят не ноги, а лапы.
Л2. У трех братьев по 2 сестры. Сколько всего детей в семье.
Л3. Сестра старше брата на 1 год. На сколько лет сестра будет старше брата через 5 лет?
Ответ : на 1 год.
3. Подведение итогов. Рефлексия (3мин)
Подведение итогов игры, награждение победителей отметками «5», подведение итогов урока.
– Что мы с вами сегодня повторяли?
– Что вам показалось сложным?
– Какие задания вам понравились?
4. Информация о домашнем задании (2 мин)
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
– Виленкин Н. Я. Математика. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. – М.: «Мнемозина»
– Чесноков А. С., Нешков К. И. Дидактические материалы по математике: 5 класс – М.: Аккадемкнига.