Открытый урок - игра по математике 3 класс.
Тема: Устные приемы умножения и деления в пределах 100. Закрепление.
Цель: - закрепить устные приемы умножения и деления в пределах 100;
- совершенствовать умение решать простые и составные задачи;
- развивать умение определять периметр и площадь геометрических фигур;
- воспитывать интерес к предмету, расширять кругозор учащихся.
Оборудование: кораблик, штурвал, якорь, айсберг, карточки с ответами для айсберга, кит, разновидности аквариумов, задание с аквариумом.
Ход урока
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок -
Начинается урок!
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, всё для вас!
Пожелаю вам удачи -
За работу, в добрый час!
II. Постановка темы и целей урока.
- Ребята сегодня мы отправимся с вами в морское путешествие. Но море не простое, а математическое. За время путешествия мы закрепим на морской узел знания таблиц умножения и деления в пределах 100, которые нам помогут выполнить все задания на уроке, а также узнаем интересные сведения о морских обитателях.
- А на чем ребята мы отправимся с вами в путешествие?
- Правильно на корабле.
- Какой же корабль без капитана?
- Сегодня я буду вашим капитаном, а вы матросами.
(на доске появляется рисунок корабля)
КОРАБЛЬ РИСУНОК
- Ваша тетрадь на время всего урока превращается в бортовой журнал, записи в котором должны вестись очень аккуратно.
Пальчиковая гимнастика «Волна»
- Итак, сделаем первую запись:
13 февраля.
Классная работа.
III. Минутка чистописания.
- Отгадайте число, которое мы будем сегодня прописывать:
- В этом числе есть 3сот. 5дес. 9ед.
- Кто догадался, какое это число? 359
IV. Устный счёт.
- Пора отправляться в путь, но чтобы поднять якорь, необходимо выполнить следующие задания: (на доске появляется рисунок якоря).
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/08/06/s_5b6825fe47c52/934375_1.png)
Карточки. Показываю дети должны ответить на них….
1.Делимое 30, делитель 6. Найди частное. (5)
2. Найди произведение чисел 4 и 9. (36)
3.Сколько минут в 3 часах? (180 мин.)
4. Уменьшаемое 95, вычитаемое 5. Чему равна разность? (90)
- Верно, якорь подняли, пора в путь:
На вас я буду полагаться,
На вашу эрудицию
В дороге опираться.
-Наш корабль в открытом море. А здесь подстерегают нас опасности.
- Чтобы узнать, что это нам необходимо выполнить таблицу умножения и деления.
72:8=9
63: 9=7
54:9=6
7 Й
48 Г
30 Р
56 Е
27 Б
6 С
9 А
9*3=27
7*8=56
5*6=30
6*8=48
- Кто прочитает, что за слово получилось у нас? (Айсберг)
(На доске появляется айсберг с заданием)
63 : (3 * 3) + ( 8 * 7 – 2) : 6 =
-Что такое айсберг?
-Это отколовшиеся от ледника массивы.
-Могут быть на плаву или “сидеть” на мели. Высота над поверхностью воды доходит до 70 метров.
-Чтобы избежать столкновения, необходимо:
- В парах расставить порядок действий в выражениях и решить его: (Работа в паре)
63: (3 * 3) + (8 * 7 – 2): 6 =16
(Дети объясняют расстановку порядка действий, решают числовое выражение
- Благодаря вашей смекалке мы избежали столкновения с айсбергом.
Решение задач.
- Айсберг позади и что же ждёт нас впереди? За бортом бутылка, а в ней послание:
- А от кого именно вы должны отгадать загадку.
Что за чудо – вот так чудо:
Сверху - блюдо, снизу - блюдо.
Ходит чудо по дороге,
Голова торчит и ноги?
Черепаха
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/08/06/s_5b6825fe47c52/934375_3.jpeg)
-А знаете ли вы, чем морские черепахи отличаются от сухопутных?
-У морских зелёных черепах вместо лап – ласты. Выбравшись из воды, задними лапами они вырывают в песке ямку и откладывают в неё яйца. Очень жаль, что из десятка черепашек выживают лишь несколько, а остальные малыши становятся добычей птиц или других хищников
-Черепаха предлагает нам решить задачу:
На корабле было50 бочек по 6 литров в каждой пресной воды. Израсходовали 75 литров воды. Сколько литров пресной воды осталось?
- О чем задача?
- Что известно?
- Что неизвестно?
- Что нужно найти?
- Во сколько действий задача?
- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?
- Что нужно найти, чтобы ответить на вопрос задачи?
Запишем краткую запись
На доске запись:
Было – 50 б. по 6 л.
Израсходовали – 75 л.
Осталось - ? л
6*50=300 литров - всего
300 – 75 = 225 литров – осталось
Ответ: Осталось 225 литров
-Черепашка довольна вашими математическими способностями. Но прежде чем отправится в путешествие дальше нам необходимо выполнить оздоровительную
гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз.
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни вершиной вниз
И вновь глазами по периметру веди.
Рисуй восьмиугольник вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям веди.
И на бочок его клади,
Теперь следи горизонтально
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись!
Глаза открываем мы, наконец.
Гимнастика закончена,
Ты молодец!
- А мы замечаем на гребне волны ребус.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/08/06/s_5b6825fe47c52/934375_4.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/08/06/s_5b6825fe47c52/934375_5.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/08/06/s_5b6825fe47c52/934375_6.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/08/06/s_5b6825fe47c52/934375_7.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/08/06/s_5b6825fe47c52/934375_8.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/08/06/s_5b6825fe47c52/934375_9.jpeg)
- Какое слово здесь зашифрованно? (КИТ)
(н а доске появляется рисунок кита)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/08/06/s_5b6825fe47c52/934375_10.jpeg)
- КИТ- это морское млекопитающее. Длина до 20 метров, а весит до 70 тонн.
- Ребята, а можем ли мы держать кита дома?
- Почему?
- В неволи их содержат больших резервуарах. Они называются дельфинарии, океанариумы. Один из таких океанариумов находится в нашей стране в столице городе Астане.
- Каких же морских обитателей мы можем завести дома? (маленьких рыбок)
- А где мы их сможем держать? (В аквариуме)
- Аквариумы бывают разных размеров и форм (показываю разные формы аквариумов)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/08/06/s_5b6825fe47c52/934375_11.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/08/06/s_5b6825fe47c52/934375_12.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/08/06/s_5b6825fe47c52/934375_13.jpeg)
- Давайте найдем периметр и площадь одной стороны нашего аквариума?
- Какой формы одна сторона аквариума? (Прямоугольная)
- Итак, перед вами аквариум его одна сторона равна 15см, а ширина 7 см.
- Давайте найдем периметр и площадь прямоугольной стороны аквариума!
- Что известно?
- Что не известно?
- Запишем краткую запись.
А=15 см
В = 7 см
Рпрям = ? см
Sпрям= ? см2
- Давайте вспомним как найти периметр и площадь прямоугольника?
-Решим задачу.
- Что мы найдем сначала?
- А что потом?
Решение:
Р = (а+б)*2 = (15+7) *2 = 44 см
S = а*б = 15 * 7 = 105 см2
Ответ:Р = 44 см, S =105 см2 .
Дыхательная гимнастика.
Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат моря. Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе воздух просачивается наружу. Вдох. Выдох.
V. Закрепление пройденного материала.
Работа у доски.
- Погружаемся в воду и осторожно из тёмной пещеры достаём обитателей морского дна. Кто оказался в ваших руках?
(Из парт дети достают карточки-картинки с изображениями морской звезды и медузы.)
Решите уровнения:
6*х = 54
Морская звезда!
Решите уравнения:
27:х= 3
Медуза!
- Чтобы подружиться с ними, надо выполнить задания на карточках.
- Какие задания нам предлагают медуза и звезда?
- Давайте решим эти уравнения у доски
VI. Рефлексия.
- Было ли наше путешествие полезным? Что помогло вам преодолеть трудности?
- Давайте подведём итог сегодняшнего урока.
- Если вам понравилось, было интересно, завяжите ленточку капитану на руку, а если вам было сложно, то давайте ленточки положим в сундучок.
(дети встают, и свои ленты либо вешают на руку капитану, либо кладут в сундук)
- Я желаю вам сноровки, силы, - Отваг, терпения в труде!
- МАТЕМАТИКА всем нам поможет
- Оставаться на высоте!
VII. Домашнее задание.
- На память о морском путешествии я дарю вам эти парусники. Вы сможете раскрасить их, используя знания таблицы умножения. Это и будет домашним заданием.