СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-игра по русскому языку 3 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Активный интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.

Просмотр содержимого документа
«Урок-игра по русскому языку 3 класс»

Урок-игра по русскому языку в рамках недели русского языка

Турнир знатоков русского языка ( 3 класс)

Цели и задачи: 

  • проверить знания учащихся по русскому языку в игровой форме;

      формирование положительной мотивации изучения предмета, воспитание любви к родному языку.

  • развивать сообразительность, находчивость, общий кругозор учащихся;

  • совершенствовать умение учащихся видеть тесные взаимосвязи между разделами русского языка через повторение

  • повышение интереса к учебно-познавательной деятельности, к предмету;

  • воспитание чувства товарищества, взаимоуважения; толерантного отношения друг к другу.

  • формирование умения работать в команде, сотрудничать;

  • формировать у ребёнка умение организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их;

Воспитывать: чувство коллективизма, взаимовыручки, сопереживания

Формы работы: коллективная, индивидуальная, групповая

Ожидаемый результат деятельности учащихся:

Активный интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.

Положительное влияние воспитательной информации, выходящей за рамки стандартных учебников, воспитание гуманного отношения к окружающим.

Использование средств Интернета в целях получения новых знаний.

Приобретение коммуникативных навыков.

Развитие способностей адекватного представления результатов своей работы.

Формирование на более высоком уровне общеучебных навыков.

Развитие речи и обогащение словаря.

Оборудование занятия: презентация к турниру, словарные слова на доску, ребусы в картинках, высказывания о знаниях и о русском языке.

Условия проведения: три команды

В течение игры команды за правильный получают баллы (у кого больше –  победитель).

Туры: Разминочный. Орфографический. Лексический. Фонетический. Морфологический. Сообразительный.

Ход  урока

То, что мы знаем, - ограниченно, а то, чего мы не знаем, бесконечно… П. Лаплас

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. К. Паустовский


- Сегодня у нас с вами необычный урок. Он пройдет в форме урока-игры, состоящей из шести  туров.    3 ряда – 3 команды   (за каждый правильный ответ, команда получает 1 балл)


Тур 1 «Разминочный» (вопросы задаются каждой команде по очереди)


1.Как называются звуки, состоящие только из голоса? (гласные)

2.Есть ли буква “фэ” в русском алфавите? (нет)

3.Что ставится перед союзом А? (запятая)

4.Как каплю превратить в цаплю? (поменять 1-ю букву)

5.Часть слова между корнем и окончанием (суффикс)

6.Назовите главные члены предложения (подлежащее и сказуемое)

7. Как проверить безударную гласную в корне слова?

8. Сколько гласных звуков в русском языке? (6)

9. Роль буквы Ь?


Тур 2  «Орфографический»


-Орфография - в переводе с греческого «орфо»- правильный,«графо»-пишу.

-Таким образом орфография - это единый свод правил, определяющий написание слов и речевых оборотов.

-На доске карточки со словарными  словами, в которых пропущены буквы. Нужно вставить пропущенные буквы как можно быстрее. За каждое правильно написанное слово, команда получает по 1 баллу.

м_роз

х_рошо

к_ртина

к_пуста

м_локо

уч_ник

м_рковь

к_ньки

д_рога

п_льто

п_нал

в_рона

м_дведь

сп_сибо

д_журный

л_пата

м_ряк

_зык

изв_ните

к_мп_ютер

в_р_бей

мес_ц

к_пуста

ш_л

                                 

Тур 3  «Лексический»

Слова, слова, слова,
Язык – и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов
Купаться ежечасно.


- Что такое ЛЕКСИКА?

-Ребята, как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено к месту, и ко времени. “Хромое слово – кривая речь – гласит русская пословица. Чтобы хорошо понять прочитанное или услышанное, чтобы речь была красивой и выразительной, надо знать толкование слов, выражений, постоянно расширять свой запас слов.

-Очень часто сегодня слышишь из уст учеников слова, лишние в их речи. Это слова-паразиты. Посмотрите сценку по этому поводу.


Сценка  “Весёлый урок” на тему: “Слова-паразиты”


1.Кого из поэтов ты знаешь лучше всех?

2.Пушкина, конечно. А что?

1.И мой это любимый поэт. Что ты знаешь о нем?

2.Все знаю.

1.Расскажи.

2.Э-э…Пушкин родился, так сказать, в 1799 году…

1.Стой, стой! Что это за Э. Пушкин? Эдуард, что ли? И “ не так сказать ”, а просто родился.

2.Нет, зовут его Александр Сергеевич. Ну, это просто…Короче говоря, он учился в лицее у этих самых…ну, как их…преподавателей и, так сказать, вынес из лицея очень многое.

1.Стой! Как это вынес? Что он вынес из лицея?

2.Знания, конечно.

1.Тебя послушаешь, так вроде бы вещи какие уносил Пушкин или книги и не вернул.

2.Зачем ему книги? Он сам их, как говорится, написал уйму.

1.Да, Пушкин написал много. И язык его совсем не засорен словами-паразитами. Прочитай любой отрывок из его произведения, сам убедишься.


-Какие слова-паразиты услышали в диалоге? Ребята поняли друг друга? Почему?


Лишние слова, лишние слова

Говорить не будем.

В ерунде такой пользы никакой

Ни себе, ни людям.

 

Задание: подобрать слова противоположные по смыслу.

Широкий – У

Твердый – М

Старый – Н

Скучный – И

Однотонный – Ц

Неряшливый – А


Тур 4  «Фонетический»


-Слово фонетика образовано от греческого слова «фонетикос» - звуковой. «Фон»- звук. Таким образом фонетика – это раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка.

- На выполнение задания этого тура каждой команде отводится 1 минута.

-Команды получают карточку с заданием.


Сколько звуков в названии второго месяца весны? Напиши название месяца и количество звуков в этом слове: ___________________________________

Определите количество звуков в ответе на загадку «Зимой и летом одним цветом». Напиши отгадку и количество звуков в отгадке: ______________________________________________________



Тур 5 «Морфологический»


Слово морфология образовано от греческого «морфе» - форма и… логия-

наука, таким образом, морфология – это раздел грамматики, изучающий слова, как части речи…

Задание: напиши названия частей речи рядом с теми словами, которые подчёркнуты в стихотворении.


           ВЕСЕЛАЯ ГРАММАТИКА

….………….. школа,

Просыпается ………….

С ………………. весёлый

Новый школьный день пришёл.

Встали мы — ………………..,

Бьет …………… семь.

За ученье, без сомненья,

Приниматься надо всем.

Мы ……….. отлично

На уроках дорожим.

Соблюдаем мы привычно

Дисциплину и режим.

Не и ни у нас ……….,

Нам их надо повторять

И при этом не лениться

И ни часу не терять!

После школы, как известно,

Мы катаемся в санях,

Здесь особенно уместны

…………… ох и ах.

А  потом

У теплой печи

Повторяем

Части речи!

-Были ли какие затруднения? Поему не смогли записать название части речи у последних выделенных слов? Почему? (не изучали ещё)

-Кто знает какая часть речи у последних выделенных слов? (междометия)


Тур 6  «Сообразительный»


Каждой команде предстоит разгадать по три ребуса.

1-6 слайд (по щелчку – ответ):

7 слайд - Ответы: Миша, мороз, мир, Москва, Юля, затор.


Подведение итогов  

Итак, друзья, пришла пора,
И я хочу вам пожелать:
Всегда с охотою учиться,
Всегда с желанием трудиться.
Никогда не унывать,

А русский на «отлично»  знать.


Сразу после игры проводится частичная рефлексия.

- Понравилась ли вам игра?

- Какое у вас настроение?  Что запомнили? Повторили?



7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!