«Путешествие за чистой водой»
Участники: учащиеся начальной школы
Занятие можно использовать как в урочной, так и внеурочной деятиельности.
Цели:
Приобщать к истории и культуре Волгоградской области.
Воспитывать бережное отношение к природе родного края.
Развивать навыки здорового образа жизни.
Ход мероприятия
Класс предварительно делится на команды.
Звучит шум воды, гудок парохода, выходит капитан.
Капитан (поёт). По морям, по волнам, нынче здесь - завтра там.
По моря, озёрам, рекам…
Вода, вода, кругом вода! Эх, хорошо!
Радист. Товарищ капитан! Енисей Иванович! На борт принята радиограмма!
Капитан. Читай, Ручейков, что там написано.
Радист (читает). Срочно, зпт, отправить экспедицию на поиски чистой воды,
тчк. Адмирал Океанов. Енисей Иванович! Где же её
искать, эту чистую воду? И, вообще, что значит,
чистая вода. Её, что, помыли?
Капитан. Эх, Ручейков, Ручейков! Как можно не знать, что такое чистая
вода! Даже все первоклассники знают, спроси у ребят - они тебе
расскажут.
Радист. Ребята, как вы думаете, что значит, чистая вода?
(ответы детей: вода без вредных примесей, пригодная для питья, использования человеком в пищу, на водоёмах возможен отдых, разрешено купание, в чистых водоёмах водятся рыбы и другие животные, т.е. чистая вода не опасна).
Радист. Как много ребята знают. Енисей Иванович, а где искать-то будем
такую воду?
Капитан. Как подсказывает моё морское чутье – за ближним горизонтом.
Что у нас на пути? Ручейков, неси карту. Ну, вот, Волгоградская область. Туда и отправимся. Свистать всех наверх!
Гудок парохода, весёлая песенка, дети кладут руки друг другу на плечи и качаются
Пристань «Краеведческая»
Радист. Пристань «Краеведческая».
Капитан. Ребята, какие водоёмы есть в нашем крае?
(слайд «Водоёмы Волгоградской области»)
В Волгоградской области есть искусственные водоёмы, к которым относятся водохранилища и судоходный канал, и естественные водоёмы – реки и озёра. В нашем крае более 200 рек с общей протяжённостью 7981 км. 6 источников минеральных вод.
Волгоградскую область пересекают две крупные реки – Волга и Дон. Все малые реки делятся на две группы – притоки Волги и притоки Дона.
Слайд «Самые чистые водоёмы»
Самой чистой рекой в Европе, по данным ЮНЕСКО (Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры), считается Хопёр.
А на Дону раскинулось самое крупное рукотворное «море» мира – Цимлянское водохранилище. По оценкам специалистов чистота воды в Цимлянском водохранилище приближается к водам самого чистого озера на планете – Байкал.
Слайд «Центры туризма и отдыха»
Самым излюбленным местом отдыха не только в нашей области, но и в соседних, считается Медведица, получившая своё название от обилия медведей, которые водились в её лесах.
Самый крупный волжский приток - Ахтуба, которая на протяжении почти 400 км течёт параллельно Волге и, соединяясь с ней протоками, образуют живописный водный лабиринт – Волго-Ахтубинскую пойму, где не только выращивают арбузы, дыни и овощи, но и любят отдыхать жители и гости нашего края. Ещё Ахтуба интересна тем, что её исток перекрыли плотиной, и, чтобы не река не погибла, прорыли судоходный канал, по которому в Ахтубу поступает вода из Волги.
Слайд «За здоровьем к озеру Эльтон»
А в Палласовской степи раскинулось самое солёное озеро Европы – Эльтон, грязи и соль которого используют в медицине для лечения многих болезней.
Слайд «Минеральные воды»
На территории области к настоящему времени разведано 6 участков минеральных вод лечебного значения.
Они находятся в районе санатория "Качалинский" Иловлинского района, в г. Михайловка («Себряковская»), в г. Дубовке («Дубовская») и в Волгораде («Горная поляна», «Ермановская», «Ергенинская», «Сарпинская», «Бекетовская»)
Минеральные воды нашего края применяются при лечении и профилактики болезней желудочно-кишечного тракта.
Радист. Молодцы, ребята! А, почему вода в водоёмах становится грязной?
Капитан. Ответ на этот вопрос мы узнаем на следующей пристани.
Гудок парохода, весёлая песенка, отряды кладут руки друг другу на плечи и качаются
Пристань «Чистая»
Радист. Пристань «Чистая»
Что, а может быть, кто загрязняет воду?
(ответы детей, слайд «Факторы загрязнения»)
Капитан. Что надо делать, как вы думаете, чтобы воду не загрязнять? Сейчас каждая команда внесёт свои предложения.
(Команды по очереди отвечают)
(слайд «Сохраним воду»)
Капитан. Ну, что ж, воду мы с вами узнали, как сохранять. Отправляемся к
следующей пристани.
Гудок парохода, весёлая песенка, отряды кладут руки друг другу на плечи и качаются
Пристань «Медицинская»
Радист. Пристань «Медицинская»
Капитан. Ребята, но вода в водоёмах всё равно уже не совсем чистая, что
надо делать, чтобы нам с вами не заболеть, попив водички из
речки?
(ответы детей: нельзя пить воду из водоёмов, воду надо фильтровать, кипятить, пользоваться фильтрами дома, т.е. пить очищенную воду)
(Слайд «Секрет здоровья»)
Капитан. У нас на корабле есть корабельный врач. Он нам сейчас даст рекомендации.
(Беседа с медработником)
Капитан. Ребята, мы с вами многое узнали, многому научились. Пора снова
в путь. Отправляемся к последней пристани.
Гудок парохода, весёлая песенка, отряды кладут руки друг другу на плечи и качаются
Радист. Пристань «Занимательная гидрография»
Пристань «Занимательная гидрография»
Ответьте на вопросы и загадки.
(слайд «Вопросы и ответы»)
(Река Хопёр и Цимлянское водохранилище)
(Озеро Эльтон)
(река Медведица и Волго-Ахтубинская пойма)
(Реку Ахтубу)
(6)
Что это такое: течёт, течёт - не вытечет, бежит, бежит – не выбежит.
(Река)
(Рукава)
(Человек)
(В реках и пресных озёрах)
Капитан. Молодцы, ребята! Мы с вами выполнили задание адмирала
Океанова. Берегите воду! А нам в путь. По местам! Ручейков – в радиорубку!
Радист. Есть, товарищ капитан!
Капитан. По морям, по волнам! Нынче здесь – завтра там! (Уходят)
Автор: Авдеева Ольга Юрьевна
учитель начальный классов
МОУ гимназия № 3 Центрального района г. Волгограда