Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный Включение в учебную деятельность | Приветствует обучающихся. Проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания. Слайд №1 | Приветствуют учителя. Проверяют рабочее место. |
Речевая разминка | Предлагает произнести названия географических объектов Южной Америки. Слайд №2 | Правильно произносят термины. |
Актуализация знаний | Организует работу с обучающимися: раздаёт подготовленные именные зачётные листы (Приложение №1), в которых прописана последовательность тем раздела Южная Америка. Слайд №3 | Выполняют задание 1. Открытие и исследование Южной Америки. Преобразовывают информацию одного вида в другой. На доске фамилии, обозначенные буквами, а на экране слайд с портретами. а) А. Веспуччи б) Н. Вавилов в) А. Гумбольдт г) Х. Колумб Учащиеся вносят данные в таблицу. Меняются листами (в парах), проверяют, ставят балл, соответствующий правильным ответам. Максимальный балл – 4. |
Расширение кругозора | Дополнительная информация о Н.И. Вавилове. Русский учёный, объехавший все материки кроме Антарктиды. 180 экспедиций. Собрано 250 тысяч видов семян растений. Делегация из Уругвая, спустя десятки лет, обратилась с просьбой найти семена ячменя и овса, которые когда-то собирал у них Вавилов. В Уругвае эти растения не сохранили, а в коллекции Н.И. Вавилова они были найдены. | |
Актуализа- ция знаний | Знакомит с заданием №2. Рельеф Южной Америки. Что объединяет данные термины? 1. Руис 2. Котопахи 3. Сан Педро 4. Льюльяйльяко 5. Домуйо Назовите самую высокую вершину Ю. Америки, определите её высоту, используя географический атлас. Демонстрирует слайд №4. | Учащиеся отвечают, что это -вулканы. На карте атласа находят самую высокую вершину Ю. Америки, определяют её высоту, данные вносят в таблицу. Вулканы | А | к | о | н | к | а | г | у | а | 6960 м | Используя слайд №4, проверяют ответы, ставят себе баллы. |
Расширение кругозора | Эти упражнения позволяют уснуть на твёрдой поверхности. У альпиниста не возникает бессонницы. | Просмотр слайда №5. Запоминают слово «пилатес». Просмотр слайда №6. Узнают о мировом рекорде выживания. |
Физкультминутка | Проводит физкультминутку | Выполняют упражнения |
Актуализа- ция знаний | Слайд №7. Знакомит с заданием №3. Климат Южной Америки. В аэропорту груз потерял бирки с местом назначения. Надо распределить куда отправить зонтики, воду и тёплые шапки, если на оторванных бирках написано: Атакама, Патагония, Амазонка. Учитель раздаёт три одинаковых пакета, в которых лежат: зонтик, бутылочка с водой, шапка трём командам (распределение по рядам) | Заполняют таблицу в зачётном листе. зонтики | шапки | вода | Амазонка | Патагония | Атакама | Отвечают на вопрос «Куда?» Получив пакет с предметом, ученик должен ответить на вопрос «Почему?» Если ученик не может объяснить, то передаёт пакет соседу. |
Актуализа- ция знаний | Задание №4 выполняют в парах. Заполнить распечатанный кроссворд (Приложение №2) на тему «Реки и озёра Южной Америки». | Заполняют кроссворд, используя термины-ответы заранее записанные на доске в изменённом порядке. 1. Титикака 2. Маракайбо 3. Пиранья 4. Анхель 5. Игуасу 6. Анаконда 7. Парана 8. Кайман 9. Амазонка Записывают цифру на зачётном листе, соответствующую количеству вписанных в кроссворд слов. Проверяют правильность заполнения по слайду №8 |
Актуализа- ция знаний | Задание №5. Природа Южной Америки. Демонстрация слайдов 9,10, 11. | Заполняют таблицу. Сельва | Льянос | Пампа | Лес | Саванна | Степь | Какое классическое название соответствует природным зонам Южной Америки? На доске записаны слова: Саванна Лес Степь Проверяют, записывают балл в лист. Правильный ответ соответствует одному баллу. |
Актуализа- ция знаний | Задание №6. Население Южной Америки. Демонстрация слайда №12. | Отвечают на вопрос: К какой расе относится коренное население Южной Америки? Ответ: к монголоидной. Отвечают на вопрос: Какие промежуточные расы сформировались на протяжении более 500 лет на территории Южной Америки? Заполняют таблицу. Европеоид + Негроид | Европеоид + Индеец | Негроид + Индеец | мулат | метис | самбо | Для заполнения используют термины: метис мулат самбо |
Расширение кругозора | Выполнение задания №7. Страны Южной Америки. Предлагает группам по 3-4 человека книги о странах Южной Америки: Венесуэла, Эквадор, Чили, Бразилия, Перу. На странице со стикером найти название географического объекта и вписать в таблицу. | Заполняют таблицу. Выходит представитель от группы к доске, демонстрирует фото в книге найденного объекта, называет его. Венесуэла – водопад Анхель. Эквадор – памятный знак «Глобус» (на экваторе). Чили – пустыня Атакама. Бразилия – статуя Христа. Перу – озеро Титикака. |
Подведение итогов урока Самооценка результатов своей деятельности и всего класса | Подводит итоги. Называет максимальный балл. | Подсчитывают свои баллы, передают листы учителю. |
Домашнее задание | Следим за событиями в мире. Новости из стран Южной Америки. | |
Рефлексия | Соотнесение цели урока и его результатов. | Самооценка работы на уроке. |