СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-исследование по литературе "Сопоставительный анализ стихотворений А.А. Прокофьева и Д.Б. Кедрина "Аленушка" (5 класс)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок посвящен сопоставительному анализу двух стихотворений современных русских поэтов на тему Родины и родной природы. 

Обучающиеся учатся искать и выделять нужную информацию, строить монологическое высказывание, анализировать поэтические тексты и произведения живописи, сравнивать и сопоставлять, получают навыки исследовательской работы.

Просмотр содержимого документа
«Урок-исследование по литературе "Сопоставительный анализ стихотворений А.А. Прокофьева и Д.Б. Кедрина "Аленушка" (5 класс)»

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 р.п. Земетчино











Урок – исследование по литературе в 5 классе

«Сопоставительный анализ стихотворений

А.А. Прокофьева и Д.Б. Кедрина «Аленушка»







Провел:

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №3 р.п. Земетчино

Никишкова Ольга Васильевна





2019 г.

Тема урока: «Сопоставительный анализ стихотворений А.А. Прокофьева и Д.Б. Кедрина «Алёнушка»

Цели:

  • актуализировать знания о приемах выразительности в лирических произведениях;

  • формировать умения понимать образность, выразительность слова, анализировать поэтические произведения;

  • закреплять умение выразительного чтения;

  • раскрыть роль пейзажа как средства создания настроения.

Планируемые предметные результаты:

  • знать общее и индивидуальное в творчестве разных поэтов;

  • уметь выразительно читать стихотворения; зрительно представлять картины, которые воссоздают поэты, находить художественные средства, помогающие авторам передать свое настроение; анализировать поэтический текст; сопоставлять поэтические тексты.

Универсальные учебные действия:

  • Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах, формировать навыки выразительного чтения, развивать навыки сопоставительного анализа художественных текстов;

  • Регулятивные: уметь анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата, планировать алгоритм ответа;

  • Коммуникативные: формировать навыки комментированного чтения, уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения и позицию.

Личностные результаты: формировать эстетическое восприятие мира с целью гармоничного развития личности.

Оборудование: мультимедиа-проектор, презентация (портреты А. Прокофьева, Д. Кедрина, иллюстрация картины В. Васнецова «Аленушка»), распечатки заданий.

Ход урока:

I. Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности.

- Наш сегодняшний урок будет не совсем обычным, мы побываем в роли исследователей.

- Что такое исследование? Чем мы будем заниматься?

Исследование - это поиск истины, неизвестного, новых знаний, постепенное нахождение ответов на вопросы.

Посмотрите на экран — перед вами картина художника В. Васнецова «Аленушка» На экране портреты двух поэтов XX века – Д. Кедрина и А. Прокофьева. Что общего у этих поэтов?

Постановка проблемы:

- Исследуя картину Васнецова и тексты стихотворений А.А. Прокофьева и Д.Б. Кедрина, мы должны ответить на вопрос:

- Являются ли стихотворения А. Прокофьева и Д. Кедрина, которые имеют одинаковые названия, словесным пересказом картины Васнецова?

- Как и всякие исследователи, перед началом работы мы должны определить задачи нашей деятельности.

- Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос?

1. Проанализировать три разных произведения с одинаковым названием «Алёнушка»;

2. Сопоставить и выделить сходства и различия;

3. Выяснить, что же каждый из авторов хотел сказать своим произведением.

- Сталкивались ли вы ранее на уроках литературы с героиней по имени Алёнушка? В каких произведениях? Какой там предстает перед нами героиня? («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди» и пр. Алёнушка сирота, сильная, храбрая, отважная.)

II. Работа по теме урока.

  1. Работа с репродукцией картины В. Васнецова «Аленушка» (работа в парах).

– Что вы знаете о художнике В.М. Васнецове и его картинах?

- Картина «Аленушка» создана В. М. Васнецовым в 1881 г. в Абрамцеве (усадьбе близ города Сергиева Посада), которое во второй половине XIX в. было центром русской художественной жизни. В Абрамцеве у его хозяев промышленников Мамонтовых гостили и работали лучшие русские художники своего времени, царила атмосфера творческой свободы и воодушевления. Там после нескольких картин на сказочные сюжеты Васнецов и написал ставшую знаменитой «Аленушку». Сейчас картина находится в Государственной Третьяковской галерее.

Исследовательское задание №1: Сейчас вам придётся поработать в качестве реставраторов текста, представляющего со­бой описание картины. Внимательно рассмотрите картину русского художника В. М. Васнецова «Алёнушка» и вставьте пропущенные слова в приведённый ниже текст.

На картине художника В. М. Васнецова изображена бедная крестьянская девушка________________, которая пришла к лесному _____________, чтобы поделиться с ним своим горем. Тёмный густой ______________окружает зелёную полянку.

Алёнушка сидит на большом__________-валуне, обхватив тонкими руками__________и склонив __________. Каштановые ____________ небрежно падают вниз, едва не доставая камня. Она в простом крестьянском __________________. Взгляд девушки прикован к ______________ глади озера. ________________ медленно плавают поодиночке, а иногда и вместе, плотно прижимаясь друг к другу, словно не хотят расставаться.

За _______________Алёнушки виден лес. Он стоит мрачно и безмолвно, как будто в темноте его скрывается какая - то ______________. Осинки роняют жёлтые _______________, будто слезинки. Уже вечереет. Солнце вот - вот скроется. Лёгкие облака _____________ по серому небу. На ветке, над самой головой бедной сиротки сидят ______________. Они поют свои _________________, как будто хотят развеселить Алёнушку, отвлечь её от грустных мыслей. ________________ притихла и как бы сочувствует Алёнушке.

- Давайте проверим, что у вас получилось.

- Какие чувства вызвала у вас эта картина?

Вывод: Автор не передает сказочный сюжет, а раскрывает эмоциональный образ героини русских народных сказок.

2. Работа со стихотворением А. Прокофьева. Актёрское чтение (слушание).

- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

- Какие строки стихотворения совпадают с изображенным на картине Васнецова?

- Чем образ Аленушки у Прокофьева отличается от образа Аленушки у Васнецова?

-С помощью каких изобразительно-выразительных средств поэт рисует картины природы?

Исследовательское задание №2. Заполнение таблицы (работа в парах)

Изобразительно – выразительное средства

Примеры

Сравнение


Эпитет


Метафора


Ряды однородных членов


«Трава …знать не хочет, что мертва вода», «совсем как в сказке милая Аленушка сидит», «пруд заглохший», «золотые обручи», «тростник качается, шумит», «милая Аленушка», «красен от гвоздик, от лилий бел», «солнце щедро…золотые обручи кладет».

- Сверим ваши ответы с ответами на слайде. Где возникли затруднения?

- Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?

«Аленушка» Прокофьева на первый взгляд посвящена описанию и осмыслению картины Васнецова. Поэт включает в стихотворение детали, будто бы отражающие содержание картины: «пруд заглохший» (на картине перед нами не пруд, а лесное озеро, судя по изображенной растительности и валунам моренного происхождения), «тростник качается» (рогоз), «мертва вода» (очевидно, этот эпитет связан с неподвижностью воды). В то же время Прокофьев по-своему словно дорисовывает картину, пишет о том, чего на картине нет, например, o венке на голове или в руках у Аленушки:

Прост венок, а нет его красивей,

Красен от гвоздик, от лилий бел,

Тополиный пух на платье синем,

С тополиных рощ он прилетел.

. . . . . . . .

Но кукушка на сосне кукует

И тропинка к берегу ведет,

Солнце щедро на воду такую

Золотые обручи кладет.

На картине Васнецова у девушки на голове нет венка, нет тополиного пуха на платье, нет сосны, тропинки и солнечных лучей, отражающихся в воде. Своими собственными дополнениями поэт хотел выразить надежду на счастье, на солнечные дни для Аленушки.

- Итак, что перед нами: описание картины или самостоятельное произведение?

- Какие сходства, различия с предыдущими произведениями вы видите? (Сходства: пруд заглохший, мертва вода и пр. Различия: венок, тополиный пух, тропинка, солнечные лучи)

- Похожа ли цветовая гамма картины Васнецова на цветовую гамму стихотворения Прокофьева? (зеленая ряска, красные гвоздики, белые лилии, синее платье, золотые обручи света.)

Вывод: А.А. Прокофьев будто дорисовывает картину, добавляя свои яркие неповторимые эпитеты. Таким образом, мы видим, как настроение произведения в корне изменилось. Автор иначе раскрывает эмоциональный образ героини. Он приобретает надежду на счастье. Лейтмотивом проходит идея восхваления родных земель, природы, Родины

- Давайте выразительно прочитаем стихотворение.

Физкультминутка «Вы, наверное, устали?»

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

3. Работа со стихотворением Д. Кедрина. Актёрское чтение (слушание).

- Каким настроением пронизано стихотворение Д. Кедрина?

- Какие картины вы представили?

- Какие строки стихотворения показывают, что оно перекликается с сюжетом картины Васнецова?

- Какой мы увидели Алёнушку в этом стихотворении?

- Все ли слова понятны?

Исследовательское задание №3: к словам в левой колонке подберите лексическое значение, приведенное в правой колонке.

Стойбище

большой нож, который обычно носят за голенищем сапога

Вотчина

разбойники

Лихая сила

становище кочевников; место, где кочующий народ останавливается на некоторое время

Нетленная краса

изгородь вокруг селения, сделанная для того, чтобы скотина не уходила в лес

Околица

на Руси наследственное земельное владение

Ножичек сапожный

вечная красота, которая не истлевает, не умирает

- Какие средства выразительности использует поэт?

- Сверим ваши ответы с ответами на слайде. Были ли у вас затруднения?

 - Стихотворение Кедрина совсем не похоже на описание картины Васнецова. Поэт обращает это стихотворение к образу «Родины неяркой», сравнивает ее со «стойбищем осеннего тумана», с «вотчиной ночного соловья», с царевной Несмеяной. Кедрин говорит, что Родина не один раз подвергалась нападению, но «все вынесла» и снова поет песню Аленушки. Можно сделать вывод, что, глядя на картину Васнецова, поэт не представляет себе конкретную девушку, а видит в героине картины образ Родины.

Вывод: Поэт видит в героине картины образ Родины

- Давайте выразительно прочитаем стихотворение.

4. Сопоставление стихотворений.

- Мы прочитали оба стихотворения. Что их объединяет?

- Почему для обоих поэтов картина В.М. Васнецова стала символом Родины?

- Чем отличаются стихотворения?

- Чьё чтение стихотворения понравилось? Почему?

III. Подведение итогов урока.

Как же мы ответим на поставленный в начале урока проблемный вопрос: «Являются ли стихотворения А. Прокофьева и Д. Кедрина, которые имеют одинаковые названия, словесным пересказом картины Васнецова?»

Стихотворения Д. Б. Кедрина и А. А. Прокофьева нельзя считать словесным пересказом картины В. М. Васнецова «Аленушка». Это два близких по настроению, но разных по содержанию стихотворения. Схожесть их в том, что они посвящены родной природе и Родине и были написаны, вероятно, под впечатлением картины Васнецова. Для обоих поэтов сказочный образ Аленушки – символ Родины.

Но Дмитрий Кедрин и Александр Прокофьев по - разному выразили свои впечатления от картины Васнецова «Аленушка», передав в своих стихотворениях любовь к родной земле.
IV. Рефлексия. «Дерево возможностей»

- Какие задачи ставили перед собой в начале урока? Выполнили эти задачи?

- Интересно быть исследователем? Что понравилось на уроке?

- Чью работу можно отметить? Кого можно похвалить?

- Что вызвало затруднения? Над чем нужно будет поработать?

V. Задание на дом: выучить наизусть понравившееся стихотворение











5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!