Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 р.п. Земетчино
Урок – исследование по литературе в 5 классе
«Сопоставительный анализ стихотворений
А.А. Прокофьева и Д.Б. Кедрина «Аленушка»
Провел:
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ №3 р.п. Земетчино
Никишкова Ольга Васильевна
2019 г.
Тема урока: «Сопоставительный анализ стихотворений А.А. Прокофьева и Д.Б. Кедрина «Алёнушка»
Цели:
актуализировать знания о приемах выразительности в лирических произведениях;
формировать умения понимать образность, выразительность слова, анализировать поэтические произведения;
закреплять умение выразительного чтения;
раскрыть роль пейзажа как средства создания настроения.
Планируемые предметные результаты:
знать общее и индивидуальное в творчестве разных поэтов;
уметь выразительно читать стихотворения; зрительно представлять картины, которые воссоздают поэты, находить художественные средства, помогающие авторам передать свое настроение; анализировать поэтический текст; сопоставлять поэтические тексты.
Универсальные учебные действия:
Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах, формировать навыки выразительного чтения, развивать навыки сопоставительного анализа художественных текстов;
Регулятивные: уметь анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата, планировать алгоритм ответа;
Коммуникативные: формировать навыки комментированного чтения, уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения и позицию.
Личностные результаты: формировать эстетическое восприятие мира с целью гармоничного развития личности.
Оборудование: мультимедиа-проектор, презентация (портреты А. Прокофьева, Д. Кедрина, иллюстрация картины В. Васнецова «Аленушка»), распечатки заданий.
Ход урока:
I. Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности.
- Наш сегодняшний урок будет не совсем обычным, мы побываем в роли исследователей.
- Что такое исследование? Чем мы будем заниматься?
Исследование - это поиск истины, неизвестного, новых знаний, постепенное нахождение ответов на вопросы.
Посмотрите на экран — перед вами картина художника В. Васнецова «Аленушка» На экране портреты двух поэтов XX века – Д. Кедрина и А. Прокофьева. Что общего у этих поэтов?
Постановка проблемы:
- Исследуя картину Васнецова и тексты стихотворений А.А. Прокофьева и Д.Б. Кедрина, мы должны ответить на вопрос:
- Являются ли стихотворения А. Прокофьева и Д. Кедрина, которые имеют одинаковые названия, словесным пересказом картины Васнецова?
- Как и всякие исследователи, перед началом работы мы должны определить задачи нашей деятельности.
- Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос?
1. Проанализировать три разных произведения с одинаковым названием «Алёнушка»;
2. Сопоставить и выделить сходства и различия;
3. Выяснить, что же каждый из авторов хотел сказать своим произведением.
- Сталкивались ли вы ранее на уроках литературы с героиней по имени Алёнушка? В каких произведениях? Какой там предстает перед нами героиня? («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди» и пр. Алёнушка сирота, сильная, храбрая, отважная.)
II. Работа по теме урока.
Работа с репродукцией картины В. Васнецова «Аленушка» (работа в парах).
– Что вы знаете о художнике В.М. Васнецове и его картинах?
- Картина «Аленушка» создана В. М. Васнецовым в 1881 г. в Абрамцеве (усадьбе близ города Сергиева Посада), которое во второй половине XIX в. было центром русской художественной жизни. В Абрамцеве у его хозяев промышленников Мамонтовых гостили и работали лучшие русские художники своего времени, царила атмосфера творческой свободы и воодушевления. Там после нескольких картин на сказочные сюжеты Васнецов и написал ставшую знаменитой «Аленушку». Сейчас картина находится в Государственной Третьяковской галерее.
Исследовательское задание №1: Сейчас вам придётся поработать в качестве реставраторов текста, представляющего собой описание картины. Внимательно рассмотрите картину русского художника В. М. Васнецова «Алёнушка» и вставьте пропущенные слова в приведённый ниже текст.
На картине художника В. М. Васнецова изображена бедная крестьянская девушка________________, которая пришла к лесному _____________, чтобы поделиться с ним своим горем. Тёмный густой ______________окружает зелёную полянку.
Алёнушка сидит на большом__________-валуне, обхватив тонкими руками__________и склонив __________. Каштановые ____________ небрежно падают вниз, едва не доставая камня. Она в простом крестьянском __________________. Взгляд девушки прикован к ______________ глади озера. ________________ медленно плавают поодиночке, а иногда и вместе, плотно прижимаясь друг к другу, словно не хотят расставаться.
За _______________Алёнушки виден лес. Он стоит мрачно и безмолвно, как будто в темноте его скрывается какая - то ______________. Осинки роняют жёлтые _______________, будто слезинки. Уже вечереет. Солнце вот - вот скроется. Лёгкие облака _____________ по серому небу. На ветке, над самой головой бедной сиротки сидят ______________. Они поют свои _________________, как будто хотят развеселить Алёнушку, отвлечь её от грустных мыслей. ________________ притихла и как бы сочувствует Алёнушке.
- Давайте проверим, что у вас получилось.
- Какие чувства вызвала у вас эта картина?
Вывод: Автор не передает сказочный сюжет, а раскрывает эмоциональный образ героини русских народных сказок.
2. Работа со стихотворением А. Прокофьева. Актёрское чтение (слушание).
- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?
- Какие строки стихотворения совпадают с изображенным на картине Васнецова?
- Чем образ Аленушки у Прокофьева отличается от образа Аленушки у Васнецова?
-С помощью каких изобразительно-выразительных средств поэт рисует картины природы?
Исследовательское задание №2. Заполнение таблицы (работа в парах)
Изобразительно – выразительное средства | Примеры |
Сравнение | |
Эпитет | |
Метафора | |
Ряды однородных членов | |
«Трава …знать не хочет, что мертва вода», «совсем как в сказке милая Аленушка сидит», «пруд заглохший», «золотые обручи», «тростник качается, шумит», «милая Аленушка», «красен от гвоздик, от лилий бел», «солнце щедро…золотые обручи кладет».
- Сверим ваши ответы с ответами на слайде. Где возникли затруднения?
- Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?
«Аленушка» Прокофьева на первый взгляд посвящена описанию и осмыслению картины Васнецова. Поэт включает в стихотворение детали, будто бы отражающие содержание картины: «пруд заглохший» (на картине перед нами не пруд, а лесное озеро, судя по изображенной растительности и валунам моренного происхождения), «тростник качается» (рогоз), «мертва вода» (очевидно, этот эпитет связан с неподвижностью воды). В то же время Прокофьев по-своему словно дорисовывает картину, пишет о том, чего на картине нет, например, o венке на голове или в руках у Аленушки:
Прост венок, а нет его красивей,
Красен от гвоздик, от лилий бел,
Тополиный пух на платье синем,
С тополиных рощ он прилетел.
. . . . . . . .
Но кукушка на сосне кукует
И тропинка к берегу ведет,
Солнце щедро на воду такую
Золотые обручи кладет.
На картине Васнецова у девушки на голове нет венка, нет тополиного пуха на платье, нет сосны, тропинки и солнечных лучей, отражающихся в воде. Своими собственными дополнениями поэт хотел выразить надежду на счастье, на солнечные дни для Аленушки.
- Итак, что перед нами: описание картины или самостоятельное произведение?
- Какие сходства, различия с предыдущими произведениями вы видите? (Сходства: пруд заглохший, мертва вода и пр. Различия: венок, тополиный пух, тропинка, солнечные лучи)
- Похожа ли цветовая гамма картины Васнецова на цветовую гамму стихотворения Прокофьева? (зеленая ряска, красные гвоздики, белые лилии, синее платье, золотые обручи света.)
Вывод: А.А. Прокофьев будто дорисовывает картину, добавляя свои яркие неповторимые эпитеты. Таким образом, мы видим, как настроение произведения в корне изменилось. Автор иначе раскрывает эмоциональный образ героини. Он приобретает надежду на счастье. Лейтмотивом проходит идея восхваления родных земель, природы, Родины
- Давайте выразительно прочитаем стихотворение.
Физкультминутка «Вы, наверное, устали?»
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
3. Работа со стихотворением Д. Кедрина. Актёрское чтение (слушание).
- Каким настроением пронизано стихотворение Д. Кедрина?
- Какие картины вы представили?
- Какие строки стихотворения показывают, что оно перекликается с сюжетом картины Васнецова?
- Какой мы увидели Алёнушку в этом стихотворении?
- Все ли слова понятны?
Исследовательское задание №3: к словам в левой колонке подберите лексическое значение, приведенное в правой колонке.
Стойбище | большой нож, который обычно носят за голенищем сапога |
Вотчина | разбойники |
Лихая сила | становище кочевников; место, где кочующий народ останавливается на некоторое время |
Нетленная краса | изгородь вокруг селения, сделанная для того, чтобы скотина не уходила в лес |
Околица | на Руси наследственное земельное владение |
Ножичек сапожный | вечная красота, которая не истлевает, не умирает |
- Какие средства выразительности использует поэт?
- Сверим ваши ответы с ответами на слайде. Были ли у вас затруднения?
- Стихотворение Кедрина совсем не похоже на описание картины Васнецова. Поэт обращает это стихотворение к образу «Родины неяркой», сравнивает ее со «стойбищем осеннего тумана», с «вотчиной ночного соловья», с царевной Несмеяной. Кедрин говорит, что Родина не один раз подвергалась нападению, но «все вынесла» и снова поет песню Аленушки. Можно сделать вывод, что, глядя на картину Васнецова, поэт не представляет себе конкретную девушку, а видит в героине картины образ Родины.
Вывод: Поэт видит в героине картины образ Родины
- Давайте выразительно прочитаем стихотворение.
4. Сопоставление стихотворений.
- Мы прочитали оба стихотворения. Что их объединяет?
- Почему для обоих поэтов картина В.М. Васнецова стала символом Родины?
- Чем отличаются стихотворения?
- Чьё чтение стихотворения понравилось? Почему?
III. Подведение итогов урока.
Как же мы ответим на поставленный в начале урока проблемный вопрос: «Являются ли стихотворения А. Прокофьева и Д. Кедрина, которые имеют одинаковые названия, словесным пересказом картины Васнецова?»
Стихотворения Д. Б. Кедрина и А. А. Прокофьева нельзя считать словесным пересказом картины В. М. Васнецова «Аленушка». Это два близких по настроению, но разных по содержанию стихотворения. Схожесть их в том, что они посвящены родной природе и Родине и были написаны, вероятно, под впечатлением картины Васнецова. Для обоих поэтов сказочный образ Аленушки – символ Родины.
Но Дмитрий Кедрин и Александр Прокофьев по - разному выразили свои впечатления от картины Васнецова «Аленушка», передав в своих стихотворениях любовь к родной земле.
IV. Рефлексия. «Дерево возможностей»
- Какие задачи ставили перед собой в начале урока? Выполнили эти задачи?
- Интересно быть исследователем? Что понравилось на уроке?
- Чью работу можно отметить? Кого можно похвалить?
- Что вызвало затруднения? Над чем нужно будет поработать?
V. Задание на дом: выучить наизусть понравившееся стихотворение
5