СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-исследование по музыке в 4 классе «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-исследование по музыке в 4 классе«Колокольность в музыке и изобразительном искусстве»

Тема урока «Светлый праздник»

Раздел «О России петь, что стремиться в храм»

УМК «Музыка» Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская

Просмотр содержимого документа
«Урок-исследование по музыке в 4 классе «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве»»

Приложение № 22 к критерию 3.1.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Усинска


Муниципальнöй бюджетнöй общеобразовательнöй велöданiн

«Велöдан общеобразовательнöй шöр школа № 1» Усинск кар







Урок-исследование по музыке в 4 классе

 «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве»

Тема урока «Светлый праздник»

Раздел «О России петь, что стремиться в храм»

УМК «Музыка» Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская











Талипова Любовь Адамовна,

учитель музыки МБОУ «СОШ № 1»














Усинск

2017 год



Конспект урока музыки в 5 классе по теме  

«Колокольность в музыке и изобразительном искусстве»



Учитель – Талипова Л.А.


Цель: познакомить с колокольными звонами как ярким явлением русской православной культуры, путём исследования определить, какой след оставили звоны в русской классической музыке.


Задачи:

  1. Образовательные:

  • способствовать созданию условий для знакомства с колокольными звонами, как ярком явлении русской православной культуры, с произведениями живописи, архитектуры и музыки, отражающих значимость этого явления;

  1. Развивающие:

  • содействовать развитию эмоционального восприятия колокольных звонов

  • сопоставить виды колокольных звонов, выявить сходство и различие,

  • развивать исследовательские навыки,

  • развивать навыки ассоциативного мышления, культуры общения, культуры слушания;

  • развивать творческие музыкальные способности: музыкальный слух, память, певческие навыки.

  • вызвать эмоциональную сопричастность, содействовать пониманию и восприятию музыки.

  1. Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к памятникам отечественной культуры, почитание традиций русского народа, эстетический вкус,

  • знакомить с произведениями мировой музыкальной и художественной культуры,

  • воспитывать устойчивый интерес к музыке, музыкальный вкус учащихся, эмоционально-ценностное отношения к музыке;

  • воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру учащихся;


Оборудование:

  • мультимедийный проектор, экран, ПК, фортепиано,

  • аудиофайлы с музыкальными произведениями для прослушивания, разучивания и анализа,

  • видеоматериал: «Музей колоколов» (фрагменты).

Технологии:

  • исследовательские,

  • личностно-ориентированные,

  • развивающего обучения,

  • здоровьесберегающие,

  • ИКТ.

Ведущие методы:

  • исследовательский

  • анализ музыкального материала;

  • наглядно – слуховой метод;

  • игровой метод


Ход урока:

(звучит колокольный звон).

Учитель: Здравствуйте, ребята, как вы думаете что за звуки открыли наш урок?

Дети высказывают свои гипотезы, предположения,

Учитель: Где мы можем услышать эти звуки в своей жизни?

Дети: высказывают свои предположения, выдвигают гипотезы

Учитель: Как вы думаете, какая тема нашего урока?
Можно ли колокол назвать музыкальным инструментом?

Дети: Да. (высказывают свои гипотезы)

Учитель: А почему?

Дети: Потому что когда звонят колокола, то можно услышать в их звоне мелодию.

Учитель: Правильно. Как вы думаете, колокольный звон - это новое явление или нет?

Дети: Нет. Это было придумано давно.

Учитель: Если придумано, то должны были остаться доказательства. Наша задача сегодня- исследовать, где звучал колокол, и какое место он занимает в душах русских людей. А почему мы заговорили о колоколах именно в это время?

Дети: Потому что скоро праздник Пасхи.

Учитель: Верно, в этот день мы услышим один из самых красивых праздничных звонов, где будут звучать все колокола: и большие, и самые маленькие. Как вы думаете, чем является колокол для православного человека?

Дети: Колокол - это частичка истории России,
- музыкальный инструмент.

Учитель: И не только, а вот чем же является колокол, мы попытаемся разобраться на уроке. А знаете вы, в каком веке появились колокола на Руси?

Дети: высказывают свои предположения.

Учитель: Первое упоминание о колоколах встречается в X веке, со времени принятия христианства. После крещения Руси колокола храмов и соборов созывали народ не только на церковную службу, на протяжении многих веков сопровождали они своим звоном жизнь христиан. Размеряли течение дня, возвещали время труда и отдыха, время бодрствования и сна, время веселья и скорби.

Не повезло колокольным звонам в XX веке. Рушились храмы – творения рук человеческих, в огне костров горела древнерусская живопись, книги, низвергались устремленные ввысь колокольни, а вместе с ними гибли и колокола. И не только войны виной тому были. Страшнее всего оказалось людское невежество, ханжество, воинствующая злоба на всех и вся.
Но прошло время, и люди начали понимать, что, лишившись корней, дерево не выживет. А колокольные звоны и есть один из могучих корней, нашей отечественной музыкальной культуры. Это такой же важный и художественно своеобразный вид национального культурного наследия, как и певческое искусство, иконопись, зодчество, народные ремесла. А по своей сути они являются инструментальной разновидностью русского музыкального искусства, народного творчества.

Но можно ли понять это искусство сейчас? Соизмеримо ли оно с нашим временем? Чтобы разобраться в этом, надо вспомнить наше прошлое, нашу историю, понять те жизненные истоки, которые взрастили и питали на протяжении веков колокольное искусство.
Христианская церковь не изобрела колоколов, они пришли к нам с запада первоначально, как сигнал, знак оповещения. Русь приняла этот атрибут быта. Для наших просторов он оказался очень нужным. Распространение колоколов в первое время принятия христианства на Руси не носило массового характера. Они были еще редки и по размерам невелики, к тому же летописи сообщают, что колокола часто гибли от пожаров и междоусобных войн и сражений.
Колокольные звоны на Руси особенно интенсивно стали развиваться, начиная с XVI века, да так, что вскоре Русь по размаху колокольню – литейного дела, величине колоколов, их силе звучания превзошла все остальные европейские страны. В различных обстоятельствах действительности, в гражданской и церковной жизни колокола – это глашатаи важного для всех события, призыв к общности людей. ПРИЗЫВ К ЕДИНЕНИЮ.

Звоны колоколов для русских людей – это голос предков, некое таинство, которое не каждому дано постигнуть. Наконец – это искусство, позволяющее выразить свое вдохновение, показать свой талант. Русским звонарям не было равных. Именно они – народные музыканты – изобрели необычный способ извлечения звука: не колокол качался и бил о неподвижный язык, как в странах Западной Европы, а звонарь управлял языками неподвижно висящих колоколов, извлекая самые затейливые ритмы. Такой способ послужил ярким стимулом к художественной трактовке колокольных звонов.

Известный музыкант – этнограф Степан Васильевич Смоленский писал: «…церковный звон давно стал у нас народным искусством. Здесь видны и чувства родные красоты и свои русские формы».
Различное содержание музыки колокольных звонов, в связи с определенными назначениями, явилось основой для формирования ее жанровых разновидностей. Скажите мне, какие виды колокольного звона вы знаете?

Дети: Перезвон, Набат, Благовест.

Учитель: Да, ребята – жанров колокольных звонов много. Кроме перечисленных вами звонов есть звон праздничный, будничный, красный, Великий, встречный, пасхальный.

(Запись колокольных звонов, их характеристика, некоторые особенности и отличия.)

Благовест – самый древний звон. Несет Благую весть о начале Богослужения.(Праздничный, Воскресный, Полиелейный, Будничный, Пятый или малый).

Перезвон – самый сложный звон, представляет собой звон поочередно в каждый колокол.

Трезвон – наиболее сложный и яркий в музыкальном отношении звон.

Перебор – погребальный звон. Представляет собой поочередные удары в каждый колокол, начиная с самого малого и до самого большого, с последующим общим ударом во все колокола одновременно. Выражает грусть и скорбь об усопшем, символизирует возрастающую жизнь человеческую на Земле, одновременный удар колоколов означает пересечение земной жизни смерти.

Музыка колокольных звонов явилась ярким своеобразным искусством, способным отразить устремление народа, передать различные эмоционально – психологические состояния человека, стала в итоге важным национальным достижением русской музыкальной культуры. В чем же заключается такая непостижимая еще людьми сила колокольного звучания? Возможно, в том, что в главный металл изготовления колоколов (медь) добавляют золото, серебро, бронзу, чугун, платину и сталь. Например: серебро используется для открытого и звонкого звука; для закрытого – сталь; для резкого – золото; платина – для нежного звучания. Чугун придает звону тишину и спокойствие: в бронзе – волнистую глухоту в виде крупных, рельефных волн.

(Звучат колокольные звоны.)

Учитель: Вернемся к вопросу: чем же является колокол для православных?

Дети: Колокол- это частичка истории России,

- музыкальный инструмент,

- произведением литейного мастерства и искусства,

- набатом, сигналом.

Учитель: Есть выражение «Малиновый звон», как вы считаете, откуда взялось это название?

Дети: От звона малинового цвета. Очень красивый и звонкий звук…

Учитель: Слово «малиновый звон» пришло к нам от Петра Первого, который привез в Россию дюжину хороших колоколов из бельгийского города Малин, где издавна отливали колокола и велел своим литейщикам отлить такие же колокола и с таким же «малиновым» звоном.

Колокольный звон служил мерилом праведности и добра: есть выражение «голос чище звона», «слава, что звон» - так говорили о том, что было достойно высшей похвалы. Колокола были несовместимы с ложью, несправедливостью, греховностью.

Люди всегда с большим уважением и любовью относились к колоколам. Послушайте, как это сказано в стихах Г. Голуба:

Колокола!
Ваш звучный звон -
Язык земли,
Меня вскормившей.
Живет в нас радость,
Клич и стон,
Как отголосок
Жизни бывшей.
Колокола-
Руси венец,
Червонным золотом
Горящий,
Ваш звон-
Связующая нить
Меж будущим
И настоящим.

Но не только в стихах можно услышать упоминание о колоколах. Не обидела вниманием колокола и русская классическая музыка.

Давайте вспомним с вами, ребята, в произведениях каких композиторов звучали они?

Дети: Хор «Славься» в опере «Иван Сусанин» М.И.Глинки, «Вставайте люди русские» в «Александре Невском» С.С.Прокофьева.

Учитель: Давайте послушаем с вами фрагмент из уветрюры П.И.Чайковского «1812 год»
(звучит фрагмент с колокольным звоном)

Учитель: Постарайтесь рассказать, каким вы услышали этот звон, о чем он говорил- о празднике или несчастье? Что такое увертюра?

Дети: Увертюра-это вступление к операм, балетам и спектаклям, где проходят темы главных героев. (анализ прослушанного фрагмента)

Учитель: А теперь я предлагаю вам музыкальную загадку.
Послушайте внимательно и подумайте, что же здесь звучит?
(звучит фрагмент из оперы М.П. Мусоргского «Борис Годунов»).

Учитель: Что же вы услышали?

Дети: Звучат колокола.

Учитель: Нет, это была имитация звона инструментами симфонического оркестра. Вспомните, что означает слово «имитация»?

Дети: Это значит изображение или подражание.

Учитель: Часто композиторы пользовались этим приемом в различных произведениях. Послушайте фрагмент «Сюиты №1» С.В.Рахманинова и постарайтесь догадаться, какой инструмент имитирует колокольный звон (фрагмент «Сюиты №1» С.В. Рахманинова).

Дети: Это рояль.

Учитель: У каждого колокола особенный, неповторимый голос. Тем не менее их можно разделить на несколько групп. Подумайте: по какому признаку их можно сделать?

Дети: По величине, по месту изготовления.

Учитель: А если мы говорим о голосах?

Дети: По высоте голоса.

Учитель: Правильно. Вспомните, как называют низкий мужской голос?

Дети: Бас.

Учитель: А высокий мужской голос?

Дети: Тенор.

Учитель: А теперь давайте посмотрим какие колокола будут соответствовать басам и тенорам.
(звучит фрагмент «Музей колоколов»).

Учитель: Вы, наверное, заметили, что голоса колоколов называют так же, как и голоса людей. Это не случайно. К колоколам относились, как к людям. Их наказывали, отправляли в ссылку и даже брали в плен. У побеждённых брали то, что являлось национальной святыней. Очень часто можно услышать в песнях упоминание колоколов и даже изображение звона.
(звучит фрагмент песни «Колокол»).

Учитель: Колокола находились в специальном помещении. Посмотрите на слайды, найдите это помещение и вспомните как оно называется. (слайды)

Дети: Колокольня. Звонница.

Учитель: Почему называется колокольня-это понятно. А почему звонница?

Дети: Потому, что оттуда лился колокольный звон.

Учитель: А как назывался человек, который звонил в колокол?

Дети: Звонарь.

Учитель: Как вы думаете, это лёгкое или трудное дело?

Дети: Трудное.

Учитель: Не трудно, а очень трудно! Представьте себе, колокольня Ивана Великого имеет в 4-х ярусах 37 колоколов! Чтобы попробовать себя в роли звонарей, я предлагаю вам ритмическую игру «Праздничные звоны».

Игра (стоя):

1 ряд - хлопают четвертями.

2. ряд - триолями.

3.ряд - четверть и две восьмые. (каждый ряд хлопает по отдельности, затем все вместе, каждый ряд свой ритм, получается наслоение ритмов).

Учитель: Как вы думаете, есть ли какие-нибудь легенды, связанные с колоколами?

Дети: высказывают свои предположения.

Учитель: Их много!

Например: Наполеон, вступив в Москву, решил взорвать колокольню Ивана Великого. По его приказу, под неё положили большое количество пороха и подожгли. Раздался взрыв, колокольня взлетела в вверх, а затем…опустилась на прежнее место, целая и невредимая.
По народным поверьям, влиянию ночного церковного колокола не могут противостоять сами нечистые силы, теряет силу всякое волшебство и гадание.
Учёные установили вполне реальный факт, что в волнах колокольного звона гибнут вредные для человека микробы. Говорят, когда звонишь в колокол, словно душа светлее становится. Продолжим наше исследование: Чем же ещё является колокол для православных?

Дети: лекарем.

Учитель: Давайте мы с вами споем песню о колокольном звоне «Благовест»
(исполнение)

Учитель: Мы спели такую строчку: «Повсюду благовест звучит» Что такое «благовест»?

Дети: Это праздничный перезвон.

Учитель: Верно, а от каких двух слов образовалось такое название?

Дети: От слов «благо» и «весть».

Учитель: Получается, что колокола празднуют вместе с людьми. А ведь действительно, колоколам приписывалась способность чувствовать и переживать, а в их звучании слышалась человеческая речь. По рассказам жителей Ярославской губернии: однажды люди перевозили два колокола, отлитые одновременно на одном заводе. При переправе через реку один колокол утонул, да там и остался на дне реки. Второй благополучно довезли до места и повесили на колокольне. Однако, когда он звонил, звуки его были печальны и в них ясно можно было расслышать слова: «Брат Кондрат на дне лежит, а мне не велит»,
Как колокол называл своего брата:

Дети: Кондрат.

Учитель: Многим большим колоколам давали имена. Например: Лебедь, Сысой, Реут. А теперь назовите имя самого большого колокола не только в России, но и во всем мире?

Дети: Царь колокол. Он находится в Москве, только он не звучит, потому что поломан.

Учитель: Как называется знаменитая колокольня в Москве?

Дети: Колокольня Ивана Великого.

Учитель: Ваш одноклассник хочет поделиться своими знаниями о Колокольне Ивана Великого.

Учитель: Вот рядом с колокольней Ивана Великого и находятся два шедевра русского литейного искусства: Царь- пушка и Царь – колокол. (Слайд)

Самые лучшие колокола отливали в России. Они настолько разные, звонкие да певучие, что в Суздале даже устраивают колокольные концерты, в которых задействованы все колокола - и

большие, и малые. Давайте посмотрим фрагмент такого концерта. («Колокольные звоны»).

Учитель: После концерта всем желающим разрешается попробовать себя в роли звонарей. Широко известен обычай: В Пасхальную неделю пускать на колокольню всех желающих и звон, в эти праздничные дни, продолжается весь день. Говорят: Икона - молитва в красках, Храм – молитва в камне, Колокол – молитва в звуке. (колокольный звон).
Колокольные звоны – это голос Родины, народа, подлинное духовное творчество. И забыть их, выбросить из памяти людской – кощунство над памятью предков, над нашей отечественной культурой. Отдадим же должное тем, кто в трудные годы лихолетья сберег духовные ценности наши национальные святыни, отдадим должное и удивимся той нравственной силе и красоте, которые живут в нашем человеке.

Исполнение стоя песни: «Белоснежные церкви». муз. Н.Мухамеджановой, сл. Г.Веденеева.
(показ презентации с Храмами)

Рефлексия:

1. Что открыли нового для себя на уроке?

2. Каковы были ваши цели перед уроком?

3. Что самым полезным и интересным было на уроке?

4. Что вызвало затруднение на уроке?

5. Каким образом преодолевали трудности?

6. За счёт чего?

7. Какой главный результат для вас лично вы получили на уроке?

8. Для чего необходимо новое знание?

9. Чему вы научились лучше всего сегодня на уроке?

10.Что не получилось? Почему?

11.Какое настроение у вас было на уроке?

Дети: высказывания детей.

Учитель: Ну вот, ребята, наш урок окончен. Я принесла маленький колокольчик, средний и большой. Сегодня вы узнали, что колокольный звон лечебный и поэтому, когда будете уходить из класса, позвоните в колокольчик и пусть он вам принесет радость и счастье.
А я желаю вам, чтобы в вашей душе всегда звучал самый светлый колокольчик!









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!