СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-исследование по русскому языку "Приставка и ее роль в слове"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить с ролью приставок, правилами их правописания. Формировать орфографическую зоркость.

Просмотр содержимого документа
«Урок-исследование по русскому языку "Приставка и ее роль в слове"»

Урок – исследование по русскому языку

2 класс.

Тема. Приставка, её роль в слове.

Цели. Познакомить с ролью приставок, основными правилами правописания приставок; формировать умение применять на практике правила правописания приставок; развивать орфографическую зоркость, логику, познавательную активность, внимание, память, речь, творческую фантазию; воспитывать интерес к русскому языку, умение думать и размышлять, прививать навыки

самостоятельной работы.

Оборудование. Остров, индивидуальные карточки, план, игра «Ромашка», тест, словарные слова, словесные игры.


Ход урока


1. Организационный момент. Релаксация.

2. Актуализация знаний.

а) Сегодня мы с вами будем исследователями.

- Кто такие исследователи?

- Какими близкими по значению словами их можно заменить?

(путешественник, первопроходец,...)

- Сегодня мы с вами отправимся по океану Знаний в страну….

- А вот в какую страну послушайте.

Привет, друзья!

Примите приглашение.

В нашей стране мы ждём вас с нетерпением.

Познаете вы много разных тайн.

Морфемы тут живут и здесь, и там.

- Что за страну мы посетим?

- Чем интересна эта страна? (она состоит из островов).

- Какие острова находятся в этой стране? (остров корень, суффикс, приставка, окончание).

- Мы с вами уже начали изучать страну Морфемику. И исследовали один из островов. Что это за остров?

- Расскажите об этом острове (Корень — это...).

б) Игра «Верно, неверно».

-Верно ли, что…

- …слова портной и портфель произошли от одного

исторического слова?

( -Неверно. Слово портной исконно русское слово и произошло от слова порт, что означает «полотно». Слово портфель произошло от французского слова портер, что значит «носить»).


- …слова ветеран и ветчина произошли от одного

исторического слова?

(-Верно. Слова ветеран и ветчина произошли от латинского слова ветус, что означает «старый»).

- …слово газета образовано от слова газ?

(-Неверно. Слово газета образовано от итальянского слова газа, что значит «сорока». Изображение сороки было на мелкой монете, которую отдавали раньше за лист бумаги с информацией. Слово газ произошло от греческого хаос, что значит «беспорядок»).

- …слово мелодия можно проверить словом милый?

(- Неверно. Слово мелодия возникло на базе сложения двух греческих слов: мело — «песня» и оде — «песня». Слово милый от латинского милис — «нежный, спокойный»).

- …слова плотник и плот родственные?

(- Верно. В древности словом плот называли соединённые друг с другом бревенчатые стены домов. Такие плоты делают плотники).

в) Сегодня мы с вами начнём исследовать ещё один остров.

- А что это за остров отгадайте.

- Служит для образования новых слов.

- Часть слова.

- Стоит рядом с корнем.

- Может состоять из 1,2,3,4 букв? И т.д.

(Это приставка).

- Кто внимательно слушал, тот уже сможет сформулировать правило. (дети составляют правило).

- Как вы думаете, когда исследователь начинает работу, то какое у него настроение?

- У вас на парте есть у каждого листочки, попробуйте составить выражение лица. Какое у вас настроение — такое и выражение лица, но составлять мы будем с помощью символов Морфемики.

- У меня человечек немного грустный, но я думаю, что в конце урока он улыбнётся, потому что мы обязательно справимся со всеми заданиями.

- А какой человечек получился у вас? (У кого грустный — я думаю он к концу урока повеселеет, а у кого уже весёлый — я надеюсь он останется таким до конца урока).

3. Минутка чистописания.

- И так начнём мы наше исследование с того, что выполним минутку чистописания, которая пройдёт под девизом «Я умею писать лучше всех». (Индивидуальная работа по карточкам – каждый работает по индивидуальному образцу).

Взаимопроверка.

Зарубить на носу.

- Как вы понимаете — зарубить на носу? (запомнить)

- Подберите однокоренные слова? Какой корень?

- Что мы можем сказать о части слова, которая стоит перед корнем. Докажите, что это приставка.

4. Словарный диктант.

- Гуляя по острову, один из исследователей заметил что-то необычное и решил поделиться с нами. Посмотрите на доску и попробуйте отгадать кого он увидел.

соробака корозаяц

- Запишите на доске и в тетради, что это за животные.

- Он долго наблюдал за этими животными и увидел, что они очень любят огорбузы помипуста моркофель

Запись на доске и в тетради с комментированием.

5. Физминутка.

6. Упражнения в нахождении приставки.

1. Элементы какографии (устно).

- Наш друг исследователь так испугался, что ничего не смог рассказать кроме этого. Прочитайте.

Я хадил сегодня н лез,

Там на дерево залез,

А потом спускался внис

Да нечаянно повиз.

- Исправьте ошибки и найдите слова с приставками.

3. Работаем по плану.

а) Доказать.

- Что приставка часть слова.

б) Исследовать.

- Для чего служит приставка.

в) Вспомнить.

- Отличия приставки и предлога.

4. Приставка — часть слова.

- Приставки великие труженицы. Если мы зададимся целью отыскать хотя бы маленькое стихотворение или рассказ, где бы не было приставок, мы поставим перед собой непосильную задачу. Хотите в этом убедиться? Давайте вспомним стихи Агнии Львовны Барто, которые вам читали, когда вы были совсем маленькие.

(Дети вспоминают).

а) Работа группой. (Каждой группе раздаются листочки из произведения А.Барто)

- Найдите слова с приставкой и доказажите, что она часть слова).

- Если даже в детских стихах мы обнаружили множество слов с приставками,то что говорить о более сложных литературных произведениях.

5. Игра «Для чего служит приставка».

- Представьте. что вы берете пульт от телевизора.

- Я вам говорю: - Что вы сделаете? В - ….( Включим телевизор).

- А если я скажу: пере- ? ( Переключим телевизор на другой канал)

- А если вы-? (Выключим телевизор).

- Какой вывод можно сделать? (Каждая приставка имеет определённый смысл, образовывает новые слова).

- Итак, для чего служит приставка?

6. Приставки и предлоги.

а) Работа по учебнику упр. 145.

- Подробное объяснение — сравнение приставки и предлога.

Выборочное списывание.

б) Игра «Да — нет».

Хлопните всего разок.

Если в слове есть предлог,

А приставку услыхали —

Хором все её назвали.

Поехали, до_ школы, перешел, за_ ворота, добежал, нарисовать, по_ траве,

про_ кота.

7. Итог урока.

- Мы с вами выполнили успешно все пункты нашего плана. Я пока на остров «приставка» не могу поставить флажок — ведь мы его до конца не изучили, а будем продолжать учить дальше. Но я хочу проверить, как вы усвоили то, о чём мы говорили сегодня и на прошлом уроке. Для этого проведём тестирование. (На партах у каждого на листочках тест). Поработайте самостоятельно.

1. Корень это:

а) часть речи —п

б) часть слова — м

2. Приставка служит для:

а) связи слов в предложении — н

б) для образования новых слов — о

3. Приставка стоит:

а) перед корнем - л

б) после корня — с 4. Приставка это:

а) изменяемая часть слова — а

б) неизменяемая часть слова — о

5. Чтобы найти в слове корень надо:

а) изменить форму слова — т

б) подобрать однокоренные слова — д

6. Укажите правильную схему разбора слов:

А) - о

Б) - е

7. В каких из этих слов есть приставка:

а) замок — ч

б) записка — ц

- Кто правильно ответил на все вопросы теста, тот получил результат сразу — слово «молодец».

- И в заключении нашего урока я хотела бы проверить ваше настроение. Моё настроение стало очень хорошим, так как мы с вами справились со всеми заданиями и очень хорошо работали.

8. Домашнее задание.

* красные карточки – сочинение «Путешествие по острову Приставок» с

индивидуальным заданием для каждого уч-ся.

* синие карточки — упр. 1, 2, стр. 110.

* зелёные карточки - упр. 1 стр. 110.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!