Урок – исследование по русскому языку
2 класс.
Тема. Приставка, её роль в слове.
Цели. Познакомить с ролью приставок, основными правилами правописания приставок; формировать умение применять на практике правила правописания приставок; развивать орфографическую зоркость, логику, познавательную активность, внимание, память, речь, творческую фантазию; воспитывать интерес к русскому языку, умение думать и размышлять, прививать навыки
самостоятельной работы.
Оборудование. Остров, индивидуальные карточки, план, игра «Ромашка», тест, словарные слова, словесные игры.
Ход урока
1. Организационный момент. Релаксация.
2. Актуализация знаний.
а) Сегодня мы с вами будем исследователями.
- Кто такие исследователи?
- Какими близкими по значению словами их можно заменить?
(путешественник, первопроходец,...)
- Сегодня мы с вами отправимся по океану Знаний в страну….
- А вот в какую страну послушайте.
Привет, друзья!
Примите приглашение.
В нашей стране мы ждём вас с нетерпением.
Познаете вы много разных тайн.
Морфемы тут живут и здесь, и там.
- Что за страну мы посетим?
- Чем интересна эта страна? (она состоит из островов).
- Какие острова находятся в этой стране? (остров корень, суффикс, приставка, окончание).
- Мы с вами уже начали изучать страну Морфемику. И исследовали один из островов. Что это за остров?
- Расскажите об этом острове (Корень — это...).
б) Игра «Верно, неверно».
-Верно ли, что…
- …слова портной и портфель произошли от одного
исторического слова?
( -Неверно. Слово портной исконно русское слово и произошло от слова порт, что означает «полотно». Слово портфель произошло от французского слова портер, что значит «носить»).
- …слова ветеран и ветчина произошли от одного
исторического слова?
(-Верно. Слова ветеран и ветчина произошли от латинского слова ветус, что означает «старый»).
- …слово газета образовано от слова газ?
(-Неверно. Слово газета образовано от итальянского слова газа, что значит «сорока». Изображение сороки было на мелкой монете, которую отдавали раньше за лист бумаги с информацией. Слово газ произошло от греческого хаос, что значит «беспорядок»).
- …слово мелодия можно проверить словом милый?
(- Неверно. Слово мелодия возникло на базе сложения двух греческих слов: мело — «песня» и оде — «песня». Слово милый от латинского милис — «нежный, спокойный»).
- …слова плотник и плот родственные?
(- Верно. В древности словом плот называли соединённые друг с другом бревенчатые стены домов. Такие плоты делают плотники).
в) Сегодня мы с вами начнём исследовать ещё один остров.
- А что это за остров отгадайте.
- Служит для образования новых слов.
- Часть слова.
- Стоит рядом с корнем.
- Может состоять из 1,2,3,4 букв? И т.д.
(Это приставка).
- Кто внимательно слушал, тот уже сможет сформулировать правило. (дети составляют правило).
- Как вы думаете, когда исследователь начинает работу, то какое у него настроение?
- У вас на парте есть у каждого листочки, попробуйте составить выражение лица. Какое у вас настроение — такое и выражение лица, но составлять мы будем с помощью символов Морфемики.
- У меня человечек немного грустный, но я думаю, что в конце урока он улыбнётся, потому что мы обязательно справимся со всеми заданиями.
- А какой человечек получился у вас? (У кого грустный — я думаю он к концу урока повеселеет, а у кого уже весёлый — я надеюсь он останется таким до конца урока).
3. Минутка чистописания.
- И так начнём мы наше исследование с того, что выполним минутку чистописания, которая пройдёт под девизом «Я умею писать лучше всех». (Индивидуальная работа по карточкам – каждый работает по индивидуальному образцу).
Взаимопроверка.
Зарубить на носу.
- Как вы понимаете — зарубить на носу? (запомнить)
- Подберите однокоренные слова? Какой корень?
- Что мы можем сказать о части слова, которая стоит перед корнем. Докажите, что это приставка.
4. Словарный диктант.
- Гуляя по острову, один из исследователей заметил что-то необычное и решил поделиться с нами. Посмотрите на доску и попробуйте отгадать кого он увидел.
соробака корозаяц
- Запишите на доске и в тетради, что это за животные.
- Он долго наблюдал за этими животными и увидел, что они очень любят огорбузы помипуста моркофель
Запись на доске и в тетради с комментированием.
5. Физминутка.
6. Упражнения в нахождении приставки.
1. Элементы какографии (устно).
- Наш друг исследователь так испугался, что ничего не смог рассказать кроме этого. Прочитайте.
Я хадил сегодня н лез,
Там на дерево залез,
А потом спускался внис
Да нечаянно повиз.
- Исправьте ошибки и найдите слова с приставками.
3. Работаем по плану.
а) Доказать.
- Что приставка часть слова.
б) Исследовать.
- Для чего служит приставка.
в) Вспомнить.
- Отличия приставки и предлога.
4. Приставка — часть слова.
- Приставки великие труженицы. Если мы зададимся целью отыскать хотя бы маленькое стихотворение или рассказ, где бы не было приставок, мы поставим перед собой непосильную задачу. Хотите в этом убедиться? Давайте вспомним стихи Агнии Львовны Барто, которые вам читали, когда вы были совсем маленькие.
(Дети вспоминают).
а) Работа группой. (Каждой группе раздаются листочки из произведения А.Барто)
- Найдите слова с приставкой и доказажите, что она часть слова).
- Если даже в детских стихах мы обнаружили множество слов с приставками,то что говорить о более сложных литературных произведениях.
5. Игра «Для чего служит приставка».
- Представьте. что вы берете пульт от телевизора.
- Я вам говорю: - Что вы сделаете? В - ….( Включим телевизор).
- А если я скажу: пере- ? ( Переключим телевизор на другой канал)
- А если вы-? (Выключим телевизор).
- Какой вывод можно сделать? (Каждая приставка имеет определённый смысл, образовывает новые слова).
- Итак, для чего служит приставка?
6. Приставки и предлоги.
а) Работа по учебнику упр. 145.
- Подробное объяснение — сравнение приставки и предлога.
Выборочное списывание.
б) Игра «Да — нет».
Хлопните всего разок.
Если в слове есть предлог,
А приставку услыхали —
Хором все её назвали.
Поехали, до_ школы, перешел, за_ ворота, добежал, нарисовать, по_ траве,
про_ кота.
7. Итог урока.
- Мы с вами выполнили успешно все пункты нашего плана. Я пока на остров «приставка» не могу поставить флажок — ведь мы его до конца не изучили, а будем продолжать учить дальше. Но я хочу проверить, как вы усвоили то, о чём мы говорили сегодня и на прошлом уроке. Для этого проведём тестирование. (На партах у каждого на листочках тест). Поработайте самостоятельно.
1. Корень это:
а) часть речи —п
б) часть слова — м
2. Приставка служит для:
а) связи слов в предложении — н
б) для образования новых слов — о
3. Приставка стоит:
а) перед корнем - л
б) после корня — с 4. Приставка это:
а) изменяемая часть слова — а
б) неизменяемая часть слова — о
5. Чтобы найти в слове корень надо:
а) изменить форму слова — т
б) подобрать однокоренные слова — д
6. Укажите правильную схему разбора слов:
А) - о
Б) - е
7. В каких из этих слов есть приставка:
а) замок — ч
б) записка — ц
- Кто правильно ответил на все вопросы теста, тот получил результат сразу — слово «молодец».
- И в заключении нашего урока я хотела бы проверить ваше настроение. Моё настроение стало очень хорошим, так как мы с вами справились со всеми заданиями и очень хорошо работали.
8. Домашнее задание.
* красные карточки – сочинение «Путешествие по острову Приставок» с
индивидуальным заданием для каждого уч-ся.
* синие карточки — упр. 1, 2, стр. 110.
* зелёные карточки - упр. 1 стр. 110.