СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-исследование по теме: "Лик мира» Петербурга Ф.М.Достоевского.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проведение исследований по роману Ф.М.Достоевского помогает понять необычность изображения Петербурга, подвести к главному конфликту романа: между Раскольниковым и миром, который он отрицает.

Просмотр содержимого документа
«Урок-исследование по теме: "Лик мира» Петербурга Ф.М.Достоевского.»

Урок-исследование по теме:

"Лик мира» Петербурга Ф.М.Достоевского.

Все презентации и проекты (отдельно)

Цель:

проведение исследований по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» для того, чтобы понять необычность изображения Достоевским Петербурга; подвести к осмыслению главного конфликта романа — конфликта между Раскольниковым и миром, который он отрицает.

Задачи:

Образовательные: актуализировать знания учащихся о Петербурге в русской литературе XIX в.; показать особенности города «униженных и оскорблённых» в романе «Преступление и наказание», средства его изображения;

Развивающие: развивать логическое мышление, умение анализировать и сопоставлять, работать с текстом художественного произведения, умение формулировать и излагать свою точку зрения, прислушиваться к мнению оппонентов; развивать творческие способности учащихся, воспринимать явления интегрировано, (через связь с другими науками); развивать способность решать жизненные проблемы самостоятельно.

Воспитательные: воспитывать самостоятельно мыслящего и глубоко чувствующего человека; воспитывать чувство ответственности, духовности, нравственности, любви к людям, способность к сотрудничеству.

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, интерактивная доска, компьютерная презентация, выставка иллюстраций с изображением Петербурга.

Прогнозируемые результаты: учащиеся знают содержание романа; осмысливают главный конфликт романа — конфликт между Раскольниковым и миром, им отрицаемым; воспринимают и интерпретируют художественное произведение; сопоставляют эпизоды из романа с иллюстрациями художников, фрагментами фильма.; делают выводы, проводят исследования по основным интересным для них вопросам.









Ход урока.



I. Стадия вызова.

Добрый день, ребята. Прежде чем начать урок и понять предмет разговора, обратите внимание на видеоролик (сформулируйте тему урока). (на этом фоне звучит стихотворение Н.М.Коншина «Жалобы на Петербург»).

В дымном городе душно,

Тесно слуху и взору,

В нем убили мы скучно

Жизни лучшую пору.

В небе – пыль, либо тучи,

Либо жар, либо громы;

Тесно сжатые в кучи,

Кверху кинулись домы;

Есть там смех, да не в радость,

Все блестит, но бездушно…

Слушай, бледная младость,

В дымном городе душно!

- Да тема урока: "Лик мира Петербурга Ф.М.Достоевского ".

Петербург всегда играл важную роль в истории и культуре нашей страны. Этот город всегда имел большое значение в личной и творческой судьбе большинства русских писателей, поэтов, художников, музыкантов. Сегодня местом исследований для нас станет Петербург Достоевского. Лик этого мира – это мир писателя, в котором боль, боль от зла существующего в обществе людей, человеческой природе, во всём мироздании.

Сегодня наш урок будет необычен по форме, это урок – исследование. Как любая научная работа, он потребует от вас сосредоточенности, умения проявлять терпение к оппонентам, быть убедительными. Работать вы будете в группах; 1 – это исследователи; 2 – практики; 3 – эксперты, а я – консультант-координатор.

Цель урока: проведение исследований по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» для того, чтобы понять необычность изображения Достоевским Петербурга; именно это является ключом к осмыслению главного конфликта романа — конфликта между Раскольниковым и миром, который он отрицает.

Эпиграф: «Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти?». Мармеладов «П и н»

Так, что же это за город, огромный и могущественный, а для героев Достоевского – тупик, когда уже некуда больше идти? Помогут разобраться исследователи. Желаю всем комфортной работы на уроке.

  1. Исследователь темы: «Архитектура, интерьер жилищ Петербурга Достоевского».

Физкультминутка. Вы чувствуете, каким холодом веет от обстановки Петербурга? Потянитесь друг к другу, соедините руки, почувствуйте тепло от общения и комфортную обстановку класса. А теперь вернемся на улицы Петербурга.

  1. Слово экспертам.

  2. Исследователь темы: «Человек в капиталистическом мироустройстве Петербурга».

Физкультминутка. Вы чувствуете, как одиноко и тоскливо человеку в бездушном, разобщенном обществе? Положите руки на плечи друг к другу, почувствуйте нужность и опору. А теперь вернемся в общество Петербурга.

  1. Слово экспертам.

  2. Рефлексия. «Мои чувства после знакомства с романом» (анкета).

  3. Творческая работа: «Петербург Достоевского глазами потомков 21 века» или «Письмо Ф.М.Достоевскому от читателей 21 века»





Итог: Мир, рисуемый Достоевским, ужасен, жесток. Герои его произведений оказываются в тяжелых, порой невыносимых обстоятельствах

Достоевский был самым жестоким художником ХIХ века, но он был одержим великой любовью к людям и не хотел закрывать глаза на жестокую правду жизни, считая себя ответственным за то, чтобы открыть глаза человечеству и заставить искать пути избавления от страданий и социальной несправедливости. Защиту он видел в Боге: призывал к вере в добро, прощение, смирение.

        Главный вывод, который сделан по результатам работы, заключается в том, что только нравственное самосовершенствование человека, «нравственный императив», даёт надёжный иммунитет от участия в  преступной деятельности.

        Об этом свидетельствует в частности второй социологический опрос, который проводился после изучения школьниками романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Теперь среди ответивших на тот же вопрос о силе удерживающей молодых людей от преступной деятельности уже больше трети считают такой совесть человека, его нравственные качества. Меньше стало тех, кто убеждён, что такой силой является строгость наказания и несколько больше стало тех, кто считает неотвратимость наказания более действенным фактором снижения молодёжной преступности.



Что необходимо людям для счастья по Достоевскому? (любить, прощать, верить, …)

Желаю всем обрести эти качества. Да будет радостным ваше пробуждение! Всем спасибо!

Творческое задание. (слайд)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!