

Учитель начальных классов
ПАРФИРОВА
ВЕРОНИКА АЛЕКСАНДРОВНА
МБОУ « Средняя школа № 69»
г.УЛЬЯНОВСК, 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
1
Урок – исследование в начальной школе – универсальное средство, обеспечивающее не только формирование необходимых исследовательских и коммуникативных умений , но и развитие мотивации учащихся к самостоятельному исследованию окружающего мира и продуктивной коммуникации со сверстниками.
Тема:
«Перенос слов»
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Форма организации: урок – исследование, исследование в малых группах
Цель урока: познакомить учащихся с правилами переноса слов в русском языке, стимулировать интерес к наблюдению за речью.
Планируемые результаты
Дети учатся:
• использовать различные правила переноса слов;
• осознавать важность и ценность правильной передачи сообщения;
• классифицировать факты по признаку «правила переноса»
Умения, характеризующие достижение этих результатов:
• владеть правилами переноса слов;
• анализировать научно-познавательный текст, выделять факты с учётом
поставленной цели исследования;
• выполнять классификацию;
• формулировать вывод.
Обобщение урока: в русском языке существуют определённые правила переноса слов.
Материалы к уроку:
1) образец письма мальчика своему другу;
2) тексты , рабочие листы, практические задания;
3) слова, записанные на полосках бумаги;
4) образец записи обобщения урока;
5) конверты «Помощник представления»
2
Ход урока
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
- Поделитесь, что вы ждете от урока? Что вы пожелаете друг другу?
Человек живет пока учиться и познает что-то новое.
2. Мотивация ( создание проблемной ситуации ).
Цель: возникновение вопроса или проблемы, на разрешение которой направлена вся дальнейшая активность учащихся на уроке.
(Ученикам предлагается текст записки , составленной одним мальчиком.)
- Мальчики решили вместе порыбачить. Чтобы договориться, Вова оставил своему
приятелю Мише записку. Но Миша ничего не смог понять в этой записке. Давайте
её прочитаем. Вот она: (слайд)

- Что в этой записке не так? Почему приятель не смог ничего понять?
(Ученики находят ошибки в тексте)
- Чего не знал Вова? Как ему помочь?
( Дети рассуждают, в диалоге с учителем и друг с другом приходят к выводу, что мальчик не знаком с правилами переноса слов в русском языке и , чтобы помочь ему, надо узнать, какие правила переноса слов есть в русском языке.)
- Вы правильно определили проблему. Давайте попробуем разрешить её, проведём исследование. Какую же цель исследования мы можем поставить?
Цель исследования: изучить правила переноса слов в русском языке.
3
3. Исследование в малых группах.
Цель: развитие навыка совместной работы, исследовательских, коммуникативных умений, подготовка группового сообщения и выступления перед классом.
(Все учащиеся в классе заранее рассажены за парты так, чтобы облегчить работу в малых группах( смешанные группы с сильными и слабыми участниками по 4 человека). Организуется работа в 6 группах. У каждой группы текст, в котором содержится информация о правилах переноса слов в русском языке, специальные рабочие листки, которые помогают учащимся собирать необходимую информацию, практическое задание (слова для переноса на отдельных полосках бумаги, информационная карта).
- Исследование вы будете проводить в группах, проверьте, всё ли у вас на столах есть: текст, рабочие листы, практическое задание. Чтобы вы ,в группах, работали дружно и слаженно, используйте помощницу - инструкционную карту. Итак, начинаем работу.

4
Виды текстов
(
Две первые группы - материал об общих правилах переноса, две другие — о правилах переноса с буквой «Й», а третьим — о правилах переноса с буквой «Ь».)



5
Практическое задание
Для 1-й и 2-й групп: пенал, машина, осина, корзинка
Для 3-й и 4-й групп: лейка, сойка, мойте
Для 5-й и 6-й групп: мальчик, коньки, пальто
(Используя ножницы, клей и альбомные листы, дети разрезают полоски на части согласно возможному переносу и приклеивают образовавшиеся части, иллюстрируя перенос.)
4. Физкультминутка.
Дождик, дождик, (4 хлопка)
Что ты льёшь? (3 притопа)
Погулять нам не даёшь. (ходьба на месте)
Дождик, дождик, (4 хлопка)
Полно лить!( 3 притопа)
Деток, землю, лес мочить. (прыжки на месте)
После дождика на даче
Мы по лужицам поскачем.
(прыжки «через лужицы»)
5. Обмен информацией.
Цель: дать возможность каждой группе рассказать о проделанной работе, продемонстрировать ту или иную особенность переноса слова.
(У каждой группы конверт, в котором находятся 4 пронумерованные полоски бумаги, содержащие незавершённые предложения. Это варианты начала изложения части работы, выполненной группой.)
П


омощник представления
6
- А теперь каждую группу исследователей прошу представить свою работу.
(Дети распределяют между собой полоски, рассказывают друг другу, что они будут говорить, выйдя к доске или с места выстраиваются в определённом порядке)
6. Организация информации.
Цель: развитие умения классифицировать факты по признаку «правила переноса»
- Ребята, давайте объединим слова в группы по сходству особенностей переноса.
(слайды)

7. Связывание информации, формулирование вывода.
Цель: облегчить возможность открытия обобщения
- Итак, что мы теперь можем сказать о переносе слов?
О
бобщение урока: в русском языке существуют определённые правила переноса слов. (слайд)
7
8. Подведение итогов, рефлексия «Сегодня я узнал..»
Цель: достижение понимания решения, осознание процесса мышления.
Обсуждаются результаты проделанной работы: достигнута ли цель исследования, как осуществлялся поиск, каким были его этапы, каким образом и на основании чего было сделано обобщение.
9. Применение.
Цель: возможность использования правил переноса в других условиях
- Мы узнали правила переноса слов в русском языке. Можем ли мы теперь помочь Вове? Как исправить ошибки, чтобы приятель понял мальчика?
(Дети под руководством учителя на слайде определяют , как нужно оформить перенос слов в записке и записывают полученный текст в тетрадь)
8