СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 28.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ по теме "ПЕРЕНОС СЛОВ" ( русский язык , 1 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок – исследование, исследование в малых группах, имеющий целью познакомить учащихся с правилами переноса слов в русском языке, стимулировать интерес к наблюдению за речью.

Просмотр содержимого документа
«УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ по теме "ПЕРЕНОС СЛОВ" ( русский язык , 1 класс)»























Учитель начальных классов

ПАРФИРОВА

ВЕРОНИКА АЛЕКСАНДРОВНА


МБОУ « Средняя школа № 69»


г.УЛЬЯНОВСК, 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД


1

Урок – исследование в начальной школе – универсальное средство, обеспечивающее не только формирование необходимых исследовательских и коммуникативных умений , но и развитие мотивации учащихся к самостоятельному исследованию окружающего мира и продуктивной коммуникации со сверстниками.


Тема:

«Перенос слов»

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Форма организации: урок – исследование, исследование в малых группах

Цель урока: познакомить учащихся с правилами переноса слов в русском языке, стимулировать интерес к наблюдению за речью.


Планируемые результаты

Дети учатся:

• использовать различные правила переноса слов;

• осознавать важность и ценность правильной передачи со­общения;

• классифицировать факты по признаку «правила переноса»

Умения, характеризующие достижение этих результатов:

• владеть правилами переноса слов;

• анализировать научно-познавательный текст, выделять факты с учётом

поставленной цели исследования;

• выполнять классификацию;

• формулировать вывод.

Обобщение урока: в русском языке существуют определённые правила переноса слов.

Материалы к уроку:

1) образец письма мальчика своему другу;

2) тексты , рабочие листы, практические задания;

3) слова, записанные на полосках бумаги;

4) образец записи обобщения урока;

5) конверты «Помощник представления»

2


Ход урока

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

- Поделитесь, что вы ждете от урока?  Что вы пожелаете друг другу?

Человек живет пока учиться и познает что-то новое.

2. Мотивация ( создание проблемной ситуации ).

Цель: возникновение вопроса или проблемы, на разрешение которой направлена вся дальнейшая активность учащихся на уроке.

(Ученикам предлагается текст записки , составленной одним мальчиком.)

- Мальчики решили вместе порыбачить. Чтобы договориться, Вова оставил своему

приятелю Мише записку. Но Миша ничего не смог понять в этой записке. Давайте

её прочитаем. Вот она: (слайд)


- Что в этой записке не так? Почему приятель не смог ничего понять?

(Ученики находят ошибки в тексте)

- Чего не знал Вова? Как ему помочь?

( Дети рассуждают, в диалоге с учителем и друг с другом приходят к выводу, что мальчик не знаком с правилами переноса слов в русском языке и , чтобы помочь ему, надо узнать, какие правила переноса слов есть в русском языке.)

- Вы правильно определили проблему. Давайте попробуем разрешить её, проведём исследование. Какую же цель исследования мы можем поставить?

Цель исследования: изучить правила переноса слов в русском языке.

3


3. Исследование в малых группах.

Цель: развитие навыка совместной работы, исследовательских, коммуникативных умений, подготовка группового сообщения и выступления перед классом.


(Все учащиеся в классе заранее рассажены за парты так, чтобы облегчить работу в малых группах( смешанные группы с сильными и слабыми участниками по 4 человека). Организуется работа в 6 группах. У каждой группы текст, в котором содержится информация о правилах переноса слов в русском языке, специальные рабочие листки, которые помогают учащимся собирать необходимую информацию, практи­ческое задание (слова для переноса на отдельных полосках бумаги, информационная карта).

- Исследование вы будете проводить в группах, проверьте, всё ли у вас на столах есть: текст, рабочие листы, практическое задание. Чтобы вы ,в группах, работали дружно и слаженно, используйте помощницу - инструкционную карту. Итак, начинаем работу.























4


Виды текстов


(Две первые группы - материал об общих правилах переноса, две другие — о правилах переноса с буквой «Й», а тре­тьим — о правилах переноса с буквой «Ь».)




















5

Практическое задание


Для 1-й и 2-й групп: пенал, машина, осина, корзинка

Для 3-й и 4-й групп: лейка, сойка, мойте

Для 5-й и 6-й групп: мальчик, коньки, пальто

(Используя ножницы, клей и альбомные листы, дети разрезают полоски на части согласно возможному переносу и приклеивают образовавшиеся части, иллюстрируя перенос.)

4. Физкультминутка.

Дождик, дождик, (4 хлопка)

Что ты льёшь? (3 притопа)

Погулять нам не даёшь. (ходьба на месте)

Дождик, дождик, (4 хлопка)

Полно лить!( 3 притопа)

Деток, землю, лес мочить. (прыжки на месте)

После дождика на даче

Мы по лужицам поскачем.

(прыжки «через лужицы»)

5. Обмен информацией.

Цель: дать возможность каждой группе рассказать о проделанной работе, продемонстрировать ту или иную особенность переноса слова.

(У каждой группы конверт, в котором находятся 4 пронумерованные полоски бумаги, содержащие незавершённые предложения. Это варианты начала изложения части работы, выполненной группой.)

Помощник представления











6

- А теперь каждую группу исследователей прошу представить свою работу.


(Дети распределяют между собой полоски, рассказывают друг другу, что они будут говорить, выйдя к доске или с места выстраиваются в определённом порядке)

6. Организация информации.

Цель: развитие умения классифицировать факты по признаку «правила переноса»

- Ребята, давайте объединим слова в группы по сходству особенностей переноса.

(слайды)

7. Связывание информации, формулирование вывода.

Цель: облегчить возможность открытия обобщения

- Итак, что мы теперь можем сказать о переносе слов?

Обобщение урока: в русском языке существуют определённые правила переноса слов. (слайд)













7

8. Подведение итогов, рефлексия «Сегодня я узнал..»

Цель: достижение понимания решения, осознание процесса мышления.

Обсуждаются результаты проделанной работы: достигнута ли цель исследования, как осуществлялся поиск, каким были его этапы, каким образом и на основании чего было сделано обобщение.

9. Применение.

Цель: возможность использования правил переноса в других условиях

- Мы узнали правила переноса слов в русском языке. Можем ли мы теперь помочь Вове? Как исправить ошибки, чтобы прия­тель понял мальчика?

(Дети под руководством учителя на слайде определяют , как нужно оформить перенос слов в записке и записывают полученный текст в тетрадь)






























8


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя