СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок -исследование «Природа словом, музыкой и кистью». По произведениям русских поэтов, композиторов и художников XX века.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

      В течение нескольких недель мы работали над проектом  «Природа  словом,  

   музыкой и кистью». По произведениям русских поэтов, композиторов и

   художников XX века.

 

    И настало время заключительного этапа. Каждой творческой группе предстоит на сегодняшнем уроке представить  отчет о проделанной работе. Напомню, в исследовании участвовали группа «Литераторов», группа «Художников» и  группа «Композиторов».

 

Напомним  цель проекта:

провести исследование на  данную тему: «Природа  словом, музыкой и кистью» по произведениям русских поэтов, композиторов и художников XX века и доказать, что русская природа прекрасна, что она может врачевать душу человека, поэтому нужно научиться ценить её красоту.

 

Какой вопрос являлся основополагающим?

 

-  Как относились поэты, композиторы и художники к природе России?

 

 

Проблемные вопросы учебной темы:

-  какой поэты, композиторы и художники  видели, чувствовали и рисовали в своих произведениях родную природу?

 

Просмотр содержимого документа
«Урок -исследование «Природа словом, музыкой и кистью». По произведениям русских поэтов, композиторов и художников XX века.»

Урок литературы в 6 классе

1этап. Организационный.

Подготовка к работе. Приветствие. Работа с журналом.

1.Вступительное слово учителя. (на фоне классической музыки)

Не то, что мните вы природа:

Не слепок, не бездушный лик-

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.



Название проекта

В течение нескольких недель мы работали над проектом «Природа словом,

музыкой и кистью». По произведениям русских поэтов, композиторов и

художников XX века.



И настало время заключительного этапа. Каждой творческой группе предстоит на сегодняшнем уроке представить отчет о проделанной работе. Напомню, в исследовании участвовали группа «Литераторов», группа «Художников» и группа «Композиторов».



Напомним цель проекта:

провести исследование на данную тему: «Природа словом, музыкой и кистью» по произведениям русских поэтов, композиторов и художников XX века и доказать, что русская природа прекрасна, что она может врачевать душу человека, поэтому нужно научиться ценить её красоту.



Какой вопрос являлся основополагающим?



- Как относились поэты, композиторы и художники к природе России?



Проблемные вопросы учебной темы:

- какой поэты, композиторы и художники видели, чувствовали и рисовали в своих произведениях родную природу?



























2этап. Работа по теме урока.

Итак, слово литераторам:



-Наша группа изучила биографию таких русских поэтов 20 века, как Александра Блока, Сергея Есенина и Анны Ахматовой и проанализировали стихотворения этих поэтов.



  1. Обратимся к творчеству одного из самых талантливых поэтов в русской литературе С. Есенину. Он написал много стихотворений о природе. И вот одно из них – «Пороша». (Чтение стихотворения)

Проанализируем данное стихотворение по следующим вопросам:


1.Какое время года рисует поэт в этом стихотворении?


(В стихотворении Есенина с любовью описана зима. Поэт видит ее глазами не постороннего гостя, а своего, родного, крестьянского жителя, поэтому детали в описаниях выдают человека, хорошо знающего жизнь деревни, приметы сельского пейзажа.

Перед нами реальные картины зимнего пейзажа: «серые вороны расшумелись на лугу», на сосне «над самою макушкой долбит дятел на суку».



2.Что удивляет в этом стихотворении?

( В этом стихотворении нас удивляет сказочный лес. Поэт воспринимает его заколдованным чарами волшебника-невидимки.


3.С помощью каких средств поэт создает великолепную картину зимы?

(Великолепную картину зимы поэт создает с помощью таких средств, как метафор - заколдован невидимкой, под сказку дня, стелет шаль; олицетворений -дремлет лес, подвязалася сосна; сравнения - словно белою косынкой).

Именно такое сочетание выразительных средств и создает впечатление волшебства и сказочности.


  1. Вашему вниманию предлагаем стихотворение «С добрым утром!» 

(Чтение стихотворения)


Анализируя данное стихотворение, мы отметили его насыщенность изобразительно-выразительными средствами.


С самого начала завораживает аллитерация«Задремали звёзды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные» — семь слов начинаются с буквы «з», эти строки явственно рождают ощущение лёгкой дрожи, ряби, пробегающей по воде.


Во второй строфе — развитие сюжета, уже яснее проступает движение в природе. Это обозначают несколько глаголов: «улыбнулись»«растрепали»«шелестят»«горят».


И третья строфа — явная кульминация и одновременный финал


Эпитеты «золотые»«серебряные»«шёлковые» характеризуют природную красоту как драгоценную, а олицетворения «звёзды задремали»«берёзки

улыбнулись»«крапива шепчет» делают всё вокруг живым.


Благодаря этим штрихам природа предстаёт перед читателем необыкновенно прекрасной, величественной и вместе с тем близкой, понятной. Берёзки описаны словно подружки, деревенские девчонки, и «шаловливая» крапива тоже приветствует простыми и знакомыми словами.


Метафоры исключительно точны и выразительны: «зеркало затона» сразу рисует замерзшую водную гладь с отражением неба; «сетка небосклона», которую «румянит свет» — россыпь розовых перистых облачков на востоке.


После прочтения стихотворения остаётся чувство, будто автор не только нарисовал перед читателем совершенную картину, но и заставил его побывать там, проникнуться предрассветной тишиной и благодатным покоем. И название «С добрым утром!», повторённое в финале, призывает к добру и наполняет душу предвкушением радости.

  1. А теперь прослушаем стихотворение А.А.Ахматовой и попробуем разобраться, с каким чувством встречает она весну. (Чтение стихотворения)



В этом нам помогут следующие вопросы:



-Какую картину создает Анна Ахматова?



(Поэтесса создает картину приближения весны, ее предчувствие, земля отдыхает под плотным снегом, шумят деревья, веет теплый ветер.)



- Какие чувства испытывает лирическая героиня?



(Приближение весны вызывает у лирической героини и радость: «И легкости своей дивится тело» ; и волнение «И песню ту, что прежде надоела, как новую, с волнением поешь». Трудно словами выразить это состояние. В этом особенность лирики Ахматовой: она не говорит о чувствах прямо, предпочитая намеки.

-Передается ли это настроение нам, читателям?



(Ахматова говорит о своих чувствах, но так, словно испытывает их не только она, но и мы, читатели. У нас возникают собственные мысли, воспоминания, ощущения.)



- Как такого читательского восприятия добивается Ахматова?

(Поэт использует глаголы второго лица единственного числа: « И дома своего не узнаешь»; «И песню ту, что прежде надоела, как новую с волнением поешь»).

Эта форма глаголов позволяет читателю почувствовать себя собеседником лирической героини, испытать чувство радости от скорого прихода весны.



-Какие выразительные средства использует Анна Ахматова, чтобы создать образную картину приближающейся весны?



(Анна Ахматова, чтобы создать образную картину приближающейся весны, использует такие средства выразительности, как олицетворения и эпитеты: отдыхает луг, ветер нежен и упруг, деревья весело-сухие).



4) Обратимся к следующему поэту Александру Александровичу Блоку– одному из великих русских поэтов, впитавшему лучшие культурные традиции 19 века и повлиявшему на всю русскую литературу 20 века. (Чтение стихотворения)



Представляю вашему внимание анализ стихотворения «Летний вечер» по данному плану:


1) дата написания;

2) тема стиха;

3) идея стиха;

4) лирический герой;

5) от чьего лица ведется повествование;

6) средства худ. выразительности;

7) заключение.



  1. Стихотворение Александра Блока «Летний вечер» написано13 декабря 1898.


2) Оно рассказывает о том, каким представился поэту летний, августовский закат в поле. Картина проникнута настроением покоя, грусти и туманной надежды.


4) У лирического героя тревожное настроение, душевный непокой.


    1. Повествование ведется от лица лирического героя.


    1. Автор использует олицетворения (лучи заката «лежат», трава «объята дремотой»), метафоры («красный диск луны»), эпитеты («последние лучи заката», «дремотой розовой», «вечерней тишины», «луговые дали»), обращение к неизвестному герою («Забудь заботы и печали, / Умчись без цели на коне...»).


7)Стихотворение «Летний вечер» очень красиво по своей композиции. Автору удалось передать чувства и эмоции лирического героя через состояние природы.


5) Послушаем еще одно стихотворение А. Блока «О, как безумно за окном…» (Чтение стихотворения)



Чтобы проанализировать данное стихотворение, нам предстояло ответить на следующие вопросы:



- Какую картину создает поэт?



(Поэт описывает ветреную ночь: «несутся тучи, льют дождем, и ветер воет, замирая». Блок называет ночь ужасной).



-Почему же ночь «ужасна»?



(Наверное, не только потому, что «ревет, бушует» буря, а потому, что поэту жаль людей, оказавшихся в эту ночь без крова над головой).



- Какие средства выразительности используются в стихотворении?



Сердце лирического героя наполнено страданием за обездоленных людей. Чтобы выразить свои чувства, автор стихотворения использует эмоционально окрашенные предложения.



Чтобы нарисовать картину бури, поэту помогают такие глаголы: ревет, бушует, несутся, льют; воет, злиться.



- Почему Блок употребляет так много глаголов?

(Такое количество глаголов помогает создать очень подвижную картину природы, передать буйство природных сил и тем самым подчеркнуть положение несчастных бездомных людей).



Также вашему вниманию представляем стихотворение, автором которого является учащийся нашего класса Иванников Тимофей.



- Спасибо литераторам.



Учитель:

Живопись так же, как литература, является видом искусства, но ее задача –

создание образной картины жизни другими средствами. Если главным

средством создания литературного произведения является СЛОВО, то

в живописи же главное - ЦВЕТ. Цветовая гамма для живописца примерно то же, что словарный запас для поэта и писателя или семь нот для музыканта.



Итак, слово художникам:



Вопрос: Как художники передавали свое отношение к природе? Какими средствами?



1. В 1903 г. в Москве был создан Союз русских художников. Центральными фигурами в нем стали К. Юон, А. Архипов, И. Грабарь и А. Рылов. Их больше всего интересовал пейзаж и жанровые рисунки.

Обратимся к творчеству одного из пейзажистов Константину Юону.

Художник написал большое количество зимних зарисовок. Он часто называл это время года - волшебным. Юон восхищался русской природой, зимними пейзажами, летящими сверкающими снежинками, и с большим талантом рисовал снег - то свежий и сверкающий белизной, то немного подтаявший и уже посеревший.

2. Рассмотрим картину «Волшебница – зима» .

Юон изображает окраину села. За домами виден заснеженный лес. Деревья, словно в красивых кружевных нарядах, благодаря морозному инею на их ветвях.

Денек выдался на редкость погожий и солнечный. Обилие снега буквально ослепляет. И в этот воскресный день за деревенской околицей собралось много народа и не хочется возвращаться домой.

Картина Юона «Волшебница – зима» развивает наше воображение. Кажется, что мы и сами скоро очутимся на этой деревенской окраине и прокатимся на санях или на коньках с ветерком, а мороз слегка пощипливает нам щеки. Так хочется вдохнуть неповторимый запах свежего зимнего воздуха, пройтись по скрипучему снегу.

3. Следующая картина К. Юона. «Русская зима. Лигачево»

Живописец изобразил один из ясных зимних дней за околицей деревни. Пред нами предстает владение Снежной королевы. На переднем плане – укутанные белоснежным покровом рослые сосенки, будто околдованные морозом, замерли, да так и оцепенели. Сквозь веточки в серебристом инее, с трудом пробивается лучик неяркого солнца.

Деревья в белоснежных одеяниях, словно придворные дамы, приготовившиеся к приему во дворце. Они пока в замечательных нарядах, но спустя некоторое время с большой радостью заменят их на новые, еще более привлекательные. Кажется, что даже от стволов берез исходит свет, и они как новогодние свечки вытянулись навстречу солнцу.

4. Перед нами картина «Мартовское солнце».

Здесь необыкновенно передана игра света на талом снегу, которая великолепно сочетается с нежной голубизной небес. Пробуждение природы. Снег на земле уже не пушисто-белый, как в начале зимы, а уже грязновато серый и тяжелый.

Березки вытянули свои белые стволы, словно пытаясь быть поближе к солнышку. Художник не показывает светило на холсте, но его лучи буквально заполонили все пространство. По голубоватому бескрайнему небу медленно передвигаются небольшие барашки легких облаков. Воздух чист, но еще немного морозный.

Художник изображает неповторимый момент наступления первых весенних деньков. Похрустывает снег под копытами бегущих лошадок, да и сугробы еще глубокие, но уже можно ощутить нежное дуновение весны.

Замечательный художник Константин Юон показал нам красоту природы в обычный будничный день. Он словно говорит нам: «Люди, вокруг нас - удивительный и неподражаемый мир . Каждое живое существо, камешек, горный ручей, неприметный полевой цветок, снежинка, упавшая к нам на ладонь и задержавшаяся всего на мгновение – способны вызвать искреннее удивление, восхищение и умиротворение».

-Спасибо! Художники.

-Природа вдохновляла не только поэтов, художников на создание выдающихся произведений, но и композиторов.

-Предоставляем слово творческой группе музыкантов.

- Как в музыке композиторы передавали свои чувства к родной природе?

1. Мы исследовали творчество композитора С.В. Рахманинова и попытались раскрыть и правдиво охарактеризовать глубокую связь мира природы с миром его музыкальных идей.
    1. Мы опирались на те немногие фактические данные об отношении к природе, которые содержатся в письмах композитора, его интервью, записанных беседах с ним, в воспоминаниях современников.

В 1932 г. американский музыкальный критик Вальтер Коонс обратился ко многим музыкантам с просьбой ответить на вопрос: «Что такое музыка?»

Вот что ответил С.В. Рахманинов:

 Это тихая лунная ночь;

 Это шелест живых листьев;

 Это отдаленный вечерний звон;

 Это то, что родится от сердца

 и идет к сердцу;

 Это любовь!

 Сестра музыки это поэзия,

 а мать ее - грусть».

Любовь к природе для С.В.Рахманинова всегда являлась неиссякаемым источником его творчества. Но он предпочитал никому не говорить об этом и не раскрывал источники своего вдохновения.

Во время исследования творчества композитора мы пытались ответить на следующие вопросы: что, связанное с природой, отражается в музыке С.В.Рахманинова: «Образы природы»? «Картины природы»? или «Пейзажные зарисовки»? и какими музыкальными средствами достигал композитор целостности произведения?

Композитор рассматривал природу более широко: с ней у него ассоциировались и русская народная песня, и древние русские церковные обрядовые напевы, корнями уходящие в языческие славянские образы природы.

Вместе с образами русской природы они отождествляли для Рахманинова символ русского характера, русской души.

Много романсов Рахманинов написал на стихи о природе. Композитора привлекала пейзажная лирика самых разных русских поэтов. «Весенние воды» Рахманинова - это «гимн стихийным порывам, буйному цветению молодых сил»'. Здесь слышатся настроения весеннего обновления, раскрепощения и подъема душевных сил. Образ природы приобретает широкое символическое значение. Почти как боевой клич звучит фраза «Весна идет!».


С.Рахманинова с полным правом можно назвать певцом природы. В своих пейзажных романсах он достиг таких же блистательных художественных высот, каких достигли в пейзажной лирике поэты.


Подведение итогов.

Заключительное слово:

Итак, благодаря людям искусства мы смогли увидеть в привычной для нас природе новое и необычайное. Бесспорно, природа прекрасна, она может врачевать душу человека, перед ее лицом пропадает все нечистое, все скверное, все мелкое и суетное,

поэтому нужно научиться ценить её красоту.



Восстановить текст:


Природа – неисчерпаемый источник поэзии, музыки, живописи. Картины родной природы в любом ее проявлении никого не могут оставить равнодушными.


Поэты обладали удивительным даром: даром рисовать словами, так же как художники рисуют карандашом и кистью, а композиторы выражают свои чувства с помощью музыки.


Поэты: А.Блок, С.Есенин, А.А.Ахматова, художник К.Юон, композитор С.Рахманинов любили родную природу, это для них самое дорогое, сокровенное. Своими произведениями они помогают увидеть нам ее неповторимую красоту, её величие, помогают почувствовать глубокую любовь к ней. И за это мы им бесконечно благодарны.

Природа всегда вызывала у человека чувство восхищения. Она поражает нас своей силой, красотой, мудростью.

Возможно, поэтому художники стремились запечатлеть природу на своих полотнах, поэты – в своих стихах, а композиторы – в музыке.


Рефлексия "Синквейн".

В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации, учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме.










































































































































Александр Блок







Анна Ахматова.







Николай Рубцов.











Сергей Есенин.

















Картина Александра Мухина.









Игорь Грабарь, Зимний пейзаж





















Аннотация



Урок разработан в соответствии с календарно-тематическим планированием уроков литературы в 6 классе и с учетом возрастных особенностей учащихся (Литература. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной). В процессе урока ученики знакомятся с произведениями поэзии, живописи и музыки, посвященных родной природе. Различные методы и приемы способствуют активной познавательной деятельности учащихся, формированию навыков выразительного чтения и анализа поэтического текста. Особое значение придается на уроке умению видеть связь различных видов искусств, их сходство и различие. Визуальный ряд с использованием проектора и компьютера способствует лучшему усвоению и закреплению учебного материала, повышению интереса учеников к предмету.






























































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!