Урок – исследование .
Роль учителя в жизни ученика.
(На примере рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского».
Цель урока.
1.Раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В.Г.Распутина.
2. Показать душевную щедрость учительницы и её роль в жизни мальчика.
3. Способствовать взаимопониманию между учителями и учениками, воспитанию уважения к профессии учителя.
Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.
Методические приёмы: аналитическая беседа, выразительное чтение, чтение по ролям, просмотр видеофрагмента.
Программно-методическое обеспечение: учебник литературы для 7 класса (автор Курдюмова Т.Ф.), рабочие тетради по литературе, слайдовая презентация.
Ход урока.
Оргмомент.
Юные читатели, здравствуйте!
Здравствуйте те, кто каждое утро идёт в школу с радостью, потому что считает, что здесь их ждут открытия, верные друзья и мудрые наставники – учителя!
Здравствуйте и те, кто идёт в школу не с очень большим желанием, потому что думает, что учителя к ним излишне строги.
Я думаю, что к концу нашего сегодняшнего урока первых из вас будет значительно больше. И поможет нам в этом мудрый писатель, наш современник Валентин Григорьевич Распутин и его рассказ «Уроки французского».
(Слайд №1)
Слово учителя.
А) Эпиграфом к сегодняшнему уроку , да и ко всему творчеству В.Г.Распутина, можно взять слова Л.Н.Толстого – выдающегося писателя – классика 19 века, педагога.
«Чем человек умнее и добрее,
тем больше он замечает добра в людях».
Л.Н.Толстой.
Б) Тема урока. (Слайд №2)
Роль учителя в жизни ученика. (На примере рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского».
В) Цели и задачи урока. (Слайд №3)
Слово о В.Г.Распутине.
(Сообщение Апатиной А.)
Слово учителя.
Рассказ «Уроки французского о голодном послевоенном детстве, о трудностях, с которыми сталкивались мальчишки того времени, об учительнице французского языка, которая сумела дать самый главный урок своему ученику – урок взаимопонимания, уважения человеческого достоинства, помощи, не унижающей того, кому она адресована.
Сам автор считал, что «это в немалой степени автобиографический рассказ, то есть такой, где автор описывает события из своей жизни.
Этот рассказ посвящён Анастасии Прокопьевне Копыловой – это мать Александра Вампилова, прекрасного драматурга, сибиряка, друга Валентина Распутина.
Словарная работа:
Автобиография – описание своей жизни.
Прототип – первоначальный образец. Прообраз, преимущественно действительное лицо как источник для создания литературного образа.
5 Беседа по содержанию рассказа.
Вопросы:
(Слайд № 4)
Каким перед нами предстаёт мальчик? (добросовестный, упорный, настойчивый, был самым грамотным в деревне)
Почему Володя учился не в своей деревенской школе? (в деревне, где жила его семья, была только начальная школа. Чтобы учиться дальше, надо было ехать в райцентр).
Какие чувства переживает мальчик, оказавшись вдали от дома? Легко ли ему живётся?
(Чтение эпизода «встреча с мамой…) (Слайд №5)
Почему герою пришлось сразу повзрослеть? (Слайд №5)
(Тяжело было переносить голод. Страшной оказалась тоска по дому).
5.Как получилось, что он стал играть на деньги? (Слайд №6)
(Сначала у него появилось стремление проявить ловкость. Потренировавшись, он понял, что сможет выигрывать деньги и тратить их на молоко).
6.Как Лидия Михайловна выясняла причины случившегося? (Слайд)
(Шуткой, Тишкина спокойно осаживает. Понимает, что мальчик её обманывает и решает всё выяснить после уроков).
7. Чтение по ролям беседы учительницы и мальчика.
8. Как Лидия Михайловна ведёт беседу?
(Внимательно рассматривает героя. Вместо наказания разговор становится спасением).
9 Какой представлялась мальчику учительница? (Слайд)
(Возвышенным, почти неземным существом).
10 А каким вы представляете директора школы? Почему Володя боялся директора? (Слайд)
(Директор сух, прямолинеен, резок, невнимателен к людям. Ко всем подходит с одной меркой. Директор допрашивал провинившихся до тех пор, пока они не заплачут, лишь после этого он успокаивался).
11. Почему же наш герой нарушает слово не играть на деньги?
( в те дни мне пришлось совсем плохо…, мне всё время хотелось есть).
12. Почему Лидия Михайловна заставила Володю заниматься дополнительно?
(Хотела отвлечь от игры на деньги, спасти от издевательства и избиения, помочь мальчику).
13 Какие чувства испытывает герой в квартире учительницы?
(Стыд, неловкость, стеснение).
14. Почему мальчик не взял посылку с продуктами? Как он догадался, что её прислала Лидия Михайловна?
(В нём проявилось не только упрямство, но и чувство собственного достоинства).
15. Почему Лидия Михайловна решилась на игру со своим учеником?
(Она поняла, что помощи мальчик не примет, и решила пойти на хитрость – игру на деньги).
16. Просмотр эпизода. (игра в пристенок).
17. Как ведёт себя Лидия Михайловна во время игры? (Она ведёт себя непосредственно, азартно)
18. Как ведёт себя во время разговора с директором школы?
(Спокойна, уверена, она знает, ради чего она пошла на это).
19. Как вы считаете – поведение Лидии Михайловны – это преступление?
(Педагогическое преступление привело к печальным последствиям для учительницы. Но мальчик на всю жизнь сохранил благодарность своему педагогу).
20. По какой причине учительница прислала вторую посылку?
21. Хотели бы вы учиться у Лидии Михайловны? Почему?
22. Какими качествами обладала эта хрупкая женщина?
Творческая работа учащихся.
Каким должен быть настоящий учитель?
(чтение сочинений).
Анализ анкет уч-ся.
Итог урока.
В предисловии к рассказу Распутин написал, что в основу произведения легли события его жизни.
Прототипом учительницы французского была Лидия Михайловна Молокова.
(чтение учителем)
Чтение стихотворения Осягиным Максимом.
Рефлексия.
Что удивило вас? О чём вы расскажете своим родителям, друзьям, уйдя с сегодняшнего урока?
Д/З Прочитать рассказ Ф.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».