СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-исследование "Свойства звука". Автор Мережкина Алина

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок-исследование "Свойства звука". Автор Мережкина Алина»

Дорожная карта внеурочного занятия


ФИО участника: Мережкина Алина Андреевна

Класс: 1

Предмет: Окружающий мир

Тема: Почему звенит звонок?

Тема проекта: Свойства звука

Исследуемый объект: Звук

Цель проекта: Познакомиться со свойствами звука

Продукт проекта: Памятка «Свойства звука»

Гипотеза: Предположим, что у звука есть множество свойств

Планируемые результаты

Предметные:

  • познакомиться с понятием звук;

  • уметь выделять свойства звука.

Метапредметные результаты.

Регулятивные:

  • ставить и формулировать для себя новые задачи в сотрудничестве с учителем;

  • применять и сохранять учебную задачу;

  • оценивать достигнутые результаты.

Познавательные:

  • уметь анализировать свою работу и выбирать наиболее эффективные способы решения проблемы;

  • строить логические утверждения, включающие установление причинно-следственных связей;

  • уметь сравнивать по заданным критериям, обобщать, делать выводы

Коммуникативные:

  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и  со сверстниками, предлагать помощь;

  • задавать вопросы;

  • работать в паре;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • допускать существование различных точек зрения, уметь  договариваться, приходить к общему решению.

Личностные УУД:

  • доброжелательное отношение к сверстникам, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

  • положительное отношение к школе и учебной деятельности;

  • потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий

Оборудование:

  • компьютер;

  • медиа-проектор;

  • документ-камера;

  • презентация Power Point со слайдами;

  • учебник Окружающий мир. 1 класс. Плешаков А.А.;

  • клей (6 шт.);

  • цветные фломастеры (6 упаковок);

  • стаканчик с водой (3 шт);

  • кусочек пластилина (3 шт.);

  • пластиковый стаканчик с бумагой/сахаром/скрепками (по 1 шт. каждый)

  • части памятки (Приложение А);

  • заготовка памятки (Приложение Б);

  • наглядный материал для анализа деятельности на уроке «Пианино» (Приложение В)

Таблица 1 - Дорожная карта внеурочного занятия


Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Продукт


1. Формулировка проблемы и цели исследования

Задача: мотивация и побуждение учащихся к формулировке темы, цели и гипотезы исследования

Приветствует учащихся. Настраивает их на дальнейшую работу на занятии.

С помощью стихотворения помогает учащимся угадать тему занятия. Предлагает поработать в лаборатории. Используя наводящие вопросы, помогает назвать тему исследования и его цель. С помощью опорных слов, помогает назвать гипотезу исследования

Приветствуют учителя.

Настраиваются на дальнейшую работу.

Угадывают тему занятия



Называют тему исследования и его цель.


С помощью учителя и опорных слов называют гипотезу исследования.

Тема, цель и гипотеза исследования

2. Составление плана исследования

Задача: составить план исследовательского проекта

Предлагает составить план исследовательской деятельности, используя опорные слова на доске.

Составляют план:

1.Узнать, что такое звук

2.Познакомиться со свойствами звука через проведение опытов

3.Составить памятку «Свойства звука»

План исследовательской деятельности

3. Проведение практической части исследования

Задача: научить детей проводить исследование

Предлагает назвать определение слова «звук». Используя презентацию, рассказывает, что такое звук.

Напоминает про план, спрашивает, какой пункт был выполнен. Обращает внимание учеников на раскраску «Пианино» на их партах (Приложение В). Предлагает раскрасить первую клавишу пианино, если учащиеся довольны работой.

Задает наводящий вопрос «Много ли звуков существует?»

Предлагает проверить предположения детей опытным путем и в парах.

С помощью интерактивной доски напоминает про правила работы в парах.

Помогает учащимся провести серию опытов и сделать по ним выводы. После каждого опыта учащиеся получают по одному пункту памятки, который соответствует проведенному опыту.

Предлагает закрасить вторую клавишу пианино (Приложение В)

Проводит воспитательный момент, спрашивая, как громкие звуки могут отразиться на человеческом слухе. Напоминает беречь слух.

Предлагает приклеить пункты памятки (Приложение А) к заготовке памятки (Приложение Б)

Просит закрасить третью клавишу пианино (Приложение В)

Высказывают свои предположения.



Отвечают на вопрос.


Обращают внимание на раскраску «Пианино»


Участвуют в оценке своей деятельности, раскрашивая клавишу


Отвечают на вопрос.





Вспоминают правила работы в парах


С помощью учителя проводят опыты и делают по ним выводы, получая с каждым опытом новые пункты памятки.


Участвуют в оценке своей деятельности, раскрашивая клавишу.

Отвечают на вопрос.



Слушают рекомендацию учителя

Приклеивают пункты памятки к заготовке.



Участвуют в оценке своей деятельности, раскрашивая клавишу.

Памятка «Свойства звука»

4.Подведение итогов

Задача: предоставить результаты исследовательской деятельности и провести рефлексию

Памятки некоторых учащихся демонстрирует на документ камере.

Задает вопрос, что нового узнали учащиеся и чему они теперь смогут научить своих друзей. Спрашивает, смогли ли они достичь цели исследования.

Напоминает о гипотезе, просит подтвердить или опровергнуть ее.

Напоминает про план. Спрашивает, все ли пункты учащиеся выполнили.

Задает вопрос, все ли клавиши пианино (Приложение В) закрасили дети.

Предлагает раскрасить четвертую клавишу в тот цвет, который соответствует настроению ребенка и пятую клавишу – в цвет настроения соседа.

Просит полученные клавиатуры прикрепить на флипчарт




Отвечают на вопросы.





Подтверждают или опровергают гипотезу.



Отвечают на вопрос.


Отвечают на вопрос



Раскрашивают четвертую и пятую клавишу, оценивая свое настроение и настроение соседа.


Полученные клавиатуры прикрепляют на флипчарт.

Готовая памятка

5.Определение перспектив

Задача: предоставить возможную перспективу проекта

Сообщает, что исследование можно продолжить дома. Предлагает учащимся совместно с родителями составить список звуков, которые вредны для человеческого уха и которые полезны.

Благодарит за занятие и прощается с учащимися.



Слушают задание.






Прощаются с учителем.

Список вредных и полезных для человеческого уха звуков



Конспект занятия



1. Формулировка проблемы и цели исследования

-Здравствуйте, ребята! Очень рада вас всех видеть на сегодняшнем занятии! Проверьте, порядок ли у вас на столах. Сегодня нам с вами предстоит сложная работа, поэтому ваши столики должны находиться в чистоте!

-Ребята, а как вы считаете, работать лучше вместе или одному? (вместе) Хорошо. Тогда возьмите соседа по парте за руку, улыбнитесь ему и шепотом пожелайте удачи. Молодцы! Вот и я желаю вам успехов в работе.

-Чтобы узнать тему нашего занятия, я предлагаю вам разгадать загадку (слайд 1):

Ученикам велит садиться.

Затем вставать и расходиться.

В школе многим он велит,

Ведь звонит, звонит, звонит.

-Отгадали? Что же это?

-Правильно, звонок! А вы знаете, почему он звенит?

-Как думаете, какая тема у нашего занятия сегодня?

-(слайд 2) Тема нашего занятия так и называется «Почему звенит звонок»

-Ребята, а что издает звонок?

-Верно, звук. А все ли мы знаем о звуке?

-Да, не все. Сегодня наш класс превратится в лабораторию, а мы с вами будем маленькими учеными.

-Как вы думаете, что мы будем исследовать? (звук и его свойства)

-Правильно! Так и будет называться тема нашего исследования «Свойства звука» (слайд 3).

-А зачем мы будем проводить это исследование, как вы считаете?

-Правильно, чтобы познакомиться со свойствами звука. Это будет целью нашего исследования (слайд 4)

-Дети, а как вы думаете, много ли свойств у звука? Или может быть, всего одно?

-В ходе исследования мы будем узнавать все больше свойств звука. Так как мы начали заниматься исследованиями совсем недавно, я помогу вам назвать гипотезу. (слайд 5). Гипотеза это наша догадка, предположение, которое мы будем доказывать или опровергать в течение всего занятия. Любая гипотеза начинается со слов «Предположим, что…», «Допустим, что…». Наша гипотеза будет звучать следующим образом (слайд 6).

2. Составление плана исследования

-Ребята, чтобы исследовать что-либо, нам обязательно нужен план. Давайте с помощью опорных слов (слайд 7) попробуем его составить.

-Что мы должны узнать? (что такое звук).

-С чем познакомимся сегодня? Правильно, со свойствами звука. В этом нам помогут опыты.

-Что мы можем составить, чтобы рассказать о свойствах воздуха другим людям, которые возможно этого не знают? Верно, памятку. Как назовем ее? Все ваши варианты хороши, но я предлагаю совместить их в одну общую «Свойства звука».

-Вот такой замечательный план у нас получился (слайд 8).

3. Проведение практической части исследования

-Ребята, кто-нибудь из вас знает, что же такое звук?

-Верно! (слайд 9) Звук это то, что мы слышим и издаем.

-Молодцы. Теперь обратите внимание, на ваших столах лежит раскраска. Что на ней изображено?

-Правильно, пианино. А как вы думаете, почему там именно пианино? Как это связано с нашим исследованием? (пианино издает музыкальный звук)

-Ребята, первый пункт нашего плана звучит так: узнать, что такое звук. Выполнили мы этот пункт?

-Молодцы! Предлагаю раскрасить первую клавишу пианино в зеленый цвет, если вы считаете, что хорошо выполнили первый пункт плана (прохожу по рядам, напоминаю про осанку).

-Дети, а как вы считаете, много ли звуков существует?

-Давайте это проверим с помощью опытов. Проведем опыт в парах. Но прежде чем начать, давайте вспомним правила работы в парах (слайд 10). Прочитайте правила по цепочке.

-У вас на столах стоят стаканчики с разным содержимым. Один из пары должен потрясти стаканчик, не рассыпав содержимое, а другой назвать то, что в стаканчике находится и какой звук оно издает. Приступайте.

-Много ли звуков вы услышали? Одинаковые они или нет? Какой вывод мы можем сделать?

-Верно! Можете перевернуть листочек под номером 1 на ваших столах, это будет первый пункт нашей памятки (Приложение А).

-Ребята, давайте узнаем, какие же бывают звуки. Для этого прошу учащегося с первой парты потопать ногами. Теперь давайте потопаем все вместе. Чем отличается топот одного человека от топота нескольких человек? Какой вывод мы сделаем?

-Верно, переверните 2 листочек, это 2 пункт памятки (Приложение А).

-Как вы считаете, можно ли звук почувствовать? Не услышать, а именно почувствовать. Давайте проверим это в парах. Один из пары кладет на парту кулачок, а второй ладошку. Первый должен негромко постучать кулачками об парту. Что заметил тот, кто положил ладошку? (вибрации)

-Какой вывод мы можем сделать?

-Верно, переверните 3 листочек, это 3 пункт памятки (Приложение А).

-Ребята, на уроке литературного чтения мы с вами проходили «Сказку о глупом мышонке». Сейчас я прочитаю вам отрывок из нее и задам вопрос (слайд 11)

«Стала петь мышонку щука, не услышал он не звука.

Разевает щука рот, а не слышно, что поёт».

-Как вы думаете, почему мышонок не услышал щуку?

-А может ли звук находиться в воде? Давайте узнаем.

-Обратите внимание на стаканчик с водой у вас на столах. Какая поверхность у воды? Попробуйте опустить туда кусочек пластилина. Что вы заметили? (появились дуги) Поверхность воды изменилась? Какой вывод мы можем сделать?

-Верно! Переверните 4 листочек

-Давайте поработаем с учебником. Откройте его на стр. 38 (или 94) По цепочке назовите и озвучьте то, что изображено на картинке учебника.

-Ребята, а каким органом человек слушает?

- А громкие звуки могут отразиться на человеческом слухе, как вы считаете?

-А что нужно делать, чтобы слух был в порядке?

-Верно. Мы с вами должны воспитывать в себе бережное отношение к нашим ушкам.

-Ребята, вы собрали все пункты памятки. Приклейте их к листочку под номером 5, это наша заготовка (прохожу по рядам, напоминаю об осанке).

-Третьим пунктом плана было составить памятку. Смогли мы с вами это сделать? Тогда давайте закрасим третью клавишу пианино, если у нас это получилось.

4.Подведение итогов

-Сейчас я предлагаю Васе и Пете показать на документ камере, какие памятки получились у них.

-Что нового вы сегодня узнали? Чему вы теперь сможете научить своих друзей?

-(слайд 12) Ребята, а мы смогли ли мы достичь цели исследования?

-Вспомним нашу гипотезу (слайд 13) Доказали мы ее или нет?

-Вспомним наш план (слайд 14). Все ли пункты мы с вами выполнили?

-А все ли клавиши пианино закрасили? (нет)

-Да, несколько клавиш остались не закрашенными. Давайте это исправим. Раскрасьте четвертую клавишу в тот цвет, который соответствует вашему настроению, а пятую клавишу – в цвет настроения соседа.

-Теперь давайте по очереди наши клавиши повесим на флипчарт.

5.Определение перспектив

-(слайд 15) Хоть занятие и подходит к концу, но наше исследование можно продолжить дома. Я предлагаю вам вместе с родителями составить список звуков, которые вредны для человеческого уха и которые полезны.

-Занятие закончено, всем спасибо за работу!



ПРИЛОЖЕНИЕ А – ЧАСТИ ПАМЯТКИ



1.В природе существует множество разных звуков

2.Звуки бывают громкими и тихими.

3.При громких звуках на твердых поверхностях можно почувствовать вибрации.

4.Под водой звук переносится волнами



1.В природе существует множество разных звуков

2.Звуки бывают громкими и тихими.

3.При громких звуках на твердых поверхностях можно почувствовать вибрации.

4.Под водой звук переносится волнами



1.В природе существует множество разных звуков

2.Звуки бывают громкими и тихими.

3.При громких звуках на твердых поверхностях можно почувствовать вибрации.

4.Под водой звук переносится волнами



1.В природе существует множество разных звуков

2.Звуки бывают громкими и тихими.

3.При громких звуках на твердых поверхностях можно почувствовать вибрации.

4.Под водой звук переносится волнами



1.В природе существует множество разных звуков

2.Звуки бывают громкими и тихими.

3.При громких звуках на твердых поверхностях можно почувствовать вибрации.

4.Под водой звук переносится волнами



1.В природе существует множество разных звуков

2.Звуки бывают громкими и тихими.

3.При громких звуках на твердых поверхностях можно почувствовать вибрации.

4.Под водой звук переносится волнами



ПРИЛОЖЕНИЕ Б – ЗАГОТОВКА ПАМЯТКИ























ПРИЛОЖЕНИЕ В – НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ «ПИАНИНО»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!