СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-исследованиепо окружающему миру «Органы чувств»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок-исследованиепо окружающему миру «Органы чувств»»


Министерство образования и науки РД


МБОУ «Гимназия №3»











Открытый урок:


«Органы чувств»


Предмет: Окружающий мир

Класс:  3










Провела:

Рясная Полина Григорьевна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ «Гимназия №3»

Г. Дербент, 2023г.











УМК «Школа России», «Окружающий мир», 3 класс. Раздел: «Мы и наше здоровье»

Тип урока:  открытие нового знания.

Вид урока: урок-исследование.

Форма работы: фронтальная, групповая. 

Основные понятия: органы чувств.

Цель урока: знакомство с органами чувств  человека, и информацией, которую человек получает об окружающем мире с их помощью.

Задачи урока:

  1. Познакомить с органами чувств человека.

  2. Развивать навыки исследовательской деятельности.

  3. Воспитывать бережное отношение к органам чувств, к своему здоровью.

Планируемые результаты:

Предметные результаты: научить детей различать, охарактеризовать органы чувств, ставить опыты, учить рассуждать, делать выводы, доказывать свою точку зрения, способствовать  развитию интереса в познании самого себя.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

1.Ориентироваться в информационном материале предлагаемого учебного материала, осуществлять поиск необходимой информации при работе над предлагаемыми заданиями;

2.Строить небольшие природоведческие сообщения в устной форме; строить рассуждения о доступных наглядно-воспринимаемых  природоведческих отношениях.

Регулятивные УУД:

1.Принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные ориентиры учителем действия в учебном материале; осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;

2.Принимать разнообразные учебные задачи; находить варианты решения учебной задачи в сотрудничестве с учителем; первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи; осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.

Личностные УУД:

1.положительное отношение к изучению математики; уважение к мыслям и настроениям другого человека.

2.Первичных умений оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

1.Работать индивидуально и группами; воспринимать различные точки зрения; принимать задаваемые вопросы; контролировать свои действия;

2.Применять простые речевые средства для передачи своего мнения; следить за действиями других участников учебной деятельности.

Задачи:

  • Формировать представление об органах чувств и их роли в жизни человека;

  • Развивать интеллектуальные и практические умения детей; развивать валеологические навыки, связанные с заботой о собственном здоровье;

  • Учить детей наблюдательности, развивать воображение и делать выводы;

  • Воспитывать санитарно-гигиенические навыки ухода за органами чувств.

Методы: Рассказ, беседа, самонаблюдение, экспериментирование, логические рассуждения.

Материалы и оборудование: ПК, проектор, презентация, материалы для экспериментов (игрушка); сахар; ветка ели, мандарины, лимон, 2 конверта, силуэт.


Этапы урока

Ход урока.

Деятельность

детей.

I. Мотивационный блок

Ребята, Меня зовут Рясная П.Г. И сегодня урок окружающего мира буду вести я. Давайте друг другу улыбнёмся. И подарим свою улыбку гостям.


Настраиваются на урок.

II. Проблемная демонстрация

Сегодня я пришла к вам не с пустыми руками, а сюрпризом. А что там внутри, вам нужно угадать. Помогут вам в этом 5 друзей. Если сможете их узнать и призвать, коробочка откроется.

Сидят разделенные по 4 человека, в 5группах. Они символизируют органы чувств. Перед ними красные и желтые конверты.

III. Ознакомление с проблемой урока

Правила работы в группе.

1)говорить по делу

2)слушать каждого и не перебивать

3)не шуметь

4)работать должны все

Проговаривают правила работы в группе



У вас на столах лежат жёлтые конверты. Откройте их и прочитайте загадку. Если будете готовы, покажите

Итак, если вы правильно отгадали, то в синих лежит отгадка.

О чём мы будем говорить на уроке?

Как можно их назвать всех вместе?


Правильно, органы чувств.

У вас на столе лежат маршрутные листы. Запишите свои имя и фамилию сверху. Это будут ваша личная копилочка знаний. По ходу урока вы будете заполнять этот лист, потом заберете с собой.

Последний столбец в листе «Как сберечь орган чувств». Его вы будете заполнять дома, подумав, прочитав текст из учебника.

Читают загадки в конвертах, разгадывают:


1. Два брата через дорогу живут,

А друг друга не видят.


2. Шум дождя оно поймало,

Утра тихое начало,

Мамин голос, папин шаг,

Слышит, если что не так!



3. Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит,

То заходит, то выходит.


4. Если б не было его

Не сказал бы ничего.



5. Мы в нее зимой и летом

С головы до ног одеты,

Даже на ночь снять не можем,

Потому что это…

IV. Работа по проблеме урока

Вот перед нами силуэт человека. Нам нужно все органы чувств расставить на свои места.

Опыт 1. Ребята, закрываем глаза. Я держу в руках предмет. Можете вы назвать предмет, не открывая глаз? (игрушка).

Откройте глаза. Скажите, что у меня в руках.

Почему с закрытыми глазами вы не смогли ответить на мой вопрос?

Какой орган чувств вам помог?

Какой группе досталась загадка про глаза? Поднимите руки.

Возьмите изображение глаз и прикрепите его на нашем силуэте. В маршрутном листе сделаем первую запись.

А какая роль у этого органа?А нужно ли беречь наши глаза?

А знаете ли вы, кто самый зоркий на Земле? Это – сокол. Он видит голубя на расстоянии 8 км!!

А самое многоцветное, полное зрение – у человека. Поэтому все цвета, всю красоту радуги видит только человек!




Закрывают глаза.

Отвечают: не знаем, не видно

Открывают глаза. Называют: игрушка



Отвечают: потому что с закрытыми глазами ничего не видно.


Отвечают: глаза


Отвечают, поднимают руки.

Прикрепляют изображения глаз на силуэт.


Отвечают, заполняют маршрутный лист в строке «орган зрения»


Отвечают: …..




Опыт 2. Ребята, закрываем опять глаза. (звоню в колокольчик). Можете вы сказать, что произошло?

Какой орган помог вам услышать звук?

Прикрепите изображение ушей на силуэте.

А скажите, когда звенел колокольчик, вы понимали, откуда идет звук? Покажите рукой направление.

Благодаря тому, что у нас 2 уха по бокам головы мы не просто слышим звуки, но и понимаем откуда они идут.

Это важно, чтобы ориентироваться на сигналы в пространстве.

А какое животное обладает самым острым слухом?

Это – дельфин! Он слышит самый тихий звук на расстоянии до 80 км!

Давайте заполним вторую строчку маршрутного листа «Орган слуха».

Закрывают глаза.

Отвечают: слышим звук колокольчика

Называют: ухо



Отвечают: потому что с закрытыми глазами ничего не видно.


Показывают направление


Отвечают, поднимают руки.

Прикрепляют изображения глаз на силуэт.


Отвечают: собаки, кошки…….



Отвечают, заполняют маршрутный лист в строке «орган слуха»

Физминутка

А теперь встаем ребята, беремся за руки. На счет раз (поднимаю руку молча). Давайте поддержим любимых певцов на концерте – помашем рукой.

Ножки просятся в пляс? Давайте, потопаем.

Очень громко на концерте – ой-ё-ёй..

Встают, берутся за руки

Поднимают соединенные руки, машут



Топают ногами



Прижимают руки к ушам.

Опыт 3. Ребята, теперь еще раз закрываем глаза. (проношу кусочки лимона на блюдечке). Что вы почувствовали?

Какой орган помог вам это почувствовать?

Группа, которая отгадала загадку про нос, прикрепите изображение носа на силуэте.

Нос обладает обонянием. Что мы чувствуем с помощью носа?

А вот запах дыма говорит – у нас что-то горит! Значит, может быть пожар!

Самое тонкое обоняние – у бабочек и пчел, они чувствуют запах цветов за 5км.

Давайте заполним третью строчку маршрутного листа «Орган обоняния».

Закрывают глаза.


Отвечают: запах лимона



Называют: нос


Прикрепляют изображениеноса на силуэт.


Отвечают: чувствуем разные запахи.





Отвечают, заполняют маршрутный лист в строке «орган обоняния»

Опыт 4. Ребята на столе у вас блюдечко с сахаром. Попробуйте его на вкус.

Какой он? Какой орган помог вам определить вкус сахара?

Группа, которая отгадала загадку про язык, прикрепите изображение языка на силуэте.

Язык - это орган вкуса. Что мы чувствуем с помощью языка?

А какие вкусы вы еще знаете?

Есть такая профессия – дегустатор, его обязанность – пробовать на вкус еду и напитки в ресторане.

Давайте заполним четвертую строчку маршрутного листа «Орган вкуса».

Пробуют сахар

Отвечают: сладкий вкус сахара

Называют: язык


Прикрепляют изображение языка на силуэт.


Отвечают: чувствуем разные вкусы.



Отвечают: кислое, горькое, соленое, пресное, острое, перченое,….



Заполняют маршрутный лист в строке «орган вкуса»

Опыт 5. Мы не изучили еще один орган чувств. Какой орган чувств остался?

А теперь мне нужны 2 помощника из группы, которая отгадала загадку про кожу.

Прикрепите изображение рук на силуэте. А почему именно руки? Разве кожа только на руках?

Давайте проверим. Закрывайте глаза. Я положу вам в руки один и тот же предмет по очереди, и вы скажете, какой он наощупь?

А знаете ли вы, что самая чувствительная – это кожа у младенца. Поэтому для маленьких детей есть специальные мыло, шампунь, крем, порошок стиральный, чтобы не было раздражения от вредной химии.

Давайте заполним пятую строчку маршрутного листа «Орган осязания».

Отвечают: кожа


Выходят 2 ученика из 5 группы


Прикрепляют изображение рук на силуэт.


Отвечают: на руках самая тонкая чувствительная кожа.


Отвечают: острая, колючая ветка

Не может почувствовать через пакет.








Заполняют маршрутный лист в строке «орган осязания»

V. Первичное закреплен

Итак, ребята, с какими органами чувств мы сегодня познакомились?

Почему же их называют «помощники или друзья человека»?

Правильно, они помогают нам познавать мир, чувствовать себя в безопасности, получать удовольствие от вкусной еды и приятных запахов, узнавать интересную информацию.

Отвечают: зрение – глаза, слух – уши, обоняние – нос, вкус – язык, осязание – кожа.

Отвечают: они помогают нам видеть, слышать, вкусное чувствовать…



VI. Тест

Осталась последняя часть нашего маршрутного листа – внизу находится таблица, в которой вы будете вписывать ответы на тест. Это будут буквы, которые надо вписать в кружочки.


А в квадратике вы выставите себе оценку.









Самооценка: сколько правильных ответов – такая и оценка будет в квадратике.

Отвечают на вопросы теста:

1)Укажи способность человека чувствовать запахи.

А)вкусБ)обоняниеВ)зрениеГ)осязание

2)Как называется способность человека чувствовать прикосновения?  

А) обоняние  Б) вкус        В) осязание

3) Какой орган помогает определить вкус пищи?    

А) нос           Б) кожа           В) язык

4)Какие органы помогут различить форму предметов?

А)кожа Б)нос В)уши Г)глаза

5)Какой орган нам позволяет понять, что поёт соловей?

А)слухБ)вкусВ)обоняниеГ)осязание




VII. Рефлексия

А теперь открываем нашу загадочную коробку. Что же в ней? Призовите своих друзей – органы чувств, и назовите: форму предмета, запах объекта, цвет объекта. А про вкус вы узнаете, когда попробуете его на перемене. Вы сегодня хорошо поработали и заслужили свою награду!

Получают свои мандарины, называют форму, цвет, запах…

Д/з

Главное, не забудьте дома прочитать текст по учебнику и заполнить последний столбец маршрутного листа.

Надеюсь, вы сможете сохранить своих друзей - органы чувств на долгие годы!

Записывают дом. задание. Стр. 125-128




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!