Урок-исследование по русскому языку в 4-м классе с применением ИКТ «I и II спряжение глаголов».
Цель: создать на уроке ситуацию, помогающую открыть, что такое спряжение.
Задачи:
ввести понятие I и II спряжения глаголов, выделить и зафиксировать модель глаголов I и II спряжения;
развивать мыслительную деятельность учащихся, логический подход к выполнению заданий, самостоятельность в “добывании знаний”;
воспитывать положительную мотивацию к учению, интерес к предмету, чувства взаимного уважения.
Оборудование: учебник “Русский язык”, 4 класс. (автор Рамзаева Т.Г.)
Ход урока
1.Организационный момент
- Давайте улыбнёмся друг другу, пусть улыбки и хорошее настроение будут нашими спутниками сегодня на уроке. А наша общая работа поможет разобраться во всём и справиться с любой задачей.
-На уроке мы продолжим исследования объектов русского языка.
-Поднимите руку, кто хочет быть исследователем.
-Кто такие исследователи?
-Каждое исследование проводится по плану. Вспомните этот план.
Слайд 3
План исследования
Выбор объекта исследования. (Что будем исследовать)
Цель и задачи исследования. (Для чего?)
Исследование объекта. (Как?)
Результаты исследования. (Что получилось)
Выводы. (Озвучить результаты)
3. Выбор объекта исследования
В выборе объекта исследования нам поможет следующее задание.
Слайд 4
Урок наш начинаем с истории, которая произошла между двумя братьями.
Однажды старший брат написал два предложения:
Он буд… т хорошо учиться.
Он буд… т меня каждое утро.
- Серёжа, - сказал он, - напиши на месте точек нужные буквы.
Долго думал Серёжа, но нашёл правильное решение.
Какие буквы он написал на месте точек? Почему?
-Сможем ли мы воспользоваться каким либо правилом, чтобы узнать какая буква пишется в словах ?(нет)
-Как доказать правильность вашего рассуждения?
-Давайте повторим, что мы с вами знаем о глаголе?
Слайд 5
- часть речи;
Я глагол - обозначаю действие предмета;
(рисунок) - отвечаю на вопросы что делать?
что сделать? что делал?;
- имею неопределённую форму;
- изменяюсь по временам, числам,
а в прошедшем времени – по родам;
- в предложении чаще всего бываю сказуемым;
- спрягаюсь.
- Молодцы! Вы многое уже знаете о глаголе, но это не помогло найти нам ответ на наш вопрос о безударной гласной в глаголах будит и будет.
-В работе нам поможет карта исследования. Эта карта одна на двоих, значит, работать будем как? (В парах)
- Вспомните правила работы в парах (уметь сотрудничать, выполнять вместе, уважать и учитывать мнения других)
-Что будет объектом нашего исследования? ( окончания глагола)
4. Задачи исследования
Посмотрите внимательно на тексты, и скажите, какие задачи мы поставим для исследования окончаний глаголов?
Выяснить какая буква пишется в личных окончаниях глагола?
Научиться грамотно писать окончания глаголов.
-В конце урока вы мне сами расскажете, какие буквы нужно написать вместо точек. Для этого мы должны как следует поработать в группах и найти ответ.
Исследование окончаний глаголов.
Задание №1 (на отдельных листах) Сделать вывод.
Результаты исследования будем заносить в таблицу, которая находится в карте исследования.
Проспрягать слова, вставить в таблицы окончания:
1 группа - плести, кричать.
2 группа - заплести, закричать.
3 группа – петь, молчать.
4 группа – спасти, лететь.
5 группа – плыть, сидеть.
6 группа – читать, верить.(безударные)
| Плести | Кричать |
Я | | | | |
Ты | | | | |
Он | | | | |
Мы | | | | |
Вы | | | | |
Они | | | | |
Слайд 6
Представители каждой команды выходят к доске и рассказывают о том, что у них получилось, делают выводы о том, как спрягаются глаголы.
- Легко ли было написать окончания глаголов? Почему?
- Назовите личные окончания глаголов первого столбика.
Слайд 7
- у (ю)
- ешь (ёшь)
- ет (ёт)
- ем (ём)
- ете( ёте)
- ут (ют)
-Что вы можете отметить общее в личных окончаниях глаголов?(Личные окончания глаголов первых столбиков имеют гласную –е, а в форме 3-го лица множественного числа окончания -ут, -ют.)
- Назовите личные окончания глаголов последних столбиков.
Слайд 8
- Отметьте общее в личных окончаниях глаголов последних столбиков.(Личные окончания последних двух столбиков имеют гласную –и, а в форме 3-го лица множественного числа окончания -ат, -ят.)
- Как называется изменение глаголов настоящего и будущего времени, которое мы сейчас совершили? (спряжением)
Слайд 9
Вывод:
- Итак, глаголы, в зависимости от окончания при спряжении делятся на две группы – глаголы I спряжения и глаголы II спряжения.
У глаголов одного и того же спряжения ударные и безударные окончания ОДИНАКОВЫЕ. Спряжение глаголов с ударными окончаниями определяют по окончанию)
- Может быть, кто-то из вас предложит наиболее легкий способ запоминания окончаний глаголов 1 и 2 спряжения? Внимательно рассмотрите запись на экране. (Ответы детей)
Слайд 10
- В букве «Е» одна палочка – напоминает римскую цифру I, а у буквы «И» - две палочки, римская цифра II. Так легко запомнить!
Сделайте вывод: какого спряжения бывают глаголы?
- Какие окончания имеют глаголы I спряжения?
Какие окончания имеют глаголы II спряжения?
.
ФИЗМИНУТКА.
Слайд 11,12,13,14,15
Похлопать – если глагол 1 спряжения, потопать - если глагол 2 спряжения.
Бежит, идёшь, кричит, поёте, читает, живёт, говорит, придёт, любит, везёт.
V. Упр. 437 с.189
– В каком времени употреблены глаголы?
Задание: Распределить глаголы настоящего и будущего времени по спряжениям.
Слайд 16
Определить спряжение глаголов.
1 вариант – 1 спряжение
2 вариант – выписывает только 2 спряжение.
Взаимопроверка(меняются тетрадями) .
6.Итог урока.
– Что такое спряжение?
– Какого спряжения бывают глаголы?
– Какие окончания имеют глаголы I спр.? (Личные окончания глаголов первых столбиков имеют гласную –е, а в форме 3-го лица множественного числа окончания -ут, -ют.)
II спр.? .(Личные окончания последних двух столбиков имеют гласную –и, а в форме 3-го лица множественного числа окончания -ат, -ят.)
Слайд 17
-Так какую же безударную гласную надо написать в глаголе ПОСЕ?ШЬ?
7.Домашнее задание.
Слайд 19
Выписать из произведения «Барбос и Жулька » 10 глаголов, определить спряжение, выучить правило
8.Рефлексия.
Если вы довольны своей работой на уроке – поставьте на полях !
Если нужно ещё что-то выяснить – ?
Слайд 18
Я научился…
Было интересно…
Мне понравилось…
Было трудно…