СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-исследование по теме "Органы чувств".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: расширить представление учащихся об органах чувств, раскрыть содержание понятия анализатор, значении их частей в восприятии и анализе раздражений, действующий на человека; видах ощущений, роль ощущений и восприятия в жизни человека, в познании окружающего мира. подготовить учащихся к более осознанному изучению организма человека как биологической системы, со всеми характерными для неё признаками; продолжить развитие навыков работы с таблицами, биологическими рисунками и схемами; совершенствовать навыки сравнения, анализа, синтеза, обобщения. Знание специфических черт или признаков, изучаемых понятий.

расширить представление учащихся об органах чувств, раскрыть содержание понятия анализатор, значении их частей в восприятии и анализе раздражений, действующий на человека; видах ощущений, роль ощущений и восприятия в жизни человека, в познании окружающего мира. подготовить учащихся к более осознанному изучению организма человека как биологической системы, со всеми характерными для неё признаками; продолжить развитие навыков работы с таблицами, биологическими рисунками и схемами; совершенствовать навыки сравнения, анализа, синтеза, обобщения. Знание специфических черт или признаков, изучаемых понятий.

Просмотр содержимого документа
«Урок-исследование по теме "Органы чувств".»

Урок-исследование по теме "Органы чувств". 

Цель: расширить представление учащихся об органах чувств, раскрыть содержание понятия анализатор, значении их частей в восприятии и анализе раздражений, действующий на человека; видах ощущений, роль ощущений и восприятия в жизни человека, в познании окружающего мира. подготовить учащихся к более осознанному изучению организма человека как биологической системы, со всеми характерными для неё признаками; продолжить развитие навыков работы с таблицами, биологическими рисунками и схемами; совершенствовать навыки сравнения, анализа, синтеза, обобщения. Знание специфических черт или признаков, изучаемых понятий.

расширить представление учащихся об органах чувств, раскрыть содержание понятия анализатор, значении их частей в восприятии и анализе раздражений, действующий на человека; видах ощущений, роль ощущений и восприятия в жизни человека, в познании окружающего мира. подготовить учащихся к более осознанному изучению организма человека как биологической системы, со всеми характерными для неё признаками; продолжить развитие навыков работы с таблицами, биологическими рисунками и схемами; совершенствовать навыки сравнения, анализа, синтеза, обобщения. Знание специфических черт или признаков, изучаемых понятий.

Цели урока:

  • образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся о взаимодействии и взаимозаменяемости анализаторов; о роли нервной системы в приспособлении организма человека к изменяющимся условиям среды;

  • развивающие: обеспечить развитие умения планировать свою деятельность, осуществлять взаимоконтроль; содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;

  • воспитательные: формирование добросовестного отношения к труду, проявления доверия и толерантности в учебных взаимодействиях.


Тип урока: изучение нового материала.

Результаты:

Формы работы учащихся: фронтальная, эвристическая беседа.

Методы: словесные (объяснение учителя., беседа), наглядные (презентация), практическая работа

Ход урока.

IОрганизация класса

-Здравствуйте ребята. Я хотела бы вам рассказать одну притчу «Самая главная тайна».

В одной притче рассказывается, что боги, создав мир, стали думать: где понадёжнее спрятать от Человека его Самую Главную Тайну? В глубокой пещере? Но люди рано или поздно найдут её. На дне океана? Но и в морскую пучину они когда-нибудь спустятся. На небе, среди звёзд? Но даже туда со временем доберутся. И, наконец, решили: давайте спрячем Тайну внутри самих людей! Уж в себя-то человек не догадается заглянуть. Во многом боги оказались правы. Мы знаем о самих себе гораздо меньше, чем о Земле, океане, далёких светилах. И вместе с тем боги ошиблись. Чтобы ни изучал человек, какие бы далекие и отвлеченные объекты ни выбирал для исследования, за этим всегда стоит жгучее любопытство по отношению к самому себе. Не потому ли нас интересуют Вселенная, природа, другие живые существа, законы логики, математики, что мы хотим понять свое место в нашем сложном мире, жаждем узнать кто мы и зачем мы? “Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?” - эти вопросы составляют глубинную суть любого взгляда человека на мир.

Человек – самое неизведанное и самое интересное для него самого. И с каждым новым шагом в своем развитии человечество все смелее заглядывает в себя – в поисках Самой Главной Тайны. Я предлагаю вам сегодня попробовать разгадать Самую главную тайну.

Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Аристотеля и И.П. Павлова.

«В уме нет ничего, что сначала не прошло через органы чувств». Аристотель

Рецепторы – «щупальца мозга». И.П. Павлов

II Новый материал

- Я попрошу двух помощников помочь мне, вам нужно будет найти информацию, используя дополнительные источники информации. Мы вас ждем через 5 минут.

- Я знаю, что вы уже изучили некоторые системы человека. Назовите их

- Какую систему вы считаете главной и почему?

- Как человек воспринимает окружающий мир? С помощью каких органов?

- Сколько у человека органов чувств? Назовите их.

- Что вам уже известно про органы чувств?

- Где происходит основной анализ всей полученной информации?

Основным средством, с помощью которого мы взаимодействуем с миром вокруг нас — являются наши органы чувств.

Таким образом, мы с вами выяснили, что все органы чувств, связаны с головным мозгом, где и происходит анализ и расшифровка, полученной информации. Рецепторы органов чувств, проводящие пути и чувствительные зоны коры больших полушарий, называются анализаторы.

Цель нашего урока сегодня – углубить и расширить знания об органах чувств, познакомиться с понятием анализатор.

Богатство восприятия мира обеспечивается согласованной работой всех анализаторов.

Я предлагаю посмотреть проекцию частей тела на кору больших полушарий.

- Какие органы занимают большую площадь в КБП?

- Как вы считаете, почему?

Анализатор можно представить в виде схемы.


Рецепторы



Чувствительный нерв


Мозг,

зона КБП

У вас на столах лежат карты и информационные листы. Япредлагаю составить анализатор к каждому органу чувств.

Вкус

- Какой орган является разведчиком вкуса?

Дело в том, что язык человека покрыт множеством крохотных сосочков. В них заложены окончания нервов, умеющих ощущать, что попало в твой рот, кислое или сладкое, солёное или горькое, вкусное или безвкусное. Растворённые слюной вещества действуют на вкусовые зоны языка и слизистой оболочки ротовой полости. Получив от них информацию, мозг формирует ощущение вкуса. Он же решает, съедобна или несъедобна пища.

Замечал ли ты, что кончик языка наиболее чувствителен к сладкому? Достаточно лизнуть мороженое, и сразу узнаешь его вкус. Края языка лучше всего ощущают кислое, а его основание – горькое


Если слюна не может что-то растворить, Вы не сможете почувствовать вкус.

- У людей каких профессий лучше всего развит этот орган? (Сомелье)

- Современная наука утверждает, что вкусовые рецепторы равномерно распределены по поверхности языка.

- Давайте с вами вместе составим схему анализатора вкуса и заполним таблицу.

Вкусовые сосочки – лицевой, языкоглоточный – лобная зона КБП,

- Известно, что при сильном насморке вкус еды почти не ощущается. Я предлагаю вам провести дома мини – исследование. Приготовьте дома одинакового размера кусочки различных фруктов и овощей. Постарайтесь, чтобы консистенция их была схожа. Предложите родителям попробовать продукты с закрытым носом и закрытыми глазами, а затем повторите опыт, но нос оставьте открытым. Результаты своего исследования вы можете озвучить на следующем уроке.

- Как сохранить вкусовой анализатор? Предложите правила гигиены.

Слух

С помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку и т.д. Второй по важности орган чувств у человека – ухо. Ухо разделяется на наружное, среднее и внутреннее. То, что мы называем “ушами” – это только так называемые наружные уши, или ушные раковины. Ими они ничего не слышат, а только улавливают звук. Посредине каждой ушной раковины есть маленькое отверстие, который заканчивается тоненькой пластиночкой – барабанной перепонкой. Эти колебания передаются в среднее ухо, а затем в третье ухо – внутреннее ухо, и далее – в мозг. Ухо – очень тонкий и сложный орган чувств.

Слух - способность организма воспринимать звуковые волны. Звуковые волны поступают в определённый участок мозга и перерабатываются там таким образом: мы слышим и понимаем слова.

Слух тесно связан с речью. Ребёнок сначала слышит и понимает речь, а затем уже учится говорить.

- Я предлагаю составить схему анализатора.

Волосковые клетки – слуховой нерв – височные доли

- У каких животных он развит лучше всего? (Слон и бабочка, кошки, летучие мыши, дельфины). У кого появился впервые? (НАСЕКОМЫЕ — единственные беспозвоночные, для которых точно доказана способность различать звуки).

- Какие факторы влияют на остроту слуха? (расстояние, шум, наушники, заболевания). Я предлагаю дома провести эксперимент «Определение остроты слуха» Поднесите к уху часы и удаляйте до полного исчезновения звука, измерьте расстояние от уха до механических часов. Проделайте опыт в полной тишине и после прослушивания громкой музыки. Сравните результаты и озвучьте на уроке.

- Как сохранить слух?

Зрение

Глаза – самые совершенные и самые загадочные органы в нашем теле. 80% всей информации об окружающем мире человек получает зрительно и только 20% с помощью органов обоняния, осязания и слуха.

- Что же такое зрение?

Зрение – способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение.

Человеческий глаз не видит предмет сразу. Глаз воспринимает лишь световые волны. Эта информация передаётся в определённый участок мозга. И тогда эти световые волны воспринимаются в виде определённых предметов. Тогда человек видит его цвет, размер. Человеческий глаз устроен так, что видит в темноте и при ярком свете.

Глаза защищены подвижными веками - верхними и нижними. На веках находятся ресницы. Веки и ресницы защищают глаза от сильного ветра, пыли. Брови мешают капелькам пота, выступающим на лбу, стекать в глаза. Если в глаз попадёт соринка, то выступают слёзы. Они увлажняют поверхность глаза, смывают все посторонние частицы и убивают микробы. Глаз состоит из зрачка, роговицы, хрусталика, радужной оболочки, зрительного нерва.

- Рисунок анализатора. Давайте заполним таблицу: схема анализатора.

Палочки, колбочки – зрительный – затылочная зона

- Может ли зрение нас обмануть? Иллюзии. Почему они возникают.

Слово «иллюзия» происходит от латинского illusere – обманывать.

Зрительная иллюзия – ошибка в зрительном восприятии, искажение пространственных соотношений признаков воспринимаемых объектов, ошибка в оценке и сравнении между собой длин отрезков, величин углов, расстояний между предметами, в восприятии формы предметов, совершаемые наблюдателем при определенных условиях.

1. Произнеси быстро и не задумываясь, цвет букв, которым написаны слова.В какой-то степени это не оптическая иллюзия, а головоломка. Действительно сложно назвать цвет слова, из-за конфликта, возникающего между левым и правым полушарием. Правая половина пытается сказать цвет, а левая — усиленно читает слово из-за этого возникает неразбериха в нашем сознании.

2. Сколько оттенков зеленого ты видишь на картине? (Может кто сможет уже сам объяснить эту оптическую иллюзию – мозг воспринимает их как разные оттенки из-за контраста находящихся рядом с ними цветов. Чтобы проверить это, достаточно просто закрыть окружение листом бумаги).

- Домашнее задание, постарайтесь найти другие иллюзии и объяснения этих явлений. (Предлагаю почитать учебник, книгу, сайт).

- Наши глаза немного устали, я предлагаю сделать зарядку. (Гимнастика для глаз)

Осязание

Кожа, оказывается, может “рассказать” человеку о том, что его окружает. Закрыв глаза, ты можешь почувствовать шероховатость, гладкость форму, ребристость поверхности, к которой прикоснулся, и угадать, что перед тобой. Это чувство называется осязанием. Кожей мы можем ощущать холод и тепло, ветер или жар, жжение или удар, решить, что для нас хорошо, а что плохо. Это свойство коже придают пролегающие в ней малюсенькие нервные окончания. Но кожа не только предупреждает нас об угрозе нашего тела, ещё более важная её задача – противостоять этой угрозе. Для этого кожа, как и кости, сочетает в себе такие качества, как прочность и упругость, то есть растяжимость. Благодаря нему кожа никогда сама не рвётся и не сползает. А меланин придаёт коже загар и защищает от УФ-лучей.

- Составим схемы анализатора.

Болевые осязательные температурные рецепторы – чувствительный нейрон - теменная доля

- Опыт (угадать муляж или предмет).

- Какие правила необходимо соблюдать для сохранения тактильных ощущений?

Обоняние

Нос – это не только орган обоняния, но и важный орган дыхания. Обоняние – это способность человека чувствовать запахи. С запахами у человека связаны многие ассоциации. На слизистой поверхности носа находятся нервные окончания, чувствительные к различным запахам. Обоняние необходимо, чтобы узнавать, съедобна ли пища, свежа ли вода, не отравлен ли ядовитыми газами воздух. Обоняние увеличивает информацию об окружающем мире.

- Заполнить таблицу «Анализаторы органов чувств».

Обонятельные клетки – обонятельный нерв – височная зона

Я попрошу моих помощников озвучить материал, который они успели набрать, используя дополнительные источники информации.

Вопросы для подготовки.

1.В какое время года наиболее остро обоняние? (Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в тёплую и влажную погоду.)

2. В какое время суток обоняние острее? (На свету обоняние острее, чем в темноте.)

3. Кто лучше распознаёт запахи: женщины или мужчины? ( Женщины лучше распознают запахи, чем мужчины. Женщины рождаются с лучшими рецепторами, чем мужчины, и они так и остаются лучшими дегустаторами запахов к концу жизни).

- Сколько ароматов может помнить нос? (Ваш нос помнит 50 000 различных ароматов.)

- Профессии, которые основаны на этом чувстве. (Парфюмер)

- У каких животных развито лучше? (По мнению зоологов, самое острое обоняние у акул. Они способны учуять каплю крови воде за 5 км. Это делает морскую хищницу самым опасным противником среди ее кровожадных собратьев. Легендарным является обоняние собак. Служебные собаки, взяв след, способны находить преступника. А охотничьи собаки ищут дичь по запаху и четко чуют недавний след зверя. Нюх собак — неотъемлемая часть их жизни, жить животному, утратившему обоняние, очень сложно).

- Как сохранить обоняние?

Равновесие

Вестибулярный аппарат представлен круглым и овальным мешочками, которые заполнены эндолимфой. Внутри них расположены кристаллы оксалата кальция. Также к вестибулярному аппарату относятся 3, расположенные во взаимно-перпендикулярных плоскостях, полукружные каналы. Они также заполнены эндолимфой.

Стенки мешочков и каналов снабжены вестибулярными рецепторами – волосковыми клетками. Когда мы наклоняем голову или меняем положение тела, то кристаллы оксалата кальция передвигаются, и меняется уровень жидкости, заполняющий полукружные каналы. Это приводит к возбуждению волосковых клеток. Это механизм автоматизма, своеобразный биокомпас. Информация передается по вестибулярным нервам сначала в средний мозг, мозжечок, затем в гипоталамус и в теменную область КБП.

С вестибулярным аппаратом связана морская болезнь (укачивание). Когда мы едем в транспорте, возникает сильный импульс от постоянного раздражения волосковых клеток. Это перенапряжение и приводит к тошноте.

- Заполнение таблицы.

Волосковые клетки – вестибулярный нерв – теменная область

Спрашиваю, хотят ли ребята проверить свой вестибулярный аппарат

- Опыт

- Профессии, связанные с хорошо развитым вестибулярным аппаратом? (Циркач, Космонавт, летчик, военные)


- У нас осталась одна незаполненная графа. Я хотела бы познакомить вас с ещё одним чувством, которое вам знакомо с детства, но о нем вы мало знаете.

- Я попрошу выйти и выполнить действия двух учеников.

Взлетающая рука

Прислонись к стене так, чтоб поверхность одной руки была плотно к ней прижата. В течение 30–60 секунд с силой вдавливай руку в стену, словно желаешь отвести руку в сторону. Внимание! Глаза высылают мозгу зрительные ориентиры, которые могут помешать автоматической реакции, потому опыт проходит лучше, когда ты не видишь руку. Так что во время задания тебе тоже придется закрыть глаза! Закрой глаза.

- Когда вы идёте и разговариваете с кем-то, по дороге, должны ли вы были смотреть на ноги, чтобы сделать следующий шаг?

- Потом прошу закрыть глаза и последовательно поднять руки вверх, опустить в сторону, опустить одну руку вниз, а вторую поднять вверх, поменять их местами и т. д.

Вопрос: сколько времени каждый из них думал, прежде сделать то или иное движение? (нисколько).

Тело запомнило уже давно эти движения и вы не задумывались над тем, как их выполнять. Маленький Моцарт мог играть на закрытом тканью клавесине. Спрашиваю ребят, кто-нибудь может печатать на клавиатуре компьютера, не глядя на клавиши?

Вот это и есть новое чувство проприоцепция!

Проприоцепция – это положение тела в пространстве. Люди почти всегда считают это чувство само собой разумеющимся. А вернее, вообще не знают, что же оно контролирует. К проприорецепторам относятся мышечные веретена, сухожильные органы (или органы Гольджи) и суставные рецепторы (рецепторы суставной капсулы и суставных связок.

Проприоцепция —  это  способность чувствовать положение тела, или, более определенно, положение мышц, даже не используя зрение.

- Прошу испытуемых отойти от стенки. Рука волшебным образом поднимется сама!

- Что происходит с рукой, почему она поднялась?( Когда ты нажимаешь рукою на стену, твои мускулы сжимаются(сокращаются)— точно так же они сжимаются, ежели ты просто поднимаешь руку вверх. Когда ты отступаешь от стенки, твои мускулы расслабляются, а позже автоматом сокращаются опять. И теснее, не встречая препятствия в виде стенки, мускулы поднимают руку вверх.)

III Рефлексия

В спортивном автомобиле фирмы "Ниссан" (1993 г.) специальный прибор следит за выражением лица и глазами водителя. Если человек засыпает, то раздается сигнал и в салон подается взбадривающий ароматизатор.

Дети, вскормленные животными, были известны в Древнем Риме, Швеции, Бельгии, Венгрии, Голландии, Ирландии и Франции. Таких случаев зарегистрировано более тридцати. Все эти дети издавали нечленораздельные звуки, не умели ходить на двух ногах, обладали большой мускульной силой и ловкостью, быстро бегали, отлично лазили и прыгали. Зрение, слух и обоняние у них были хорошо развиты. Далеко не все из них, даже после продолжительного пребывания в обществе людей, научились говорить. Как объяснить поведение этих детей?

Ушиб затылочной зоны. Чем опасен.

Одному мудрецу задали вопрос: Что для человека важнее – богатство или слава?

Он ответил “Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля”.

А другой мудрец предупредил: “Мы замечаем, что самое ценное для нас – это здоровье, только тогда, когда у нас его уже нет”. Прислушайтесь к словам мудрецов и твердо запомните, что надежнее всех о своем здоровье можешь позаботиться только ты сам.

Самая главная тайна – Здоровье.

IV Домашнее задание.

Сегодня мы познакомились с понятием «анализатор», в качестве памятки вам остаётся таблица. А те творческие задания, которые вы получили на уроке, по желанию можете выполнить дома и поделиться результатами с одноклассниками.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!