СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-исследование в 5 классе. Тема: В Александрии Египетской"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-исследование по теме "В Александрии Египетской". Дидактическая тема урока -"Формирование навыков работы с информацией".

Просмотр содержимого документа
«Урок-исследование в 5 классе. Тема: В Александрии Египетской"»





План урока в 5 классе на тему «В Александрии Египетской».

Цель урока: Формирование навыков работы с информацией.

Задачи урока:

Личностные: развитие коммуникативной сферы обучающегося. Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.

Предметные: Осознание значения деятельности Александра Македонского в контексте истории Древнего мира.

Метапредметные: Формирование навыков смыслового чтения, анализа и синтеза, исследовательской деятельности.



Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД



  1. Независимость Греции

    Город Тир

    Потеря независимости Финикии

    Потеря независимости Сирии

    Потеря независимости Египта

    Разрушение Персидского царства

    Разорение цветущих областей

    Массовое истребление населения

    Держава

    Служба в армии- источник пропитания для разорившихся греков

    Новые источники рабства

    Драгоценные металлы

    Эллинистическая культура

    Александрия Египетская

    Мусей

    Создание научной картины мира

    Вступительное слово учителя.



  1. Организация работы с таблицей. Задание: озаглавить столбцы таблицы.

Работа в группах.

Обсуждение названия столбцов- разрушение и созидание.



Универсальные логические действия:

  • сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств / различия, определения общих признаков и составления классификации);

  • опознание конкретно-чувственных и иных объектов (с целью их включения в тот или иной класс);

  • анализ – выделение элементов и “единиц” из целого; расчленение целого на части;

  • синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты.



3.Какой вопрос об Александре Македонском у вас возникает на основании данных этой таблицы?







Формулирование проблемы урока: «Кем же был Александр Македонский – разрушителем или созидателем?». Работа в группах.



Коммуникативные универсальные действия:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.





3.Какие выводы мы можем сделать о личности Александра? Можем ли мы прямо сейчас решить эту проблему? Чего нам не хватает? Посмотрите друг на друга сквозь маленькие дырочки на листе бумаги, который лежит перед вами. Что вы видите? Вы видите только часть лица. Значит, чтобы разрешить проблему урока, нам необходима дополнительная информация, сведения. И мы с вами будем сегодня учеными-исследователями, историками и попытаемся разрешить эту проблему.





Дети приходят к выводу, что видя только часть лица, мы не можем сказать – кто перед нами, какой это человек. Дети осознают необходимость дополнительной информации.









  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;



  1. Введение понятий «объект» и «субъект» исследования. Работа с презентацией.











  1. Актуализация уже полученных знаний. Работа с интерактивной картой «Завоевания Александра Македонского».



Работа с картой.





Знаково-символические универсальные учебные действия:

  • обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала;

  • выделения существенного;

  • отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний.



  1. Какие вопросы задавали себе ученые – историки, когда исследовали деятельность Александра? Какой вопрос возникает у вас при виде огромной территории, завоеванной Александром? Прежде чем приступить к исследованию, мы должны составить план, чтобы видеть перед собой задачи нашей работы-поиска.



Работа с картой.

Работа над составлением плана исследования.

  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.





  1. Первый вопрос нашего исследования - Как же удалось маленькой стране завоевать огромные территории? Что способствовало успехам Александра на его пути к завоеванию мира? Разные исторические источники отвечают на этот вопрос по разному.







Работа в группах.

Выводы детей после работы с кейсами.

  • умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью (подробно, сжато)



  1. Второй вопрос нашего урока- почему распалась держава Александра? Что нам поможет ответить на этот вопрос? Давайте посмотрим на карту. (Работа с интерактивной картой «Распад державы Александра Македонского». Работа с интерактивной контурной картой, выявление основных частей распавшейся державы Александра.

Глядя на карту, какие выводы мы можем сделать о том, почему великая держава так быстро распалась? Какие народы жили на ее территории? Все ли они говорили на одном языке, имели одинаковые обычаи, поклонялись одним и тем же богам? Теперь мы можем дать определение понятию «империя». Какое это государство? Чем оно поддерживается?



Работа в парах с контурной картой.













Выводы детей на основании работы с картой.

  • доказательство – установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство.



  1. А теперь давайте обратимся к третьему вопросу урока. Мы с вами найдем ответ на вопрос о том, можно ли считать Александрию городом, где всем жителям было хорошо? Найдите и обозначьте на своих картах Александрию Египетскую. На каком континенте она находилась? В какой стране Древнего мира?



Работа в парах. Выводы детей на основании информации карты.



  1. Предворял вход в город с моря Фаросский маяк, одно из семи чудес света. Просмотр отрывка фильма о Фаросском маяке. Почему для Александрии так важно было иметь такой мощный маяк? Работа с текстом учебника стр.209, «По морю в Египет…» Откуда могли доставлять такие товары? Работа с картой.



Заполнение таблицы ЗХУ». Ранжирование текстовой информации.

  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели.



11.Современники считали Александрию центром мира, городом, венцом всех городов, где всем жителям было хорошо. Самостоятельно найдите аргументы, подтверждающие это предположение и аргументы против. (стр. 210). Кому могло не нравиться в Александрии? Вот мы и нашли ответ на третий вопрос нашего урока – всем ли в Александрии было хорошо.



Работа в парах, поиск и формулирование аргументации «за» и «против».

  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели.



  1. У нас остался последний 4 вопрос урока. Каков же был вклад Александра Македонского в историю? Свот – анализ эпохи Александра Македонского. Анализ на доске.

Работа в группах. Знакомство с технологией свот-анализа. Рефлексия.

  • анализ – выделение элементов и “единиц” из целого; расчленение целого на части;

  • синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты.



  1. Итак, как мы можем разрешить проблему нашего урока? Есть ли у этой проблемы однозначное решение? (ответы детей). В истории и в жизни много таких вопросов, ответом на которые будут разные точки зрения, мнения. Единственно в чем мы можем быть уверены, так это в том, что мир после Александра изменился.

Рефлексия.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!