СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-исследование "Высмеивание самоунижения, чинопочитания, малодушия в рассказе А.П.Чехова "Хамелеон"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-исследование на тему: "Высмеивание смоунижения, чинопочитания, малодушия в рассказе А.П.Чехова "Хамелеон"

Просмотр содержимого документа
«Урок-исследование "Высмеивание самоунижения, чинопочитания, малодушия в рассказе А.П.Чехова "Хамелеон"»

Урок-исследоване на тему: «Высмеивание самоунижения, чинопочитания, малодушия в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»



Цели урока: учить школьников анализировать прочитанный текст; развивать логическое мышление, устную речь; закрепить знания о литературоведческих понятиях; работать над выразительным чтением; воспитывать чувство собственного достоинства, стремление ксамосовершенствованию, оставаться самим собой независимо от обстоятельств.

Оборудование: портрет А.П.Чехова, иллюстрация к рассказу, рисунки сизображением хамелеона, фотовыставка «Чеховский домик в Гурзуфе», презентация «А.П.Чехов»

Ход урока

  1. Объединение целей и задач урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством Антона Павловича Чехова. Максим Горький говорил: «Хорошо вспоминать о таком человеке, тотчас в жизнь твою возвращается бодрость, снова входит в нее ясный смысл…»

Антон Павлович много путешествовал.

В 1898 году, по настояню врачей, писательедет в Крым и поселяется на окраине Ялты в белом двухэтажном доме. (Демонстрируется фото на экране). «Белая дача» (так его называли друзья) становится центром встреч литераторов, артистов и художников. Ныне это дом-музей.

Но Ялта казалась писателю очень шумной. Поэтому Чехов для отдыха и уединения покупает небольшой участок земли с домиком у моряЧехов писал родным: «Я купил кусочек берега с купаньем и Пушкинской скалой около пристани и парка в Гурзуфе. Принадлежит нам теперь целая бухточка, в которой может стоять лодка или катер. Дом, который черепицей, четыре комнаты, большие сени». В этом доме, в поисках творческого уединения, писатель проведет незабываемые дни своей жизни.

Частичку души, оставленную Чеховым в Гурзуфе, я вам привезла путешествуя по южному берегу Крыма. Это фотографии рабочего кабинета писателя, жилых комнат, в которых сохранились документы, рисунки и другие материалы, посященные писателю, членам его семьи и друзьям. Вся экспозиция музея хранит память обэтом талантливом человеке.

Исследователь творчества писателя Валерий Гейдеко в одной из своих монографий написал, что если бы Чехов не стал великим писателем, он все равно был бы великим человеком.Действительно, жизнь Чехова может стать примером удивительной победы человека над самим собою.

Все, кто знали писателя, подчеркивали его деликатность, терпение, скромность, которые, оказывается, были результатом самовоспитания. Сам Чехов в одном из писем жене признавался: «Ты пишешь, что завидуешь мо­ему характеру. Должен сказать, что от природы характер у меня резкий, я вспыльчивый. Но я привык сдерживаться, потому что распускать себя по­рядочному человеку не годится». Секрет моральной силы этого человека за­ключается в упорном, систематическом труде, которым заполнена была вся его жизнь. Максим Горький вспоминал такие слова Чехова: «Если каждый человек на куске своей земли сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша!»

Могучая творческая энергия писателя воплощалась в «несметное множе­ство бесконечно разнообразных рассказов», в которых он изображал трагизм мелочной жизни, правдиво рисовал людям позорную и тоскливую картину их жизни, высмеивал их пошлость, глупость, смешные привычки людей.

Сегодня на уроке мы проанализируем один из таких рассказов А. П. Че­хова – «Хамелеон». (Тема урока записывается в тетради.) Проведем не­большое исследование и выясним, каков же рассказ Чехова по своему на­строению, только ли смешное присутствует в рассказе? Прослеживаются ли в нем элементы грусти, с чем это связано?

В ходе анализа рассказа раскроем нравственные проблемы, которые под­нимает автор этого произведения (человеческое достоинство, самоуваже­ние, этические нормы общения с окружающими людьми, культура речевого общения), закрепим знания о литературоведческих понятиях.

  1. Актуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельности.

Ответы на вопросы, выполнение заданий.

Что такое рассказ? Дайте его определение. (Рассказ – небольшое эпи­ческое произведение, посвященное обычно отдельному событию в жизни человека.)

Какие вы знаете виды комического? Назовите их. (Юмор, ирония, сатира.)

Учитель: Писатель Феликс Кривин дал такое определение юмора: «Юмор – это соломинка, которая никого не спасает. Но когда за нее хвата­ешься, делаешь движение, которое помогает держаться на воде».

Согласны ли вы с этим мнением? Зачем нужен юмор?

Чем юмор отличается от сатиры? (С помощью юмора изображают что-нибудь в смешном, комичном виде, а сатиры – обличают, осмеивают, подвергают суровой критике.)

Что такое ирония? (Тонкая скрытая насмешка.)


ІІІ. Работа по теме урока.

  1. Подготовка к анализу рассказа.

Учитель: Определенные виды комического использует Антона Пав­ловича Чехов в рассказе «Хамелеон». Это произведение появилось впервые в журнале «Осколки» в 1884 году. Чтобы понять, почему Чехов назвал свой рассказ «Хамелеон», нужно знать об особенностях этих животных.

  • Сообщение «биологов» о хамелеоне.

Во время выступления демонстрируются слайды с изображением жи­вотного.

Учитель: Удивительное это животное – хамелеон. Прячась от врагов и стараясь незаметно подобраться к насекомым – своим жертвам, эта яще­рица быстро и легко может поменять цвет, сливаясь с окружающей средой. Но если такая приспособительная реакция животного вызывает у нас вос­хищение мудростью природы, то человека с подобными качествами вряд ли назовешь достойным и порядочным. Яркий пример такого «хамелеонства» нам рисует Чехов в своем рассказе «Хамелеон».

  • Выяснение значений слов, употребленных в тексте рассказа.

Слова помещены на интерактивной доске.

  • Городовой – нижний чин городской полиции, полицейский служитель, наблюдавший за порядком в городе.

  • Мировой – судья, связанный с разбором мелкигражданскихиуголовных дел.

  • Легавые – порода охотничьих собак.

  • Конфисковать – принудительнои безвозмездно изъять деньги или имущество частного лица в пльзу государства.

  • Лавка – небольшой магазин.

  • Кабак – в старину: питейное заведение.

  • Толпа – скопление людей, сборище народа.

  • Надзиратель – лицо, которое занимается надзором за кем-нибудь, чем-нибудь.

  • Борзые – охотничьи собаки с острой длинной мордой и длинными тонкими ногами.

Учащиеся знакомятся со значением слов, в случае необходимости обра­щаются к словарному материалу во время работы над анализом текста рас­сказа.

2. Анализ рассказа «Хамелеон».

  • Беседа по содержанию произведения (с использованием слайдов презентации)

Где происходит действие рассказа? (На базарной площади, возле дро­вяного склада купца Пичугина.)

Какими изображены город и его жители? Прочитайте. («Кругом тиши­на… На площади ни души… Открытые двери лавок и кабаков глядят на свет божий уныло, как голодные пасти; около них нет даже нищих». «Из лавок высовываются сонные физиономии, и скоро около дровяного склада, словно из земли выросши, собирается толпа».)

Что мы узнаем о жизни города по тем лаконичным, но ярким штрихам, которые рисует нам Чехов?

Почему сначала на улице не было ни души, а потом «словно из земли вы­росши, собирается толпа»? Что ею движет? (Любопытство.)

Какими словами Чехов называет собравшихся людей? Почему? (Толпа. Сборище.)

– Назовите главных героев рассказа.

Как вы думаете, почему у них такие фамилии? Какие ассоциации воз­никают у нас, когда мы их слышим? (Хрюкин – свинья, хам, невежа. Очуме­лов – чумной, одуревший. Следовательно, Чехов использует прием говоря­щих фамилий, характеризуя ими своих героев.)

– Прочитайте описание Очумелова и городового. («Через базарную пло­щадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником».)

– Мы уже знаем значение слова «конфисковать». В чем особенность его употребления в этом контексте?

– Судя по всему на дворе лето. Почему же Очумелов не расстается со сво­ей шинелью? Ему ведь, наверное, жарко? (Шинель для него – символ власти. Пока на нем шинель, да еще и новая, он чувствует себя всемогущим: имеет право распоряжаться, командовать, конфисковывать.)

Как вы думаете, что находится в узелке? (Наверное, тоже что-нибудь конфискованное и далеко не в пользу государства.)

Что случилось на базарной площади?

Кто должен разобраться в данной конфликтной ситуации? (Очуме­лов, наделенный определенной властью над городовым и простыми людьми, должен выявить и наказать виновных.)

– Найдите описание виновника скандала – щенка. («В центре толпы, растопырив передние лапы и дрожа всем телом, сидит сам виновник скан­дала – белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине. В слезящихся глазах у него выражение тоски и ужаса».)

Какое впечатление производит на читателя это описание? Какие чув­ства вызывает?

Почему Хрюкин требует компенсацию за нанесенную травму? (По­страдавший объясняет это тем, что у него, ювелира, тонкая работа, и теперь он не сможет ее выполнять.)

  • Работа над образом Очумелова.

Беседа по вопросам.

Сколько раз Очумелов, разбираясь в конфликте, меняет свое мнение? Почему это происходит? (Мнение меняется шесть раз в зависимости от того, кому принадлежит собака: щенок бездомный – истребить его; щенок генеральский – «нежная тварь».

Полицейский надзиратель наделен определенной властью над городо­вым, над простыми людьми. Но в то же время он зависит от более высокопо­ставленных чиновников.)

Как это характеризует Очумелова? (Он двуличный, лицемерный че­ловек, который думает не о том, как вынеси справедливое решение, а о том, как угодить вышестоящим чинам.)

Далее проводится наблюдение над текстом. Учащиеся отвечают на во­просы и выполняют задания.

– Очумелов – малообразованный человек. Каковы особенности его речи? Давайте проследим за речью героя по тексту. (1. Говорит короткими, непра­вильными предложениями. «Почему тут? Это ты зачем палец?» 2. Исполь­зует бранные, просторечные, разговорные слова: мерзавец, шельма, тварь, показать Кузькину мать, не пущать, отродясь. 3. Речь героя указывает на его социальное положение: он привык отдавать приказы, распоряжаться, по­велевать: «Не рассуждать!», «Я этого не оставлю, я покажу вам, как собак распускать», «Я еще доберусь до тебя», «Истребить, вот и все!»)

Как Чехов описывает нам движение Очумелова? Какие глаголы, выра­жения он при этом использует? (В начале рассказа Очумелов «идет», затем «врезывается в толпу», понимая, что пришло время продемонстрировать свою власть, а в конце рассказа «продолжает свой путь». Используемые ав­тором синонимические конструкции подчеркивают высокомерие, зазнай­ство, показную важность полицейского, как бы дополняя грозный вид, кото­рый придает ему новая шинель.)

Следующий этап – подведение итогов пути полицейского надзирателя к «истине».

– Небольшое путешествие во времени. Вспомните древнегреческую ми­фологию. Кто такая Фемида? (Греческая богиня справедливости и право­судия.)

С каким символом ее изображают? (С весами, на которых взвешивают все «за» и «против» для принятия справедливого решения. Весы – древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, вина и невиновность.)

– Давайте проследим, как главный «судья» вершит правосудие. Что он взвешивает на весах? (Кто важнее: Хрюкин или собака.)

Вывод. В данной ситуации включается социальный механизм: важнее тот, кто находится выше на социальной лестнице. Это правило распростра­няется даже на собак: если собака бездомная, то правда на стороне Хрюкина, если собака генеральская, то «правда» на ее стороне.)

Справедливое ли решение выносит Очумелов?

В заключение работы над образом Очумелова предлагается ответить на вопрос «А какое решение приняли бы вы, если вам нужно было расследовать это дело и выяснить, кто прав, а кто виноват?».

  • Определение темы и идеи рассказа.

Ответы на вопросы, выполнение заданий.

Какова, по-вашему тема рассказа? Сформулируйте ее. (Происшествие в уездном городе – «суд» над собакой.)

– Чехов в своем рассказе показывает негативные черты характера людей. Ка­кие именно? (Чинопочитание, малодушие, подхалимство, приспособленчество.)

Каково значение этих слов? ( Чинопочитание – почитание старших младшими по службе. Малодушие – отсутствие твердости духа, решитель­ности, мужества. Подхалимство – низкое, угодливое поведение с другими ради своих корыстных целей, выгоды. Приспособленчество – умение челове­ка приспосабливаться к обстоятельствам, маскируя свои истинны взгляды.)

Вывод. Автор осуждает чинопочитание, малодушие, подхалимство, кото­рые, к сожалению, существуют в обществе.

Какова идея произведения? (Высмеять двуличность чиновников, даже не задумывающихся о справедливости.)

Почему автор дал такое название рассказу? (Мнение Очумелова меня­ется так быстро и часто в зависимости от обстоятельств, как ящерица хаме­леон меняет цвет кожи, соответствуя природным условиям.)

Только ли Очумелов, который меняет свое мнение, является хамелео­ном? (Это и Очумелов, и городовой, и прохожие, собравшиеся на площади. Это понятие перерастает в понятие «хамелеонство», которое означает угод­ничество, приспособленчество, чинопочитание.)

  • Определение видов комического в рассказе.

Беседа по вопросам.

Только ли смешное присутствует в рассказе Чехова?

Прослеживаются ли элементы грусти? С чем это связано? (В этом смешном на первый взгляд рассказе глубоко скрывается печаль и грусть. Нет надежды на то, что в Очумелове-хамелеоне заговорит чувство собствен­ного достоинства.)

Какой из видов комического, по вашему мнению, использует Чехов в рассказе?

  • Установление литературных параллелей.

Прослушивание миниатюры Ф. Кривина.

Судьба Хамелеона

Хамелеон не любит выделяться, хотя для этого у него все возможности. Он мог бы стать зеленым на желтом фоне, это было бы очень красиво, или, например, желтым на зеленом. Но он предпочитает быть незаметным: зеленым на зеленом или желтым на жел­том, пусть это не очень красиво, но главное – не выделяться! – так считает Хамелеон.

Если бы кто-нибудь знал, как ему надоело приспосабливаться! Фон постоянно ме­няется, за ним только поспевай. Приноровишься к зеленому, войдешь во вкус, освоишь все тона и оттенки, – чего, кажется, больше: цвети, зеленей, пускай корни, как зеленая травка, – так нет же, зеленое сменяется желтым. И снова в него врастай, осваивай, вхо­ди во вкус, потому что без вкуса такое дело не делается. Ведь в каждый цвет нужно душу вложить – когда зеленую, а когда желтую душу. Причем душу тоже нужно уметь вкладывать: плохо, когда не доложишь, но плохо, и когда переложишь…

И только перед смертью, в самом конце, Хамелеон выражает свой протест общему фону. И тогда на этом фоне появляется что-то ярко-пурпурное, заявляющее о себе на весь мир, опровергающее любой фон, который делал незаметным Хамелеона. Теперь он заметен, теперь его хорошо видно всем. Идите, смотрите – вот как умирают хамелеоны!

После этого проводится беседа.

Какие чувства вызывает у автора Хамелеон? (Сочувствие: «Если бы кто-нибудь знал, как ему надоело приспосабливаться!»)

Как вы думаете, действительно ли Очумелову надоело приспосабли­ваться? (Возможно: он нервничает, его бросает то в жар, то в холод.)

– Хамелеон из миниатюры Кривина только перед смертью выражает свой протест общему фону. Способен ли на протест хамелеон из рассказа Чехова? (Пока нет. «Полицейский надзиратель продолжает свой путь по ба­зарной площади».)


ІV. Подведение итогов урока.

  • Выяснение достигнутых результатов на занятии.

Применяется интерак­тивный прием «микрофон», учащиеся продолжают по очереди фразу «Се­годня на уроке мы…».

Приводим примерные ответы:

…проанализировали рассказ "Хамелеон"»;

…узнали о животных-хамелеонах;

…пытались выяснить, кто из героев прав, а кто виноват;

…научились находить недостатки в харак­терах и поведении людей;

…учились принимать правильные решения.

  • Заключительно слово учителя.

– Творчество Антона Павловича Чехова заставляет читателя задуматься о высоких идеалах человеческой души, к которым нужно стремиться. Это необходимо, чтобы не превратить­ся вдруг в очумеловых или хрюкиных, не унижаться, подобно Тонкому, и не быть на побегушках у недостойных, как Елдырин. Важно сохранять в себе человеческое достоинство, самоуважение, порядочность. Ведь каждого из нас есть за что уважать!

V. Домашнее задание: для всех – письменно ответить на вопрос «В чем опасность хамелеонства?»; для желающих – проиллюстрировать некоторые эпизоды произведения, подготовиться прокомментировать их в классе.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!