СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок истории 5 класс "Основание греческих колоний"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока соотвествует ФГОС. Используются интересные задания по преобразованию текста в схематичную, табличную формы.

Просмотр содержимого документа
«Урок истории 5 класс "Основание греческих колоний"»

6


Тема: Основание греческих колоний

(История древнего мира, ФГОС – 5 класс)

Цели:

  1. Познакомить учащихся с основными направлениями греческой колонизации.

  2. Развить умения: правильно показывать на карте исторические объекты, выяснять причины и следствия явлений, использовать как источник исторический документ, уметь его анализировать и делать выводы.

  3. Воспитывать интерес к античному периоду истории Греции.

Оборудование: карта «Древняя Греция (до середины V в. до н. э.)», дид. карточки

Понятия: Эллада, Сиракузы, эллины.

Тип урока: комбинированный.

Ожидаемые результаты:

Научатся определять термины: пираты, колонии

Получат возможность научиться: называть и показывать на карте греческие колонии, извлекать полезную информацию из исторических источников.

УУД.

Регулятивные: составляют план и последовательность действий, корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей, оценивают правильность выполнения действий

Познавательные: выявляют особенности экономического развития Западной Европы в рассматриваемый период

Коммуникативные: «удерживают» логику повествования, приводят убедительные доказательства;

Личностные: Проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи, мотивируют свои действия, выражают готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения

Методы и приёмы: работа с историческим источником, беседа, элемент театрализации, фронтальный опрос, работа в тетради.

  1. Организационный момент.

  2. Проверка Д/З:

  1. Текст с ошибками – в учебных парах. Приложение 1.

  2. Кроссворд в группах. Приложение 3.

  3. карточка № 2 (Подготовить устный ответ на вопрос как воспитывали спартанцев, индивидуально). Приложение 4.



Фронтальный опрос:

  1. На каком полуострове расположена Греция?

  2. Греция была небольшой страной, но на её территории образовалось много самостоятельных государств. Как они назывались?

  3. Сами греки говорили: наша родина – Эллада - так они называли Грецию – как бы стоит на двух ногах - в Афинах и Спарте.

  4. Покажите на карте Спарту. На каком полуострове расположена? Какая это часть Греции?

  5. Если бы вы имели возможность отправится в Древнюю Грецию, какой полис вы бы посетили - Афины или Спарту?

Ответ у доски, устный рассказ.

  1. Как воспитывали спартанцев?


Изучение новой темы:

Итак, мы с вами выяснили, что в VIII – VI вв. до н. э. в Греции существовали города государства – полисы. Самыми большими из них были Афины и Спарта. Именно в это время тысячи греков уезжают из страны, что бы навсегда поселиться в чужих краях. Этот период называют Великой греческой колонизацией – временем, когда греки активно осваивали новые земли и основали множество колоний. Определите тему урока. Называется тема урока (слайд 1). Определите задачи урока.

Далее учитель обращается к учащимся с вопросом: «Как вы думаете, зачем греки создали множество колоний?»

Предположения учащихся:

1) колонии нужны были для того, чтобы развивать торговлю (этот ответ основан на знаниях учащихся о финикийских колониях);

2) греки основывали свои колонии, чтобы завоевать другие народы.

Ребята подготовили сюжет, посмотрите его и ответьте, кто и по каким причинам покидал в VIII-VI вв. до н. э. Грецию?

(Инсценировка, см. Методическое пособие №1, с.172)

Ответы учащихся: (полуголодный и нищий люд, бедняки, задолжавшие знати, крестьяне, потерявшие свои участки; люди, вынужденные стать изгнанниками, - аристократы из тех городов, где к власти пришел демос, вожаки демоса из городов, где победила знать; купцы, желавшие разбогатеть на морской торговле.) Результат обсуждения этого вопроса отражается на экране (слайд 2).


2. В каких местах греки основывали свои колонии. Афинский мыслитель Сократ шутливо утверждал, что греки расселились вокруг моря, как лягушки вокруг болота. Рассмотрим карту на с. 151. На ней изображено большое водное пространство. Как оно называется? Каким цветом обозначена Греция? Каким условным знаком обозначены греческие колонии? Задание: О том, как греки основывали колонии, мы узнаем, при помощи презентации (слайд 3). Учитель демонстрирует анимированную карту и предлагает учащимся определить, в каких направлениях и где греки основывали свои колонии. Обсудив ответы (отражаются на слайде 4- 5), учащиеся заполняют таблицу.

Направления колонизации

Западное

Южное и юго-восточное

Северо-восточное

Таринт и Капуя в Италии, Сиракузы на о. Сицилия, Масилия на юге Франции и т.д.

Навкратия в дельте Нила, Кирена на берегу Африки и др.

Византии на берегу пролива Босфор, Пантикапей в Крыму, Оливия в устье Южного Буга, Танаис в устье Дона


Физминутка.

Перед нами карта (квадрат руками).

Север (руки вверх), юг (руки вниз), запад (руки влево), восток (руки вправо).

Знаем карту на зубок (квадрат руками).

Реки (присели), горы (потянулись вверх) и моря (руками круг).

Наши верные друзья (сели на место).


3. Развитие торговли.

Изучение вопроса строится на основе беседы с учащимися.

Учитель сообщает, что греки-колонисты стремились наладить тесные торговые отношения с местным населением.

Далее учитель предлагает пятиклассникам подумать и ответить, что продавали и что покупали греческие купцы (результат беседы и дополнения к ответам детей отражаются на слайдах 6-7).

Где бы греки ни жили, они чувствовали себя единым народом – эллинами, противопоставляли себя «невежественным варварам», как они называли негреческое население, жившее вокруг колоний. Греческие колонии становились независимыми городами-государствами – полисами. В каждом полисе были свои законы, отряды воинов, чеканилась собственная монета. Живя в колониях, греки не порывали связи со своим родным городом и сохраняли с ним дружественные отношения. Родной город они называли метрополией, что означает «мать-город» (слайд 8).

4. Греки и скифы.

Как складывались отношения греков с местным населением? Мы узнаем, работая с источниками по группам. Работа по группам с историческим документом или с текстом учебника.

Группа Б, В. Прочитайте документ и ответьте на вопросы к нему.

Взаимоотношения Ольвии и Милета.

Ольвия была основана Милетом. В документе приводится пример вза­имоотношений метрополии и основанной ею колонии. Надпись датиру­ется между 334-325 гг. до н.э.

Следующие отчие обычаи у ольвиололитов и милетцев: милетец в городе Оль­вия, как ольвиополит, да приносит жертвы на тех же самых алтарях, и да имеет дос­туп в те же самые святилища на тех же самых основаниях, как ольвиополиты, да будут права свободы от налогов у милетцев на тех же основаниях, как и прежде, были.

... Если же будет у милетца тяжба в Ольвии, да пользуется он правосудием и да получает решение в пятидневный срок, а отделении суда, где разбираются дела граждан. Да будут свободны от податей все милетцы, кроме тех, которые имеют права гражданства в другом городе и принимают участие в управлении и в судах. На тех же (условиях) и ольвиополиты в Милете да будут свободны от налогов, и да пользуются ольвиополиты остальным таким же образом в Милете, как и милетцы в городе Ольвии.

Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира. — М., 1987. С. 138. Вопросы к документу и беседа по ним с учащимися.

Вопросы:

- Изменились ли религиозные обряды жителей г. Милет, с их пребы­ванием в колонии Ольвия?

- Будут ли платить налоги милетцы в Ольвии?

- Имеет ли право житель Милета обратиться в суд в Ольвии в случае
необходимости?

- Греки, приехавшие в Ольвию, ольвиополиты, теряют ли свои права, которыми обладали в г. Милет?

Группа А. прочитайте текст учебного пособия пункт 3 параграфа 32 и ответьте на вопросы:

- Как складывались отношения греков с соседними народами, про­живающими рядом с их полисами?

5. Значение греческой колонизации.

Учитель задает вопросы: «Что дала колонизация грекам? Чему она способствовала? Колонизация разобщила или объединила греков?».

В помощь таблица на раздаточном материале.

Последствия колонизации.


Факт

Доказательство

1 . Развитие кораблестроения и мореплавания

Успешное соперничество с финикий­скими купцами на всём Средиземном море

2. Развитие торгового обмена между греческими полисами и колониями

Из Греции: вино, оливковое масло, реме­сленные изделия. В Грецию: зерно, рабов, дешевую соленую рыбу.

3. Улучшение положения трудового населения Греции

Торговля с колониями обеспечивала земледельцам и ремесленникам безбедное существование

4. Потеря знатью особой роли в уп­равлении государством

Выросло значение среднего слоя населе­ния — купцов, ремесленников, зажиточ­ных земледельцев


В ходе ответов учащихся учитель корректирует и дополняет их. Выводы отражаются на слайде 9 (колонизация расширила знания греков о других народах, заставила самих греков осознать себя единым народом, отличающимся от других, греки стали назвать себя эллинами, а родную страну – Элладой, в результате развития колоний успешно развиваются торговля и ремесло, растут и богатеют города).

В заключение занятия учитель интересуется, подтвердились ли предположения учащихся, сделанные в начале урока. Дети отмечают, что, прежде всего колонии нужны были для развития торговли и ремесла, поэтому грекам выгоднее было дружить с местным населением, а не воевать. Следовательно, второе предположение не подтвердилось.

Закрепление:

Какую роль в жизни греков сыграла греческая колонизация?

  • Греки лучше стали ориентироваться в море, проводить корабли между скал и мелей, использовать силу ветра.

  • Они научились строить прочные приспособления для плавания.

  • В городах Греции появилось множество мастерских, которые изготавливали ткани, вазы, оружие для продажи племенам, жившим по соседству.

  • В Грецию привозили из колоний хлеб и рабов, пользовавшихся огромным спросом.

Подведение итогов урока

На данном этапе:

1. учащиеся закрепляют полученные знания при помощи выполнения небольшого теста с самопроверкой (Приложение 5);

  1. заполняют лист самооценки (Приложение 6).

Рефлексия.

- Сегодня на уроке я узнал…

- Мне очень понравилось ( ся) …

- Мне было непонятно…

Закончен урок, и выполнен план,
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
Знания Ваши нам так пригодились!

Дома: § 32, вопросы и задания устно.

Литература:

  1. Фукидид. История: Историки античности. Т.1. – М.: Правда, 1989.

  2. А.А. Вигасин. История Древнего мира: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2003.

  3. Хачатурян В.М. Древняя Греция: История, быт, нравы. – М.: СЛОВО/SLOVO, 2002.

  4. Школьная энциклопедия «Руссика». История Древнего мира. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.


Приложение


№1


Задание № 1

Найди в тексте ошибки:

В областях Аттика и Мессения, в результате продвижения с востока Балканского полуострова греческих племен на реке Еврот возник город Спарта.

Он был очень красив: храмы украшенные колоннами, бронзовые и мраморные статуи. Самой шумной частью города была рыночная площадь – агора. Здесь спартанцы вели торговлю, проводили народное собрание.

Спартанцы были очень трудолюбивы. Они занимались земледелием и разведением оливок, мореплаванием и торговлей с другими полисами.

Выборы у спартанцев проходили путем опускания черных и белых камешков в сосуд. Такое голосование греки других полисов называли детским.

Афиняне называли спартанцев знатоками, т. к. они всю жизнь учились читать, писать, петь и танцевать.

Задание № 1

Найди в тексте ошибки:

В областях Аттика и Мессения, в результате продвижения с востока Балканского полуострова греческих племен на реке Еврот возник город Спарта.

Он был очень красив: храмы украшенные колоннами, бронзовые и мраморные статуи. Самой шумной частью города была рыночная площадь – агора. Здесь спартанцы вели торговлю, проводили народное собрание.

Спартанцы были очень трудолюбивы. Они занимались земледелием и разведением оливок, мореплаванием и торговлей с другими полисами.

Выборы у спартанцев проходили путем опускания черных и белых камешков в сосуд. Такое голосование греки других полисов называли детским.

Афиняне называли спартанцев знатоками, т. к. они всю жизнь учились читать, писать, петь и танцевать.



№ 4


КАРТОЧКА №2

Подготовь развернутый ответ на вопрос «Как воспитывали спар­танцев?». Для этого вспомни:

* Кто нес большую ответственность за воспитание детей в Спар­те: государство или родители?

* Кто решал вопрос, жить или нет маленькому спартанцу?

* С какого возраста мальчиков отбирали у родителей?

* Почему питание мальчиков было скудным?

* Почему дети были плохо одеты и обуты, спали на подстилках?

* Учили ли спартанцев грамоте?

* Какой должна была быть речь спартанцев?

Сделай вывод. Для чего нужна была такая система воспитания? Что тебе в ней нравится?










№3





Вопросы кроссворда:



1.Какой полуостров был назван в честь юноши, дважды спасенного богами от смерти?

2. Основное занятие спартанцев. Что воспитывали с детства и чему посвящали всю жизнь.

3. Один из девяти знатных и богатых правителей Афин?

4. Как спартанцы стали называть покоренное население?

5. Греческий полис в Южной Греции, возникший в долине реки Эврот в области Лаконика.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!