СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок истории 7 класс Петр Первый. Россия на рубеже веков

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок истории 7 класс по теме Петр Первый. Россия на рубеже веков.  В урок включен материал регионального компонента.

Просмотр содержимого документа
«Урок истории 7 класс Петр Первый. Россия на рубеже веков»

10


Учитель истории и обществознания

Ирина Александровна Кукушкина


Конспект урока по истории России в 7 классе по теме:

«Петр I. Россия на рубеже веков»

Цели урока:

образовательные:

  • дать представление о роли личности в истории России;

  • познакомить учащихся с личностью Петра I; показать его как человека и политика;

  • познакомить с основными направлениями начала деятельности Петра I; рассмотреть реформаторскую деятельность царя, роль и значение Великого посольства для оформления первых проектных реформ.

развивающие:

  • продолжить развитие речевой, информационной компетентности, аналитических способностей (анализа, синтеза, обобщение исторических явлений, установление причинно-следственных связей), продолжить формирование умений работы с картой, учебником, таблицей, хронологией, понятиями.

воспитательные:

  • способствовать воспитанию у учащихся чувства патриотизма, настойчивости и упорства на примере Петра I, повышению познавательной активности, интереса к предмету.

Ожидаемые результаты:

Предметные: смогут назвать персоналии начала Петровской эпохи: Алексей Романов, Наталья Нарышкина, Иван, Федор, Софья, Никита Зотов, Шеин; соотносить даты и события: рождение Петра – 30 мая 1672 г., смерть Алексея Романова – 1676г., двоецарствие – 1682 – 1696г., стрелецкие бунты – 1682, 1689гг., Азовские походы – 1695, 1696гг., Великое посольство – 1697 – 1698гг.

Метапредметные: смогут анализировать, сравнивать, обобщать факты и понятия, работать с текстом и историческими источниками, организованно и самостоятельно работать индивидуально.

Личностные: осознавать себя гражданином России, адекватно выражать и контролировать свою точку зрения, аргументированно оценивать свое и чужое мнение.


Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная.

Выдающиеся личности: Софья, Ф.Я. Лефорт, П. Гордон, Б.П. Шереметев, Ф.А. Головин, А.С.Шеин, Г.И. Головин.

Оборудование урока: учебник 7 класс История России: Конец XVII-XVIII век./ А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. – М.: Просвещение, 2011г., карточки с заданием, документ.


Ход урока


  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания:

- Распределите политических деятелей и их предполагаемые проектам (На карточках)

1

Выступал за введение в России европейской системы образования

1. Симеон Полоцкий.

2

Предлагал ввести рекрутскую повинность

2. А.Л. Ордин-Нащокин

3

Отменил смертную казнь за « возмутительные слова» против власти

3. В.В. Голицын

4

По его проекту была установлена почтовая связь между Москвой, Вильно и Ригой.

4. Ю. Крижанич

5

Главной идеей было объединение всего славянского народа для борьбы с «с немецкой опасностью»


6

Основным препятствием на пути развития считал крепостное право


7

Учительствовал, получил широкое признание благодаря нравственным качествам.


8

Предлагал реформировать самодержавную власть, убрав из неё проявление « людодёрства»


9

Занимался образованием царских детей


10

Предлагал отказаться от дворянского ополчения и заменить их наёмниками


11

Предлагал освободить крестьян от власти помещиков


12

Подписал мирный договор с Курляндией, а в 1658 г. перемирие со Швецией.


13

Предлагал объединить православную и католическую церковь под властью папы римского


14

Пытался ввести элементы самоуправления по европейскому образцу


15

Высказывал идею по введении « поголовной подати»



Ключ:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

4

2

3

2

4

3

1

4

1

3

3

2

4

2

3


  1. Мотивационно-целевой этап

Учитель - Мы с вами изучили раздел Россия в XVII веке. И видим, что весь ход развития России в XVII веке показал необходимость серьезных реформ во всех сферах жизни. Правители страны видели необходимость преобразований, но не способны были их провести.

- Начиналось новое время с новыми героями.

(На доске эпиграф к уроку)

«Петр Великий явился не как нечто случайное, но как порождение…Руси, чувствовавшей жгучую потребность нового, потребность преобразования…»
Историк С.М.Соловьев


- О ком были сказаны эти строки?

Давайте попытаемся вместе с вами определить тему нашего урока.

(Тема урока записана на доске)

«Петр I. Россия на рубеже веков».


- Подумайте, какие вопросы нам необходимо будет рассмотреть на уроке, чтобы раскрыть тему? Что для этого нам необходимо сделать?

План урока

  1. Детство Петра.

  2. Двоецарствие. Царевна Софья.

  3. Начало царствования Петра.

  4. Азовские походы.

  5. Великое посольство.


IV. Подготовка к изучению нового материала

- Сегодня мы с вами узнаем о важнейших событиях последних десятилетий XVII века, о первых самостоятельных шагах царя Петра – правителя России».

После смерти Алексея Михайловича, новым царем стал его старший сын – Федор.

В 1682 г. царь Федор умер. Остро встал вопрос о престолонаследии. Предстояло решить, кто из его братьев станет царем: Иван или Петр, сын Милославской или сын Нарышкиной? Оба ещё несмышлёные мальчишки, за обоими сила – в родне. Пётр горяч умом и крепок телесно, Иван – слабоумный и больной. Что предпочесть? Кого выбрать?

Формально им должен был стать старший 16-летний Иван, но выбор бояр пал на Петра.

По той или иной причине человеком, который смог осуществить те преобразования, о которых его предшественники могли только мечтать, стал Петр Первый. О событиях, благодаря которым Петр стал единоличным правителем России, мы сегодня и поговорим.


V. Изучение нового материала.

Двоецарствие.

- Когда в 1682 Федор умер, престол должен был наследовать Иван Алексеевич, но, поскольку он отличался слабым здоровьем, сторонники Нарышкиных провозгласили царем Петра.

28  апреля 1682 года десятилетнего Петра торжественно венчали на царство. Царевна Софья сразу интуитивно почувствовала угрозу со стороны брата. Милославские, родственники первой жены Алексея Михайловича, с этим не смирились и спровоцировали стрелецкий бунт. Софья подстрекала стрельцов словами:

Вы дождетесь от Нарышкиных такого зла, какого еще и не видывали; Петр посажен на царство не по закону, и идти против него – святое дело!”


(Документ у обучающихся на парте)

Работа с документом. ПОВЕСТЬ О МОСКОВСКОМ ВОССТАНИИ 1682 г.

«Майя в 15 день в осмом часу дни в набат ударили, и прииде вестник из государевых царских полат ко стрелцам: “Вы, стрелцы государевы, не знаете, что во царских полатах учинилася, утухла у нас звезда поднебесная, не стало болшаго брата государева царевича Ивана Алексеевича”. И тогда собравшеся стрелцы со знаменами и со оружием, пришли в Кремль к полатам государевым, и шли в полаты безобшибочно, и учали вопить и кричать со слезами великими умильними гласы жалостно: “Свет ты наш Петр Алексеевич, объяви ты нам своего государева брата царевича и великого князя Иоанна Алексеевича, жив ли есть или мертв!” И тогда царь и царевичь, и царевны все вышли на Златое крыльце, царевичь Иоанн Алексеевичь стал говорить: “Меня хотели задавить до смерти Кирила Нарышкина дети”. И стрелцы учали просить у царя и у царевича, и у царевен бояр изменников”. Ворвались во дворец и убили боярина Матвеева, Ивана Нарышкина и многих родственников Натальи».

Вопросы:

  1. Что послужило поводом к стрелецкому восстанию 1682 г.?

  2. Как повели себя Петр и Наталья Нарышкина?

  3. Что требовали стрельцы у царя?

  4. Кто пострадал в результате восстания стрельцов?


- Результатом бунта был политический компромисс: на трон были возведены вместе Иван и Петр, а правительницей (до 1689г.) названа их старшая сестра царевна Софья Алексеевна, сама мечтающая стать царицей. Но по законам того времени женщина не могла стать правительницей в России.

В России установился период, получивший название – « двоецарие» и в Оружейной палате в Москве стоит трон, на котором во время торжественных приёмов восседали 2 царя – Иван V и Пётр I. Позади трона стояли бояре и подсказывали, как следует себя вести и что следует говорить.

С этого времени Петр с матерью пришлось жить в основном в селах Преображенском и Измайлове, появляясь в Кремле лишь для участия в официальных церемониях, а их отношения с Софьей становились все более враждебными.

- Как же повлияло детство Петра на будущее нашей страны?


Детство Петра (Сообщение обучающегося)

Личность и деятельность Петра I постоянно находятся в центре общественного внимания. Кто-то из историков называет его « великим», кто-то говорит о нём, как о человеке, нарушившем вековые традиции русского народа. Кто же он на самом деле?

30 мая 1672 года родился будущий реформатор России Пётр - сын царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной. На радость всех мальчик появился на свет здоровым и крепким в отличие от других сыновей царя – Федора и Ивана.

Первые детские годы Петра протекали беззаботно и весело, но на четвёртом году жизни маленький царевич потерял своего отца. На престол вошёл болезненный Федор Алексеевич, старший брат Петра. Федор был крестным отцом своего младшего брата и проявлял заботу о маленьком крестнике. В шесть лет Петру нашли учителя «кроткого, смиренного, богобоязненного», как и хотела мать Наталья. Им оказался Никита Зотов.

С началом учения царевич пристрастился к книжкам с «кунштами» (рисунками и картинками), любил петь в церкви на клиросе и читать. Все отмечают, что «Пётр слыл очень любознательным мальчиком». Зотов учил Петра истории России, всем примечательным и важным событиям.

А.С. Пушкин так сказал о Петре:

«То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник. Он всеобъемлющей душой на троне вечный был работник».

- С ранних лет он (Петр) проявлял привязанность к ремеслам. В Преображенском ему доставляли инструменты каменщика и плотника, столяра и кузнеца. Будучи взрослым, Петр в совершенстве владел по меньшей мере дюжиной ремесел, причем особенной виртуозности достиг в работе топором и на токарном станке. Любовь к физическому труду резко отличала Петра от предшественников и приемников…

Любознательность Петра, его склонность к знаниям, мастерству и военному делу приводили его к нужным людям, интересующим его занятиям, приобретению необходимых приспособлений. Так, прогуливаясь по селу Измайлово с Тиммерманом, забрел Петр в сараи на Льняном дворе, где хранились старые вещи, в том числе оставшиеся от боярина Никиты Ивановича Романова – двоюродного брата Михаила Федоровича, деда Петра – человека любознательного, в свое время считавшегося западником, поклонником иноземных камзолов, обычаев и знаний. Петр увидел в амбаре старинный английский бот, его это заинтересовало. С тех пор будущий император стал интересоваться мореплаванием, к которому проникся большой любовью. И уже с того времени, усвоив семейные предания, мечтал о флоте, которого Россия, огромная страна, омываемая с севера морями, до сих пор не имела.

- Ещё с детства у Петра проявлялись волевые качества его характера.

Можно отметить, что Петр был великан, без малого трех аршин ростом (2 м. 4 см), целой головой выше любой толпы, среди которой ему приходилось когда-либо стоять. От природы он был силач; постоянное обращение с топором и молотком еще больше развило его мускульную силу и сноровку. Он мог не только свернуть в трубку серебряную тарелку, но и перерезать ножом кусок сукна на лету.

- Вот, что говорят, описывая внешность и качества Петра:

В.О.Ключевский: «Петр Великий по своему духовному складу был один из тех простых людей, на которых достаточно взглянуть, чтобы понять их»

Еще больше Петра увлекало военное дело. Увлечение выросло на почве его детских забав. Просторы Преображенского позволяли Петру производить полюбившуюся ему пальбу из пушек и вести военные игры с участием значительного числа сверстников. Из сверстников он сформировал «потешные полки». Чтобы мальчишки не покалечили себя во время сражений, они стреляли не настоящими ядрами, а пареными репами.

Возникает военный городок с жилыми помещениями для Петра и потешных солдат, амбарами для хранения пушек и оружия. Все эти сооружения были обнесены забором с башнями и земляным валом. Потешные, сначала предназначавшиеся для игр, или, как тогда говорили, потех, с годами превратились в подлинную военную силу.


Начало царствования Петра.

- В августе 1689 года Петр получил ложное известие о заговоре стрельцов. Он был очень испуган, быстро покинув Преображенское, уехал в хорошо укрепленную Троице-Сергиеву лавру. За ним потянулись все, кто хорошо разбирался в политической обстановке – Петр был уже совершеннолетним и мог править без сестры.

В итоге, в сентябре Петр вступил в Москву, объявил о прекращении правления Софьи и о заточении ее в Новодевичий монастырь.

Не смотря на то, что формально страной правили два брата-царя, но фактически Петр стал править единолично.


- Петр понимал, что Россия может стать могущественной державой, только став морским государством. И первым морем, с которым познакомился Петр I , было Белое море. Какими бы делами Петр ни увлекался, его не покидала мысль о поездке в Архангельск.

Путешествие в Архангельск (сообщение обучающегося)

В июле 1693 года Петр выехал в Архангельск. Там Петр наблюдал за торговлей и убедился, что для лучшего, более выгодного торга с иностранцами надо иметь свой торговый флот и чтобы вся торговля с заграницей проходила под надзором государя и от его имени. Уже пятого августа он был у Белого моря. Оно произвело огромное впечатление на Петра. Он провожал иностранные суда в открытое море, добираясь до Трех островов у Терского берега Кольского полуострова. В то лето 1693 года, как никогда ещё не бывало, пришло в Архангельск из-за границы сорок торговых кораблей. Торговые суда находились под охраной конвойного военного корабля, которым командовал голландец Иолле Иоллес. Петр следил за ходом кораблей, учился искусству вождения судна под парусами, а у таких опытных моряков, как голландцы и англичане, учиться было чему. Он так увлёкся путешествием, что ушел за триста миль от Архангельска и вернулся в город лишь на пятый день. Побывал Петр и в Соловецком монастыре, выходил в Белое море на новых морских судах русской стройки "Святом Петре" и "Святом Павле".

В 1700 году "по указу великого государя, у Архангельского города, на Соломбальской верфи, государевых шесть кораблей больших основали и делать начали".

Другое немаловажное событие, которое связано с приездом Петра I - это строительство Новодвинской крепости. Таким образом, можно сказать, что Пётр I внёс огромный вклад в развитие Архангельска .

Именно в Архангельске он сделал вывод, что только тот государь обе руки имеет, который обладает и армией и флотом. Поездка на север оказалась весьма полезной. Петр был доволен и предвидел в недалеком будущем большие торговые и строительные дела в Архангельске. Огромная страна с населением в четырнадцать миллионов человек имела выход в мир только в Архангельске. Да и это пока не выход, а только вход к нам со стороны иноземцев, поскольку своего флота пока не создано.



Азовские походы

- Для того чтобы торговать с Европой, использовать европейский опыт

необходим выход к незамерзающим морям. Петр понимал это отлично. Выходу в Балтийское море мешают сильные противники – Речь Посполитая и Швеция.

Значит на юг! И вот, январь 1695 года – Указ о походе на Крым. Решено было взять

крепость Азов, которая закрывала выход из Дона в Азовское море.

Для похода русские собрали 30 тысяч солдат, командовать которыми, было

поручено боярину А.С.Шеину. Петр тоже числился в армии, бомбардиром. Войска при поддержки речных судов двинулся по Волге на юг.


Самостоятельная работа учащихся с учебником по заданию: прочитать текст на странице 102 и выполните задание: отметьте правильные утверждения, что являлось причинами неудач первого Азовского похода?


1

Затяжной характер кампании

+

2

Отсутствие единого военного командования

+

3

Слабая артиллерия

+

4

Отсутствие у России союзников


5

Отсутствие у России флота

+

6

Оказание Турции помощи со стороны стран Западной Европы


7

Устаревшее вооружение армии


8

Плохие погодные условия


9

Недостаток обученных офицеров



- Ответьте на вопрос: каковы итоги похода на Азов в 1696 г.?

Вывод: создан первый русский военный флот. Азов был взят. Россия получила выход к южным морям. Но для закрепления на новых рубежах, необходимо было иметь там сильное укрепление и возможность заручиться поддержкой сильных союзников.


Великое посольство 1697-1698 годов

- По приказу Петра в 1697 году в Западную Европу направилось Великое посольство в составе 250 человек. Оно ставило перед собой несколько важных целей.


Самостоятельная работа обучающихся с учебником: прочитать материал на странице 102-104 и ответить на вопросы:

1) Когда состоялось посольство Петра? (1697-1698 гг.)

2) Сколько человек было в этом посольстве? (250)

3) С какой целью оно было создано? (организация единого союза европейских христианских государств против Крымского ханства и Турции)

4) Кто был руководителем посольства? (Ф.Я. Лефорт, Ф.А. Головин, П.Б, Возницын)

5) Под каким именем Пётр отправился вместе с послами? (Пётр Михайлов)

6) Какие задачи ставил перед собой Пётр в этом посольстве? (знакомство с жизнью и порядками европейских стран, изучить военные науки, кораблестроение, морское дело)

7) Почему Петру пришлось вернуться в Россию? (начался стрелецкий бунт)

8) Каковы итоги Великого посольства? (не привело к созданию антитурецкого союза, но утвердился в необходимости иметь выход к Балтийскому морю и реформировании российского общества)


VI. Закрепление изученного материала

- Вот и закончилось первое путешествие в эпоху Петра I. Нам предстоит еще несколько путешествий – уроков. Поэтому с Петром I вы станете близкими друзьями.

Но все ли мы помним о тех великих начинаниях. Предлагаю выполнить вам задание на карточках, вставить в текст пропущенные слова.


Карточка

Петр I родился в _____ году. Первым учителем Петра стал дьяк _______. Недовольные __________ подняли против Нарышкиных стрелецкие войска.

Петр создал два ___________ полка: ___________ и _________ .


- О Петре были сказаны и такие строки:

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

А.С. Пушкин


- Возможно ли, эти строки применить к началу правления Петра I?

- Что было конечной целью деятельности Петра как «работника»?

VII. Рефлексия.

- Сейчас вы сможете оценить, как вы усвоили материал урока и заполните таблицу, которая дана вам на листочках

План урока

Не очень хорошо понял(а)

Смогу рассказать на следующем уроке

Смогу хорошо объяснить товарищу

Хотел бы больше узнать о

Детство Петра





Двоецарствие





Азовские походы





Начало царствования





Великое посольство






VIII. Домашнее задание: §13, даты, словарь с.105 учебника.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!