СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок истории для 6 класса по теме: «Образование философия научные открытия и изобретения».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок истории для 6 класса по теме: «Образование философия научные открытия и изобретения».»

 Урок истории для 6 класса по теме: «Образование философия научные открытия и изобретения».


Цели
: познакомить с научными открытиями и изобретениями Средневековья; объяснить причины медленного развития науки в период средневековья

Планируемые результаты: предметные: научиться применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения науки и образования в Средние века; объяснить причины господства церкви; изучать и систематизировать информацию различных исторических и современных источников;

Метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе ; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; выбирать средства достижения цели из предложенных, а так же искать их самостоятельно; давать определение понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов; объяснять исторические явления, процессы, выявляемые в ходе исследования учебного материала; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Оборудование; иллюстрации учебника, мультимедийная презентация.

Тип урока: открытия нового знания
Основные даты:
1492 г. — открытие Америки Христофором Колумбом.
1456 г. — первая печатная книга Иоганна Гуттенберга.

Ход урока

1.Организационный момент
2.Мотивационно-целевой этап

Технические новшества и открытия. Появление и усовершенствование орудий труда ведут к изменениям в жизни общества. Сегодня на уроке мы узнаем, как произошло подобное в период «Средневековья»
3.Актуализация знаний
Какие новшества в земледелии появились в средние века ?
Средневековое общество было? (корпоративным)
Религиозно-философское учение, стремящееся познать Бога и мир при помощи логичных рассуждений? (схоластика)
«Странствующий школяр» с 13 лет ? – Пьер Абелляр
Кто и когда изобрел компас?
Кто первым из европейцев добрался до Америки?

4.Изучение нового материала
По ходу урока заполняем таблицу

Средние Века стали для Европы этапом накопления знаний. Благодаря открытиям и изобретениям Средневековья была создана основа для успешного развития европейской науки в XVII–XVIII веках.
Средневековая наука долгое время была книжным делом. Занимались ей в основном самые грамотные люди того времени – служители церкви.

В свою очередь христианское учение, основываясь на Библии, давало своё объяснение многим вещам и явлениям. Поэтому медицина, физика, астрономия, география и многие другие науки находились под «присмотром» церкви. Это не давало им возможности развиться.
В противовес «официальной» церковной науке в Средние Века были популярны астроло̀гия и алхѝмия.

1.Астрологи

Астрологи предсказывали будущее, определяя его по движению небесных тел, составляли гороскопы. Нередко с ними советовались правители, путешественники и полководцы.
Знания, накопленные астрологами, в дальнейшем использовались астрономами для составления точных календарей, объяснения природных явлений.
Алхимики пытались найти «филосо̀фский камень». С его помощью можно было бы превратить любой металл в золото.
Их опыты положили начало развитию современной европейской химии.
Алхимики нашли новые способы изготовления металлических сплавов, красок, лекарств. Ими были созданы многие приборы для проведения химических опытов.

2.Средневековая европейская медицина утратила многие античные знания и приёмы.

Врачи умели вправлять переломы, лечить раны, полученные на войне, проводить несложные хирургические операции, знали лекарственные свойства растений.

Но были бессильны против чумы, проказы, туберкулёза. Против болезней, чью природу они не могли объяснить. В таком случае больным предлагалось молиться и уповать на Бога.

3.Полезные ископаемые в Европе. Домны. Огнестрельное оружие.
Гораздо лучше обстояли дела в горном деле и металлургии. В Европе добывали много полезных ископаемых. В Альпах и Скандинавии – железо. В землях Германии, Испании, Чехии и Трансильвании – серебро.   Свинец и медь – в Австрии, на Юге Германии, в Англии.
Важную роль в Средневековой Европе играла добыча соли.
Её добывали в Южной Германии, на Атлантическом побережье Франции и Испании, в землях средней Италии.
Нужда в большом количестве железных оружий труда и оружия подтолкнула средневековых инженеров к поиску решения этой проблемы.
С начала XIV века вместо небольших горнов начали строить домны – плавильные печи до 3–4 метров в высоту.
Для ковки металла стали использовать кузнечные мо̀лоты и меха̀приводимые в действие водяным колесом.
Ранее водяное колесо использовалось в мельницах, построенных на реках и озёрах для помола зерна.
Но позднее изобрели более мощное колесо, которое приводилось в движение силой падающей на него воды. Реку перегораживали плотиной и отводили от неё желоба. Вода устремлялась в жёлоб и падала сверху на лопасти колеса, ускоряя его вращение.
Также водяное колесо применялось в сукноделии, при производстве бумаги, для подъёма тяжестей и распиловки брёвен.

К XIV веку в Европе появилось первое огнестрельное оружие.

К концу XV века оно было усовершенствовано и распространилось во всех европейских странах.
Огнестрельное оружие могло быть ручным (аркебу̀зы), полевым (кулеврѝны) и осадным (бомба̀рды).
Широкое применение на полях сражений огнестрельного оружия стало причиной заката эпохи рыцарства.
Потеряли значение рыцарские доспехи и стены замков. Они перестали быть надёжной защитой.
Больших успехов за период Средневековья достигло мореплавание.
Ранее корабли европейцев ходили кабота̀жно – вдоль берега. Постепенно моряки стали применять компас и астроля̀бию – прибор для определения местоположения судна. Шире стали использоваться карты.

Появился быстрый лёгкий парусник – каравѐлла. Он мог двигаться в нужном направлении при боковом и встречном ветре.

А также кара̀кка – большое парусное судно, удобное для длительных путешествий.

Такие корабли были более послушными и простыми в управлении, могли выходить в открытое море.

Именно на таких кораблях в 1492 году Христофо̀р Колу̀мб достиг берегов Америки. Открытие европейцами Америки положило начало Великим географическим открытиям XV–XVII веков.

Они стали одним из важнейших событий Позднего Средневековья.

4.Научные знания. Книгопечатание

Европейцы накапливали научный опыт и знания. Лучший способ их сохранения
 – создание книг. Но поделиться этими знаниями с другими было сложно.
Рукописные книги были достаточно редкими и дорогими, для их производства требовалось много времени и недешёвый перга̀мент.
В XIV веке в Европе научились изготавливать бумагу. Она была гораздо дешевле пергамента, но нерешённым оставался вопрос распространения знаний.
Техника ксилогра̀фии – оттисков с деревянной доски с вырезанными на ней буквами, успеха не принесла.
Она также была очень трудоёмкой.
В середине XV века Иога̀нн Гуттенбѐрг (1399–1468 годы) изобрёл набо̀рный шрифт – металлические подвижные литеры, из которых можно было составить сколько угодно страниц любого текста, и печатный пресс – с его помощью делались оттиски на бумагу.
В 1456 году Гуттенберг выпустил первую печатную книгу – Библию. По своему оформлению и качеству она не уступала лучшим образцам рукописных книг.
Книгопечатание в Европе приобрело большую популярность.
Книги стали гораздо доступнее. Был решён вопрос о сохранении и передаче знаний следующим поколениям.
В XIV веке в городах появляются башенные механические часы. Они стали ещё одним важным изобретением Средневековья.
Часы были символом ценности времени («время – деньги») – особенностью периода уже Новой Истории.

5.Закрепление изученного
За период Средних Веков европейская наука вышла на новый уровень.
Успехов достигли точные науки, медицина.
Были изобретены новые способы обработки металлов.
Получило распространение огнестрельное оружие.
Появилось книгопечатание.
Благодаря применению новых видов транспорта и приборов навигации ускорилось передвижение.
Произошли Великие географические открытия.

6.Подведение итогов. Рефлексия.

Вопросы классу: Давайте ответим на вопрос, который мы поставили в начале урока и ответили ли мы на вопросы темы нашего урока?
Какое изобретение или открытие вам кажется наиболее важным для жизни людей в Средневековье? Свою точку зрения аргументируйте.
Почему изобретение книгопечатания считается одним из величайших открытий в истории человечества?

 7.Домашнее задание: § 26-27 читать и пересказывать. Выучить основные термины и даты параграфов.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!