Тема урока: «Финикия»
Цели: сформировать представление о Финикии, показать, какую роль
сыграли финикийцы в развитии человечества в I тысячелетии до н.э
Задачи:
Знать:
-Географическое положение страны;
-Занятия жителей;
-Достижения культуры финикийцев.
Уметь:
-Показывать на карте и давать словесное описание страны;
-Находить отличительные особенности развития страны по сравнению с ранее изученными странами.
-Помочь учащимся осознать, что каждый из народов древности оставил свой след в истории человечества.
Тип урока: комбинированный
Метод объяснения: объяснительно-иллюстративный
Оборудование: учебный фильм, документы, тесты.
Ход урока.
1 Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания
На протяжении последних уроков мы с вами изучали историю такого
государства, как Месопотамия. Сегодня подведём итог данной темы и
проверим ваши знания с помощью решения кроссворда.
Решите кроссворд:
По вертикали:
1. Небольшая пластина из мягкой глины, предназначенная для письма. (табличка).
2.Горная порода, образующая в соединении с водой тестообразную массу ; использовалась в строительстве, в писцовых школах, для изготовления посуды. (глина).
3. Одна из двух главных рек Двуречья. ( Тигр)
4. Высеченные на каменном столбе правила, по которым вавилонские судьи разбирали споры между людьми. ( законы).
5. Самый известный в древнем Двуречье город. ( Вавилон)
6. Вавилонский царь-законодатель. ( Хаммурапи).
7. Брусок из глины, обожженный в печи или высушенный на солнце, употребляемый для построек. ( кирпич).
8. Мера веса в Вавилоне. ( сикль 8,4 грамма).
9. Одно из названий страны в западной Азии, где , как и в Египте, более 5 тыс. лет назад возникли государства и было изобретено письмо. ( Двуречье).
Какое слово получилось? Дать определение понятию «клинопись».( особое письмо Двуречья, состоящее из клинообразных значков).
3. Изучение нового материала
Работа с картой:
-С какими государствами Древнего Востока вы знакомы?
(Египет, Междуречье). Покажите их на карте.
-Сегодня мы познакомимся ещё с одним интересным государством Древнего мира.
-Как вы думаете, с каким государством нам предстоит сегодня познакомиться?
-Запишем тему урока в рабочую тетрадь «Финикия».
Проблемное задание: Сейчас вы просмотрите учебный фильм «Финикийские мореплаватели» и на основании его вы должны уметь показывать эту страну на карте, а затем заполнить таблицу, которую видите в рабочем листе на парте.
А. Природные условия и занятия жителей: просмотр учебного фильма.
Работа над заполнением таблицы:
Климат | теплый |
Географическое положение | Удобное для торговли, проходили торговые пути. |
Реки | нет |
Природа | Кедровые и смешанные леса, горы |
Полезные ресурсы | Строительный лес-ливанский кедр |
Занятия | Рыбная ловля, ремесла, торговля, мореплавание, изготовление пурпура, стекла |
Города | Библ(Гора), Тир(скала) Сидон (место рыбной ловли) |
Ввоз товаров | |
Вывоз товаров | |
Самая известная колония | Карфаген |
Изобретения и открытия | Пурпур, стекло, морской таран, компас(предположение, что раньше чем в Китае) |
Физкульминутка
Б. Характеристика городов –государств Финикии.
-Вспомните, что мы называем государством?
- Чем отличается город-государство от государства?
Прошло ещё несколько веков, страна преобразилась. Маленькие рыбачьи посёлки превратились в крупные города. В финикийских городах появилось много искусных ремесленников. О финикийских городах можно узнать из их названий:
* Сидон –в переводе, место для рыбной ловли.
*Тир –скала.
*Гибл (погреч. Библ) -Гора.
Работа с картой:
Показать главные города-государства. ( Просмотр их на кинокадре) В.Изобретения финикийцев (пурпупа, стекла, алфавита). (Просмотр учебного фильма)
Финикийские ремесленники первыми научились изготовлять прозрачное стекло (цветное непрозрачное стекло умели делать египтяне).
Финикийцы смешивали прибрежный песок с селитрой и плавили этот состав.
Из полученного прозрачного стекла выдували маленькие сосуды, отливали круглые зеркала.
Некоторые финикийцы занимались добычей раковин. Взяв в руки два тяжелых камня, они ныряли на дно моря и доставали оттуда маленькие раковины. Из каждой можно было извлечь несколько капель густой жидкости. Эта была знаменитая в древности пурпурная краска. Если краску замешивали пожиже, ткань окрашивалась в алый цвет, если погуще -ткань становилась лиловой. Ткани, выкрашенные пурпурной краской, сверкали на солнце, они не выгорали и не линяли при стирке. Их охотно покупали цари, жрецы и военачальники.
Для ведения торговли им нужны были простые значки, которые можно было записать и запомнить.
Г. Что такое Алфавит?
-буквы, расставленные в определенном порядке.
-способ письма, при котором каждая буква соответствует только одному звуку.
Финикийцы пробовали использовать клинопись, но это было не очень удобно для ведения торговых дел. Так появилась Финикиянка: финикийская азбука. Включала в себя 22 буквы. Первая «алеф» -бык, вторая «бет» -дом. Этот алфавит появился приблизительно 3 тыс. лет назад (слайд)В ней значки-символы соответствовали уже не словам или слогам, а только отдельным звукам -правда пока, только согласным! Например: Чтздснпсн!
Как мы пишем? Правильно: слева направо. Финикийцы писали наоборот: справа налево. Позже греки усовершенствовали и добавили гласные.
Многие финикийцы были купцами. Они нагружали товарами небольшие корабли, сколоченные из кедровых бревен. Следуя вдоль берега, купцы добирались до Египта, где продавали свои товары. Больше всего ценился в Египте лес. Обратно финикийцы везли зерно, льняное полотно, прочные канаты, желтоватые листы папируса. Финикийские купцы промышляли также «живым товаром», считая его самым прибыльным. Узнав о готовящемся походе, купцы спешили в военный лагерь и с нетерпением ждали сражения. Воины продавали купцам пленников за серебряное кольцо, меняли человека на кружку вина, кинжал или узорчатый пояс. Когда финикийцы высаживались где-нибудь на морском берегу, матери торопились прятать детей: бывали случаи, что купец заманивал мальчиков к
себе на корабль, обещая поварить какую-нибудь безделушку, а потом корабль уплывал в море. Увезенный в чужую-страну мальчик становился рабом (См. документ с.76)
-Что вывозили финикийцы из страны?( вино, масло, ткань, кедр, изделия из стекла)
–Как вы думаете, что они ввозили в страну? (папирус, медь, серебро, рабов)
Работая с настенной картой «Древние государства мира»,
отметить, что финикийцы добрались до Испании -страны, изобилующей серебром, а на севере -до окутанных туманом Оловянных островов (Великобритании и Ирландии), где было много олова, необходимого для выплавки бронзы. Ещедальше находился Янтарный берег (Прибалтика), откуда доставляли блестящие желтые куски затвердевшей массы, пригодной для выделки бус.Ребята, ни один народ в старину не объехал столько стран, как финикийцы. Они побывали в Греции, на о. Крит, на о. Кипр,в Италии, в Испании, обогнули всю Африку, Малую Азию (показать на карте!).
Задание: Выясните, какие ремесла существовали у жителей Финикии?
(Выращивали виноградники, оливковые деревья, делали вино и масло,
продавали лес, изобрели прозрачное стекло, строили корабли и бороздили
моря и океаны.)
В. Основание колоний.
Познавательное задание:
-Что такое колония? Для чего они нужны были финикийцам?
Совершите путешествие по карте и найдите страны, в которых побывали финикийцы. В тех странах, в которых постоянно бывали финикийцы они стали основывать поселения.( Работа с учебником-комментированное чтение , стр. 76.)
Запись в рабочую тетрадь: Колония -поселение.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
Вариант
I
1.Страна, расположенная на восточном побережье Средиземного моря: а)
Иран; б) Финикия; в) Египет.
2. Финикийцы славились изделиями краски. Это: а) пурпур; б) черная; в) зеленая.
3. Алфавит финикийцев состоял из ......... букв: а) 11; б) 22; в) 23.
4. Крупнейшая колония Средиземного моря: а) Карфаген; б) Фивы; в) Сидон.
5. Какому слову дали начало две буквы «алеф» и «бет»: а) клинопись; б) колония; в) алфавит?
6. Крупный портовый город, который возник в IIIтыс. до н.э.: а) Ниневия; б) Тир; в) Мемфис?
7. Финикийцы прославились как умелые строители. Что они построили: а) корабль; б) дом; в) дорогу?
8. Финикийцы первыми начали производить: а) искусственное орошение; б)
стекло; в) клинопись.
9. Какое современное государство расположено на территории Финикии: а)
Ливан; б) Беларусь; в) Индия?
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Вариант II
Найдите в тексте пять исторических ошибок.
« Могущество финикийского государства связано с правлением Хаммурапи.
Финикийцы считали, что их царь был богом. Свое название Финикия
получила из-за обилия финиковых пальм, растущих здесь. Вавилоняне
плавали по всему Средиземному морю и основали в Северной Испании очень
крупную колонию –Карфаген. Финикийцы же были искусными
ремесленниками и торговцами, а также создателями первого алфавита».
Домашнее задание п.15
Рабочий лист. I
Тема . Финикия
Проверка домашнего задания
Реши кроссворд.
Решите кроссворд:
По вертикали:
1. Небольшая пластина из мягкой глины, предназначенная для письма.
2.Горная порода, образующая в соединении с водой тестообразную массу ; использовалась в строительстве, в писцовых школах, для изготовления посуды.
3. Одна из двух главных рек Двуречья.
4. Высеченные на каменном столбе правила, по которым вавилонские судьи разбирали споры между людьми.
5. Самый известный в древнем Двуречье город.
6. Вавилонский царь-законодатель.
7. Брусок из глины, обожженный в печи или высушенный на солнце, употребляемый для построек.
8. Мера веса в Вавилоне.
9. Одно из названий страны в западной Азии, где , как и в Египте, более 5 тыс. лет назад возникли государства и было изобретено письмо.
Задание 2. Заполни таблицу «Природные условия и занятия жителей»
Климат | |
Географическое положение | |
Реки | |
Природа | |
Полезные ресурсы | |
Занятия | |
Города | |
Ввоз товаров | |
Вывоз товаров | |
Самая известная колония | |
Изобретения и открытия | |
Задание 3. Реши тест Вариант I
1.Страна, расположенная на восточном побережье Средиземного моря: а)
Иран; б) Финикия; в) Египет.
2. Финикийцы славились изделиями краски. Это: а) пурпур; б) черная; в) зеленая.
3. Алфавит финикийцев состоял из ......... букв: а) 11; б) 22; в) 23.
4. Крупнейшая колония Средиземного моря: а) Карфаген; б) Фивы; в) Сидон.
5. Какому слову дали начало две буквы «алеф» и «бет»: а) клинопись; б) колония; в) алфавит?
6. Крупный портовый город, который возник в IIIтыс. до н.э.: а) Ниневия; б) Тир; в) Мемфис?
7. Финикийцы прославились как умелые строители. Что они построили: а) корабль; б) дом; в) дорогу?
8. Финикийцы первыми начали производить: а) искусственное орошение; б)
стекло; в) клинопись.
9. Какое современное государство расположено на территории Финикии: а)
Ливан; б) Беларусь; в) Индия?
Рабочий лист. II
Тема .Финикия
Проверка домашнего задания
Реши кроссворд.
Решите кроссворд:
По вертикали:
1. Небольшая пластина из мягкой глины, предназначенная для письма.
2.Горная порода, образующая в соединении с водой тестообразную массу ; использовалась в строительстве, в писцовых школах, для изготовления посуды.
3. Одна из двух главных рек Двуречья.
4. Высеченные на каменном столбе правила, по которым вавилонские судьи разбирали споры между людьми.
5. Самый известный в древнем Двуречье город.
6. Вавилонский царь-законодатель.
7. Брусок из глины, обожженный в печи или высушенный на солнце, употребляемый для построек.
8. Мера веса в Вавилоне.
9. Одно из названий страны в западной Азии, где , как и в Египте, более 5 тыс. лет назад возникли государства и было изобретено письмо.
Задание 2. Заполни таблицу «Природные условия и занятия жителей»
Климат | |
Географическое положение | |
Реки | |
Природа | |
Полезные ресурсы | |
Занятия | |
Города | |
Ввоз товаров | |
Вывоз товаров | |
Самая известная колония | |
Изобретения и открытия | |
Задание 3. Найдите в тексте пять исторических ошибок.
« Могущество финикийского государства связано с правлением Хаммурапи.
Финикийцы считали, что их царь был богом. Свое название Финикия
получила из-за обилия финиковых пальм, растущих здесь. Вавилоняне
плавали по всему Средиземному морю и основали в Северной Испании очень
крупную колонию –Карфаген. Финикийцы же были искусными
ремесленниками и торговцами, а также создателями первого алфавита».