СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок истории "Гражданская война и интервенция"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Гражданская война и интервенция. Урок истории

Просмотр содержимого документа
«Урок истории "Гражданская война и интервенция"»

Тема урока: «Гражданская война и интервенция»

Учитель: Архипова Е.С.

Дата проведения: 28 октября 2017

Цель: в результате исследования источников сформировать представление о том, что гражданская война стала национальной трагедией народа; опираясь на исторические источники сформировать представление о причинах победы красного движения.

Задачи:

Образовательная:

  • обобщение и систематизация знаний учащихся о событиях Гражданской войны в России;

  • выяснение причин победы красных;

  • определить последствия Гражданской войны;

Воспитательная:

  • воспитание неприятия террора, силовых методов решения проблем, уважения к демократическим ценностям;

  • дальнейшее развитие нравственных и коммуникативных качеств личности.

Развивающая:

Продолжить работу над развитием

  • учебно-информационных умений (работа с историческим документом)

  • учебно-интеллектуальных умений (анализ, обобщение)

Форма урока: Лабораторное занятие с элементами дискуссии

Метод: исследование проблемы, лабораторный анализ

Приемы и средства обучения: повторительная беседа, работа с историческими терминами, работа с документами, презентация, решение проблемных заданий.

Оборудование: Документы времён Гражданской войныПлакаты времён Гражданской войныпрезентация, мультимедийное оборудование (доска, компьютер), видеопроектор,

Ход урока:

1этап урока. Организационный момент. (3 мин.)

Учитель. (Вводное слово)

В 1917 году, как мы знаем, в России разворачивается самая страшная, самая беспощадная война. Эту войну россияне вели друг с другом, брат с братом, отец с сыном. Гражданская война... Это незабываемые страницы нашего прошлого, когда страна раскололась на красных и белых, «своих» и «чужих»



Одни идут освобождать 
Москву и вновь сковать Россию.
Другие, разнуздав стихию,
Хотят весь мир перековать.

И там и здесь между рядами 
Звучит один и тот же глас:
“Кто не за нас, тот против нас.
Нет безразличных, правда с нами”.

Максимилиан Волошин.



Ребята, обратите внимание, как точно определил автор настроение той эпохи….Общечеловеческие ценности, такие, как милосердие, гуманизм, терпимость, отодвинуты в эти годы на второй план, уступая принципу: «Кто не с нами, тот против нас». Мы уже знаем, как разворачивались события войны на фронтах и в тылу. Относительно неизбежности гражданской войны многие публикации высказывают мнение, что войны в тех условиях можно было бы избежать. Для этого, прежде всего, нужна была коалиция большевиков с эсерами и меньшевиками. Но созданию спасительной коалиции воспрепятствовали политические амбиции руководителей партии большевиков с одной стороны и меньшевиков с другой.

Вместо того, чтобы сесть за стол переговоров, руководители, как принято сейчас говорить у политиков, «тянули одеяло на себя». Большевики решили вопрос о власти однозначно: она должна принадлежать только им. Оппозиционные партии, претендующие на власть, были ликвидированы.

Таким образом, история гражданской войны, отгремевшей более 80 лет назад в кровавых боях, в наши дни превращается в поле битвы – битвы идей и концепций.

Как видим, общечеловеческие ценности, такие, как милосердие, терпимость, гуманизм, нравственность, отодвигаются на второй план, уступая принципу «Кто не с нами, тот против нас». Страшная трагедия, названная гражданской войной, окрасила граждан России в два цвета: красный и белый. Страшная пропасть пролегла между сыном и отцом, брат пошёл на брата.



Вставка – отрывок из кинофильма «Тихий Дон»- убийство



Сегодня наша цель на уроке – изучить проблему побед и поражений в этой войне, посмотреть на войну как бы изнутри, глазами участников тех далёких событий. Попытаться понять, как они сами объясняли причины своих побед и поражений.

В процессе урока вы должны будете дать собственный ответ на следующие вопросы:

  1. Почему победу одержали «красные»?

  2. Можно ли определить победителя в Гражданской войне с позиции общечеловеческих ценностей?

  3. Чему учат итоги Гражданской войны?

Для этого мы должны проанализировать исторические источники и попытаться понять, в чём заключались причины их победы и поражения. А также определить последствия войны для судьбы страны.

Итак, тема сегодняшнего урока «Гражданская война и интервенция» (запись в тетрадь)



2 этап. Повторение и обобщение пройденного материала



БЛИЦ-ОПРОС



  1. Интервенция - вставка слайда

  2. Гражданская война-вставка слайда

  3. Революция-вставка слайда

  4. Террор - вставка слайда

  5. Представители Красного движения - вставка слайда

  6. Представители Белого движения - вставка видео

  7. ВЧК

  8. СНК

  9. ВЦИК

  10. Продразверстка - вставка слайда



3 этап. Подведение итогов





4 этап. Лабораторная работа



п.1 плана « Победители и побежденные в Гражданской войне».

Учитель. Переходим к анализу источников. Перед вами исторические документы, ваша задача, проанализировав их, ответить на поставленные вопросы.



(обучающиеся на слайде читают документ, анализируют его и отвечают на поставленные



Вопросы и задания группа №1 «Белые»

  1. Из записок В. В Шульгина.

Борьбу с большевиками превратили в борьбу с революцией, пре­жде чем революция окончилась в умах народа... Войну с большеви­ками вели как войну с внешним врагом, а не как гражданскую войну, опираясь на силу оружия, а не на сочувствие народных масс... Дея­телей революции с широкой популярностью устраняли и преследо­вали. На ответственные посты назначали людей старого режима... Проводили реакционные меры по землевладению и национальному вопросу... и тем давали оружие для большевистской агитации мест­ных самостийников.

  1. Из статьи П. Н. Милюкова.

Почему же наш корабль потерпел крушение? Люди искали идею и пятнали знамя... Добровольчество не смогло сохранить свои белые ризы. Наряду с исповедниками, героями, мучениками белой идеи были стяжатели и душегубы... Добровольчество есть плоть от плоти, кровь от крови русского народа.

  1. Из приказа губернатора Енисейской и части Иркутской губернии генерала С.Н. Розанова, 27 марта 1919 г.:

«1. При занятии селений, захваченных ранее разбойниками, требовать выдачи их главарей и вожаков; если этого не произойдет... — расстреливать десятого.

2. Селения, население которых встретит правительственные войска с оружием, сжигать; взрослое мужское население расстреливать поголовно; имущество... отбирать в пользу казны...

5.... За добровольное снабжение разбойников не только оружием.., но и продовольствием, одеждой и прочим виновные селения будут сжигаться, а имущество отбираться в пользу казны.

6. Среди населения брать заложников, в случае действий односельчан, направленных против правительственных войск, заложников расстреливать беспощадно».

Вопросы:

  1. В чем видят причины собственного поражения участники белого движения?

  2. Как вы думаете, какую причину поражения деятели белого движения считают основной?

  3. На основании представленных документов сделайте вывод об отношении к белому движению широких народных масс

Вопросы и задания группы № 2» «Красные»

1. Из книги А. И. Деникина «Очерки русской смуты».

Огромная усталость от войны и смуты; всеобщая неудовлетво­ренность существующим положением; неизжитая еще рабья психо­логия масс, инертность большинства и полная безграничного дерза­ния деятельность организованного, сильного волей и беспринципного меньшинства; пленительные лозунги: власть - пролетариату, зем­ля - крестьянам, предприятия - рабочим и немедленный мир... Вот в широком обобщении основные причины того неожиданного и как будто противного всему ходу исторического развития русского на­рода факта - восприятия им или вернее непротивления воцарению большевизма.

2. Из статьи лидера немецких социал-демократов К. Каутского.

Победа офицеров, от Корнилова до Врангеля, явно грозила вос­становлением старого режима. Напротив, все последствия больше­вистских государственных переворотов не выступали еще с доста­точной отчетливостью. Большевики казались борцами за новую, крестьянскую собственность, как она только возникла, из раздела земель. Они казались защитниками рабочих Советов, давших наем­ным рабочим свободу, политически и социально поставив их выше капиталистов. Все гибельные стороны большевизма, его террор, его всемогущая полицейщина, уничтожение политической свободы и хозяйственная разруха - все это казалось лишь следствием граждан­ской войны, которое исчезнет вместе с нею.

3. Из воспоминаний П. Н. Милюкова.

...Военное руководство красными войсками попало в руки старых офицеров Генерального штаба и велось довольно искусно.

4. Из Программы РКП (б). Принята VIII съездом партии в марте 1919г.:

«Октябрьская революция 25 октября (7 ноября) 1917 г. в России осуществила диктатуру пролетариата, начавшего при поддержке беднейшего крестьянства или полупролетариата созидать основы коммунистического общества. ...Началась эра всемирной пролетарской революции, коммунистической революции. Только пролетарская, коммунистическая революция может вывести человечество из тупика, созданного империализмом и империалистическими войнами...

В ОБЛАСТИ ОБЩЕПОЛИТИЧЕСКОЙ. Задача партии пролетариата состоит в том, чтобы проводить неуклонное подавление сопротивления эксплуататоров ...

Вопросы:

1. Проанализируйте документ

2. Какие факторы, отмеченные в документах, предопределили победу большевиков в гражданской войне?

3. Обратите внимание на высказывание П. Н. Милюкова (доку­мент 3). Как вы думаете, почему значительная часть русского офи­церства пошла служить в Красную Армию?

4. Предложите материал по проблеме «Почему победили красные?

5 этап урока. Обсуждение причин побед и поражений основных участников войны.

(В ходе обсуждения предложений групп формулируются причины поражения белых и победы красных в Гражданской войне. Делаются записи в тетради).

Учитель уточняет, корректирует и дополняет формулировки учащихся, используя высказывания участников движения.

6 этап урока. Обсуждение итогов и последствий войны.

Итак, в Гражданской войне победили красные, мы выяснили, что привело их к победе. Но борьба за будущее России, которое каждая сторона понимала по-своему, обернулась страшными жертвами братоубийства. Потери Росси в этой войне поистине огромны.

Преподаватель говорит о таком страшном последствии Гражданской войны, как обесценивание человеческой жизни.

“Брали на мушку”, “ставили к стенке”,
“Списывали в расход”.
Так изменялись из года в год 
Быта и речи оттенки.
“Хлопнуть”, “угробить”,
“Отправить на шлепку”,
“К Духонину в штаб”, “разменять”
Проще и хлеще нельзя передать нашу кровавую трепку.

М. Волошин.

Вопрос: каковы последствия Гражданской войны? (ответы учащихся (слайды 7-8)

7 этап урока. Дискуссия



Учитель: Подведем итоги нашего урока.

У нас нет оснований идеализировать ни большевиков, ни их противников. Обе стороны проявили рвение, подбрасывая поленья в полыхающий костер братоубийственной войны. При этом каждая сторона считала себя абсолютно правой.

Белые претендовали на роль представителей общенационального дела, воевали и умирали за великую Россию и ее интересы, как они их понимали. В свою очередь большевики были убеждены, что являются выразителями интересов всех трудящихся, борцами против угнетения и эксплуатации, за скорое и окончательное освобождение не только собственного народа, но и всего мира.



Ответьте пожалуйста на вопрос:

  • В чём же заключается особый трагизм Гражданской войны?

  • Можно ли определить победителя в Гражданской войне с позиции общечеловеческих ценностей? (ответы обучающихся)





8. Итог урока. (Рефлексия)

- Что нового вы узнали на уроке?

- С какой целью вам было предложено задание по группам?

- Какие задания оказались самыми трудными, какие самые легкие?

- Почему?

- Что вам помешало выполнить задание?

- Как справиться с трудными, если они возникают вновь?

- Что еще можно узнать по теме урока?

- Из каких источников?











Завершая урок, мне представился памятник всем жертвам гражданской войны в России. Это- фигура женщины в чёрном, символизирующей Россию, она склонилась над телами двух своих сыновей. Один из них – в будёновке с красной звездой, второй – в белогвардейской шинели. Они оба матери одинаково дороги, горе её безутешно.



Внизу на плите выбиты строчки стихотворения Марины Цветаевой:



Как правая и левая рука,

Твоя душа моей душе близка,

Мы смежены блаженно и тепло,

Как правое и левое крыло.

Но вихрь прошёл, и пропасть пролегла

От правого и левого крыла.

1918-1920



Гражданская война – это не только фанфары побед, сколько трагедия народа заключающаяся в самой постановке борющимися силами бескомпромиссного вопроса: жизнь или смерть? Речь шла не о том, какая из противоборствующих сил будет побудителем, а какая побежденной, о самом их физическом существовании. Отсюда и особая острота и жестокость борьбы. Трагическими последствиями этой войны стали раскол общества на «своих» и «чужих», обесценивание человеческой жизни, развал народного хозяйства. Независимо от того, кто победил, главной жертвой гражданской войны был народ.

9 этап урока. (2 мин.)

Выставление оценок

Д/З написать эссе «Уроки Гражданской войны».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!