СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок истории на тему Мировой экономический кризис 1929-1933 г.: поиски путей выхода и преодоление кризисных явлений.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока. Сформировать у учащихся целостное представление о взаимосвязи событий 1929-1933 гг., об особенностях выхода из великой депрессии стран США, Франции, Италии, Германии.

Просмотр содержимого документа
«Урок истории на тему Мировой экономический кризис 1929-1933 г.: поиски путей выхода и преодоление кризисных явлений.»



Дата

урока

Класс 11

Тип урока: урок обобщения и систематизации предметных знаний (в форме конференции).

Тема урока

Мировой экономический кризис 1929-1933 г.: поиски путей выхода и преодоление кризисных явлений.

Цель урока

Сформировать у учащихся целостное представление о взаимосвязи событий 1929-1933 гг., об особенностях выхода из великой депрессии стран США, Франции, Италии, Германии.



Обучающая

Развивающая

Воспитательная

Подвести учащихся к самостоятельным выводам о проявлении мирового экономического кризиса во всех сферах жизни общества. Определить характер, содержание и тенденции процессов, которые разворачивались в этих странах.

Умение выделять главное, формировать умение логично выражать свои мысли, давать оценку историческим событиям. Сопоставлять различные взгляды и делать выводы, формировать интерес к историческим знаниям, умение работать и ИКТ.

Способствовать формированию у учащихся чувства сострадания к людям, оказавшимся в сложном социально-экономическом и морально-психологическом положении в связи с мировым экономическим кризисом.

Основные понятия, даты, термины, изучаемые на уроке

1923-1933 – «Великая депрессия»

«великая депрессия», «гитлеризм», «национал-социализм», «милитаризация», «фашизм», «корпоративная система».

Используемые технологии

ИКТ, исследовательский метод, технология опережающего обучения, метод демонстрации.

Оборудование

Учебник: политическая карта мира, памятки: «Как давать рецензию на ответ»; «Условия дискуссии»; «В помощь руководителю группы»; «Карта-инструкция».



ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

  2. Введение в тему

  1. Вступительное слово учителя.

Процесс стабилизации экономик ведущих индустриальных государств мира в 20-х годах прервал грандиозный экономический кризис, который начался осенью 1929 г. и продолжался до весны 1933 г. Это большой кризис перепроизводства в новейшей истории. Он охватил все сферы экономики индустриальных государств. По уровню производства промышленность США сравнялась с уровнем 1908 г. Армия безработных вместе с семьями составляла более 100 млн. людей, лишенных средств к существованию.

Страны пытались по-разному преодолеть кризис: искали различные пути выхода из великой депрессии. Предметом анализа нашего урока является сравнение путей выхода индустриально разрозненных стран из кризиса. Анализ изменений, которые происходили в странах США, Германии, Франции, Италии после кризиса даст представление о содержании, характере и тенденции процессов, которые разворачивались в мире.

  1. Класс делится на 4 группы, в группах выбирают руководителя (карточки-инструкции и памятки прилагаются) в специальный бланк.

Руководитель группы отмечает более активных учащихся группы, результаты записывает Из числа подготовленных учащихся определяются эксперты, которые следят за обсуждением, вступают в результате необходимости в дискуссию и фиксируют результаты, набранные учащимися каждой группы.

Гр.

Выполнение

заданий

(до 10 б.)

Вопросы

группам

(3 б.)

Ответы

на

вопросы

(до 5 б.)

Дополнения

к ответам

(до 2 б.)

Совместная

работа

(до 10 б.)

Общее

кол-во

баллов

Место











  1. Политическая разминка.

Дайте определение понятиям:

- «великая депрессия»

- «гитлеризм»

- «национал-социализм»

- «милитаризация»

- «фашизм»

- «корпоративная система»

  1. Проблемное задание.

  1. а) Можно ли утверждать о существовании какой-то общей тенденции относительно роли государства в появлении кризисных явлений?

  2. б) Исходя из идеологии, социальной и экономической политики нацистов и фашистов, определите, почему рано или поздно пребывание их у власти приведет к войне?

  3. в) Составьте сравнительную таблицу «Экономический кризис 1929-1933 гг. и индустриальные страны Европы и США».

    1. Название страны

    1. Пути преодоления кризиса

  4. Обобщения и систематизации предметных знаний.

  5. План конференции:

  1. «Новый курс», его особенности и последствия для международной политики США (группа №1).

  2. Что гитлеровский режим в Германии использовал для выведения экономики страны из глубокого кризиса? (группа № 2).

  3. Приход к власти и политике правительства Народного фронта – путь выхода из «великой депрессии» (группа № 3).

  4. Сущность «корпоративной системы» в Италии (группа № 4).

  1. Регламент конференции позволяет выделить для сообщений около 7 минут.

  2. Подведение итогов урока, анализ работы в группах, подведение итогов работы.

  1. Проверка таблицы, которую учащиеся заполняют в ходе урока.

  1. Название страны

  1. Пути преодоления кризиса

  1. США

  1. Реформы, которые получили название «новый курс Рузвельта», государственное регулирование экономики демократическим путем в интересах широких масс населения.

  1. Франция

  1. К власти пришел Народный фронт – выход искали в улучшении социально-экономического положения трудящихся, предоставления прав трудящимся, расширение социального законодательства. Это был демократический путь.

  1. Германия

  1. Установление нацистской диктатуры, экономика подчинена государству с сохранением привилегий индивидуальных собственников. Ликвидация демократических институтов.

  1. Италия

  1. Установление фашистской диктатуры, создание «корпоративной системы».

  1. Вывод. В таких странах, как США. Франция, где было создано гражданское общество и существовали сильные демократические традиции приход к власти фашистов был невозможен. Тоталитарные режимы Италии и Германии вели агрессивную внешнюю политику, правительства демократических стран провозгласили о своем нейтралитете и невмешательстве. Таким образом, первый бой с фашизмом был проигран, назревала Вторая мировая война.

  2. Карточка-инструкция для группы № 1.

  3. Вашей группе необходимо изучить вопрос о выходе США из «великой депрессии». Для этого вы используйте, разделив между собой книги, пособия и другие средства обучения.

  4. Результатом вашей работы станут:

  1. Программа выхода США из экономического кризиса.

  2. Иллюстрации (схемы, карточки, таблицы, картинки, цитаты, отрывок из художественного произведения), которые вы можете использовать в работе.

  1. Необходимо обратить внимание при подготовке к конференции на такие вопросы:

  1. Какие идеи Дж.Кейнса использовал Ф.Рузвельт для «нового курса»?

  2. Определите основные направления «нового курса», какие законы были приняты:

  1. - в области промышленности

  2. - в финансовой сфере

  3. - в сельском хозяйстве

  4. - в социальной сфере? Что именно было сделано?

  5. 3. Почему именно, по вашему мнению, был ликвидирован «сухой закон»?

  6. 4. Можно ли утверждать о какой-то закономерности относительно роли государства в развязании кризисных явлений?

  7. Перед конференцией постарайтесь обсудить подготовленные вами сообщения и иллюстрации к ним для того, чтобы отобрать необходимую информацию для вашего выступления на 7 минут.

  8. Карточка-инструкция для группы № 2.

  9. Вашей группе необходимо подготовить вопрос о путях выхода Германии из экономического кризиса. Для этого вы используйте, разделив между собой книги, пособия и другие средства обучения.

  10. Результатом вашей работы станут:

  1. Программа выхода Германии из экономического кризиса.

  2. Иллюстрации (схемы, карточки, таблицы, картинки, цитаты, отрывок из художественного произведения), которые вы можете использовать в работе.

  1. Необходимо обратить внимание при подготовке к конференции на такие вопросы:

  1. В годы кризиса стремительно возрастала роль лидера национал-социализма А.Гитлера, что вы знаете о нем? Что дало ему возможность сталь лидером в 1930 г.?

  2. Что гитлеровский режим в Германии использовал для выхода экономики страны из глубокого кризиса?

  3. Как вы считаете, была ли в Германии альтернатива фашистскому режиму?

  4. Чему учит исторический опыт Германии 1920-1930 гг.?

  1. Перед конференцией постарайтесь обсудить подготовленные вами сообщения и иллюстрации к ним для того, чтобы отобрать необходимую информацию для вашего выступления на 7 минут.

  2. Карточка-инструкция для группы № 3.

  3. Вашей группе необходимо изучить вопрос о путях выхода Франции из экономического кризиса 1929-1933 гг. Для этого вы используйте, разделив между собой книги, пособия и другие средства обучения.

  4. Результатом вашей работы станут:

  1. Программа выхода Франции из экономического кризиса.

  2. Иллюстрации (схемы, карточки, таблицы, картинки, цитаты, отрывок из художественного произведения), которые вы можете использовать в работе.

  1. Необходимо обратить внимание при подготовке к конференции на такие вопросы:

  1. Причины образования Народного фронта, сущность его программ и партии, которые в него входили.

  2. Почему, не смотря на внешнюю политику курса левых партий, народный фронт все же недолго удержался у власти? Укажите причины его кризиса и значение.

  3. В чем суть уроков деятельности Народного фронта?

  1. Перед конференцией постарайтесь обсудить подготовленные вами сообщения и иллюстрации к ним для того, чтобы отобрать необходимую информацию для вашего выступления на 7 минут.

  2. Карточка-инструкция для группы № 4.

  3. Вашей группе необходимо изучить вопрос о путях выхода Италии из экономического кризиса 1929-1933 гг. Для этого вы используйте, разделив между собой книги, пособия и другие средства обучения.

  4. Результатом вашей работы станут:

  1. Программа выхода Италии из экономического кризиса.

  2. Иллюстрации (схемы, карточки, таблицы, картинки, цитаты, отрывок из художественного произведения), которые вы можете использовать в работе.

  1. Необходимо обратить внимание при подготовке к конференции на такие вопросы:

  1. Какие обстоятельства послевоенной Италии обусловили приход фашистов к власти?

  2. Сущность «корпоративной системы»

  1. Перед конференцией постарайтесь обсудить подготовленные вами сообщения и иллюстрации к ним для того, чтобы отобрать необходимую информацию для вашего выступления на 7 минут.

  2. Памятка руководителю группы

  1. Познакомить всех членов группы с содержанием задания.

  2. Составить план и определить способы решения группового задания.

  3. Распределить задания между членами группы.

  4. Помогать в выполнении заданий участникам группы.

  5. В случае возникновения трудностей при выполнении заданий обратиться за помощью к эксперту или учителю.

  6. Обеспечить правила совместной работы, право каждого на собственное мнение и уважение мнения другого.

  7. В результате обсуждения назначить выступающего от группы.

  8. Дать оценку деятельности каждого участника группы.

  9. Создать дружескую атмосферу в группе.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!