СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок истории "Окончание Смутного времени"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи: познакомить с внешнеполитическим положе­нием России в начале XVII в., окончанием Смутного времени; характеризовать последствия Смуты.

Просмотр содержимого документа
«Урок истории "Окончание Смутного времени"»

Урок. Окончание Смуты

Цели и задачи: познакомить с внешнеполитическим положе­нием России в начале XVII в., окончанием Смутного времени; характеризовать последствия Смуты.

Планируемые результаты: предметные: давать определения понятий- гетман. Семибоярщина: описывать планы иностранных государств по отношению к России, определять причины свержения Шуйского и прихода к власти Семибоярщины, оценивать деятельность правительства во главе с Ф.И.Мстиславским, определять роль народного ополчения в борьбе за независимость страны, оценивать значение восшествия на престол династии Романовых; применять основные хроно­логические понятия, термины; метапредметные УУД - 1) коммуни­кативные: работая индивидуаль­но и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон; владеть устной и письменной речью; 2) регулятивные: выполнять задания по пред­ложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы; соотносить результат своей деятельности с целью и оце­нивать его; 3) познавательные: строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России; оценивать исторические события и роль лично­сти в истории; уважительно относиться к героическому прошлому Отечества;

Оборудование: учебник, карта «Россия в период Смутного вре­мени», пакет с рабочим материалом для работы в группах.

Тип урока: урок открытия нового знания.

  1. Мотивационно-целевой этап

Перед Россией встала угроза утраты национальной независи­мости. Стало понятно, что спасти отечество могут только простые русские люди. Получили хождение призывные грамоты городам главы Русской православной церкви патриарха Гермогена, рязан­ского воеводы Прокопия Ляпунова.

Тема урока: «Окончание Смутного времени».

  • Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

  • На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

План урока

  1. Распад тушинского лагеря. Семибоярщина.

  2. Первое ополчение.

  3. Второе ополчение. Освобождение Москвы.

  4. Воцарение династии Романовых.

Проблемные вопросы

  • Почему действия Гермогена и Сусанина можно назвать ге­роическими?

  • Почему день 4 ноября стал государственным праздником?

  1. Введение в новый материал

На прошлых уроках мы выяснили, что самыми главными угрозами Смутного времени были:

1) развал хозяйства страны;

  1. гражданская война;

  2. иностранная интервенция и опасность утраты единства страны.

Как удалось выйти из Смуты и предотвратить распад страны;- мы узнаем на сегодняшнем уроке.

V. Работа по теме урока

1. Распад тушинского лагеря. Семибоярщина

Поражение под Клушином послужило причиной для отстранения Василия Шуйского от власти. 17 июля 1610 г. бояре и дворяне во главе с Захаром Ляпуновым свергли Шуйского с престола и заставили его постричься в монахи. Бывший «боярский» царь, был выдан гетману Жолкевскому, который увез Шуйского в Польшу. Власть передала к правительству из семи бояр (Семибоярщина), в состав которого вошли: Ф.И. Мстиславский, И.М. Воротынский, А.В. Трубецкой, А.В. Голицын, Б.М. Лыков, И.Н. Романов, Ф.И. Шереметев.

  • Работая с п. 1, 2 § 16 учебника, назовите и охарактеризуйте; претендентов на российский престол.

(Проверка выполнения задания.)

Мы видим, что Семибоярщина, не имевшая опоры в стране, пошла на прямую измену: бояре принесли присягу королевичу Владиславу с условием, что он примет православие. Но Владислав отказался. В августе 1610 г. бояре впустили в Москву польский гарнизон. Фактическая власть оказалась в руках польского коменданта пана Гонсевского. Король Сигизмунд III открыто объ­явил о своих претензиях на русский престол. Началась открытая польско-литовская интервенция. Шляхетские отряды покинули Тушинского вора. Самозванец бежал в Калугу, где вскоре был убит (больше полякам он был не нужен). России грозила потеря национальной независимости.

  • Кто выступил против приглашения на престол королевича Владислава? (Патриарх Гермоген.)

Патриарх не подписал грамоту, передающую русский престол поляку-католику. Тем самым патриарх призвал народ встать на зщиту православной веры против католиков-поляков. Гермоген умер в тюрьме, но первый шаг к освободительной борьбе был сделан.

2. Первое ополчение

Против польских интервентов и изменников-бояр стали вы­ступать различные слои русского народа. Из Москвы и других городов по стране рассылались грамоты, в том числе патриарха Гермогена, с призывом развернуть борьбу с врагом.

- Работая с п. 3 § 16 учебника и дополнительным материалом, охарактеризуйте деятельность Первого ополчения.

(Ученики при консультативной помощи учителя заполняют первую часть таблицы «Народное ополчение».)

Дополнительный материал

Организация Первого ополчения началась в Рязани. Его вождем стал рязанский воевода Прокопий Ляпунов. К движению присоединились Ярославль, Нижний Новгород, Суздаль, Владимир, Муром, Кострома и другие города.

Первое ополчение включало дворян и «детей боярских», стрельцов и служилых казаков городских гарнизонов, черносошных крестьян, го­рожан, отряды даточных людей из крепостных крестьян; в него же вошли «тушинские» бояре и воеводы, ратные люди из калужского лагеря Лжедмитрия II во главе с князем Д.Т. Трубецким, казацкие отряды из Тулы во главе с атаманом И.М. Заруцким.

В начале марта 1611 г. Первое ополчение выступило из Коломны. В Москве уже назревало народное восстание против польских интер­вентов. Поляки замыслили расправу с населением столицы. 19 марта восставшие посадские люди, стрельцы, пушкари и крестьяне изгнали поляков из Белого города. Активную роль в боях на Лубянке играл князь Д.М. Пожарский.

Передовые отряды Первого ополчения подошли к Москве 21 марта. К этому времени восстание было фактически подавлено. 24 марта, когда к столице подошли главные силы народного ополчения, начались стычки с поляками. Во время осады Москвы обострились противоречия между дворянством и казаками, среди которых было много беглых крестьян и холопов, привлеченных обещаниями «воли и жалованья».

30 июня 1611 г. был образован «Совет всей земли», в который входи­ли руководители отрядов народного ополчения. Совет избрал «временное правительство» во главе с Ляпуновым. Правительство не признало «ту­шинских» жалований поместными окладами. Казакам было запрещено занимать должности приставов в городах, дворцовых и черных волостях, на которые предполагалось назначать только дворян. Беглых крестьян надлежало вернуть помещикам.

Взрыв недовольства казаков дворянской политикой привел 22 июня 1611 г. к убийству Ляпунова. После этого ряды Первого ополчения покинуло большинство служилых людей. Под Москвой остались главным образом отряды казаков (около 10 тыс. человек).

3. Второе ополчение. Освобождение Москвы

- Работая с п. 3 § 16 учебника и дополнительным материалом охарактеризуйте деятельность Второго ополчения.

(Ученики при консультативной помощи учителя заполняют вторую часть таблицы «Народное ополчение».)

Дополнительный материал

В сентябре 1611 г. в Нижнем Новгороде земский староста Кузьма Минин обратился к посадским людям с призывом собрать средства и со­здать ополчение для освобождения Родины. Население города было об­ложено особым сбором для организации ополчения. Военным руководи­телем был приглашен князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Грамоты с призывом к сбору народа были разосланы в другие города.

Во Втором ополчении, кроме посадских людей и крестьян, участвовали также мелкие и средние дворяне. Основные силы ополчения были сформированы в городах и уездах Поволжья. Вместе с русскими в нем участвовали марийцы, чуваши, коми и другие народы Поволжья и Севера.

Программа Второго ополчения заключалась в освобождении Москвы от интервентов, отказе от признания на русском престоле государей ино­земного происхождения, создании нового правительства.

Действия ополчения были поддержаны патриархом Гермогеном, от­казавшимся выполнить требования московских бояр-изменников об осу­ждении ополчения и призывавшим к борьбе с интервентами.

В марте 1612 г. ополчение выступило из Нижнего Новгорода и в на­чале апреля прибыло в Ярославль, куда подошли отряды из других го­родов и уездов. Здесь был создан временный «Совет всей земли» — пра­вительственный орган, в котором главную роль играли посадские люди и представители мелкого служилого дворянства.

В связи с приближением к Москве крупного отряда польско-литовских войск под предводительством гетмана К. Ходкевича ополчение выступило из Ярославля и в конце июля — начале августа 1612 г. подошло к Москве, заняв позицию вдоль западных стен Белого города.

В сражении 22-24 августа при поддержке казаков Трубецкого был разгромлен отряд Ходкевича, которому не удалось прорваться в Москву. Эта победа предрешила судьбу польских гарнизонов в Кремле и Китай- городе, которые капитулировали 22-26 октября 1612 г.

Освобождение Москвы послужило толчком к развертыванию массового освободительного движения против интервентов по всей стране.

В ноябре 1612 г. руководители Второго ополчения разослали по горо­дам грамоты о созыве Земского собора для выборов нового царя. Состав Земского собора 1613 г. отразил возросшую роль посадского населения и мелкого служилого дворянства, а также казачества в освободительной войне против интервентов.


  • Как вы думаете, как личные качества руководителей на­родного ополчения повлияли на итоги деятельности его первого и второго составов?

(Ученики высказывают свои версии.)

  • Изучив дополнительный материал, определите, какие ка­чества руководителей Второго ополчения позволили им выполнить столь ответственную миссию — спасти Россию.

Дополнительный материал
Дмитрий Пожарский

Князь Дмитрий Михайлович Пожарский родился в ноябре 1578 г. В 1593 г. начал службу при дворе царя Федора Ивановича. В начале цар­ствования Бориса Годунова князя Пожарского перевели в стольники. Он получил поместье под Москвой, а затем был отправлен из столицы в армию на литовский рубеж. После смерти Годунова Пожарский присяг­нул царевичу Дмитрию. При Василии Шуйском был назначен воеводой в Зарайск.

Когда прошел слух, что король Сигизмунд хочет сам царствовать над Русью и осадил Смоленск, то по всем русским городам стало подни­маться волнение и возмущение. Общие настроения выразил рязанский дворянин Прокопий Ляпунов, который в своих воззваниях призывал к восстанию против поляков. Пожарский отправился в захваченную по­ляками Москву, где начал готовить народное восстание. Оно началось стихийно 19 марта 1611 г. Чтобы остановить мятеж, поляки подожгли несколько улиц. Пламя к вечеру охватило весь город.

На второй день поляки подавили восстание. Держалась только Сре­тенка. Не сумев взять острожец Пожарского штурмом, поляки подпалили окрестные дома. В завязавшемся бою Пожарский был тяжело ранен. Его вывезли из Москвы в Троице-Сергиеву обитель.

Нижегородцы избрали героя московского восстания князя Пожарского воеводой ополчения. Большую помощь оказали ему богатые купцы и предприниматели. На собранные деньги нижегородцы стали нанимать служилых людей. Пожарский и Минин добивались, чтобы ополчение превратилось в хорошо вооруженное и сильное войско.

В 1615 г. Пожарский нанес под Орлом поражение польскому аван­тюристу Лисовскому, в 1616 г. ведал в Москве «казенными деньгами» в 1617 г. оборонял от литовских интервентов Калугу, в 1618 г. ходил к Мо­жайску на выручку русской армии, осажденной королевичем Владисла­вом, а потом был среди воевод, оборонявших Москву от армии гетмана Ходкевича.

По окончании Смуты Пожарский некоторое время ведал Ямским приказом, был воеводой в Новгороде, потом был переведен в Москву в Поместный приказ, руководил строительством укреплений вокруг Мо­сквы, а потом возглавлял Судный приказ.

Умер Пожарский в апреле 1642 г.

Кузьма Минин

Биография Кузьмы Анкундиновича Минина, по прозванью Сухорук, до 1611 г. неизвестна. Посадский человек Нижнего Новгорода, по-видимому, среднего достатка, торговавший мясом, он, кажется, ничем особенным не выделялся из рядов «братьи своей», посадских людей.

Осенью 1611 г. Минин становится первым человеком в родном городе. В эту критическую для России пору, когда распалось Первое ополче­ние, когда Новгород был уже занят шведами, Смоленск взят Сигизмундом, а в Псковской области действовал новый «царь Димитрий», когда уныние, малодушие и отчаяние захватили многих, местные и личные интересы стали брать верх над общегосударственными, — Минин глубоко скорбел о бедствиях Отечества и думал о средствах помочь ему.

1 сентября Минин был избран в земские старосты Нижнего Новгоро­да. В земской избе и «иде же аще обреташеся» он стал призывать посад­ских людей порадеть об Отечестве и личным примером побуждал к по­жертвованиям для найма ратных людей. К начинанию скоро пошедшего за Мининым посада примкнули и власти, и весь город. Был составлен приговор о принудительном сборе со всех хозяев города и уезда «пятой деньги», т. е. пятой части имущества. По предложению избранного воево­дой Пожарского Минину было поручено заведование казной ополчения.

С званием «выборного человека» простой нижегородец стал рядом с князем Пожарским, а после, под Москвой и в Москве, и с князем Тру­бецким, во главе ополчения и образовавшегося в нем правительства. Принимая участие во всех делах правительственных, Минин главным образом ведал казной и обеспечением ратных людей необходимыми за­пасами и денежным жалованьем. С этой миссией он успешно справился, несмотря на трудности сборов в разоренной Смутой стране.

Под Москвой, в битве с Ходкевичем, Минин показал и военную доб­лесть, решив исход боя смелым ударом.

12 июля 1613 г. Минин был пожалован думным дворянством и зем­лей в Нижегородском уезде. В 1614—1614 гг. он выполнял различные правительственные поручения. Возвращаясь в 1616 г. из Казани, заболел и умер.

4. Воцарение династии Романовых

В первые же дни после освобождения Москвы земский со­вет, в котором соединились участники Первого и Второго опол­чений, повел речь о созыве Земского собора и избрании на нем царя.

Этот исторический собор собрался в начале 1613 г., а 21 фев­раля избрал на царствие шестнадцатилетнего Михаила Романова. В костромской Ипатьевский монастырь, где в это время находил­ся Михаил, было направлено посольство с предложением занять русский трон. 2 мая 1613 г. Михаил прибыл в Москву, 11 июля венчался на царство. Так в России утвердилась династия Рома­новых, правивших страной более 300 лет.

Дворяне видели в Романовых последовательных противни­ков «боярского царя» Василия Шуйского, казаки - сторонников «царя Дмитрия» (что давало основание полагать, что новый царь не будет преследовать бывших «тушинцев»). Бояре надеялись со­хранить власть и влияние при молодом царе. Отношение титуло­ванной знати к Михаилу Романову отразил Федор Шереметьев в своем письме к одному из князей Голицыных: «Миша Романов молод, разумом еще не дошел и нам будет повален». В.О. Ключев­ский заметил по этому поводу: «Хотели выбрать не способнейше­го, а удобнейшего».


Домашнее задание

П.16, вопросы

1.Почему распался тушинский лагерь? Закономерен ли, с вашей точки зре­ния, исход авантюры Лжедмитрия II? 2. Охарактеризуйте позицию патриарха Гермогена в отношении призвания на российский престол польского короле­вича Владислава. Почему служение патриарха Гермогена называют подвигом? Какова в целом была роль Русской православной церкви в годы Смуты?

  1. Приведите доказательства сложного внешнеполитического положения Рос­сии в 1611 г. Какие планы строили в отношении России европейские державы?

  2. Подготовьте рассказ об образовании и деятельности Второго ополчения. Для чего был создан «Совет всей земли»? 5. Какое значение имело освобож­дение Москвы от поляков Вторым ополчением? 6. Почему 4 ноября стало от­мечаться в России как День народного единства?

Думаем, сравниваем, размышляем

1.Почему действия Второго ополчения (в отличие от действий Первого ополче­ния) были удачными?

4.Выясните, кто написал музыку к опере «Жизнь за царя». Чему посвящено это музыкальное произведение?

6.Поразмышляйте, почему было необходимо избрание на российский престол нового царя. Почему выбор пал на Михаила Фёдоровича Романова?
































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!